СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совместная работа семьи и школы по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи прежде всего включает в себя семейную микросреду, образ жизни семьи в целом.

Просмотр содержимого документа
««Совместная работа семьи и школы по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»»

«Совместная работа семьи и школы

по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Основная социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи прежде всего включает в себя семейную микросреду, образ жизни семьи в целом. Включение детей в социум для родителей становится одной из первостепенных задач. При этом родители рассматривают необходимость образования в школе не только для получения знаний детьми, но и для социализации в обществе и детском коллективе.

В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения  не только отражает тенденции современного времени, но и способствует реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, требуется целенаправленная профессиональная помощь.  В условиях инклюзивного образования необходимо вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей; способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ и социумом. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению  им материальной независимости и социальной адаптации.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Эффективность психолого-педагогического сопровождения, прежде всего зависит от своевременной, систематической помощи и единого  подхода работников школы и родителей.

Задачи, которые стоят перед школой в работе с семьей:

- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми,

- организации совместной практической деятельности;

-способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

- создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению  социального пространства семей.

В школе традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:

- встречи, знакомства с родителями;

- анкетирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

- школа молодых родителей;

- мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм);

- разработаны тематические папки с рекомендациями для родителей;

- информационный стенд;

-страничка логопеда и педагога - психолога для родителей на школьном интернет – сайте;

-школа будущего первоклассника;

-родительские собрания;

-совместные праздники детей и родителей.

Индивидуальные формы.

1. Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.

Родители заранее предупреждаются о приходе.

При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:

- проявлять высокий такт в разговоре с родителями;

- исключать жалобы на ученика;

- не предъявлять претензий к родителям;

- советы и рекомендации давать ненавязчиво;

- договариваться о конкретных совместных делах;

- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне тактичными.

2. Приглашение в школу.

Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.

3. Индивидуальные консультации педагога– психолога.

Это одна из важнейших форм взаимодействия педагога - психолога с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта. Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).

4. Переписка.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Групповые формы.

1. Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания  между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль  в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном и психолого-педагогическом сопровождении.

Тематические консультации.

Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, педагог - психолог, представитель правоохранительных органов.

Родительские вечера.

Родительский вечер – это праздник общения родителей.

Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.

Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.). Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. При работе с родителями необходимо соблюдать принцип опоры на все положительное. Педагоги знают, что у любого ребенка есть что-то хорошее, поэтому нужно обращать внимание родителей на этом, и пусть оно растет, вытесняя плохое. Родительское собрание должно носить не только деловой оттенок, но и праздничный. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и детям готовить номера художественной самодеятельности. Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными.

Выставки работ.

Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ.

Идя по такому пути, школа сможет привлечь родителей к воспитательной работе, расширяя уровень их педагогических знаний, создаст единую коррекционно-воспитательную систему школы и семьи.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Вы должны относиться к своему ребёнку как к обычному ребёнку. Если вашему ребёнку нужна физическая помощь, то это не значит, что он сам не может быть полезен людям в каких-то других областях.

2. Откройте таланты своего ребёнка. Приложите все старания, чтобы развить то, что получается у вашего ребёнка лучше всего.

3. Поощряйте его общительность. Не надо бояться общения вашего ребёнка со своими сверстниками. Объясните ребёнку, что ему предстоит общаться с разными людьми — общительными и необщительными, культурными и некультурными и ему надо учиться общаться со всеми.

4. Развивайте оптимизм ребёнка. Учите ребёнка ждать от жизни не худшего, а лучшего. Только с позитивным настроем он сможет в будущем найти своё место в обществе.

5. Если ребёнок в состоянии овладеть компьютером, то обеспечьте ему эту возможность. Часто через компьютер ребёнок находит себе знакомых с такими же проблемами, как и у него.

6. Ищите и читайте с ребёнком истории о том, как разные люди преодолевают в жизни различные трудности, чтобы ребёнок понимал, что он не первый и не последний человек, который сталкивается с подобными проблемами.

7. Старайтесь, чтобы у ребёнка были все условия для социальной адаптации: приобретение необходимого вспомогательного оборудования (слухового аппарата, удобного средства передвижения), общение и работа со специалистами.

8. Позаботьтесь, чтобы ваше жилое помещение было максимально удобно для ребёнка, чтобы ребёнок мог делать все сам.

9. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи самого ребёнка.

10. Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства.

10. Поддерживайте общение с родителями детей, которые имеют такие же проблемы, что и вы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!