Проблема оказания эффективной помощи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой коррекционной педагогики.
Участие родителей в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса.
В развитии личности ребенка с ОВЗ семья играет главенствующую роль - это первая ступенька социальной интеграции, социализации личности.
Восприятие семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется в основном, доминирующими в обществе представлениями о коррекционном образовании, а так же спецификой непосредственного повседневного общения с ребенком, которое не всегда носит позитивный характер. Поэтому часто актуальной проблемой семьи ребенка с ограниченными возможностями выступает нормализация межличностных отношений в ней. Особенно это касается отношений между родителями и ребенком/детьми.
Основные направления работы с родителями детей с ОВЗ:
1) психологическая помощь и поддержка семьи
2) информационно-образовательная поддержка: изложенные в доступном виде сведения о заболевании ребенка, современных методах обучения и воспитания. Знания такого рода помогают родителям адекватно оценивать ситуацию, ее ресурсы, выстраивать оптимальную реабилитационную тактику, и, следовательно, снижают эмоциональное напряжение, вызванное особенностями развития ребенка.
I. Правовые основы взаимодействия образовательного учреждения и родителей
В соответствие с Уставом школы-интерната «участниками учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов являются обучающиеся, воспитанники, их родители (законные представители), педагогические, медицинские работники и другие сотрудники Бюджетного учреждения».
Родители (законные представители) имеют право на:
- квалифицированную помощь по вопросам воспитания и обучения ребенка;
- присутствие на педагогических советах, в тех случаях, когда заслушивается вопрос об обучении и поведении его ребенка;
- присутствие на обследовании ребенка специалистами психолого-медико-педагогического сопровождения Бюджетного учреждения;
- посещение занятий, уроков в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора Бюджетного учреждения.
4.13. Родители (законные представители) обязаны:
- выполнять решения органов самоуправления, соблюдать Устав Бюджетного учреждения;
- принимать участие в деятельности родительской общественности;
- поддерживать постоянную связь с педагогами, оказывать им содействие в реализации уставных целей;
- нести материальную ответственность за ущерб, причиненный его детьми имуществу Бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством;
- выбирать формы обучения;
- обжаловать решения администрации Бюджетного учреждения или его Совета в вышестоящих инстанциях в установленном порядке;
- участвовать в выработке и принятии решений органов самоуправления Бюджетного учреждения, высказывать свое мнение, критические замечания, вносить предложения в адрес любого работника Бюджетного учреждения.
В договоре между ОУ и родителями чётко отражены основные обязанности школы перед родителями:
Обеспечить Ученику приобретение знаний, умений и навыков в объеме общего образования, с выдачей, при условии успешной сдачи выпускной итоговой аттестации свидетельства государственного образца.
Осуществлять обучение по образовательным программам, обеспечивающим усвоение государственного стандарта общего образования.
Адекватно применять формы, методы и средства организации образовательного процесса с учётом возрастных и психофизиологических особенностей, склонностей, способностей и интересов Ученика. Обеспечивать культурно-историческую направленность образования. Фиксировать основные образовательные результаты Ученика и знакомить с ними Родителя.
На безвозмездной и возвратной основе обеспечить Ученика необходимыми учебниками, обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам школы в рамках реализуемых образовательных программ.
Принять на себя ответственность за жизнь и здоровье Ученика во время осуществления учебной, воспитательной и иной деятельности при нахождении Ученика в школе и на пришкольной территории, а также за пределами школы и пришкольной территории, если такое пребывание осуществляется в соответствии с учебной, воспитательной и иной деятельностью школы.
Предоставить Ученику возможность участвовать в творческих кружках, факультативах, индивидуальных занятиях и иных, практикуемых в школе, формах образовательных услуг на специально оговариваемых условиях.
По окончании каждого учебного года выдавать документ с указанием уровня усвоения Учеником базовых и дополнительных дисциплин (табель успеваемости).
Во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности Ученика, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Ученика с учётом его индивидуальных особенностей.
Организовать питание и медицинское обслуживание, а также, при условии отдельных соглашений, осуществлять охрану и доставку Ученика в школу и домой.
II. Формы и методы работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ
Значимость и разнообразие форм работы с родителями, имеющими ребенка с ОВЗ трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).
Традиционные формы подразделяются на:
коллективные,
индивидуальные
наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары.
К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации.
Беседа - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие педагога и родителей. Беседа может возникать стихийно или по инициативе любого участника коррекционно-развивающего процесса.
Тематические консультации организуются с целью подробного освещения вопроса, который является актуальным на данный момент для одной или нескольких семей. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. К ним относятся выставки детских работ, стенды, папки-передвижки и т.д.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп:
информационно-аналитические,
досуговые,
познавательные,
наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам школы. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, педагог может проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания воспитанника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Познавательные формы организации общения педагога с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями развития детей, рациональными методами и приемами коррекции нарушений, способствуют формированию у родителей практических навыков.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции развития детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы. Возможна организация родительского клуба. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На таких собраниях дети вместе с родителями просматривают видеоматериалы, книги и обсуждают мультфильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекционно-развивающий процесс. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две под группы.
Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим образовательным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе школы-интерната.
Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Примерные формы работы с родителями в КОУ:
Анкетирование.
Родительское собрание Мастер-класс.
Индивидуальная консультация.
Открытое занятие.
Информационный стенд.
Информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ.
III. Принципы взаимодействия педагога с родителями
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.
1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.
2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области коррекционной педагогики.
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.
4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.
5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Заключение
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.
|