СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сортировка массивов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по информатике на тему "Сортировка массивов"

Просмотр содержимого документа
«Сортировка массивов»

ПЛАН УРОКА №25


1. Тема урока Сортировка массивов

2. Тип урока Изучение нового материала

3. Цели урока:

3.1 Образовательные: познакомить с понятием “сортировка массивов”; методами сортировки массивов, методом прямого выбора.

3.2 Развивающие: научить составлять алгоритм сортировки массива по возрастанию методом прямого выбора на языке программирования Pascal, развивать познавательный интерес; абстрагироваться, синтезировать знания, полученные на таких дисциплинах, как информатика и ИКТ.

3.3 Воспитательные: воспитывать стремление к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни; коммуникативные качества, умение слушать; культуру межличностных взаимоотношений, аккуратность в работе, трудолюбие

4. Межпредметные связи:

4.1 Обеспечивающие информатика и ИКТ

4.2 Обеспечиваемые основы проектирования баз данных, информационные технологии и платформы разработки ИС

5. Наглядные пособия и ТСО компьютер, проектор, демонстрационный экран, презентация (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2)

6. Ход урока: 6.1 Оргмомент Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. За короткий промежуток времени нам с вами нужно будет усвоить несколько очень важных понятий. Все, о чем мы будем говорить сегодня, будет демонстрироваться на экране 6.2 Опрос Давайте повторим материал, пройденный ранее


Вопросы

Индиви-дуальный

Фрон-тальный

Проб-лемный

Работа у доски

Работа с книгой

Что такое одномерный массив?


+




В чем заключается главное свойство одномерного массива?


+




Какие вы знаете способы заполнения одномерного массива?


+




Какие вы знаете способы вывода на экран одномерного массива?


+




Перечислите изученные типы задач на обработку одномерных массивов?


+





6.3 Изложение новой темы


Ход изложения нового материала

МПС

ВПС

Уровень усвоения

Итак, массив - это в некотором роде список. А списки, как вы знаете, часто приходится…. (Устный ответ студентов: упорядочивать). Сегодня на уроке мы познакомимся с новым типом задач на обработку одномерных массивов – с их сортировкой. Итак, тема урока «Сортировка массивов». Существует несколько методов сортировки, такие как метод прямого выбора, метод «пузырька», метод вставками, но мы рассмотрим самый простой из них – это метод прямого прохода. Будем рассматривать сортировку элементов массива по возрастанию. Итак, какова же цель урока? (Устный ответ студентов: Цель урока – рассмотреть сортировку одномерного массива методом прямого выбора).

Информатика и ИКТ,

Основы проектирования баз данных, Информационные технологии и платформы разработки ИС

Тема 2.4. Структурированные типы данных. Строки и множества.

2

Сортировка – один из наиболее распространенных процессов обработки данных.

Сортировкой числового массива называют расположение его элементов в возрастающем или убывающем по величине порядке. Сортировка символьного массива заключается в расположении элементов, например, по алфавиту или по длине строк. Сортировка массивов включена в качестве стандартной операции во многие системы прикладного обеспечения (MS Word, MS Excel и др).

Под сортировкой массива подразумевается процесс перестановки элементов с целью упорядочивания их в соответствии с каким-либо критерием.

2

Алгоритм сортировки массива по возрастанию методом прямого выбора может быть представлен так:

  1. Просматривая массив с первого элемента, найти минимальный и поменять его местами с первым элементом.

  2. Просматривая массив со второго элемента, найти минимальный и поменять его местами со вторым элементом.

  3. И, так далее, до последнего элемента.

2

Пример работы алгоритма:

Исходный массив:

8, 3, 6, 1, 4 (меняются местами 8 и 1)

После первого шага:

1, 3, 6, 8, 4 (меняются местами 3 и 3)

После второго шага:

1, 3, 6, 8, 4 (меняются местами 6 и 4)

После третьего шага:

1, 3, 4, 8, 6 (меняются местами 8 и 6)

После четвертого шага:

1, 3, 4, 6, 8

Алгоритм использует вложенные циклы. Внешний цикл (счетчик шагов) последовательно выбирает номер элемента массива, куда следует записывать найденный в неупорядоченной части массива минимальный элемент. Внутренний цикл перебирает номера неупорядоченных элементов при поиске минимального элемента. Для внешнего цикла достаточно шагов на один меньше, чем элементов в массиве.

2

А теперь переведем словесный алгоритм на язык Pascal.

for i:=1 to n-1 do

for j:= i+1 to n do

if a[i]a[j] then

begin

v:=a[i]; a[i]:=a[j]; a[j]:=v;

end;

2

Как вы думаете, что должно измениться в алгоритме в случае, если нужно упорядочить массив по убыванию? (Устный ответ студента: нужно поменять в алгоритме знак «больше» на знак «меньше»)

2


6.4 Закрепление полученных знаний

6.4.1. 4 наиболее «сильных» студентов получают задание и рассаживаются за компьютеры. Студент, первым предоставивший правильное решение, получает оценку. Задание: На соревнованиях по прыжкам в длину получен массив результатов b(n). Определить три лучших результата. Массив сформировать случайным образом.

6.4.2. Оставшиеся студенты под руководством преподавателя устно обобщают полученные знания, используя презентацию.

6.5 Домашнее задание:

6.5.1 Самостоятельная работа Разработать конспект на тему «Сортировка одномерного массива методом «пузырька»»

6.5.2 Повторение конспект лекции, написать программу для решения задачи: Каждая из 30 групп студентов имеет свой процент успеваемости (от 0 до 100%). Составить список номеров групп, которым необходимо повысить успеваемость до фактического среднего уровня. Список расположить в порядке убывания процента успеваемости групп.

7. Подведение итогов, оценивание Итак, давайте подведем итоги.

Какова была тема сегодняшнего урока?

Какую цель мы поставили?

Что мы сделали, чтобы достичь цели?

Узнали ли вы для себя что - то новое?

Какие вопросы у вас возникли при изучении темы?

Где еще возможно применять данный метод сортировки?

А теперь давайте вместе оценим ваши же ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Самые активные студенты получают заслуженные оценки. Всем спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!