СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по русскому языку Задание 27. 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. ЕГЭ-2024

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по русскому языку Задание 27. 11 класс»

ЕГЭ-2024 Сочинение по русскому языку Задание 27 Составитель презентации:Мельникова Я.Н., учитель русского языка и литературы

ЕГЭ-2024

Сочинение по русскому языку

Задание 27

Составитель презентации:Мельникова Я.Н., учитель русского языка и литературы

Задание 27 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему . Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Задание 27

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему . Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для

понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ К 1 Формулирование проблемы исходного текста  1 балл К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 3 балла К3 Отражение позиции автора исходного текста 1 балл К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста 1 балл Нет обязательного требования привлечения литературных произведений для аргументации своей позиции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К 1 Формулирование проблемы исходного текста

1 балл

К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

3 балла

К3 Отражение позиции автора исходного текста

1 балл

К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

1 балл

Нет обязательного требования привлечения литературных произведений для аргументации своей позиции.

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – ЭТО ВОПРОС, НАД КОТОРЫМ РАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР Выявление проблемы – это обобщение. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором. Факты, описываемые автором, - это иллюстрация, частный случай проявления какой – либо общей идеи, которую Вам следует найти. Иногда проблему искать не нужно , в некоторых случаях автор текста сам формулирует вопрос, который его волнует (ЧАЩЕ ЭТО ТЕКСТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ)! Поэтому будьте внимательны.

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – ЭТО ВОПРОС, НАД КОТОРЫМ РАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР

Выявление проблемы – это обобщение. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Факты, описываемые автором, - это иллюстрация, частный случай проявления какой – либо общей идеи, которую Вам следует найти.

Иногда проблему искать не нужно , в некоторых случаях автор текста сам формулирует вопрос, который его волнует (ЧАЩЕ ЭТО ТЕКСТЫ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ)! Поэтому будьте внимательны.

Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И на нашей улице будет праздник». Верить метафоре, предложенной М.М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительных клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут. Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он откроет вам секреты успеха, более того, в чем-то и поможет. Его же легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не любить такого, как ему не помочь!

Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И на нашей улице будет праздник». Верить метафоре, предложенной М.М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительных клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут. Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он откроет вам секреты успеха, более того, в чем-то и поможет. Его же легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не любить такого, как ему не помочь!

В данном случае текст уже начинается с вопроса, в котором и сформулирована проблема: как научиться не завидовать ? Так чаще всего бывает в публицистических текстах, так как цель таких текстов – воздействие на читателя, формирование у него определенного отношения к обсуждаемым в тексте вопросам. Чтобы сформулировать в сочинении проблему данного текста, можно использовать формулировку автора или немного по-другому : В.К. Харченко ставит перед читателем этическую проблему – проблему зависти. Автор размышляет над тем, как помочь человеку избавиться от этого порока.

В данном случае текст уже начинается с вопроса, в котором и сформулирована проблема: как научиться не завидовать ? Так чаще всего бывает в публицистических текстах, так как цель таких текстов – воздействие на читателя, формирование у него определенного отношения к обсуждаемым в тексте вопросам.

Чтобы сформулировать в сочинении проблему данного текста, можно использовать формулировку автора или немного по-другому :

В.К. Харченко ставит перед читателем этическую проблему – проблему зависти. Автор размышляет над тем, как помочь человеку избавиться от этого порока.

РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА:  Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА:

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА:  Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав . Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА:

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав . Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Способ формулирования проблемы публицистического текста Найти основную мысль текста Записать ее в виде законченного предложения Сформулировать вопрос , на который отвечает это предложение * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов!!! Теряется 9 баллов!

Способ формулирования проблемы публицистического текста

Найти основную мысль текста

Записать ее в виде законченного предложения

Сформулировать вопрос , на который отвечает это предложение

* Если экзаменуемый не сформулировал или

сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из

частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то

такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов!!! Теряется 9 баллов!

Проблема публицистического текста В. Распутина – роль природы в формировании личности. «Автор текста размышляет над тем, какую роль играет природа в формировании личности».

Проблема публицистического текста В. Распутина – роль природы в формировании личности.

«Автор текста размышляет над тем, какую роль играет природа в формировании личности».

Способ выявления проблемы художественного текста Сформулируйте проблему, используя подобранные абстрактные существительные Обратите внимание на поступки, отношения и речь героев и определите, какие отрицательные или положительные качества проявляются через них. Подберите абстрактные существительные , которые называют соответствующие человеческие качества (долг, совесть,благородство,равнодушие) Рассмотрим текст Г.Бакланова о Долговушине

Способ выявления проблемы художественного текста

Сформулируйте проблему, используя подобранные абстрактные существительные

Обратите внимание на поступки, отношения и речь героев и определите, какие отрицательные или положительные качества проявляются через них.

Подберите абстрактные существительные , которые называют соответствующие человеческие качества (долг, совесть,благородство,равнодушие)

Рассмотрим текст Г.Бакланова о Долговушине

Разновидности проблем в тексте: ФИЛОСОФСКИЕ (вопросы развития общества, природы, человека) СОЦИАЛЬНЫЕ Смысл жизни Познание и самопознание Свобода Ответственность Человек и история/культура (устройство/жизнь общества) НРАВСТВЕННЫЕ (духовная жизнь , взаимоотношения) Социальная несправедливость Соблюдение прав человека Прогресс и общество  наука и общество ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (человек и природа) Эгоизм/гуманизм Доброта и жестокость Духовность и бездуховность Честь и бесчестие Дружба и предательство ЭСТЕТИЧЕСКИЕ Глобальные экологические проблемы Потребительское отношение к природе Экология языка! (человек и искусство) Воспитание эстетического вкуса Духовность в искусстве Роль чтения в жизни человека Массовая культура/телевидение/Интернет

Разновидности проблем в тексте:

ФИЛОСОФСКИЕ

(вопросы развития общества, природы, человека)

СОЦИАЛЬНЫЕ

  • Смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода
  • Ответственность
  • Человек и история/культура

(устройство/жизнь общества)

НРАВСТВЕННЫЕ (духовная жизнь , взаимоотношения)

  • Социальная несправедливость
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • наука и общество

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ (человек и природа)

  • Эгоизм/гуманизм
  • Доброта и жестокость
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестие
  • Дружба и предательство

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

  • Глобальные экологические проблемы
  • Потребительское отношение к природе
  • Экология языка!

(человек и искусство)

  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Роль чтения в жизни человека
  • Массовая культура/телевидение/Интернет

Часто в тексте можно обнаружить 2-3 проблемы , каждая из которых может стать основой для написания сочинения. Вам нужно выбрать только одну! проблему. Как ее выбрать? Задайте себе 2 вопроса, которые вам помогут:

  • Какая проблема находится в центре внимания автора?
  • К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ:

  • Формулируем самостоятельно : ПРОБЛЕМА + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ («Автор поднимает проблему совести», «Автор предлагает нам задуматься над проблемой свободы выбора человека», «В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека».
  • Формулируем самостоятельно: С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ: «Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора»; «Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?
  • Цитируем (если авторская формулировка проблемы уже есть в тексте): «Почему телевизор вытесняет книгу?» – таким вопросом начинает свой текст Д.С. Лихачев.

Не нужно формулировать проблему, используя несколько существительных подряд! (проблема донесения смысла публичного выступления…)

Лучше выбирать второй способ формулирования проблемы

(вопросительное предложение).

Клише для формулирования проблемы Автор размышляет о проблеме… Автор текста поднимает проблему… В центре внимания автора проблема…. В тексте ФИ автора поднимается проблема… Предложенный для анализа текст ФИ автора посвящен проблеме… ФИ автора предлагает своим читателям задуматься над проблемой… Как (зачем, почему)? Именно над этим вопросом задумывается автор текста… Проблема (чего?) смысла жизни Вопрос (о чем?) о смысле жизни

Клише для формулирования проблемы

Автор размышляет о проблеме…

Автор текста поднимает проблему…

В центре внимания автора проблема….

В тексте ФИ автора поднимается проблема…

Предложенный для анализа текст ФИ автора посвящен проблеме…

ФИ автора предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

Как (зачем, почему)? Именно над этим вопросом задумывается автор текста…

Проблема (чего?) смысла жизни

Вопрос (о чем?) о смысле жизни

Слова-помощники для формулирования проблемы

Слова-помощники для формулирования проблемы

Комментарий – это отклик автора сочинения на прочитанный текст. Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателя к определенному выводу.

Комментарий – это отклик автора сочинения на прочитанный текст. Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателя к определенному выводу.

Читая текст, связывем его с проблемой, которую Вы обозначили, находим в тексте 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста , важных для понимания проблемы текста и в комментарии поясняем значение этих примеров и анализируем смысловую связь между ними. Задача комментария (в конце) связать проблему с позицией автора . Позиция автора может быть словесно в тексте не выражена, тогда Вам необходимо внимательно читая текст, обнаружить эту позицию. Вы должны понимать в таком случае, что автор что-то пытался сказать, зашифровать свою мысль для читателя, а в Вам ее нужно расшифровать! Автор идет от мысли к слову, а читатель – от слова к мысли!

Читая текст, связывем его с проблемой, которую Вы обозначили, находим в тексте 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста , важных для понимания проблемы текста и в комментарии поясняем значение этих примеров и анализируем смысловую связь между ними. Задача комментария (в конце) связать проблему с позицией автора .

Позиция автора может быть словесно в тексте не выражена, тогда Вам необходимо внимательно читая текст, обнаружить эту позицию. Вы должны понимать в таком случае, что автор что-то пытался сказать, зашифровать свою мысль для читателя, а в

Вам ее нужно расшифровать!

Автор идет от мысли к слову, а читатель – от слова к мысли!

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ ЗА КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА МАХ – 3 БАЛЛА  БАЛЛы Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее  2 примеров-иллюстраций  из прочитанного текста,  важных  для  понимания  проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно (все остальное соответствует требованиям п. 1) 3 Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён  1 пример-иллюстрация  из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации 2 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ ЗА КОММЕНТАРИЙ

К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ТЕКСТА

МАХ – 3 БАЛЛА

БАЛЛы

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее  2 примеров-иллюстраций  из прочитанного текста,  важных  для  понимания  проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно (все остальное соответствует требованиям п. 1)

3

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён  1 пример-иллюстрация  из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации

2

1

0 БАЛЛОВ ЗА КОММЕНТАРИЙ Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст./ Примеры-иллюстрации  из  прочитанного  текста,  важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или  приведены  с  фактическими  ошибками,  связанными с пониманием проблемы исходного текста./ 0 БАЛЛОВ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста./ Вместо     комментария     цитируется     большой     фрагмент исходного текста./  Проблема исходного текста не прокомментирована.

0 БАЛЛОВ ЗА КОММЕНТАРИЙ

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст./

Примеры-иллюстрации  из  прочитанного  текста,  важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или  приведены  с  фактическими  ошибками,  связанными с пониманием проблемы исходного текста./

0 БАЛЛОВ

Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста./

Вместо     комментария     цитируется     большой     фрагмент исходного текста./ Проблема исходного текста не прокомментирована.

При комментарии важно избегать!!! простого пересказа текста, т.е.комментарий строится на втором и третьем уровне понимания текста.

При комментарии важно избегать!!! простого пересказа текста, т.е.комментарий строится на втором и третьем уровне понимания текста.

Анализ смысловой связи Ваша комментирующая часть должна состоять из указанных 6!!! элементов, если пропадает хотя бы один элемент, 1 балл из оценки убирается. Смысловая связь между примерами должна быть не только названа, но и проанализирована !!! Таким образом, в комментарии лучше выделить 4! абзаца : смысловая связь +пример с пояснением + пример2 с пояснением+ анализ смысловой связи

Анализ смысловой связи

Ваша комментирующая часть должна состоять из указанных 6!!! элементов, если пропадает хотя бы один элемент, 1 балл из оценки убирается. Смысловая связь между примерами должна быть не только названа, но и проанализирована !!!

Таким образом, в комментарии лучше выделить 4! абзаца : смысловая связь +пример с пояснением + пример2 с пояснением+ анализ смысловой связи

Как приводить отсылки к тексту в комментарии (т.е. примеры-иллюстрации)? Важно не просто процитировать текст, но затем в своем комментарии «раскрыть», пояснить эту цитату, т.е. написать, что, с Вашей точки зрения, хотел сказать автор. Я думаю… Мне кажется.. На мой взгляд…

Как приводить отсылки к тексту в комментарии (т.е. примеры-иллюстрации)?

Важно не просто процитировать текст, но затем в своем комментарии «раскрыть», пояснить эту цитату, т.е. написать, что, с Вашей точки зрения, хотел сказать автор. Я думаю… Мне кажется.. На мой взгляд…

Что нужно сделать для подготовки к написанию черновика? Сформулировать проблему исходного текста. Найти в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы. Подумать и объяснить, в чем важность/значимость этих примеров для раскрытия мысли автора. Продумать смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями и проанализировать ее. Логично включить эти примеры, пояснения и смысловую связь, чтобы в сочинении наблюдалось движение от проблемы к позиции автора.

Что нужно сделать для подготовки к написанию черновика?

  • Сформулировать проблему исходного текста.
  • Найти в тексте 2 примера, важных для понимания именно этой проблемы.
  • Подумать и объяснить, в чем важность/значимость этих примеров для раскрытия мысли автора.
  • Продумать смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями и проанализировать ее.
  • Логично включить эти примеры, пояснения и смысловую связь, чтобы в сочинении наблюдалось движение от проблемы к позиции автора.
Типовые конструкции-клише для комментирования проблемы текста: Публицистический текст Художественный текст Подводка к примерам-иллюстрациям Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Подводка к примерам-иллюстрациям Думаю, нужно обратить внимания на мысль о том, что… Писатель изображает… Герой говорит… Особенного внимания заслуживают слова автора.. Пояснение к примерам-иллюстрациям Стоит обратить внимание на мысли … Писатель (автор) хочет сказать, что… Симпатия автора на стороне героев, которые… Этот пример показывает, что… Пояснение к примерам-иллюстрациям Я думаю, этим примером автор хотел показать, что.. Автор неслучайно обращает наше внимание на… Приведенные слова содержат глубокий смысл… Эти события автор описывает, чтобы… Я думаю, описанная автором ситуация, заслуживает внимания…

Типовые конструкции-клише для комментирования проблемы текста:

Публицистический текст

Художественный текст

Подводка к примерам-иллюстрациям

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Подводка к примерам-иллюстрациям

Думаю, нужно обратить внимания на мысль о том, что…

Писатель изображает…

Герой говорит…

Особенного внимания заслуживают слова автора..

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Стоит обратить внимание на мысли …

Писатель (автор) хочет сказать, что…

Симпатия автора на стороне героев, которые…

Этот пример показывает, что…

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Я думаю, этим примером автор хотел показать, что..

Автор неслучайно обращает наше внимание на…

Приведенные слова содержат глубокий смысл…

Эти события автор описывает, чтобы…

Я думаю, описанная автором ситуация, заслуживает внимания…

+ Определение понятия : Автор пытается определить значение слова…Эти примеры позволяют лучше понять значение слова… + Объяснение : Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…Приведенные примеры позволяют автору объяснить…

+ Определение понятия : Автор пытается определить значение слова…Эти примеры позволяют лучше понять значение слова…

+ Объяснение : Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…Приведенные примеры позволяют автору объяснить…

Пример комментария, в котором смысловая связь - противопоставление. Проблема Каким должен быть настоящий учитель? Над этой проблемой размышляет автор текста. Указание на смысловую связь между примерами. Раскрывая проблему, писатель противопоставляет двух героинь, каждая из которых по-своему понимает работу учителя. Первый пример-иллюстрация + пояснение Так, молодой математик Наталья Петровна, рассказывая о своих учениках, называет их «отличниками», «хорошистами» и «троечниками». Для нее единственный показатель – успеваемость. Это формальный подход к профессии. Отметки мало что говорят о личности ученика, его человеческих качествах.  Второй пример-иллюстрация + пояснение Совсем иначе видит тех же ребят учитель словесности Ирина Сергеевна. Она знает об их интересах и увлечениях, о том, кто чем живет, куда собирается поступать. В каждом школьнике она старается разглядеть живого человека. Не случайно ученики называют е «классной во всех смыслах слова».

Пример комментария, в котором смысловая связь - противопоставление.

Проблема

Каким должен быть настоящий учитель? Над этой проблемой размышляет автор текста.

Указание на смысловую связь между примерами.

Раскрывая проблему, писатель противопоставляет двух героинь, каждая из которых по-своему понимает работу учителя.

Первый пример-иллюстрация + пояснение

Так, молодой математик Наталья Петровна, рассказывая о своих учениках, называет их «отличниками», «хорошистами» и «троечниками». Для нее единственный показатель – успеваемость. Это формальный подход к профессии. Отметки мало что говорят о личности ученика, его человеческих качествах.

Второй пример-иллюстрация + пояснение

Совсем иначе видит тех же ребят учитель словесности Ирина Сергеевна. Она знает об их интересах и увлечениях, о том, кто чем живет, куда собирается поступать. В каждом школьнике она старается разглядеть живого человека. Не случайно ученики называют е «классной во всех смыслах слова».

Анализ смысловой связи между примерами Это противопоставление позволяет автору показать, каким разным может быть отношение человека к своей профессии, и раскрыть сущность взаимоотношений учителя и ученика, которые должны строиться на взаимопонимании и уважении. Позиция автора Таким образом, автор приходит к следующему выводу: настоящий учитель – это не просто человек, «дающий уроки», а заботливый наставник, готовый прийти на помощь своим ученикам.

Анализ смысловой связи между примерами

Это противопоставление позволяет автору показать, каким разным может быть отношение человека к своей профессии, и раскрыть сущность взаимоотношений учителя и ученика, которые должны строиться на взаимопонимании и уважении.

Позиция автора

Таким образом, автор приходит к следующему выводу: настоящий учитель – это не просто человек, «дающий уроки», а заботливый наставник, готовый прийти на помощь своим ученикам.

Смысловая связь – выделение главного + детализация Проблема Какого человека можно назвать добрым? Такова проблема, которая находится в центре внимания автора. Указание на смысловую связь между примерами Размышляя над поставленным вопросом, писатель пытается проанализировать сложное понятие доброты. Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру По мнению писателя, главное качество доброго человека заключается в умении видеть и слышать окружающих, отрешившись от собственных забот. Именно в этом и состоит деятельная человеческая доброта. Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру Автор также подчеркивает, что сама близость доброго человека благотворно воздействует на всех окружающих. Таким образом, добрый человек всех вокруг делает добрее и лучше.

Смысловая связь – выделение главного + детализация

Проблема

Какого человека можно назвать добрым? Такова проблема, которая находится в центре внимания автора.

Указание на смысловую связь между примерами

Размышляя над поставленным вопросом, писатель пытается проанализировать сложное понятие доброты.

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру

По мнению писателя, главное качество доброго человека заключается в умении видеть и слышать окружающих, отрешившись от собственных забот. Именно в этом и состоит деятельная человеческая доброта.

Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Автор также подчеркивает, что сама близость доброго человека благотворно воздействует на всех окружающих. Таким образом, добрый человек всех вокруг делает добрее и лучше.

Анализ смысловой связи между примерами Приведенные примеры позволяют писателю показать отдельные стороны многогранного понятия «добрый человек». Позиция автора Таким образом, позицию автора можно сформулировать следующим образом: добрый человек – это тот, кто, забывая о себе, готов помогать окружающим, делать мир лучше.

Анализ смысловой связи между примерами

Приведенные примеры позволяют писателю показать отдельные стороны многогранного понятия «добрый человек».

Позиция автора

Таким образом, позицию автора можно сформулировать следующим образом: добрый человек – это тот, кто, забывая о себе, готов помогать окружающим, делать мир лучше.

Проблема Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру Автор пишет, что глубина художественного образа откроется только тому, чей «ум открыт для поиска», для нахождения смысловых связей, ассоциаций. Действительно, чем больше знает человек, чем больше он читает и размышляет над прочитанным, тем проще ему проникнуть в замысел писателя, открыть скрытые смыслы, которые далеко не всегда лежат на поверхности. Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру В то же время, как подчеркивает публицист, «только холодного рассудка недостаточно для постижения истин, воплощенных в художественной форме». И здесь на помощь человеку приходит умение чувствовать, сопереживать герою «всем сердцем и всей душой». В самом деле, художественная книга тем и ценна, что она не только дает пищу уму, но и пробуждает душу, погружает в мир человеческих чувств, заставляет радоваться или страдать, нравственно совершенствоваться. Что необходимо человеку для полноценного восприятия искусства? Над этим вопросом заставляет задуматься текст Г. Андреева.

Проблема

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Автор пишет, что глубина художественного образа откроется только тому, чей «ум открыт для поиска», для нахождения смысловых связей, ассоциаций. Действительно, чем больше знает человек, чем больше он читает и размышляет над прочитанным, тем проще ему проникнуть в замысел писателя, открыть скрытые смыслы, которые далеко не всегда лежат на поверхности.

Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру

В то же время, как подчеркивает публицист, «только холодного рассудка недостаточно для постижения истин, воплощенных в художественной форме». И здесь на помощь человеку приходит умение чувствовать, сопереживать герою «всем сердцем и всей душой». В самом деле, художественная книга тем и ценна, что она не только дает пищу уму, но и пробуждает душу, погружает в мир человеческих чувств, заставляет радоваться или страдать, нравственно совершенствоваться.

Что необходимо человеку для полноценного восприятия искусства? Над этим вопросом заставляет задуматься текст Г. Андреева.

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру Как видим, приведенные примеры дополняют друг друга, соединяя две важнейшие стороны человеческого бытия, гармоническое сочетание которых необходимо для постижения произведения искусства. Мысль читателя открывает новые смыслы, а чувства углубляют восприятие, позволяя всем своим нравственным существом ощутить, пережить прочитанное. Позиция автора Итак, автор убеждает нас в том, что только напряженная работа ума и сердца, разума и чувств откроет человеку тайны искусства слова, позволит воспринять произведение искусства во всей полноте.

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Как видим, приведенные примеры дополняют друг друга, соединяя две важнейшие стороны человеческого бытия, гармоническое сочетание которых необходимо для постижения произведения искусства. Мысль читателя открывает новые смыслы, а чувства углубляют восприятие, позволяя всем своим нравственным существом ощутить, пережить прочитанное.

Позиция автора

Итак, автор убеждает нас в том, что только напряженная работа ума и сердца, разума и чувств откроет человеку тайны искусства слова, позволит воспринять произведение искусства во всей полноте.

Клише для комментирующей части сочинения Публицистический текст для примеров-иллюстраций Художественный текст для примеров-иллюстраций Автор обращается к своему опыту и вспоминает… Автор не случайно приводит слова … Писатель изображает … Пояснение к примерам Автор спорит с … Герой говорит: Пояснение к примерам Писатель хочет сказать, что… Автор не случайно обращает внимание на … Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки героя) Этот пример показывает, что… Поступок героя показывает, что … Симпатии автора на стороне героя, который Особого внимания заслуживает мнение автора о том, что… Смысл этого высказывания в том, что… Я думаю, этим примером автор хотел сказать … Слова героя позволяют увидеть… Эти события автор описывает, чтобы…

Клише для комментирующей части сочинения

Публицистический текст для примеров-иллюстраций

Художественный текст для примеров-иллюстраций

Автор обращается к своему опыту и вспоминает…

Автор не случайно приводит слова …

Писатель изображает …

Пояснение к примерам

Автор спорит с …

Герой говорит:

Пояснение к примерам

Писатель хочет сказать, что…

Автор не случайно обращает внимание на …

Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки героя)

Этот пример показывает, что…

Поступок героя показывает, что …

Симпатии автора на стороне героя, который

Особого внимания заслуживает мнение автора о том, что…

Смысл этого высказывания в том, что…

Я думаю, этим примером автор хотел сказать …

Слова героя позволяют увидеть…

Эти события автор описывает, чтобы…

Рассмотрим конкретный пример. Текст Ивана Ильина о дружбе.

Рассмотрим конкретный пример. Текст Ивана Ильина о дружбе.

Так может быть написана комментирующая часть сочинения:

Так может быть написана комментирующая часть сочинения:

Анализ смысловой связи между примерами Таким образом, автор противопоставляет два рода человеческих отношений: мнимую дружбу, не столько объединяющую, сколько разобщающую людей, и настоящую духовную близость, побеждающую одиночество.

Анализ смысловой связи между примерами

Таким образом, автор противопоставляет два рода человеческих отношений: мнимую дружбу, не столько объединяющую, сколько разобщающую людей, и настоящую духовную близость, побеждающую одиночество.

ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА КРИТЕРИИЙ 3  ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА МАХ – 1 БАЛЛ Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. 1 БАЛЛ Позиция автора исходного текста сформулирована неверно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции ИЛИ 0 БАЛЛОВ автора исходного текста, нет Позиция автора исходного текста не сформулирована

ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА

КРИТЕРИИЙ 3

ОТРАЖЕНИЕ ПОЗИЦИИ АВТОРА ИСХОДНОГО ТЕКСТА

МАХ – 1 БАЛЛ

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной

проблеме исходного текста сформулирована верно.

1 БАЛЛ

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции

ИЛИ

0 БАЛЛОВ

автора исходного текста, нет

Позиция автора исходного текста не сформулирована

ЧТО ТАКОЕ ПОЗИЦИЯ АВТОРА??? Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышляет автор текста, затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап –выявить позицию автора текста по отношению к обозначенной им проблеме. Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. ! Если проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, то позиция автора – это ответ на этот вопрос! Проблема и позиция автора соотносятся друг с другом как вопросно-ответное единство. Если этого нет, то логика изложения мысли в сочинении нарушена.

ЧТО ТАКОЕ ПОЗИЦИЯ АВТОРА???

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышляет автор текста, затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап –выявить позицию автора текста по отношению к обозначенной им проблеме.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

! Если проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, то позиция автора – это ответ на этот вопрос!

Проблема и позиция автора соотносятся друг с другом как вопросно-ответное единство. Если этого нет, то логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Рассмотрим, как связаны между собой проблема текста и позиция автора ПРОБЛЕМА = ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ОТВЕЧАЕТ АВТОР ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Каким должно быть отношение человека к родному языку? ПРОБЛЕМА ЧЕГО… Проблема отношения человека к родному языку. ПОЗИЦИЯ АВТОРА Человек должен с уважением относится к родному языку.

Рассмотрим, как связаны между собой проблема текста и позиция автора

ПРОБЛЕМА = ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ОТВЕЧАЕТ АВТОР

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

Каким должно быть отношение человека к родному языку?

ПРОБЛЕМА ЧЕГО…

Проблема отношения человека к родному языку.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Человек должен с уважением относится к родному языку.

Позиция автора не всегда бывает словесно заявлена в тексте и мы, как читатели, должны выявить ее по другим признакам. Иногда позиция автора прослеживается напрямую :  Слова-маркеры ( главное, самое важное, надо, нужно …): « Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу ».  Оценочная лексика (отличный, прекрасный, чудесный, скверный, гадкий, нахальный…) : « Зло агрессивно и наступательно , поэтому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовым к противостоянию ». Средства выразительности речи (риторические восклицания): « Как много в этом ума и чувства красоты !»

Позиция автора не всегда бывает словесно заявлена в тексте и мы, как читатели, должны выявить ее по другим признакам. Иногда позиция автора прослеживается напрямую :

  • Слова-маркеры ( главное, самое важное, надо, нужно …): « Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу ».
  • Оценочная лексика (отличный, прекрасный, чудесный, скверный, гадкий, нахальный…) : « Зло агрессивно и наступательно , поэтому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовым к противостоянию ».
  • Средства выразительности речи (риторические восклицания): « Как много в этом ума и чувства красоты
Вводные слова выражают чувства-отношения автора: « К сожалению , невоспитанные люди встречаются часто».  Побудительные предложения: « Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя». Косвенное выражение позиции автора можно обнаружить в поступках, мыслях героев текста, с помощью художественных средств. Чаще это происходит в текстах художественных. В этом случае задайтесь вопросами:  Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героя? Как к герою относятся другие персонажи? Согласен ли автор с героем или нет? Что хотел сказать автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
  • Вводные слова выражают чувства-отношения автора: « К сожалению , невоспитанные люди встречаются часто».

  • Побудительные предложения: « Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя».

Косвенное выражение позиции автора можно обнаружить в поступках, мыслях героев текста, с помощью художественных средств. Чаще это происходит в текстах художественных. В этом случае задайтесь вопросами:

  • Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героя?
  • Как к герою относятся другие персонажи?
  • Согласен ли автор с героем или нет?
  • Что хотел сказать автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Художественный текст, в котором словесно позиция автора не выражена Герой – пример положительных качеств Герой –пример отрицательных качеств Автор не согласен с героем, осуждает его поведение Автор согласен с героем, одобряет его поведение Позиция автора Даже если автор прямо не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, приносит зло другим людям, то, вероятно, автор думает так же, как вы.

Художественный текст, в котором словесно позиция автора не выражена

Герой – пример положительных качеств

Герой –пример отрицательных качеств

Автор не согласен с героем, осуждает его поведение

Автор согласен с героем, одобряет его поведение

Позиция автора

Даже если автор прямо не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, приносит зло другим людям, то, вероятно, автор думает так же, как вы.

Позиции автора и рассказчика (повествователя)  могут не совпадать! Автор может вести свой рассказ от своего лица или от имени одного из героев, но если употребляется местоимение «Я» в тексте художественного стиля , то мы все-таки имеем дело с рассказчиком! Между автором и рассказчиком нельзя ставить = Такое несовпадение есть в тексте Л.Андреева :

Позиции автора и рассказчика (повествователя)

могут не совпадать!

Автор может вести свой рассказ от своего лица или от имени одного из героев, но если употребляется местоимение «Я» в тексте художественного стиля , то мы все-таки имеем дело с рассказчиком! Между автором и рассказчиком нельзя ставить =

Такое несовпадение есть в тексте Л.Андреева :

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда... —  Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец. Нет. Это не я. —  Кто тогда? —  Не знаю... Наверное, кошка. Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами. —  Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей за­казан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она винова­та? — испытующе посмотрел на меня отец. —  Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

—  Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

Нет. Это не я.

—  Кто тогда?

—  Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

—  Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей за­казан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она винова­та? — испытующе посмотрел на меня отец.

—  Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен... Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев ) Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев )

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Пример ошибочного формулирования позиции автора по тексту Л.Андреева: «Автор убеждает нас в том, что самое важное – сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором». Вместо позиции автора изложено мнение героя-рассказчика, поэтому позиция автора подменяется мнением героя.

Пример ошибочного формулирования позиции автора по тексту Л.Андреева:

«Автор убеждает нас в том, что самое важное – сохранить хорошие отношения между людьми. Но ведь в результате страдает невинное животное! Я не могу согласиться с автором».

Вместо позиции автора изложено мнение героя-рассказчика, поэтому позиция автора подменяется мнением героя.

Типовые конструкции для выражения позиции автора: Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу: Позиция автора такова: Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: Автор призывает нас к … Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого, что, за что) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно… Основная цель автора заключается в том, что.. Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

Типовые конструкции для выражения позиции автора:

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что
  • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу:
  • Позиция автора такова:
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом:
  • Автор призывает нас к …
  • Автор убеждает нас в том, что…
  • Автор осуждает (кого, что, за что)
  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно…
  • Основная цель автора заключается в том, что..
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

В сочинении необходимо выразить свое отношение к позиции автора текста, согласившись или не согласившись с ним, и обосновать свое отношение. Литературные аргументы не обязательны в обосновании! Пример выражения ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА:  Таким образом, автор стремиться донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас (позиция автора) .  Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе (отношение к позиции автора) . Далее нужно обосновать его!

В сочинении необходимо выразить свое отношение к позиции автора текста, согласившись или не согласившись с ним, и обосновать свое отношение. Литературные аргументы не обязательны в обосновании!

Пример выражения ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА:

Таким образом, автор стремиться донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас (позиция автора) .

Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе (отношение к позиции автора) .

Далее нужно обосновать его!

ОБОСНОВАНИЕ=АРГУМЕНТАЦИЯ – СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ КАКОЙ-ЛИБО МЫСЛИ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕРОВ, ОБЪЯСНЕНИЙ.

ОБОСНОВАНИЕ=АРГУМЕНТАЦИЯ – СПОСОБ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИСТИННОСТИ КАКОЙ-ЛИБО МЫСЛИ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕРОВ, ОБЪЯСНЕНИЙ.

Реальные факты Статистика Законы природы документы Реальные факты Статистика Законы природы документы Примеры из жизни Примеры из литературы, публицистики, науки Примеры из истории Примеры из хороших фильмов Пословицы, поговорки, афоризмы Примеры из жизни Примеры из литературы, публицистики, науки Примеры из истории Примеры из хороших фильмов Пословицы, поговорки, афоризмы Мнения выдающихся людей Цитаты Общественное мнение Мнения выдающихся людей Цитаты Общественное мнение Аргументы  Логические Иллюстративные Ссылки на авторитет
  • Реальные факты Статистика Законы природы документы
  • Реальные факты
  • Статистика
  • Законы природы
  • документы
  • Примеры из жизни Примеры из литературы, публицистики, науки Примеры из истории Примеры из хороших фильмов Пословицы, поговорки, афоризмы
  • Примеры из жизни
  • Примеры из литературы, публицистики, науки
  • Примеры из истории
  • Примеры из хороших фильмов
  • Пословицы, поговорки, афоризмы
  • Мнения выдающихся людей Цитаты Общественное мнение
  • Мнения выдающихся людей
  • Цитаты
  • Общественное мнение

Аргументы

Логические

Иллюстративные

Ссылки на авторитет

Структура последней части сочинения («Обоснование своего отношения к позиции автора») Необходимо, но недостаточно просто заявить о своем мнении ( я согласен/не согласен с автором ). Ваша позиция , даже если она полностью совпадает с мнением автора, должна быть сформулирована в отдельном предложении. ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА (СОГЛАСЕН/НЕ СОГЛАСЕН) + ТЕЗИС (И СЧИТАЮ, ЧТО…=ФОРМУЛИРУЕМ СВОЕ МНЕНИЕ) ПОЗИЦИЯ АВТОРА ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД +ОБОСНОВАНИЕ (ПРИМЕР=АРГУМЕНТ) МИКРОВЫВОД

Структура последней части сочинения («Обоснование своего отношения к позиции автора»)

Необходимо, но недостаточно просто заявить о своем мнении ( я согласен/не согласен с автором ). Ваша позиция , даже если она полностью совпадает с мнением автора, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА (СОГЛАСЕН/НЕ СОГЛАСЕН) + ТЕЗИС (И СЧИТАЮ, ЧТО…=ФОРМУЛИРУЕМ СВОЕ МНЕНИЕ)

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД +ОБОСНОВАНИЕ (ПРИМЕР=АРГУМЕНТ)

МИКРОВЫВОД

ПОЗИЦИЯ АВТОРА  Автор текста считает, что искусство неизменно должно пробуждать в человеке патриотические чувства. МОЕ ОТНОШЕНИЕ+ ТЕЗИС (мое утверждение). Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство Родины. ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД +ОБОСНОВАНИЕ (ПРИМЕР=АРГУМЕНТ)  Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России. А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А. Некрасов, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор текста считает, что искусство неизменно должно пробуждать в человеке патриотические чувства.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ+ ТЕЗИС (мое утверждение).

Я согласен с автором: одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство Родины.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД +ОБОСНОВАНИЕ (ПРИМЕР=АРГУМЕНТ)

Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России. А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А. Некрасов, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:

Если крикнет рать святая: Микровывод «Кинь ты Русь, живи в раю!» Наверно, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». Несоблюдение такой структуры данной части сочинения часто приводит к логическим ошибкам!

Если крикнет рать святая:

Микровывод

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Наверно, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Несоблюдение такой структуры данной части сочинения часто приводит к логическим ошибкам!

Совет! Не придумывайте истории про одноклассников и знакомых, лучше сослаться на обобщенные наблюдения над жизнью. Используйте конструкции: Мы часто можем встретить людей, которые … В жизни не раз приходится оказываться в ситуации, когда.. Нередко мы оказываемся перед выбором, который …  Таким образом мы обоснуем свою позицию, обращаясь к обобщенным наблюдениям над жизнью.

Совет!

Не придумывайте истории про одноклассников и знакомых, лучше сослаться на обобщенные наблюдения над жизнью. Используйте конструкции:

Мы часто можем встретить людей, которые …

В жизни не раз приходится оказываться в ситуации, когда..

Нередко мы оказываемся перед выбором, который …

Таким образом мы обоснуем свою позицию, обращаясь к обобщенным наблюдениям над жизнью.

Аргументация бывает поддерживающей и опровергающей .

Пример:

ПОЗИЦИЯ АВТОРА ТЕКСТА: На войне осознается ценность человеческой жизни.

СВОЯ ПОЗИЦИЯ: Я не могу согласится с автором текста: очень часто люди, оказавшись в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» – так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Их также называют «неучтенными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить обычной жизнью. После перенесенных ужасов войны все остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.

ВЫВОД: Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности , чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Пример обоснования своего отношения к позиции автора. Выделите в тексте тезис, аргумент (пример) и вывод.

Пример обоснования своего отношения к позиции автора. Выделите в тексте тезис, аргумент (пример) и вывод.

Виды заключения (общий вывод по сочинению )

Дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершенными, в них может отсутствовать важный композиционный элемент – заключение. Оно должно быть органично связано с основным текстом. Это оценивается в Критерии 5 (смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Мах – 2 б Наличие одной логической ошибки приводит к потере 1 балла!)

  • Обобщение основных мыслей автора – самая логичная концовка для сочинения! Чаще всего можно вернуться к позиции автора и изложить ее более широко и эмоционально: «Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!»
  • Вопросительное предложение/риторический вопро с: «Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?»
  • Призыв к читателю : «Итак, прежде чем включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?»
  • Сформулируй и запиши ключевые мысли каждого абзаца.
  • Сформулируй проблемный вопрос.
  • Какой ответ дает автор на этот вопрос (позиция автора)?
  • Какие примеры в тексте помогают автору сформулировать свою позицию по проблеме (примеры-иллюстрации)?
  • Как эти примеры связаны между собой (способ связи), почему именно такое расположение примеров выбирает автор, что ему это дает (анализ связи)?
  • Согласен ли я с автором? Какой пример я могу привести в подтверждение своих мыслей по поводу проблемы текста (отношение к позиции автора)?

Текст ЕГЭ для сочинения (ДОСРОЧНЫЙ ЭКЗАМЕН 2023 Г)

(1) Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, — не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, к танцу, к изображению. (2) Человеку свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3) И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьезную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4) Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (5) Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране.

 (6) Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (7) Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (8) Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей? (9) По счастью, каждый, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой. (10) Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями?

(6) Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (7) Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (8) Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей? (9) По счастью, каждый, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой. (10) Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями?

(11) Нет! (12) Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперы на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (13) Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку», Мусоргский — народную драму «Борис Годунов». (14) Римский-Корсаков — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка», Чайковский — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу», Рахманинов — «Алеко», Асафьев — балет «Бахчисарайский фонтан», Глиэр — «Медного всадника»… (15) Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (16) Какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравер Фаворский! (17) И отличные иллюстрации к «Борису Годунову» — Е. Кибрик. (18) А облик самого Пушкина! (19) Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (20) Памятник в Ленинграде, не так давно созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

 (21) А разве воплощенный Шаляпиным образ Бориса в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (22) Или шаляпинский Мельник в «Русалке» и Сальери? (23) Галина Уланова создала чистый образ Марии в «Бахчисарайском фонтане». (24) И это вдохновенное, бесконечно поэтическое создание великой танцовщицы — ведь это тоже Пушкин! (25) Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которое составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как еще говорят, ипостаси. (26) Знакомство с искусством, поэзией, с литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда.

(21) А разве воплощенный Шаляпиным образ Бориса в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (22) Или шаляпинский Мельник в «Русалке» и Сальери? (23) Галина Уланова создала чистый образ Марии в «Бахчисарайском фонтане». (24) И это вдохновенное, бесконечно поэтическое создание великой танцовщицы — ведь это тоже Пушкин! (25) Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которое составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как еще говорят, ипостаси. (26) Знакомство с искусством, поэзией, с литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда.

 (27) Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить и сопоставить одно явление с другим. (28) Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы. (29) Интерес к биографии создателей гениальных творений. (30) К процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили. (31) Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32) Каждому явлению отводится свое место. (33) И каждое оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34) Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и от преходящего. (35) Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем не раз и не два. (36) И с каждым разом находим в них все больше красот.

(27) Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить и сопоставить одно явление с другим. (28) Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы. (29) Интерес к биографии создателей гениальных творений. (30) К процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили. (31) Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32) Каждому явлению отводится свое место. (33) И каждое оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34) Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и от преходящего. (35) Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем не раз и не два. (36) И с каждым разом находим в них все больше красот.

(37) Так учимся мы вслушиваться музыку, всматриваться в картины, вчитываемся в строки и улавливаем то, что с первого раза уловить очень трудно. (38) Ибо, только узнав сочинение, мы понимаем и общий замысел и какое значение для целого имеет та или другая детали. (39) И новое восприятие прочитанного, увиденного или услышанного начинает доставлять новые эстетические наслаждения, новые радости. Ираклий Луарсабович Андроников — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа.

(37) Так учимся мы вслушиваться музыку, всматриваться в картины, вчитываемся в строки и улавливаем то, что с первого раза уловить очень трудно. (38) Ибо, только узнав сочинение, мы понимаем и общий замысел и какое значение для целого имеет та или другая детали. (39) И новое восприятие прочитанного, увиденного или услышанного начинает доставлять новые эстетические наслаждения, новые радости.

Ираклий Луарсабович Андроников — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа.

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ ОТ ЭКСПЕРТА ПО ТЕКСТУ И.Л. АНДРОННИКОВА (ДОСРОЧНЫЙ ЭКЗАМЕН 2023 Г) КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ 1 абзац  2 абзац Кого можно назвать истинным ценителем искусства? Такой вопрос волнует советского писателя и литературоведа И.А. Андроникова. ПРОБЛЕМА   КОММЕНТАРИЙ «Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой…» - пишет автор. Он не может представить человека, который любил бы музыку, но не интересовался поэзией, или почитателя Шекспира, не видевшего ни одной постановки его пьесы. Действительно, все виды искусства взаимосвязаны, и мы обогащаем свой внутренний мир, развиваем чувственное восприятие, обращаясь к различным творениям и пытаясь постичь их в совокупности.  (1 пример + пояснение + микровывод)

ПРИМЕР СОЧИНЕНИЯ ОТ ЭКСПЕРТА ПО ТЕКСТУ И.Л. АНДРОННИКОВА

(ДОСРОЧНЫЙ ЭКЗАМЕН 2023 Г)

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ

1 абзац

2 абзац

Кого можно назвать истинным ценителем искусства? Такой вопрос волнует советского писателя и литературоведа И.А. Андроникова.

ПРОБЛЕМА

КОММЕНТАРИЙ

«Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой…» - пишет автор. Он не может представить человека, который любил бы музыку, но не интересовался поэзией, или почитателя Шекспира, не видевшего ни одной постановки его пьесы. Действительно, все виды искусства взаимосвязаны, и мы обогащаем свой внутренний мир, развиваем чувственное восприятие, обращаясь к различным творениям и пытаясь постичь их в совокупности.

(1 пример + пояснение + микровывод)

абзац КОММЕНТАРИЙ И наши впечатления не будут полными, если мы не будем стремиться проникнуть в ткань произведений, «глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим». Совершенно верно, когда мы больше узнаем о том или ином шедевре, о замысле творца, реалиях его жизни, анализируем всю информацию, взаимосвязь фактов, мы начинаем с большим уважением относиться к произведению искусства, оно оставляет глубокий след в душе. 4 абзац (2 пример+ пояснение+микровывод) АНАЛИЗ СВЯЗИ Дополняющие друг друга примеры подтверждают, что развитие культурного человека должно быть гармоничным: с одной стороны, мы говорим о расширении восприятия, то есть об охвате различных сфер искусства, а с другой – о более глубоком анализе явлений искусства и процессов, лежащих в их основе.
  • абзац

КОММЕНТАРИЙ

И наши впечатления не будут полными, если мы не будем стремиться проникнуть в ткань произведений, «глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим». Совершенно верно, когда мы больше узнаем о том или ином шедевре, о замысле творца, реалиях его жизни, анализируем всю информацию, взаимосвязь фактов, мы начинаем с большим уважением относиться к произведению искусства, оно оставляет глубокий след в душе.

4 абзац

(2 пример+ пояснение+микровывод)

АНАЛИЗ СВЯЗИ

Дополняющие друг друга примеры подтверждают, что развитие культурного человека должно быть гармоничным: с одной стороны, мы говорим о расширении восприятия, то есть об охвате различных сфер искусства, а с другой – о более глубоком анализе явлений искусства и процессов, лежащих в их основе.

5 абзац ПОЗИЦИЯ АВТОРА Автор убежден - ценителем искусства можно назвать гармонично развитого человека, стремящегося сложить «разрозненные впечатления…в общую картину культуры». 6 абзац ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА Я, безусловно, согласна с мнением автора и тоже полагаю, что без всестороннего интереса к произведениям искусства оценить их в полной мере невозможно. Я ощутила это на собственном опыте. Я страстный театрал и, собираясь на спектакль, всегда стараюсь прочитать (или перечитать) пьесу, по которой он поставлен, чтобы получить возможность сравнить свои впечатления от первоисточника с режиссерской интерпретацией. Перед посещением выставки я знакомлюсь с биографией художника и изучаю публицистические статьи о нем. Такая подготовка позволяет мне получить большее наслаждение – как эмоциональное, так и интеллектуальное. (согласие с позицией автора + тезис + пример с пояснением + микровывод)

5 абзац

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор убежден - ценителем искусства можно назвать гармонично развитого человека, стремящегося сложить «разрозненные впечатления…в общую картину культуры».

6 абзац

ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА

Я, безусловно, согласна с мнением автора и тоже полагаю, что без всестороннего интереса к произведениям искусства оценить их в полной мере невозможно. Я ощутила это на собственном опыте. Я страстный театрал и, собираясь на спектакль, всегда стараюсь прочитать (или перечитать) пьесу, по которой он поставлен, чтобы получить возможность сравнить свои впечатления от первоисточника с режиссерской интерпретацией. Перед посещением выставки я знакомлюсь с биографией художника и изучаю публицистические статьи о нем. Такая подготовка позволяет мне получить большее наслаждение – как эмоциональное, так и интеллектуальное.

(согласие с позицией автора + тезис + пример с пояснением + микровывод)

7 абзац ВЫВОД К выводам, сделанным И.Л. Андрониковым, я пришла самостоятельно много лет назад, и я рада, что известный писатель фактически озвучил мои мысли. Мне очень понравился этот текст, и я буду использовать его в своей работе.

7 абзац

ВЫВОД

К выводам, сделанным И.Л. Андрониковым, я пришла самостоятельно много лет назад, и я рада, что известный писатель фактически озвучил мои мысли. Мне очень понравился этот текст, и я буду использовать его в своей работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!