СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 15.3. Написание сочинения-рассуждения на тему: "Что такое настоящее искусство?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие в 9 классе "Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 15.3. Написание сочинения-рассуждения на тему "Что такое настоящее искусство?"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 15.3. Написание сочинения-рассуждения на тему: "Что такое настоящее искусство?"»

Подготовка к ОГЭ Часть 3 Задание 15.3 Написание сочинения-рассуждения на тему: «ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?»

Подготовка к ОГЭ

Часть 3

Задание 15.3

Написание сочинения-рассуждения

на тему:

«ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?»

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания задания 15.3  (сочинение-рассуждение) № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему , связанную с анализом текста (15.3) С3К1 Баллы Толкование значения слова С3К2 2 – 1 - 0 Наличие примеров-аргументов С3К3 С3К4 3 - 2 – 1 - 0 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 2 – 1 - 0 Композиционная стройность работы Максимальное количество баллов за сочинение 2 - 1 - 0 по критериям С2К1–С2К4 9

Критерии оценивания задания 15.3 (сочинение-рассуждение)

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему , связанную с анализом текста (15.3)

С3К1

Баллы

Толкование значения слова

С3К2

2 – 1 - 0

Наличие примеров-аргументов

С3К3

С3К4

3 - 2 – 1 - 0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

2 – 1 - 0

Композиционная стройность работы

Максимальное количество баллов за сочинение

2 - 1 - 0

по критериям С2К1–С2К4

9

Аргумент из прочитанного текста Тезис Вывод Аргумент из жизненного опыта

Аргумент

из прочитанного текста

Тезис

Вывод

Аргумент

из жизненного опыта

ВАЛЕНТИНА  АЛЕКСАНДРОВНА  ОСЕЕВА-ХМЕЛЁВА 1902 - 1969 Детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

ВАЛЕНТИНА

АЛЕКСАНДРОВНА

ОСЕЕВА-ХМЕЛЁВА

1902 - 1969

Детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

( 1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

–  (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

–  (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

–  (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

(По В.А. Осеевой)*

 

*   Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования  ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?» 1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет. 2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен. 3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства. 4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья. Ответ: ___________________________.

2.  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  обоснования  ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

1) Динка не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.

2) Портрет был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.

3) Динка удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.

4) Женщина на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

Ответ: ___________________________.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.  Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .  Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ЧТО ТАКОЕ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов .

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Искусство – 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. С. Ожегов. Толковый словарь русского языка Настоящее искусство -

Искусство –

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

С. Ожегов. Толковый словарь русского языка

Настоящее искусство -

Тезис  В первом абзаце сочинения необходимо дать определение предложенного понятия и прокомментировать его ( комментарий ). Это будет являться тезисом, который мы будем доказывать в своем сочинении-рассуждении.   Способы определения понятия (толкование слов): Понятийный Синонимический Описательный. Комбинированный. Речевые клише : 1.Что такое …( добро, человечность, милосердие, дружба)? Предлагаю начать сочинение с вопросительного предложения. 2. Я считаю ( думаю), что …. – это ( даем определение нравственному понятию). Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: …… – это когда….

Тезис

В первом абзаце сочинения необходимо дать определение предложенного понятия и прокомментировать его ( комментарий ). Это будет являться тезисом, который мы будем доказывать в своем сочинении-рассуждении.

Способы определения понятия (толкование слов):

  • Понятийный
  • Синонимический
  • Описательный.
  • Комбинированный.

Речевые клише :

1.Что такое …( добро, человечность, милосердие, дружба)? Предлагаю начать сочинение с вопросительного предложения.

2. Я считаю ( думаю), что …. – это ( даем определение нравственному понятию).

Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: …… – это когда….

Комментарий Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Вы должны ещё пояснить данное определение, показав, какова для Вас значимость, роль этого понятия, свойства, чувства; насколько важно для Вас и общества в целом это понятие, свойство, чувство Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия .

Комментарий

Содержание понятия не раскрывается только формулировкой его словарного значения. Вы должны ещё пояснить данное определение, показав,

  • какова для Вас значимость, роль этого понятия, свойства, чувства;
  • насколько важно для Вас и общества в целом это понятие, свойство, чувство

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия .

Аргументы Необходимо привести 2 примера-аргумента 1) из указанного текста; 2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).  Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение . Речевые клише : Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Предложение … подтверждает мысль о том, что … . Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

Аргументы

Необходимо привести 2 примера-аргумента

1) из указанного текста;

2) из жизненного опыта (случай, действительно имевший место в жизни автора; свидетельство очевидцев и т.п.).

Примеры должны

  • соответствовать данному понятию;
  • иллюстрировать данное определение .

Речевые клише :

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).
  • Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
  • Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
  • Это определение можно доказать на таком примере.
  • В подтверждение приведу также пример из жизни.

( 1)Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.

(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

( 10)Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

(14)3абывшись, она молча переводила глаза с портрета матери на сына...

(15)Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.

–  (17)Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

–  (18)Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

–  (21)Сыграйте, Яков Ильич.

(22)Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

(24)Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.  (По В.А. Осеевой)*

 

*   Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Булат Окуджава  «Музыкант»

Булат Окуджава «Музыкант»

Аргумент  из жизненного опыта Ищем аргументы…  в литературных произведениях, в том числе поэтических (читательский опыт);  в смежных с литературой дисциплинах (история, исторические факты); используя жизненный опыт известных людей (ученых, писателей, исторических деятелей);  в кинематографе; используя опыт близких, родных, знакомых людей или собственный жизненный опыт. Продолжите список перечень художественных произведений, в которых рассказывается о влиянии искусства на человека В.Г. Короленко «Слепой музыкант» А. И. Куприн «Тапер» Л.Н. Толстой «Альберт» Г.Х. Андерсен «Соловей»

Аргумент

из жизненного опыта

Ищем аргументы…

  • в литературных произведениях, в том числе поэтических (читательский опыт);
  • в смежных с литературой дисциплинах (история, исторические факты);
  • используя жизненный опыт известных людей (ученых, писателей, исторических деятелей);
  • в кинематографе;
  • используя опыт близких, родных, знакомых людей или собственный жизненный опыт.

Продолжите список перечень художественных произведений, в которых рассказывается о влиянии искусства на человека

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

А. И. Куприн «Тапер»

Л.Н. Толстой «Альберт»

Г.Х. Андерсен «Соловей»

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (1483—1520), итальянский живописец и архитектор. Сикстинская мадонна 1514-1515 годы. .

Рафаэль

(собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (1483—1520), итальянский живописец и архитектор.

Сикстинская мадонна

1514-1515 годы.

.

Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (1483—1520), итальянский живописец и архитектор. Сикстинская мадонна 1514-1515 годы. .

Рафаэль

(собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (1483—1520), итальянский живописец и архитектор.

Сикстинская мадонна

1514-1515 годы.

.

Вывод Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.  Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.  Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.  Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом  или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного  Какова роль настоящего искусства?

Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного

Какова роль настоящего искусства?

 « Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только истинное искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, даёт надежду на будущее, несёт в мир любовь и счастье ».    Валерий Рыбаков Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.  Т. Манн Искусство должно облагораживать людей.  М. Горький

« Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только истинное искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, даёт надежду на будущее, несёт в мир любовь и счастье ».

  Валерий Рыбаков

Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

Т. Манн

Искусство должно облагораживать людей.

М. Горький

Творенье может пережить творца: Творец уйдёт, природой побеждённый, Однако образ им запечатлённый, Веками будет согревать сердца.   Микеланджело Буонарроти

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!