СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово, стиль, образность. Явление многозначности.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово, стиль, образность. Явление многозначности.

Просмотр содержимого документа
«Слово, стиль, образность. Явление многозначности.»

Дата:13.10.2020г Класс:10 Урок:7

Курс: Художественное слово Учитель: Аппазова Э.Н.

Тема:  Слово, стиль, образность. Явление многозначности. Сумма предметных значений слов и образность.

Цель: Рассмотреть такое лексическое явление как, многозначность; совершенствовать умения разграничивать способы переноса значения слова; углубить знания учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов; выявить роль употребления многозначных слов в речи; развивать языковую компетенцию студентов; совершенствовать правописные навыки.

Ход работы.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей работы.

III. Работа с учебником.

1. Познакомьтесь с материалами учебника . Приведите свои примеры слов, когда изменение оттенков лексического значения приводит к изменению их грамматического значения. (Золотые ложки – золотые локоны – золотые руки; вкусное мороженое – мороженое мясо).

2. Письменное задание. Составьте две группы слов:

1) с одинаковым лексическим значением; 2) с одинаковым грамматическим значением.

3. Составление таблицы "Способы переноса значений слов", используя имеющиеся знания.

Способы переноса значений слов

Метафора

Метонимия

Синекдоха

Перенос осуществляется на основе

Сходства (скрытое сравнение, можно заменить конструкцией с союзом как)

Смежности (смещение названия с одного предмета на другой)

Смещение названия с части на целое и наоборот

1) внешнее сходство:

формы (лента дороги, целый день за баранкой)

цвета (золотые волосы, изумрудные глаза)

Смещение названия

1) материала на изделие из него (в соболях купается, на золоте едал, завоевал бронзу);

2) содержащего на содержимое (съел две

– одна голова хорошо, а две лучше;

– в семье семь ртов;

– посторонним лицам вход запрещён;

– размера, количества (море слов, океан слёз)

плотности (железные мускулы, стальные нервы, стена дождя)

степени подвижности (поезд ползёт, мчатся облака);

2) расположения (нос корабля, подошва горы);

3) функции (паутина лжи, погасить ссору);

4) ценности (гвоздь программы, жемчужина поэзии);

5) впечатлений (горячая любовь, ледяной взгляд)

тарелки, выпил стаканчик);

3) действие на орудие этого действия (кисть Левитана);

4) произведения на автора (люблю Достоевского);

5) места на людей, находящихся в нём (аудитория пишет);

6) действия на место, где оно происходит (остановка, переход, выход)

– я стою за синей рубашкой;

– студент нынче не тот;

– ты шляпа

Изобразительно-выразительные средства

метафора (зеркало затона, дождь цветов, буря аплодисментов);

олицетворение (дождь барабанит, ветер завыл, шепчут травы);

эпитеты (кислое выражение, сладкий поцелуй, шёлковые косы)

метонимия (Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам);

эпитеты (коварная улыбка, умный совет, синий вечер)

синекдоха (валить с больной головы на здоровую, сарафан за кафтаном не бегает)

IV. Закрепление.

1Прочитать текст стихотворения С.Есенина . Указать виды тропов, использованных в стихотворении. Определить их роль в создании художественного образа.

2. Беседа с осуществлением попутных записей в тетрадях.

– Какую картину представляет в стихотворении поэт? (С.Есенин создает образ раннего утра).

– Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (С.Есенин любит природу и изображает ее, как живое существо).

(В этом ему помогает олицетворения: "задремали звезды", "улыбнулись березки", "растрепали косы", крапива "шепчет шаловливо".

Картина раннего утра получилась яркая, запоминающаяся, благодаря использованию метафор( зеркало затона, задрожало зеркало, сетка небосклона, шелестят сережки, крапива обрядилась перламутром) и эпитетов (сонные березки, серебряные росы).

– Какие образы используются в стихотворении, чтобы усилить впечатление доброго, любовного отношения автора к природе?

(Усиливает впечатление глубокой, искренней любви поэта к природе: изображение крапивы. Всем известно, что крапива неприятная, жгучая, ничего хорошего не несет она тем, кто тронет ее, а в стихотворении создается поэтичный образ этого растения. (Крапива, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!")

Это восклицательное предложение – пожелание добра всему, что окружает нас в жизни.

V. Индивидуальное задание.

– Указать способы переноса названий.

Кольцо блокады. Лакей посадил розовый салоп в блестящий купе, потом вскарабкалась в него медвежья шуба. Луч надежды. Класс готовится к контрольной работе. Обращаться ко Льву Толстому. Копна волос. Израсходовать мешок. Солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, Чёрно-бурою лисицею под горой улёгся лес.

– Какие изобразительно-выразительные средства используются в последнем предложении? (Эпитет, олицетворение, метафора)

VI. Обобщение.

– Назовите способы переноса наименований.

– Чем метафора отличается от метонимии?

– Синекдоха приходится "родной сестрой" метафоре или метонимии? Почему?

– Какие тропы используются в стихотворении Есенина?

– Примеров каких тропов в стихотворении нет?

VII. Самостоятельная работа, которую учащиеся закончат дома.

Из упражнения выписать примеры тропов и определить их роль в тексте.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!