Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская гимназия с.Мраково муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка интегрированного урока на тему:
«СЛОВО ПРИШВИНА ЖИВЕТ В НАС»
Составитель: Тайлякова Марина Федоровна,
учитель русского языка и литературы первой
квалификационной категории.
Мраково, 2018
Тема урока: «СЛОВО ПРИШВИНА ЖИВЕТ В НАС»
(Интегрированный урок русского языка и литературы)
ЦЕЛЬ УРОКА: подготовка к ОГЭ по русскому языку. Класс: 9
Цели:
1. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.
2. Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.
Задачи
Образовательные:
- с помощью практических заданий совершенствовать навыки при подготовке к устной части ОГЭ.
Развивающие:
- формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), проблемную и коммуникативную.
Воспитательные:
- совершенствовать умение строить высказывание;
- совершенствовать у учащихся практические умения работы с предложением, текстом.
УУД:
Личностные УУД:
- формирование у учащихся активной позиции в учебной деятельности;
- умение слушать собеседника;
- самооценка собственной учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение выявлять затруднения;
- умение исправлять ошибки, свои и товарищей;
- умение осуществлять проверку и самопроверку;
- осуществлять самоконтроль, обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца;
- дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение формулировать своё мнение и слушать собеседника;
- согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения;
- строить высказывания, понятные для собеседников;
- рефлексия своих действий;
- понимать на слух ответы одноклассников.
Познавательные УУД:
- умение анализировать языковой материал;
- выдвигать гипотезу, обосновывать её и делать выводы;
- умение осознанно строить речевое высказывание;
- умение выполнять типовые задания;
Планируемые результаты
Предметные:
-Знать структурные особенности устной части ОГЭ по русскому языку.
-Уметь выполнять тестовые задания ОГЭ, строить монологическое и диалогическое высказывание.
Личностные:
-Уметь планировать, отбирать материал, анализировать, делать выводы.
Метапредметные:
-Уметь работать в сотрудничестве с товарищами.
-Воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: портрет М.М.Пришвина, выставка произведе-
ний М.М.Пришвина, мультимедийный проектор (презентация),раздаточный материал.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. М.М.Пришвин
- Организационный этап.
-Сегодня у нас не обычный урок, а интегрированный. Попробуем на основе творчества одного из русских писателей подготовиться к ОГЭ по русскому языку. Надеюсь на то, что поработаем плодотворно.
- Проверка домашнего задания. Мотивация учебной деятельности.
-Посмотрите внимательно на слайд. Перед вами высказывание великого писателя. Как вы считаете, кому принадлежит это мудрое изречение? - У Михаила Михайловича Пришвина есть книга «Моя малая Родина», в которой он призывает беречь и охранять природу.
«Охранять природу – значит охранять Родину». -Какие пословицы о Родине вы знаете? Дома вам надо было подобрать пословицы о Родине. Есть желающие озвучить?
Примерные ответы учащихся: Нет земли краше, чем страна наша. На чужой стороне и весна не красна. Без корня и полынь не растёт. -Хотелось бы еще зачитать одну цитату Михаила Михайловича: «Я мыслю, как мне только захочется, уверенный в том, что природа поправит меня и покажет, как надо мыслить…» -Как вы ее понимаете? II. Постановка цели и задач урока
-Посмотрите на фото. Перед нами мудрый человек, на произведениях которого выросло не одно поколение ребят. Изображен он на лоне природы и писал свои небольшие рассказы о ней. Вспомните эпиграф к уроку. -Изучая творчество, какого писателя мы будем учиться постигать волшебные тайны природы и одновременно готовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку? Ответы детей: М.М.Пришвин. III. Воспроизведение информации на новом уровне. Цель этапа: формировать навыки осмысленного чтения. -Вспомним, с чего начинается собеседование по русскому языку? (с осмысленного прочтения текста). -Предлагаю сегодня прочитать отрывок из биографии великого русского писателя. Не забываем, что следует уложиться в 2 минуты. Возьмите карандаши: выделите микротемы, поставьте ударение в сложных для произношения словах, вспомните склонение числительных разных разрядов. Вам дается 2 мин. для самостоятельной работы с текстом. Текст для чтения
Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г., 4 февраля (23 января по старому стилю) в Орловской губернии, в деревне Хрущево-Левшино в семье купца. В 1882г. Михаила определили в местную школу, где он отучился один год. Далее, в 1883г. последовала учёба в гимназии. Особым прилежанием и знаниями Пришвин не отличался, любил похулиганить. Отучившись шесть лет, он смог получить образование только за четыре класса, потому что дважды оставался на второй год. Из-за конфликта с учителем из гимназии он был изгнан. Мать отправила Михаила в Сибирь, к дяде. И уже живя у дяди, окончил тюменское реальное училище. В 1893г. учится в Политехническом институте г. Риги. Будучи студентом, как и многие молодые люди в то время, увлёкся идеями марксизма, участвовал в различных организациях. За агитацию и распространение запрещённой литературы, в 1897г. был осуждён, провёл один год в Митавской тюрьме.
После этого некоторое время находился в ссылке в г. Елец. Но со временем политика ему становится неинтересной. Он получает разрешение на выезд и в 1900г. уезжает на учёбу, в г. Лейпциг. Там писатель осваивает профессию агронома. В 1902г. возвращается домой. Поначалу работает земским агрономом, трудится в лаборатории Сельскохозяйственной академии. Потом - личным секретарём у крупного петербургского чиновника, пишет книги на сельскохозяйственную тематику.
В 1906г. принимает решение бросить свою основную работу агрономом, и заняться литературной деятельностью. И в это же время в журнале «Родник» публикуется первый из рассказов литератора «Сашок». Писатель начал работать корреспондентом. Как человек, живо интересующийся фольклором и этнографией, он уезжает на Север (в Карелию). Его путевые очерки, содержащие в себе наблюдения за жизнью простых людей, природой послужили основой книги «В краю непуганых птиц». Именно она принесшая широкую известность литератору, а также он удостоился почётной награды Императорского географического общества – серебряной медали. Второе сочинение - «За волшебным колобком» явилась результатом его исследования Мурманского края, Норвегии. В этих трудах автор соединяет воедино элементы сказки и строгое документальное изложение. Михаил Пришвин ведёт и свой Дневник, работать над которым он будет продолжать на протяжении всей жизни.
В 1912г. увидело свет первое 3-томное собрание сочинений писателя. В 20-е годы он начинает работать над автобиографическим романом «Кощеева цепь». В 1930-е годы много ездит по Советскому Союзу. Выпускает книги, наполненные чудесными описаниями природы, а также детские рассказы, произведения о животных – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук» и др. Все эти творения написаны необычайно красивым, ярким и красочным языком. Главная идея автора, которая прослеживается во всех его произведениях, и в частности в Дневниках – научиться жить в гармонии с окружающим миром, ценить всё доброе, светлое, что есть в жизни.
Умер Михаил Михайлович Пришвин 16 января 1954 года от рака желудка в Москве. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
2. Проверка понимания текста. -За что был исключен из гимназии? -За что был осужден и провел год в заключении? -Как назывался первый рассказ М.Пришвина? -Из-за какой болезни скончался писатель? В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С какой целью М.Пришвин уезжает на Север (в Карелию)? 1. Мечтал получить высшую награду, звание, поэтому следовало уехать подальше от Родины, где легче было себя проявить в роли писателя. 2. М.Пришвин живо увлекался фольклором и этнографией.
3 . Михаил Пришвин ведёт свой Дневник, работа над которым может быть продолжена на Севере.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет? 1. Все эти творения написаны необычайно красивым, ярким и красочным языком. 2. В 20-е годы он начинает работать над автобиографическим романом «Кощеева цепь». 3. В 1906г. принимает решение бросить свою основную работу агрономом и заняться литературной деятельностью.
IV. Пересказ текста обучающимися (по желанию) с включением цитаты:
«Жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но память о хорошо прожитой жизни остается навеки». Марк Тулий Цицерон. -5 мин.
V. Анализ миниатюры. Цель: выявить умения комплексного анализа текста.
Власть красоты
1.Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко, стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьёшь, раскрыл ружьё, вынул картечь, вложил утиную дробь. 2.И только бы стрельнуть — стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. 3.Опустив ружьё, он долго любовался, потом тихонечко пятился, пятился и отошёл так, что лебеди вовсе и не знали о страшной опасности.
4.Приходилось слышать, будто лебедь не добрая птица, не терпит возле себя уток, гусей, часто их убивает.5. Правда ли?6. Впрочем, если и правда, это не мешает в нашем поэтическом представлении о девушке, обращённой в лебедя: это власть красоты.
М.М. Пришвин
Учитель. Озаглавить текст.
Итак, дав заглавие тексту, мы определим и его тему: власть красоты над человеком.
Давайте посмотрим, как организован этот маленький текст. Прежде всего обратимся к композиции. Сколько в тексте частей?
Что представляет собой первая часть? (Повествование.) Вторая? (Рассуждение.) Расскажите об особенностях строения текста повествование и рассуждение.
3. Какие приёмы художественной изобразительности использует автор в первой, повествовательной части текста?
(Обилие глаголов, ряд однородных сказуемых, повтор одинаковых синтаксических конструкций (сказуемое + прямое дополнение). Всё это придаёт описываемым событиям особую динамичность, задаёт ритм.)
— Какова цель этих приёмов?
(Подготовка самого напряжённого момента в развитии действия — кульминации.)
· (Звукопись: шорох приближающихся шагов (подкрался, бли/с/ко, стал цели/ц/а, больше убьёшь), звуки ружейного затвора (раскрыл ружьё, картечь, дробь, стрельнуть), шорох удаляющихся шагов (тихонечко пятился, пятился, отошёл, вовсе, страшной опасности).
· Инверсия: не в лебедя, а в человека стреляешь.)
— Вы заметили, что в этом тексте есть несколько односоставных предложений? Какова их роль?
“…мелкой дробью по головам больше убьёшь” (определённо-личное).
“И только бы стрельнуть (безличное) — стало казаться (безличное), что не в лебедя, а в человека стреляешь”(определённо-личное).
(Определённо-личные предложения приобретают обобщённо-личное значение: действия, названные в них, могут быть отнесены к каждому, кто окажется в подобной ситуации. Автор тем самым заставляет читателя ощутить более остро ситуацию, нарисованную в миниатюре. Безличные же предложения возникают в самый кульминационный момент преображения человека. Перед нами маленькое чудо, которое “снисходит” на героя.)
— Какова роль тире?
(Делит текст на две части, графически обозначая кульминационный момент.)
— Понаблюдаем за главной в этом тексте частью речи — глаголом. Что вы можете сказать о формах времени?
(Сначала описание идёт в прошедшем времени. Но на фоне прошедшего времени дважды появляется настоящее время. И тогда всё действие как бы смещается во времени, приближаясь к моменту речи. Эти события проходят перед глазами читателя и потому становятся особенно живыми, зримыми.)
— Посмотрим, как “работают” наклонения глагола.
(В тексте на фоне глаголов изъявительного наклонения выделяется глагол в форме сослагательного наклонения — стрельнуть бы. Действие, названное глаголом, не совершается. Употребление глагола совпадает с кульминационным моментом в развитии действия — моментом прозрения героя.)
— Каково значение категории вида? Каким образом значение категории вида соотносится с содержанием текста? С замыслом автора?
Совершенный вид выражает законченное, разовое, однократное действие — подкрался, подумав, убьёшь, раскрыл, вынул, вложил, стрельнуть.
Глаголы совершенного вида сосредоточены в первой части текста, в которой описывается приготовление к выстрелу.
Несовершенный вид — повторяемое, длительное действие (казаться, стреляешь, любовался, пятился, знали). Эти глаголы уже связаны с описанием действий человека, одухотворённого красотой, возрождённого к восприятию прекрасного в мире. И этот процесс изображён автором как длительный, непрекращающийся.
3. Обратимся ко второй части текста — рассуждению. Какова его роль? Какую проблему привносит оно в текст?
(Красота несёт добро, предотвращая зло, насилие, убийство, но может нести и зло.
Красота бывает разной — предупреждение читателю.
Вопрос автора заставляет задуматься.)
— Почему Пришвин всё же не развивает эту тему?
(Задача этого текста другая: показать жизнеутверждающую силу красоты. Красота спасает.)
— А кого спасает красота в этом произведении?
(Птицу, художника Бориса Ивановича, может быть, ещё кого-то, кто прочитал это произведение Пришвина и проникся его идеей, его настроением.)
VI.Монологическое высказывание.
Цель: Уметь строить монологическое высказывание на предложенную тему, соблюдая речевые и грамматические нормы.
-Вам предложена тема для беседы «Природа родного края» (на основе описания фотографии). Ваше высказывание недолжно занимать более 3-х минут. Будут заданы дополнительные вопросы. Следует дать полный ответ.
Вопросы для диалога:
-Ваше любимое время года?
-Почему людям важно бывать на природе?
-Ваше любимое произведение М.Пришвина?
VII. Работа с текстом.
Цель этапа: уметь проводить сравнительный анализ своей деятельности.
ОСЕННЕЕ УТРО (Текст можно распечатать.)
Сегодня утро сырое, туманное, пробуждается не скоро, слышит, а глаз не хочет открывать.Туман сгущается, и капли оседают на желтых листьях:
скатится капелька за капелькой на другой листик- станет там две, упадут, и листик не выдержит, падает вместе с каплями.
Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу деньоткрывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они куда-то вместе с перелетными птицами.
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, так хорошо, и шепчешь тихонько:
-Летите, летите!
Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят; а там гуси, грачи - и всё кончится.
-Как предложенный текст связан с вашим высказыванием?
1. Какие чувства вызывает у М.М.Пришвина осень?
2. Что можно сказать о композиции данной миниатюры?
3. Почему М.М.Пришвин дает два описания -описание природы и описание состояния человека? (Автор не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами).
4.С помощью каких средств выразительности речи автор создает образ одухотворенной природы? (олицетворение, сравнение: утро слышит, день открывает глаза, утро похоже на человека, пробуждающегося от сна).
5.Как можно объяснить употребление автором слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
6.В тексте автором используется такой прием как многосоюзие, частотность употребления союза и. Объясните важность использования данного приема. ( Использование данного приема делает картину, описанную автором, более ощутимой, полной, чувственной, придает тексту необычайную музыкальность, ритмичность).
Выполняя следующее задание, мы с вами завершим наш урок, подведём
итоги.
VIII. Информация о домашнем задании:
На выбор:
1.Продолжить наблюдения за природой и на их основе попытаться написать миниатюру на заданную тему:«Конец зимы». 2. Сжать последний текст.
IX.Рефлексия.
Цель этапа: оценить результат собственной деятельности.
Обратите внимание еще раз на эпиграф и продолжите высказывание:
-Мне сегодня приятно было с вами работать. Хотелось бы пожелать успехов на экзамене и чаще читать произведения великого русского писателя М.М.Пришвина. Неслучайно я взяла сегодня для анализа миниатюры данного писателя. Ведь 5 февраля страна отметила 145-летие со дня рождения великого писателя.
Список использованной литературы:
1. Борисова Н.В. «М.Пришвин. «За волшебным колобком»,М.,Просвещение, 2010
2. Солоухин В.А. «Очарованный странник»,ЛВШ №; 2002
3. Пранцова Г.В. «Неповторимые мгновения», ЛВШ №4 1995
4. Цепке Т.И. «Анализируем лирические миниатюры М.М.Пришвина», РЯШ №3 2005
Пояснительная записка
Автор разработки урока –Тайлякова Марина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ Башкирская гимназия с.Мраково МР Кугарчинский район Республики Башкортостан
Предмет – русский язык и литература.
Разработка полностью соответствует требованиям ФГОС.
Целевая аудитория - обучающиеся 9-х классов.
Тема: «СЛОВО ПРИШВИНА ЖИВЕТ В НАС»
Продолжительность урока – 45 минут.
Учебно-методическое обеспечение: тексты миниатюр «Власть красоты», «Осеннее утро», биографических данных, взятых из социальных сетей.
Необходимое оборудование для урока:
Компьютер
Тексты рассказов
Мультимедийный проектор
Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, исследовательский.
Деятельность учащихся: групповая, индивидуальный опрос.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная.
План урока:
Организационный этап
1.Проверка Д/З. Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока.
Воспроизведение информации на новом уровне. (Чтение эпизода из биографии М.Пришвина).
1.Проверка понимания текста.
Пересказ текста обучающимися с включением цитаты.
Анализ миниатюры «Власть красоты».
Монологическое высказывание на предложенную тему: «Природа родного края».
Работа с текстом «Осеннее утро»(Сопоставление)
Информация о домашнем задании.
Рефлексия.
Данный урок проводится как интегрированный с использованием ИКТ. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника, сборников для подготовки к ОГЭ под редакцией разных составителей. Появляется возможность активно включиться в процесс обучения. Данная разработка является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.
Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:
личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;
регулятивных: следовать заданной цели, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение работать в группе, умение общаться, слышать и слушать;
познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.
Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.
Результативность: Комплексная подготовка к сдаче собеседования по русскому языку, тренировка в выполнении заданий 2 и 3 ОГЭ по русскому языку.