СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Склонение имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Просмотр содержимого документа
«"Склонение имён существительных"»

Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 3 класс.

Тема урока «Склонение имен существительных».

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Формирование УУД:

  1. Личностных УУД:

а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)

б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

2. Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)

б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)

в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)

г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

3. Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков

б) Синтеза как составления целого из частей

в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)

г) Выбор оснований и критериев сравнения

д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки

е) Выдвижение гипотез и их обоснование

ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи

б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

4. Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)

б) Постановка вопросов (сотрудничество  в поиске и сборе информации)

в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


1. Оргмомент. Мотивация.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с пословицы. Прочитайте её про себя.


СЛАЙД

«Лучше нет дружка, чем родная матушка».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Почему наш урок я начала с этой пословицы? Какой праздник приближается?

(День Матери)

- Как вы думаете, какой подарок от вас будет самым желанным для мамы?

( Хорошая учёба)

- Чтобы хорошо учиться, нужны знания. И наш сегодняшний урок – это урок открытия новых знаний.

- Начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать и почему?

(Букву «М» - с этой буквы начинается слово «мама»).


2.Актуализация.

- Прежде чем открывать новые знания, мы должны повторить то, что мы уже знаем. Откройте словарь «Пиши правильно» на букву «М». Прочитайте слова хором, отчётливо проговаривая каждый звук. К какой части речи относятся все эти слова? ( Существительные)

- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы

- Форма какого падежа является начальной? ( Именительного)

-Какое слово, по-вашему, в этом ряду лишнее? (метро)

- Почему вы так решили? (несклоняемое имя существительное)

- Запишите словарные слова на букву «М» (под диктовку)

Магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток.

- Проверьте по образцу.

СЛАЙД

Магазин, малина, месяц, металл, метро, молоток.


3.Создание проблемной ситуации.

- Ребята, (вы знаете, когда отмечают День Матери?) День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября. За окном уже холодно, скоро будут вьюги, метели, но мы своим теплом и любовью согреем наших мам.

- Прочитайте предложение.


СЛАЙД

По улице, по площади гуляет вьюга белая.

Найдите грамматическую основу предложения.

-Задайте вопросы ко второстепенным членам предложения.

-Назовите словосочетания, задавая вопрос от слова-командира к слову-солдату.

- Определите род и падеж выделенных слов.

гуляет (по чему? где?) по улице. Д.п.

гуляет (по чему? где?) по площади. Д.п.


4. Формулирование проблемы.

-Чем похожи эти имена существительные? (Оба существительных в одном и том же падеже. У них одинаковые предлоги, отвечают на один и тот же вопрос.)

-Чем они различаются? (Окончаниями)

-Интересно. Оба существительных в одном и том же падеже. У них одинаковые предлоги, отвечают на один и тот же вопрос, а окончания разные.

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Какой возникает вопрос?

(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)


Формулирование темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

О том, как изменяются имена существительные по падежам, от чего зависит окончание имён существительных.

-Как называется изменение имён существительных по падежам? (Склонение)


5.Открытие нового знания.

Групповая работа.

-Я вам предлагаю поработать в группе. Каждая группа получает задания. Распределите роли в группе.

-Прочитайте слова, записанные на карточке. Определите род, выделите окончания. Измените данные имена существительные по падежам.


1 группа – скала, земля

2 группа- папа, дядя

3 группа – огонь, стол

4 группа – окно, поле

5 группа – печь, степь


С каждой группы выходят по одному ученику, объясняют, вывешивают карточки на доске. Сначала 1 и 2 группа, потом 3 и 4 группа, затем- 5 группа.



И. п. страна земля папа дядя

Р. п. -ы -и -ы -и

Д. п. -е -е -е -е

В. п. -у -ю -у -ю

Т. п. -ой -ёй -ой -ей

П. п. -е -е -е -е



- Проверьте свою работу по слайду. Интересно, почему так получилось? У вас ведь существительные разного рода, а окончания одинаковые!

- Какой вывод можете сделать?

(Существительные м. р. и ж. р. с окончанием –а (-я) в начальной форме имеют в косвенных падежах одинаковые окончания.)

- Значит, эти существительные можно объединить в одну группу? Как эта группа называется, вы узнаете позже.



2) -Изменим по падежам следующую группу имён существительных:

огонь, стол, окно, поле.

- Что вы можете сказать о данных именах существительных?

( Существительные в начальной форме.)

- Определите род. Выделите окончания.

М. р. – нулевое окончание, ср. р.- окончание -о(-е).

- Изменим данные существительные по падежам. Один ученик в паре изменяет существительное мужского рода, другой - среднего рода.



И. п. стол огонь окно поле

Р. п. -а -я -а -я

Д. п. -у -ю -у -ю

В. п. - - -о -е

Т. п. -ом -ём -ом -ем

П. п. - е -е -е -е



- Проверьте свою работу по слайду.

Одна группа склоняла существительные мужского рода, другая – среднего рода. А окончания у вас какие?

-Какой вывод можете сделать?

(Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о(-е) в начальной форме имеют в косвенных падежах одинаковые окончания.)

- Как вы думаете, эти существительные можно объединить во вторую группу? Как она называется, вы узнаете позже.



3) Изменение по падежам существительных

печь, степь.

- Что можете сказать про данные имена существительные?

(Стоят в начальной форме. Оба имени существительных женского рода, имеют нулевое окончание, основа оканчивается на ь).

-Договоритесь в паре, кто какое существительное будет изменять по падежам.



Два ученика выполняют задание на доске.

И. п. печь степь

Р. п. -и -и

Д. п. -и -и

В. п. - -

Т. п. -ю -ю

П. п. -и -и

-Проверьте свою работу по слайду. Сверьте с соседом по парте.

- Какую особенность заметили?

( В трёх косвенных падежах окончание -и, в двух - нулевое, в творительном падеже- окончание -ю.)

-Можно ли существительные женского рода с нулевым окончанием объединить в третью группу?

(Можно, т. к. окончания в косвенных падежах совпадают.)

-На сколько групп мы разделили все имена существительные?

(На три группы.)

- По какому признаку разделили?

(Подобие окончаний в косвенных падежах.)

-Хотите узнать, как эти группы называются?


6.Первичное закрепление.

Работа в группах.

А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям.

(Ответственные в группах наклеивают слова в таблицу)

Тень, картина, дядя, утро, ночь, конь.

Ответственные у доски обосновывают правильность распределения слов.


СЛАЙД

В печи стоит картошка

С топлёным молоком.


- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием –и нет ни в одном склонении.

- Что надо сделать? (Поставить в начальную форму)

- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм ? (Поставить существительное в начальную форму)


(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).

- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?

(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас поработаем самостоятельно.

Карточки.

Спишите. В скобках укажи склонение существительных.


Ночь (__). Вокруг тишина (___).

Ручеёк (__) лишь журчит.

Своим блеском (__) луна (___)

Всё вокруг серебрит.


Проверка по образцу.

СЛАЙД

Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).

Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.

Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)

Всё вокруг серебрит.


8.Включение в систему знаний.

- А сейчас повторим и закрепим изученное.

Карточки

1.Подберите к словам антонимы и определите их склонение.

- Какие слова называются антонимами? ( Слова одинаковой части речи с противоположным значением)

Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____.


2.Подберите к словам синонимы и определите их склонение.

- Какие слова называют синонимами?

Путь - _____, зной - ______, суша - ______, азбука - ________, собака - _______.


3.Подберите однокоренное слово другого склонения.

Мышь - ______, ёлка -_______, отец - ________


Найдите лишнее слово в строке и подчеркните его.


Бабушка, брат, мама.

Ночь, конь, боль.

Плащ, село, мышь.


9.Рефлексия учебной деятельности.

- Подведём итоги нашего урока.

- Какова была тема нашего урока? (Склонение имён существительных).

- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться определять склонение существительных).

- Достигли ли мы своей цели? (Да).

- Заполните листы самооценки, поставьте знак + или -

(Ученики заполняют листы самооценки)


10.Домашнее задание.

Выучить правило на стр. 118, составить и записать несколько предложений с существительными разных склонений.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!