СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система задач по развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей: памяти, внимания, логического мышления, способности к анализу и рассуждению.

Просмотр содержимого документа
«Система задач по развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики»

Система задач по развитию творческих способностей младших школьников на уроках математики


Любая математическая задача несет в себе умственную нагрузку, которая содержит занимательный сюжет, условие и т.д. Задания, направленные на развитие творческих способностей, привлекают внимание детей, развивают мыслительный процесс и вызывают устойчивый интерес к поиску решений. Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей: памяти, внимания, логического мышления, способности к анализу и рассуждению.

Занимательность математическим задачам придают игровые элементы, логические упражнения, задачи-загадки и т.д. Например, как можно из двух палочек построить квадрат? Необычность в постановке вопроса заставляет детей вдуматься, искать ответ, включаться в игру воображения.

Система задач должна содержать три момента цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Каждое занятие важно начинать с разминки, проводить устный счет, это подготавливает учащихся к учебно-познавательной деятельности. Для развития умственной деятельности необходимо выполнять упражнения, так как это входит в основную часть урока.

Способность решать задачи представляется основным критерием уровня математического развития учащихся, характеризующим умение применять теоретические знания. При решении упражнений базового уровня будут применяться знания и умения, чтобы сузить программный материал. Известные решения ограничивают развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Задачи, требующие логического мышления и нестандартного подхода, не имеют общих правил и положений программы для их решения. Таким образом, в процессе решения данных задач возникает необходимость навыков и поиска решения, что требует творческих способностей.

Решение нестандартных задач содействует интенсивности поиска и радости открытия, что является важнейшим фактором творческого становления. Способность младших школьников решать нестандартные задачи определяет:

      1. Умение оригинально мыслить, что способствует развитию и формированию творческих способностей;

      2. Умение обобщать материал, т.е. выделять главное, видеть общее;

      3. Умение рассуждать логически, делать обоснованные выводы;

      4. умение проявлять гибкость мышления, переключаться с одной мыслительной операции на другую.

      5. Способность развивать математическую память.

Задания, используемые на уроке, должны углублять знания детей. Каждый урок должен проходить в эмоциональном подъеме, что способствует творческой работе учащихся и создает атмосферу сотрудничества. Урок предоставляет возможность каждому учащемуся показать себя в зависимости от собственного желания учиться.

Важную роль в формировании творческих способностей играют задания, характеризующие умственную деятельность. На уроках важно использовать задания, которые направлены на формирование цели, планирование, нестандартный анализ, сравнение и обобщение.

Учащихся важно научить формировать цель. То есть поставить вопрос к задаче, задавать дополнительные вопросы. Умение планировать важно для представления будущих действий при выполнении задач на уроке. Умение составлять анализ, сравнение и обобщение очень важно на уроках математики. Нешаблонный анализ способствует развитию учащихся решать задачи с недостающими данными, нестандартные задачи и т.д. Решение задач по математике способствует развитию мышления, сообразительности, пробуждению интереса к процессу поиска решений. Это создает мотивацию и любовь к работе у младших школьников. Именно выполнение текстовых задач разными способами формирует оригинальные навыки детей младшего школьного возраста.

Выполняя анализ, сравнение и обобщение, младшие школьники учатся рассуждать, доказывать, демонстрировать свои знания, что является важной составляющей развития творческих способностей.

Также необходимо использовать задания, которые направляют младших школьников на получение новых возможностей. Это могут быть составления задач по рисунку, решение задач-загадок, решение задач-шуток, что позволяет учащимся включиться в творческую работу.

Творческая работа в процессе решения текстовых задач включает подготовительный и основной этапы работы. На подготовительном этапе младшие школьники приобретают конкретно взятый смысл действий сложения и вычитания, описывают ситуацию выполнения задания. Основной этап формирует умение работать с текстовым заданием.

Решение творческих задач можно разделить на два типа:

  1. Творческие задания, связанные с поисковой деятельностью и нестандартным подходом к решению.

  2. Задачи повышенной трудности системного направления, т.е. задания ориентированные на применение знаний из разных школьных дисциплин.

В процессе решения текстовых задач по математике выполняются образовательные, воспитательные и развивающие цели. Процесс решения формирует практические умения, влияет на умственное развитие детей.

Развитие творческих способностей способствует решению нестандартных задач. Задания такого рода вызывают у детей интерес, формируются умственная активность и самостоятельность. С помощью определенного метода каждое задание можно сделать творческим. Рассмотрим некоторые приемы работы с текстовыми заданиями:

  1. Изменение вопроса к задаче. Данный прием способствует формированию выбора действий, отличать простые задачи от составных.

  2. Предложить несколько способов решений. Этот прием позволяет определить связь между величинами.

  3. Объяснение выполненного решения и составление новой задачи на основе готового решения. Данный прием помогает находить взаимосвязанность между величинами, входящих в задачу.

Для того чтобы каждый урок математики был направлен на развитие творческих способностей детей, учителю необходимо использовать на уроке головоломки, ребусы и занимательные задания на сообразительность. При выполнении заданий такого рода дети могут пользоваться методом проверок и ошибок, и это развивает творческие способности, умение искать другое решение. Решение таких задач развивает у ребенка усидчивость, память и внимание.

В процессе работы я использую материал, развивающий мышление, творческие способности и интерес к предмету. Урок начинаю с разминки, применяю игровую форму задач. Наиболее эффективным методом является применение задач, приводящих упрощению и усложнению, которые ориентируют на поиск решения. В процессе решения таких задач младшие школьники приобретают для себя новые возможности. Дети с интересом решают головоломки, волшебные квадраты, нестандартные задачи и т.д. Занятия математикой способствуют формированию творческих способностей и воспитанию качеств младших школьников. Приведу примеры нестандартных задач:

  1. Если из принадлежащих Косте кубиков убрать 4, то остальные можно разложить в 3 коробки по 5 штук в каждую. Сколько кубиков необходимо добавить к имеющимся у Кости, чтобы их разложить в три коробки по 10 штук в каждую?

  2. 48 открыток расклеили в 3 альбома так, что оказалось в первом и третьем одинаковое количество открыток. Сколько открыток во втором альбоме, если в первом и втором вместе 29 открыток?

В работе также использую задачи на сообразительность, например: как расставить 8 стульев в четырех стенках комнаты так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула. Решение таких задач развивает логическое мышление, стимулирует умственную деятельность, навыки и интерес к предмету.

Психологи считают, что мышление человека связано с развитием его речи. Поэтому основная задача в развитии творческих способностей младших школьников – научить их рассуждать над способами решения задач, читать графические изображения, называть основные элементы.

В процессе решений творческих задач дети развивают навыки, применяют знания в нестандартных ситуациях, формируется неординарный образ мышления. Безусловно, для развития творческих способностей требуется упорная работа, что очень ценно для развития навыков самоконтроля.

Следует вывод, что успех в решении нестандартных задач порождает умладших школьников уверенность в своих силах, что позволяет преодолеть нерешительность и воспитывается, прежде всего, готовность к проявлению творческих способностей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!