СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися. В публикации описывается собственная система предметной подготовки учащихся к ОГЭ, которая была представлена на педагогическом совете школы.

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заводская средняя общеобразовательная школа

пос.Пригородный, Калачеевский р-н, Воронежская обл













Система подготовки к ОГЭ

по обществознанию

(из опыта работы)

















Трощенко

Антонина Анатольевна

учитель истории и

обществознания, В КК



2019г


Несмотря на то, что тема Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ до сих пор является спорной, эти экзамены стали реальностью и прочно вошли в систему нашего образования. Введение ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов заставляет нас, учителей, пересматривать организацию учебной деятельности выпускников для решения проблемы: как, с одной стороны, организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и ,с другой, подготовить выпускников к ОГЭ?

Однако, когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, большинство выбирают обществознание. И на сегодняшний день ОГЭ по обществознанию – один из популярных экзаменов по выбору после обязательных по математике и русскому языку.

Приведу статистику за последние годы моей работы в 9-х классах

2016-2017гг: экзамен выбрали 34 уч-ся из 41, что составило 82%

2017-2018гг: экзамен выбрали 28 уч-ся из 39, что составило 73%

2018-2019гг: экзамен выбрали 24 уч-ся из 38 (9 «А»и 9 «Б»), что составило 70%

Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю,а значит, ничего сложного на экзамене не будет». Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу – я знаю все».  А сдать экзамен по обществознанию не просто. Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Этот предмет включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в различных сферах жизни. 

Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников и может привести к неожиданным последствиям. Возвращаясь к статистике, хочу заметить, что около 8%, сдававших ОГЭ по обществознанию по той или иной причине не справились с необходимым минимумом заданий экзамена.

Ни в коем случае не утверждаю, что обществознание соперничает по сложности с точными и естественными науками. Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися. У каждого из нас постепенно формируется свой стиль в решении этой задачи

Анализируя свой многолетний опыт, учитывая достижения и просчёты, мной была выработана и опробована собственная система предметной подготовки учащихся к ОГЭ. В своём дальнейшем выступлении я бы хотела кратко остановиться на принципах построения и формах работы.

Прежде всего, всегда руководствуюсь правилом: подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию - это, во-первых, а, во-вторых, и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Свою работу строю по трём основным направлениям:

I направление – введения или «погружения» в экзамен.

Задачи:

- развитие мотивации , целеполагания и уверенности учащихся;

- формирование представления о структуре и содержании КИМов по предмету, назначении заданий различного типа;

-формирование положительное отношение к процедуре контроля экзамена.

На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

Так же на данном этапе считаю важным формирование психологической устойчивости учащихся.

В чем я вижу важность психологической подготовки? Дело в том, что психологическая устойчивость способствует успешной аттестации. Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

А поэтому организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

Важным содержательным элементом данного направления считаю также работу с родителями. Ведь очевидно, что в подготовке учеников к экзамену они играют огромную роль. Согласитесь, ведь именно родители во многом ориентируют своих детей на выбор предмета, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок . Поэтому им тоже необходима особая подготовка. Мне представляется наиболее оптимальным вариантом использовать для такой подготовки родительское собрание, так как это привычная форма работы, которая к тому же позволяет охватить родителей фронтально, в группе.

Расширение знаний родителей о сущности и процедуре экзамена, знакомство с нормативно - правовыми документами по итоговой аттестации, информирование о структуре и содержании контрольно- измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период. В течении учебного года стараюсь знакомить родителей о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого ученика. Также для родителей проводится анализ пробного ОГЭ.

II направление – функциональная работа. которая выражается в организации различных способов учебной деятельности. Выделение данного направления связано с очевидной проблемой: регулярность учебных занятий по обществознанию равняется 1 часу в неделю, это 35 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно.

Как же пополнить багаж знаний по предмету? Я использую возможности многоуровневой подготовки

Первый уровень – урочная подготовка. Уверена, что образовательное пространство современного урока должно быть наполнено современными ресурсами и педтехнологиями. Это позволяет в работе по подготовке учеников к итоговой аттестации решить триединую задачу – понимание обществоведческого материала, его усвоение и контроль качества знаний.

Второй уровень – консультации. Практикую консультации в форме лекций разного типа. Первый – это лекции-визуализации по всем блокам .Содержание представляю в форме схем, графиков, рисунков. При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – консультации -практикумы.

Третий уровень - курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Это достаточно качественный тренинг. Программа подготовки включает основные разделы предмета, изучаемые в школе. Регулярно прорабатываются тесты прошлых лет и актуальные демоверсии ГИА. Такой подход поможет не растеряться во время экзамена.

Четвёртый уровень – дистанционная подготовка.

Использую возможности Internet. «Вконтакте» ежегодно создаются онлайн группа (или беседа) для организации обратной связи с обучающимися, где помещаются алгоритм выполнения заданий, памятки, схемы, таблицы, презентации. Ученики активно используют данный сайт.

Для эффективной организации учебной деятельности в классе, самостоятельной работы дома, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода важным считаю создание методической базы. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. В последнее время рекомендую ученикам сайт «Интернетурок.ру» , где можно посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения

В качестве основного учебного пособия использую Полный справочник для подготовки к ОГЭ по обществознанию П.А. Баранова. В нём представлен материал курса в объеме, проверяемом на основном государственном экзамене. Структура соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету.

Большую помощь оказывают методические материалы издательства «Просвещения» «Я сдам ОГЭ! Обществознание.» (Все материалы и для себя, и для детей я скачала с сайта Образовательные ресурсы Интернета). Данный курс создан авторским коллективом из числа членов Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов.

Отдельно хочу остановиться на использовании Методических рекомендаций для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ (ЕГЭ) 2017, 2018 года,

т. к. использование этих материалов позволяет моим ученикам учиться на ошибках других. Здесь они видят наглядно, как нужно правильно выполнять задания второй части, и каких ошибок не следует допускать.

Все эти пособия, а также собственно составленные тестовые задания входят в так называемый электронный банк пособий для подготовки к ОГЭ. Вариантов использования такой базы очень много, но все они на мой взгляд должны быть направлены на решение двух задач :

1) закрепление и неоднократный повтор пройденного, самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, наращивание обществоведческих знаний, расширение кругозора и т.д.;

2) отрабатыванию навыков заполнения КИМа, умения правильно выполнять задание, видеть его нюансы.

III направление –  диагностика уровня подготовки учащихся, контрольно-оценочная деятельность.


Использую различные формы стартового, промежуточного и итогового контроля, а именно:

  • мини-тестирование по разделам в рамках урока;

  • самостоятельные и контрольные работы в формате ОГЭ также в рамках урока;

  • компьютерное и он-лайн тестирование.

Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

пробный экзамен, условия проведения которого максимально приближены к условиям реального экзамена. Это помогает освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом испытании.

Результаты конечно же требуют анализа и оценки, чтобы ученики могли увидеть свой рост или проблему, над которой следует работать. Большую помощь оказал опыт коллеги Богачёвой Н.И. В этом году я работаю с «Журналом проведения работ по подготовке к ОГЭ», который позволяет сделать выводы о качестве преподавания и о пробелах в знаниях учащихся.

Вы знаете, насколько кропотлив количественный и качественный анализ диагностических работ. Для облегчения этого процесса я использую шаблоны анализаторов, разработанные учителем физики и информатики Шамариной Т.Н. (режим доступа: http://pedsovet.su/load/1235-1-0-48298)

Экзамен по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Я убедилась, что системный характер подготовки к ОГЭ действительно эффективен.

Но с другой стороны, важно чтобы ученики усвоили ещё одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!