СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система и принципы подготовки учащихся 9,11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, в связи с введением ЕГЭ и  ОГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к  итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что явно устарело. Практика показывает. Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Дело в том, что ОГЭ и ЕГЭ проводится в основном в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определенными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях  ОГЭ и ЕГЭ, можно сказать не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому каждый учитель просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ОГЭ и ЕГЭ. Человек достигнет результата, только делая что-то сам…(Александр Пятигорский, русский философ).     

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.  

Просмотр содержимого документа
«Система и принципы подготовки учащихся 9,11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.»

Ульяновская область

Старокулаткинский район МКОО «Староатлашская СШ»







Система и принципы подготовки учащихся 9, 11 классов к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию







Учитель истории:

Юртаев Г.Р.



Сегодня, в связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ? Мне, как и многим другим учителям, пришлось пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации. Эта работа была связана с глубоким анализом моего педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что явно устарело. Практика показывает. Главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика. Дело в том, что ОГЭ и ЕГЭ проводится в основном в форме тестов. Чтобы эти тесты выполнить, нужно владеть определенными навыками. Человек, никогда не решавший тестов в том виде, в каком они предложены в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, можно сказать не «набивший руку» на их решении, может получить низкий балл. Поэтому каждый учитель просто обязан помочь детям овладеть навыками, необходимыми для выполнения тестов ОГЭ и ЕГЭ. Человек достигнет результата, только делая что-то сам…(Александр Пятигорский, русский философ).

Эти слова можно отнести как к деятельности ученика, так и к деятельности учителя. Начинать педагогу необходимо с планомерной целенаправленной работы по подготовке к итоговой аттестации.

Основными принципами, ведущими к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, можно считать следующие:

  1. Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ и ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать разные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

  2. Для успешного выполнения заданий ОГЭ И ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

  1. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого, по возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.



  1. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену ( т.е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и все внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.



  1. За 2-3 месяца перед экзаменом напряженность подготовки должна, по – видимому, достигать своего пика. В это время дети должны написать несколько контрольных работ на основе ОГЭ и ЕГЭ, нужно заниматься с ними активным повторением наиболее сложных тем. За месяц до экзамена такая напряженная работа должна прекратиться- учащимся нужно дать время для того, чтобы психологически подготовиться к экзамену.



  1. При решении тестов (в 1 части) не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечетких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как правило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.



Существует также еще одна особенность ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию – необходимость написания эссе. Методика написания эссе есть во многих методических пособиях. Мне больше нравится технология ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

П – позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»);

О – обоснование ( не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»);

П – пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: « Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»;

С- следствие ( делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, «В связи с этим(сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. Такова общая схема подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Наш.шкл



Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников

Системно – деятельностный подход в подготовке выпускников к основной и итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Внедрение УМК нового поколения. Цель: накопление опыта и создание условий для перехода к новым образовательным стандартам

Мониторинг знаний учащихся – по графику школы и района. Цель: анализ компетентности обучающихся в вопросах истории и обществознания

Организация работы по подготовке обучающихся 9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ.

Проведение консультаций.

Цель: создание системы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию

Участие в общешкольных и районных мероприятиях (олимпиады, викторины ит.д.)

Цель: актуализация знаний, повышение уровня мотивации.

Организация занятий с мотивированными и слабоуспевающими обучающимися.

Цель осуществление индивидуального подхода.



Организация работы с использованием новых технологий и ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.

Цель: совершенствование педагогического мастерства, совершенствование методики работы в новых педагогических условиях.





Алгоритм действий самостоятельной подготовки для выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию.

  1. Познакомься демоверсией(www.ege.edu.ru). Каждый год демоверсия обновляется, поэтому знакомься с документом последнего года на указанном сайте и получи верное представление об экзаменационной работе.

  2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи, хватило ли времени на выполнение работы. Это позволит получить представление о трудности работы.

  3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы,

отдельные вопросы. Это поможет ответить на вопрос: «могу ли я успешно сдать экзамен, есть ли у меня достаточные знания по предмету, какие темы являются проблемными?».

  1. Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и требует достаточного количества времени. Она проходит на уроках, дополнительных занятиях: например выбрав элективный курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной работы. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

  2. Познакомься со спецификацией экзаменационной работы(www.ege.edu.ru.) Она определяет структуру и содержание работы, в ней виден формат работы: количества частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое на выполнение работы и т.д. Из этого документа можно узнать, сколько и какие задания составляют экзаменационную работу.

  3. Подбери литературу: учебник один основной , два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.

  4. Проанализируй кодификатор (www. ege.edu.ru). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.

  5. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

  6. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях. Если испытываешь трудности , обратись к учителям за советом.

  7. Заведи тетрадь- словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

  8. Повторив материал, познакомься с начала с примерами заданий части 1 и 2. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ.

  9. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий. Так ты сможешь еще раз проверить свои знания по предмету.

  10. Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

  11. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.

  12. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях 1 части. Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы освоены.

  13. Перейди к самой сложной части работы – 2 части. Познакомься с примерами заданий второй части работы и приступай к их выполнению.

  14. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

  15. Перед экзаменом еще раз просмотри свои записи, опорные конспекты, схемы, таблицы, повтори термины. Если есть необходимость, дополнительно потренируйся в решении заданий всех частей работы.

  16. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!