СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания на уроках технологии»

Система оценивания на уроках технологии

Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах

Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся:

Приоритет письменной формы оценки знаний над устной

Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке

Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении

Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства

Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы

Использование аутентичного оценивания

Тенденции изменений в системе оценки результатов обучения

Оценке системы знаний и умений,

представляющих основу предметной области

Оценке знаний, рутинных умений

Оценке понимания, объяснения, установления

причинно-следственных связей

Оценке того, что учащиеся не знают

Оценка того, что знают учащиеся, алгоритмы

действий

Оценке только образовательных достижений

Оценке образовательных достижений и возможностей

освоения планируемых результатов

Основные принципы обновления системы контроля и оценки достижений школьников

1.Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур оценки для всех участников образовательного процесса – учеников, родителей, педагогов, специалистов, общественности

2. Создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования

3.Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях

4.Введение, дополнительно к традиционным, новых форм, видов, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности школьников

Система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику

  • 2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.

  • 3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов.

  • 4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования.

  • 5. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

  • 6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Система оценивания, направленная на получение информации, позволяет:

  • учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,

  • родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,

  • учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности

А теперь более конкретно к проблеме оценки на уроках технологии.

Не секрет, что проблема оценок на уроке технологии актуальна и во многом спорна. Возникает сразу несколько вопросов: стимулирует ли интерес учащихся к технологии отрицательные оценки? Как пользоваться различными формами оценки (отметка в журнале, устная оценка и т.д.). При каких условиях оценка будет иметь действительно воспитательное значение? Надо иметь в виду, что систематическое применение только отрицательных или положительных оценок одинаково плохо. Дети, которые систематически плохо успевают, теряют веру в свои силы. У ребят, которые всегда получают положительные оценки, появляется чувство превосходства над другими, более слабыми учениками. Те учителя, которые руководствуются нормами оценок по Стандарту, вынуждены значительную часть учащихся с недостаточно развитыми творческими способностями оценивать отрицательными оценками. Но так как процесс развития творческих способностей у школьников бывает довольно длительный, то отрицательные оценки согласно этим нормам будет получать систематически. Я считаю, что не следует оценивать творческие способности точность исполнения. Но с другой стороны, оценка даст представления ученику о сильных и слабых сторонах его деятельности. Но тем ученикам, которые пока не могут выполнить творческую работу, лучше на словах высказывать свою оценку. А если качество творческой работы заметно улучшается, этот факт надо зафиксировать оценкой. Я стараюсь всегда объяснять свою оценку. Давая развернутую или краткую характеристику ответа ученика, мы разъясняем ошибку, одобряем его мнение или соглашаемся с ним, помогаем ориентироваться в выборе работы. На уроке очень важна эмоциональная окраска речи учителя. Даже отрицательную оценку можно высказать в доброжелательном тоне. Не всегда следует подменять «2» отметкой «3». Э.Б. Абдуллин пишет, предлагая критерии оценки: «При отсутствии соответствия этим критериям учитель может поставить «3». В сознании учащихся оценка «3» - это удовлетворительная оценка, которую общепринято ставить не за отсутствие каких-либо знаний или неудовлетворительное их качество, а за определенный их средний уровень. Оценивая оценкой «3» отсутствие творческих способностей, а также наличие определенных компетентностей, мы тем самым дезориентируем и самих себя, и школьников, и родителей в истинном состоянии успеваемости детей. Одновременно мы формируем у учащихся неправильную самооценку, внушаем ему мысль, что за ничегонеделание он может получить удовлетворительный балл».
Я постоянно организовываю выставки творческих работ.

Но, может быть, все говорят в пользу компетентного подхода, где идет речь о развитии и воспитании интереса к труду, о развитии эстетических вкусов и потребностей, эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности. Я думаю, что это на уроках технологии – главное,
Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать труд уч-ся. Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к труду, к жизни.

Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов. Тематический принцип ведет нас к тому, что при оценке мы имеем в виду конечный результат. Правомерно ли оценивать класс по тому, как он работает на каждом уроке, как тот или иной ученик проявил свои индивидуальные качества на каждом уроке. Весомыми ответами, говорящими о классе и его учителе могут лишь быть: как в этом классе ребята творчески подходят к выполнению работы, как проявляют себя ученики этого класса во внеурочной деятельности? Полный итог может быть получен по окончании всего курса, полные промежуточные итоги - в конце каждого учебного года, частичные - в конце четвертей. На отдельных уроках могут фиксироваться лишь отдельные факты, из которых нельзя делать далеко идущие выводы.
Контроль результативности творческого обучения и воспитания уч-ся по сей день вызывает много споров. Действительно, могут ли быть определены критерии, по которым оцениваются результаты трудового воспитания? Но сегодняшняя образовательная ситуация требует создания четкого представления о результатах педагогической деятельности, поскольку именно они позволяют ориентироваться в тенденциях развития педагогической системы, акцентировать внимание на самом существенном в педагогическом процессе. Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг друга, в совокупности дают объективную характеристику творческой работы школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях, так и об изменениях, связанных с обучением. 
   Таблица 1 
Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

1. Самостоятельность.

Частичная.

Частичная или полная.

Полная.

2. Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели.

В частичном объеме с помощью учителя.

В полном качественном виде.

 

 Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.

Самостоятельность. Частичная. Частичная или полная. Полная.

Поиск и перебор В частичном объеме В полном качественном виде.

Возможных вариантов с помощью учителя движения к цели.

 Эта таблица дает наглядное представление о коренных изменениях, которые привнесла новая концепция преподавания технологии в школе. Если в прежней школе существовал приоритет навыков, умений, то в новой программе отдается предпочтение развитию творческих способностей детей
В заключении хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению, может стимулировать интерес к творческим занятиям:

• Иметь всесторонний характер, наиболее полно отражающий развитие учащихся в разных видах творческой деятельности.

• Выставляться с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.

• Быть объективной.

• Фиксировать успехи в развитии умении, навыков, компетентностей уч-ся.

• Быть результатом фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы.

• Иметь эмоционально-положительную направленность.

 


 


 


 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!