Система оценивания на уроках технологии
Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)
Количественным выражением оценки является отметка.
Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах
Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся:
Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке
Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
Использование аутентичного оценивания
Тенденции изменений в системе оценки результатов обучения
Оценке системы знаний и умений,
представляющих основу предметной области
Оценке знаний, рутинных умений
Оценке понимания, объяснения, установления
причинно-следственных связей
Оценке того, что учащиеся не знают
Оценка того, что знают учащиеся, алгоритмы
действий
Оценке только образовательных достижений
Оценке образовательных достижений и возможностей
освоения планируемых результатов
Основные принципы обновления системы контроля и оценки достижений школьников
1.Открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур оценки для всех участников образовательного процесса – учеников, родителей, педагогов, специалистов, общественности
2. Создание системы оценки достижений требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования
3.Переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях
4.Введение, дополнительно к традиционным, новых форм, видов, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности школьников
Система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику
2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты.
3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов.
4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования.
5. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Система оценивания, направленная на получение информации, позволяет:
учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,
родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,
учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности
А теперь более конкретно к проблеме оценки на уроках технологии.
Не секрет, что проблема оценок на уроке технологии актуальна и во многом спорна. Возникает сразу несколько вопросов: стимулирует ли интерес учащихся к технологии отрицательные оценки? Как пользоваться различными формами оценки (отметка в журнале, устная оценка и т.д.). При каких условиях оценка будет иметь действительно воспитательное значение? Надо иметь в виду, что систематическое применение только отрицательных или положительных оценок одинаково плохо. Дети, которые систематически плохо успевают, теряют веру в свои силы. У ребят, которые всегда получают положительные оценки, появляется чувство превосходства над другими, более слабыми учениками. Те учителя, которые руководствуются нормами оценок по Стандарту, вынуждены значительную часть учащихся с недостаточно развитыми творческими способностями оценивать отрицательными оценками. Но так как процесс развития творческих способностей у школьников бывает довольно длительный, то отрицательные оценки согласно этим нормам будет получать систематически. Я считаю, что не следует оценивать творческие способности точность исполнения. Но с другой стороны, оценка даст представления ученику о сильных и слабых сторонах его деятельности. Но тем ученикам, которые пока не могут выполнить творческую работу, лучше на словах высказывать свою оценку. А если качество творческой работы заметно улучшается, этот факт надо зафиксировать оценкой. Я стараюсь всегда объяснять свою оценку. Давая развернутую или краткую характеристику ответа ученика, мы разъясняем ошибку, одобряем его мнение или соглашаемся с ним, помогаем ориентироваться в выборе работы. На уроке очень важна эмоциональная окраска речи учителя. Даже отрицательную оценку можно высказать в доброжелательном тоне. Не всегда следует подменять «2» отметкой «3». Э.Б. Абдуллин пишет, предлагая критерии оценки: «При отсутствии соответствия этим критериям учитель может поставить «3». В сознании учащихся оценка «3» - это удовлетворительная оценка, которую общепринято ставить не за отсутствие каких-либо знаний или неудовлетворительное их качество, а за определенный их средний уровень. Оценивая оценкой «3» отсутствие творческих способностей, а также наличие определенных компетентностей, мы тем самым дезориентируем и самих себя, и школьников, и родителей в истинном состоянии успеваемости детей. Одновременно мы формируем у учащихся неправильную самооценку, внушаем ему мысль, что за ничегонеделание он может получить удовлетворительный балл».
Я постоянно организовываю выставки творческих работ.
Но, может быть, все говорят в пользу компетентного подхода, где идет речь о развитии и воспитании интереса к труду, о развитии эстетических вкусов и потребностей, эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности. Я думаю, что это на уроках технологии – главное,
Учить думать, размышлять - одна из важнейших задач школьного образования. Как же, какими баллами оценивать труд уч-ся. Еще сложнее становится этот вопрос, когда речь заходит о чувствах детей и подростков, об их эмоциональном отношении к труду, к жизни.
Душу ребенка, его эмоциональность нельзя уместить в рамки системы от одного до пяти баллов. Тематический принцип ведет нас к тому, что при оценке мы имеем в виду конечный результат. Правомерно ли оценивать класс по тому, как он работает на каждом уроке, как тот или иной ученик проявил свои индивидуальные качества на каждом уроке. Весомыми ответами, говорящими о классе и его учителе могут лишь быть: как в этом классе ребята творчески подходят к выполнению работы, как проявляют себя ученики этого класса во внеурочной деятельности? Полный итог может быть получен по окончании всего курса, полные промежуточные итоги - в конце каждого учебного года, частичные - в конце четвертей. На отдельных уроках могут фиксироваться лишь отдельные факты, из которых нельзя делать далеко идущие выводы.
Контроль результативности творческого обучения и воспитания уч-ся по сей день вызывает много споров. Действительно, могут ли быть определены критерии, по которым оцениваются результаты трудового воспитания? Но сегодняшняя образовательная ситуация требует создания четкого представления о результатах педагогической деятельности, поскольку именно они позволяют ориентироваться в тенденциях развития педагогической системы, акцентировать внимание на самом существенном в педагогическом процессе. Поэтому существуют специальные методики, которые, дополняя друг друга, в совокупности дают объективную характеристику творческой работы школьников. Такие методики дают возможность судить как о возрастных изменениях, так и об изменениях, связанных с обучением.
Таблица 1
Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.
низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
1. Самостоятельность.
Частичная.
Частичная или полная.
Полная.
2. Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели.
В частичном объеме с помощью учителя.
В полном качественном виде.
Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.
Самостоятельность. Частичная. Частичная или полная. Полная.
Поиск и перебор В частичном объеме В полном качественном виде.
Возможных вариантов с помощью учителя движения к цели.
Эта таблица дает наглядное представление о коренных изменениях, которые привнесла новая концепция преподавания технологии в школе. Если в прежней школе существовал приоритет навыков, умений, то в новой программе отдается предпочтение развитию творческих способностей детей
В заключении хочу назвать условия, при которых оценка, по моему мнению, может стимулировать интерес к творческим занятиям:
• Иметь всесторонний характер, наиболее полно отражающий развитие учащихся в разных видах творческой деятельности.
• Выставляться с учетом индивидуальных особенностей уч-ся.
• Быть объективной.
• Фиксировать успехи в развитии умении, навыков, компетентностей уч-ся.
• Быть результатом фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы.
• Иметь эмоционально-положительную направленность.