Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Словарный диктант с творческим заданием. | Огромный, громадный, гигантский , исполинский, циклопический (слова с непроверяемыми написаниями) Доказать , что записанные слова –синонимы, продолжить синонимичный ряд. Составить словосочетание по моделям «прилагательное +существительное» | Личностные результаты Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. ТОУУ |
III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | Блицопрос. – Выберите нужный вариант ответа. (Ученики записывают только букву выбранного варианта). 1) Лексикология изучает а) строение слов; б) произношение слов; в) словарный состав языка. 2) Слова, которые человек употребляет редко, составляют а) пассивный словарный запас; б) активный словарный запас; в) язык писателя. 3) Среди способов толкования не бывает а) описательного; б) через однокоренные слова; в) с опорой на грамматические признаки. 4) Метафора – это а) прямое значение слова; б) переносное значение слова; в) многозначное слово. 5) У словомонимов а) нет смысловой связи; б) есть смысловая связь; в) нет ничего общего. Правильные ответы (их для самопроверки можно вывести на доску): в, а, в, б, а. | ТОУУ ТОУУ |
IV. Введение в тему урока. | Однажды в чаще леса я видел рысь. Грациозная кошка бесшумно и быстро вскарабкалась на дерево. -Указать слово , которое обозначает один и тот же предмет. Какой речевой ошибки удалось избежать в результате замены слова другим , близким ему по значению? (Повтора) – Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания. Учитель читает фрагмент текста из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» И малопомалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием. – Сформулируйте тему урока. (Синонимы.) – Назовите синонимы в прослушанном (прочитанном) тексте. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
V. Повторение и углубление изученного. | 1. Чтение текстов упр. 345 (задание к упражнению дети не читают) – развивается умение устанавливать признаки синонимов – смысловую близость при наличии разных оттенков значений. – Как вы думаете, почему авторы учебника выделили в текстах пары слов? Проведение беседы по текстам с использованием вопросов и заданий к упр. 347. – Сделайте вывод по аналогии со словамиомонимами: какими признаками должны обладать синонимы? П. – Сравните словаомонимы и синонимы: что сходного у них и чем они отличаются? (Одна и та же часть речи, но омонимы – одно слово, а значения совершенно разные, синонимы – одно (близкое) значение, а слова совершенно разные.) | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения. 2. Пользоваться словарями разных типов. |
VI. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Упражнение 355 Выполняется самостоятельно (по рядам) с последующей самопроверкой. Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные синонимы. | Коммуникативные УУД 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
VII. Итог урока. | – Какую новую информацию о синонимах получили? – Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения (можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же, сделать вывод; в случае сомнения обратиться к специальному словарю синонимов.) – Прочитайте ключевые слова тем. Почему среди них встречаются слова, называющие такие качества речи, как точность и выразительность? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Составить схему определения синонимов (можно с помощью презентаций). 2. Упр. 361 | |