СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы. Тип урока. Урок развития умений.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, синонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности.

ЛР: находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимические ряды), устанавливать связь синонимов с многозначностью слова.

ЛР: наблюдать за использованием синонимов в художественной речи, правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.

ЛР: развивать чувство языка на основе работы с синонимическими рядами.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы. Тип урока. Урок развития умений.»


Тема: Синонимы.


Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковых, синонимов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: работать в группе, договариваться о совместной деятельности.

ЛР: находить синонимы в тексте, подбирать синонимы к словам (выстраивать синонимические ряды), устанавливать связь синонимов с многозначностью слова.

ЛР: наблюдать за использованием синонимов в художественной речи, правильно и эффективно употреблять синонимы в собственной речи.

ЛР: развивать чувство языка на основе работы с синонимическими рядами.



Этапы урока


Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Словарный диктант с творческим заданием.


Огромный, громадный, гигантский , исполинский, циклопический (слова с непроверяемыми написаниями)


  1. Доказать , что записанные слова –синонимы, продолжить синонимичный ряд.


  1. Составить словосочетание по моделям «прилагательное +существительное»

Личностные результаты

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


ТОУУ


III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


  1. Блицопрос.

– Выберите нужный вариант ответа. (Ученики записывают только букву выбранного варианта).

1) Лексикология изучает

а) строение слов;

б) произношение слов;

в) словарный состав языка.

2) Слова, которые человек употребляет редко, составляют

а) пассивный словарный запас;

б) активный словарный запас;

в) язык писателя.

3) Среди способов толкования не бывает

а) описательного;

б) через однокоренные слова;

в) с опорой на грамматические признаки.

4) Метафора – это

а) прямое значение слова;

б) переносное значение слова;

в) многозначное слово.

5) У слов­омонимов

а) нет смысловой связи;

б) есть смысловая связь;

в) нет ничего общего.


Правильные ответы (их для самопроверки можно вывести на доску): в, а, в, б, а.


ТОУУ

















ТОУУ



IV. Введение в тему урока.



Однажды в чаще леса я видел рысь. Грациозная кошка бесшумно и быстро вскарабкалась на дерево.


-Указать слово , которое обозначает один и тот же предмет.

Какой речевой ошибки удалось избежать в результате замены слова другим

, близким ему по значению? (Повтора)



– Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания.

Учитель читает фрагмент текста из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»



И мало­помалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием.


– Сформулируйте тему урока. (Синонимы.)

– Назовите синонимы в прослушанном (прочитанном) тексте.



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.





V. Повторение и углубление изученного.


1. Чтение текстов упр. 345 (задание к упражнению дети не читают) – развивается умение устанавливать признаки синонимов – смысловую близость при наличии разных оттенков значений.

– Как вы думаете, почему авторы учебника выделили в текстах пары слов?

Проведение беседы по текстам с использованием вопросов и заданий к упр. 347.

– Сделайте вывод по аналогии со словами­омонимами: какими признаками должны обладать синонимы?

П. – Сравните слова­омонимы и синонимы: что сходного у них и чем они отличаются? (Одна и та же часть речи, но омонимы – одно слово, а значения совершенно разные, синонимы – одно (близкое) значение, а слова совершенно разные.)



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения.

2. Пользоваться словарями разных типов.




VI. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упражнение 355

Выполняется самостоятельно (по рядам) с последующей самопроверкой.

Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные синонимы.



Коммуникативные УУД

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

– Какую новую информацию о синонимах получили?

– Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения (можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же, сделать вывод; в случае сомнения обратиться к специальному словарю синонимов.)

– Прочитайте ключевые слова тем. Почему среди них встречаются слова, называющие такие качества речи, как точность и выразительность?


Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Составить схему определения синонимов (можно с помощью презентаций).

2. Упр. 361




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!