СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семья в изобразительном искусстве"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из материалов авторской  разработки обучающиеся познакомятся с изображенем темы семьи в живописи.

Просмотр содержимого документа
«"Семья в изобразительном искусстве"»































ТЕМА: «СЕМЬЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

ЦЕЛИ: 1. Познакомить обучающихся с изображением темы семьи в живописи

2. Развивать интерес к живописи,

эстетический и художественный вкус

3. Воспитывать уважительное отношение

к понятию «семья»


ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, проектор, программный продукт

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:


I.Орг.момент. (Обоснование значения темы.

Цели классного часа)

Президент России Владимир Путин в прошлом году подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи». В нем в частности говорится: «Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, постановляю: провести в 2008 году в Российской Федерации Год семьи».
25 декабря 2007 года Президент России Владимир Путин официально открыл Год семьи в России. «Ведь именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек, – сказал Владимир Путин. – Ни государство, ни даже лучшие педагоги, ребенку заменить семью не смогут».
 


II. Организация деятельности по раскрытию темы:

Рассказ преподавателя с использованием компьютера.

( Показ слайдов по плану)

План:

1. Тема семьи в творчестве западноевропейских художников

Йорданс. В семейном портрете он предстает уже в вполне зрелым мастером -ему 30 лет. Слева мастер изобразил свою жену Екатерину Ван Норт. Рядом с нею прелестная маленькая Елизавета- дочь художника. В центре расположилась служанка с живописной корзиной фруктов, одета опрятно и даже щеголевато, что говорит о богатстве её хозяев, способных платить девушке неплохое жалованье. Справа, несколько в тени, художник поместил самого себя. Собака символизирует собой верность , поэтому фламандские и голландские живописцы делали её персонажем семейных портретов.

Гойя «Семья короля Карла 4». Грандиозный групповой портрет королевской семьи Гойя написал в качестве первого придворного художника. В центре композиции находится королева Мария-Луиза с дочерью и младшим сыном. Уродливость лица королевы подчеркивается превосходными украшениями. Король стоит справа от неё слегка выдвинувшись вперед. На короле надет роскошный, каштанового цвета, камзол, покрытый звездной россыпью орденов и ярко выделяющийся на фоне алого жилета и сверкающей бело- голубой орденской ленты. Остальные члены семьи разделены на 2 группы. Брат короля Антонио Паскуаль смотрит через плечо короля. Взгляд короля обращен куда-то вдаль, в то время как его брат хмуро смотрит прямо на зрителя. Сестра короля 56 лет. На её лице темное пятно. Стоящий впереди всех молодой человек, чья поза зеркально повторяет позу отца- наследник престола Фердинанд. На нем –синий камзол, перепоясанный бело-голубой лентой ордена Карла3. Молодую женщину с повернутым от зрителя лицом принято считать невестой принца. Такой ракурс художник избрал, чтобы не показывать нам её лицо- в момент написания этого группового портрета и сам Фердинанд ни разу не видел своей невесты, но король пожелал, чтобы на полотне были запечатлены все члены королевской семьи, в том числе и будущая жена наследника. Но свадьба по каким-то причинам не состоялась, и имя женщины осталось неизвестно.

Узнав, что на полотне предполагается изобразить 13 человек, Карл4 , чтобы избежать этого несчастливого числа, приказал художнику нарисовать на заднем плане и себя.


Эдгар Дега «Портрет семьи Белели».Сделав множество портретов членов своей семьи ,художник решил сделать групповой семейный портрет. Эту картину художник писал 4 года. Дега изобразил свою тетю- Лауру белели в полный рост в черном платье. Она некрасива, но есть в её фигуре что-то торжественное, полное достоинства. Её муж сидит спиной к зрителю, цвет его костюма контрастирует с платьем жены, так же как и выражение лица. прекрасно преданы художником характеры девочек: старшая спокойно стоит рядом с матерью, младшая как будто на минутку присела на стул и готова поскорее убежать , она полна жизненных сил и энергии.


Джон Сарджент Этот портрет заказал Сардженту сэр Джордж Ситвелл, землевладелец, собиратель антиквариата, очень эксцентричный человек. Его жена леди Ида была дочерью графа Лондесбро. Все трое их детей оставили впоследствии свой след на британском литературном небосклоне. Эдит Ситвелл была известна как поэтесса, сэр Сачверелл Ситвелл написал несколько книг по живописи а архитектуре, а сэр Осберт Ситвелл составил автобиографию. Семейство Ситвелл отправилось в Лондон на протяжении 5 недель являлось в мастерскую художника. Ситвеллы привезли с собой часть мебели, включая изображенный на картине старинный комод работы Чиппендейла и висящий позади него гобелен. Правда стоящий на переднем плане столик принадлежал самому Сардженту. Осберт Ситвелл, которому в то время исполнилось восемь лет, рассказал в своей автобиографии о том, как работал Сарджент над этим портретом.

2. Тема семьи в творчестве русских художников

В.Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом». Эта картина рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы становиться в унизительное положение. В 1865 г. в поисках на туры для задуманного произведения художник отправился на знаменитую нижегородскую ярмарку, куда ежегодно съезжались купцы со всех городов России. Гуляя по волжской пристани, посещая лавки и караваны купеческих судов на Волге, Перов всматривался в облик новых властителей жизни. И через год на выставке появилась картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», за которую он получил звание академика. Все в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу же возникает ощущение, что это всего лишь фасад. В центре общего внимания- молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая в темно- коричневое платье и капор с голубой шелковой ленточкой. В руках у неё ридикюль, и она вынимает из него аттестат на звание домашней учительницы. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантки. Купец так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем халате, так и вышел в переднюю. Широко расставив ноги, тучный хозяин нагло рассматривает девушку - как товар. Что за тип купеческий сынок не трудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий трактирный гуляка и ловелас. За спиной купца столпились его жена и дочери. Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким- то бессмысленным испугом. Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись какое- то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.


«Не ждали». В этой работе И. Репин запечатлел момент неожиданного возвращения домой ссыльного революционера. Репин написал её так , что мы словно находимся внутри этой комнаты, расположившись прямо за потрясенно застывшей матерью «блудного сына». Творчество Репин поражает свои м психологизмом, глубоким проникновением во внутренний мир героев. Каждую фигуру на картине «Не ждали» художник прописывал долго и тщательно. Лицо возвратившегося домой революционера автор решил осветить сбоку, отчего вся фигура этого героя картины оказалась в тени. Это придало ей загадочности. Позади революционера стоит молодая прислуга. Фигура этой девушки в белом фартуке резко контрастирует с угловатой, мрачной фигурой вернувшегося из ссылки. Она, открыв ему дверь, так и застыла в этой позе, глядя на неожиданного гостя взглядом, полным тревоги и даже страха. Сам же гость вопросительно смотрит на приподнявшуюся из кресла мать. За спиной девушки видна старуха, изумленно заглядывающая из-за её плеча. Вся её поза говорит о том, что эта женщина прекрасно осознает свое место в этом доме. Жена ссыльного ,сидящая за роялем, полуобернулась- в её взгляде сквозит растерянность, готовая смениться бурной радостью. над головой жены революционера среди портретов Шевченко, Некрасова, висит гравюра с картины, посвященной Страстям Господним. Это создает определенный подтекст, отсылающий нас к сюжету «воскресения из мертвых». Реакции детей ссыльного разнятся- если девочка, не помнящая отца ( что свидетельствует о его долгом отсутствии), смотрит на него с тревожным недоверием, то сын- гимназист уже догадался, кто стоит перед ним, и не скрывает своего восторга- открыл от волнения рот и светится радостью . Удивление, радость, тревога, любовь- сложная гамма разнообразных душевных состояний выражена в картине. И зрителя художник делает сопричастным этой сцене, заставляя вместе с героями переживать драматизм встречи.

Замысел картины возник дачным летом 1883 г., проведенным под Петербургом. Позировали родные и знакомые: теща Шевцова, жена, дочь Вера.


«Меншиков в Березове» В.Суриков погрузился в трагедию Петровского любимца, его верного сподвижника Меншикова. после смерти Петра в результате придворных интриг «полудержавный властелин» оказался низвергнутым с вершин власти. В окружении детей, в тесной избе, занесенной сибирскими снегами, коротает Меншиков свои дни. Власть, богатство и слава – все остались в прошлом. Но сила воли, несломленный характер, готовность активно жить и действовать Меншикову не изменили.. Художник прочитывает его судьбу и создает на холсте трагедию человеческой жизни.


И.Рябушкин. «Семья купца 17 века». Работая над картиной, художник пользовался приемами авторов парсунных портретов. Парсуна -от лат персона представляет собой распространенный 17 в. жанр портрета с натуры. Являясь переходной ступенью от иконописного изображения к светскому реалистическому портрету, парсуна хоть и писалась с натуры не задавалась целью представить зрителю реального человека. В этой стилистике Рябушкин хотел создать целую серию. Фигуру старшей дочери купца после показа картины широкой публике художник переписал. первоначально эта героиня была изображена почти карикатурно. Критики упрекали художника в кукольности изображенных им лиц. Но в этом он следовал реальности- известно, что женщины 17 века отчаянно красились, используя румяна, сурьму. Умное лицо купца несет печать какой-то робости, никак не соответствующей его богатой одежде, укорененной фигуре, усыпанным кольцами пальцам. Вся его поза удивительно напоминает простонародные фотопортреты к. 19- 20 вв., герои которых застыло и испуганно таращат глаза в объектив фотокамеры. Картину не поняли. Автора обвинили в примитивизме и чуть ли не в желании эпатировать зрителя.


К. Петров- Водкин. «1919 год. Тревога». Последнее значительное полотно художника. Первые наброски к нему он создал в 1925 г. . Написана в 34 г. Время действия картины художник обозначает четко- 1919 г. Зритель вправе отнестись к этой дает с недоверием. 1934 г. не менее способствовал тревожному настроению, страху за семью, за будущее детей. автор придает лицу женщины выражение напряженного ожидания, вслушивания в окружающую темноту. У зрителя даже создается впечатление, что она уже услышала что-то. На стуле лежит смятая газета. Кроме красного заголовка в ней отчетливо читается только одно слово- враг. этим словом пестрели газеты как в 19 так и в 34 году. Отец семейства, прильнувший к стеклу, самая выразительная фигура во всей композиции. Кто он? Мелкий клерк, мастер на заводе, бухгалтер?.. над его скромным благополучием нависла угроза, вползающая в окно, синей темнотой. Лишь самый младший член семьи ни о чем не беспокоится и улыбается во сне.



III. Викторина «Семья в живописи»

Вопросы:

1. Назовите художников, изображавших себя на своих картинах?

( Йорданс, Гойя, Кустодиев)

2. Что символизирует собака на картине Йорданса «Семейный портрет»? ( верность)

3. Сколько фигур изображено на картине Гойя «Семья короля карла 4»? ( 14 человек)

4. Почему Гойя изобразил невесту принца с повернутым от зрителя лицом? ( Фердинанд не видел своей невесты)

5. Кого изобразил Эдгар Дега на картине «Портрет семьи Белели»? (тетю)

6. Сколько человек изображено на картине Сарджента «Сэр Джордж Ситвелл, леди Ида Ситвелл и их дети»? ( 5 )

7. Кто вышел встречать гувернантку на картине Репина «Приезд гувернантки в купеческий дом»? ( купец, сын, жена, дочери)

8. Кто главный герой картины Репина «Не ждали»? ( ссыльный революционер)

9. Портреты каких писателей висят в комнате , изображенной на картине «Не ждали»? ( Шевченко, Некрасов)

10. На каких картинах изображены купцы? («Приезд гувернантки в купеческий дом», «Семья купца 17 века»)


IV. Подведение итогов классного часа

Вопросы:1. Картины, каких художников вам запомнились и почему? 2.Какие чувства вызывают у вас подобные мероприятия?


V. Подведение итогов викторины. (Награждение победителя)




ЛИТЕРАТУРА:

1.Азбука русской живописи.- М.: «Белый город», 2005, - 72с.


2. Малофеева Н.Н. Портрет.- М.: «РОСМЭН- ПРЕСС»,

2003, -127с.


3. ж. «Художественная галерея», №№135,149,164 -2007г.;

№№36,58 -2005г.;№ 13 -2004г.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!