СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая интегрированная разработка «ОТ КУДЕЛИ ДО ПЕСТРОТКАНИ». Образовательные программы: Изобразительное искусство 5 класс, Технология 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные программы Изобразительное искусство и Технология в средних классах являются новым этапом обучения и предусматривают получение обучающимися основ художественного мышления, а также более структурированных знаний, практических умений и навыков в изобразительной и творческой (технологической) деятельности.

Изучение содержания учебных программ ИЗО и Технология в 5 классе начинается с декоративно-прикладного искусства, где подробно рассматриваются основы народного крестьянского искусства – одного из самых интересных видов ДПИ.

Народное искусство имеет вековые традиции, глубокий смысл, является отражением духовного опыта русского народа, отражением крестьянского мировосприятия.

Приобщение к памятникам народного искусства позволяет обучающимся научиться «читать» и понимать мышление наших предков, понимать назначение и построение (композицию) орнамента в вышивке, вытканных узорах, росписи, резьбе. Через понимание образов народного искусства приходит и интерес, и уважение к истории своего народа.

Таким образом, одним из важнейших компонентов патриотического воспитания обучающихся является и изучение истоков народного искусства.

Современное стремительное развитие техники и информационных, компьютерных технологий, кроме повседневного удобства и приносимой пользы, к сожалению, приводит и к удалению от народных истоков, и к утрате интереса современного подрастающего поколения к народной истории, к народному крестьянскому быту, укладу жизни. Вот об этом у меня с коллегами написана методическая интегрированная разработка по технологии и изо. Основная цель методической разработки в рамках образовательных программ ИЗО 5 класс и Технология 5 класс – формирование целостного представления о технологии ручного изготовления одежды русскими крестьянами через ознакомление обучающихся с предметами крестьянского труда (прялкой), технологией производства ткани, осознанное понимание обучающимися назначения и декора предметов быта и освоение ими начальных навыков ручного ткачества.

От кудели до пестроткани – путь, который был знаком каждой крестьянской семье.

В данной методической разработке предлагается интегрировать изучение предметов крестьянского труда (прялки) на уроках изобразительного искусства и основ ткачества на уроках технологии, чтобы обучающиеся смогли проследить взаимосвязь предметов народного быта с продукцией, понять неслучайность декора предметов быта, понять смысл орнамента прялки, ощутить ёмкость труда русской крестьянки в изготовлении одежды.

Просмотр содержимого документа
«Методическая интегрированная разработка «ОТ КУДЕЛИ ДО ПЕСТРОТКАНИ». Образовательные программы: Изобразительное искусство 5 класс, Технология 5 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 457 с углублённым изучением

английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга
















Методическая интегрированная разработка


«ОТ КУДЕЛИ ДО ПЕСТРОТКАНИ»


Образовательные программы: Изобразительное искусство 5 класс

Технология 5 класс












Авторы: Бойко Ольга Александровна
Бределева Мария Александровна

Юсупджанова Ольга Ивановна












Санкт-Петербург

2020



Аннотация


Образовательные программы «Изобразительное искусство» и «Технология» в средних классах являются новым этапом обучения и предусматривают получение обучающимися основ художественного мышления, а также более структурированных знаний, практических умений и навыков в изобразительной и творческой (технологической) деятельности.

Изучение содержания учебных программ ИЗО и Технология в 5 классе начинается с декоративно-прикладного искусства, где подробно рассматриваются основы народного крестьянского искусства – одного из самых интересных видов ДПИ.

Народное искусство имеет вековые традиции, глубокий смысл, является отражением духовного опыта русского народа, отражением крестьянского мировосприятия.

Приобщение к памятникам народного искусства позволяет обучающимся научиться «читать» и понимать мышление наших предков, понимать назначение и построение (композицию) орнамента в вышивке, вытканных узорах, росписи, резьбе. Через понимание образов народного искусства приходит и интерес, и уважение к истории своего народа.

Таким образом, одним из важнейших компонентов патриотического воспитания обучающихся является и изучение истоков народного искусства.

Современное стремительное развитие техники и информационных, компьютерных технологий, кроме повседневного удобства и приносимой пользы, к сожалению, приводит и к удалению от народных истоков, и к утрате интереса современного подрастающего поколения к народной истории, к народному крестьянскому быту, укладу жизни.

Основная цель предлагаемой методической разработки в рамках образовательных программ ИЗО 5 класс и Технология 5 класс – формирование целостного представления о технологии ручного изготовления одежды русскими крестьянами через ознакомление обучающихся с предметами крестьянского труда (прялкой), технологией производства ткани, осознанное понимание обучающимися назначения и декора предметов быта и освоение ими начальных навыков ручного ткачества.

От кудели до пестроткани – путь, который был знаком каждой крестьянской семье.

В данной методической разработке предлагается интегрировать изучение предметов крестьянского труда (прялки) на уроках изобразительного искусства и основ ткачества на уроках технологии, чтобы обучающиеся смогли проследить взаимосвязь предметов народного быта с продукцией, понять неслучайность декора предметов быта, понять смысл орнамента прялки, ощутить ёмкость труда русской крестьянки в изготовлении одежды.

Данная интеграция уроков изобразительного искусства и технологии будет и рефлексией.

В качестве рефлексии предлагается также провести для обучающихся экскурсию в Российский этнографический музей.



СОДЕРЖАНИЕ


Аннотация 2

Глава I. Цель и задачи урока ИЗО «Русская прялка. Мезенская роспись» 4

1. 1 Технологическая карта урока изобразительного искусства №1 «Русская прялка. Мезенская роспись» 6

1.2 Технологическая карта урока изобразительного искусства №2 «Русская прялка. Мезенская роспись» 11

Глава II. Цель и задачи урока технологии на тему «Ткачество» 15

2. 1 Технологическая карта урока технологии на тему «Ткачество» 17

Заключение 21

Список использованных источников 22

Приложение А Тезисы экскурсии 23

Приложение Б Таблицы элемнтов прялки и мезенской росписи 28

Приложение В Последовательность выполнения подставки под горячее 31

Приложение В Фотографии работ обучающихся 33

Приложение Г Фотографии творческих работ обучающихся 35











Глава I. Цель и задачи урока ИЗО
«Русская прялка. Мезенская роспись»


Изучение предметов крестьянского труда (прялки) и основ ткачества рекомендуется начать с урока изобразительного искусства.

В разделе учебной программы ИЗО 5 класс «Древние корни народного искусства» предусмотрена тема «Конструкция и декор предметов народного быта». Здесь рассматриваются различные предметы народного быта и русские прялки. Задание для обучающихся предлагает выполнение эскиза любого предмета крестьянского быта, в том числе и прялки.

Методическая разработка «От кудели до пестроткани» в рамках данной темы предлагает обособить учебные часы, посвящённые предметам народного быта и изучению конструкции прялки, её назначению и украшению на примере мезенской прялки.

На примере одной выбранной росписи (в данном случае - мезенской) обучающимся будет легче освоить композицию декора прялки, понять неслучайность складывания орнамента, его смысл.

Цель: Ознакомление обучающихся с конструкцией прялки, её назначением, декором на примере мезенской прялки.

Задачи:

  1. Дать обучающимся знания о конструкции прялки, её назначении

  2. Дать представления о географическом расположении мезенской росписи

  3. Познакомить обучающихся с элементами мезенской росписи, композицией росписи

  4. Познакомить обучающихся с приёмами выполнения мезенской росписи

  5. Выполнить эскиз росписи мезенской прялки

  6. Обогатить и активизировать словарь учащихся.


Учебная программа изобразительного искусства «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» предусматривает (в основном) на изучение каждой темы 2 учебных часа. В связи с этим, можно во время второго урока на тему «Русская прялка. Мезенская роспись» прочитать обучающимся рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» или рекомендовать обучающимся прочтение данного произведения как домашнее задание в конце первого урока, что будет служить подготавливающим звеном к уроку технологии, посвящённому изучению приёмов ткачества.

Во время первого урока обучающиеся знакомятся с объяснительно-иллюстративной информацией, выполняют эскиз прялки, составляют композицию мезенской росписи

В течение второго урока обучающиеся выполняют роспись, отвечают на вопросы (рефлексия).

Вопросы:

- Для чего служила прялка? Кто изготавливал пряжу?

- Назовите виды русских прялок. Назовите части прялки.

- Кто изготавливал и украшал прялки?

- Где находится и как называется деревня, в которой изготавливались мезенские прялки?

- Почему данная прялка и роспись называются мезенскими?

- Назовите основные элементы мезенской росписи прялки. Что они означают?

- Как составлялась композиция росписи мезенской прялки?

- Какая часть росписи называется бёрдо?

- Какими цветами и как выполнялась мезенская роспись?

Ответы обучающихся:

- Прялка – инструмент для изготовления пряжи. Пряжу пряли женщины, русские крестьянки.

- Прялки-башенки и прялки-лопаски, их украшали резьбой или росписью. У прялок есть лопаска, её украшали городками сверху и снизу серьгами. Ножка-стоячок крепилась к донцу.

- Прялки изготавливали и украшали мужчины и дарили их невестам, жёнам, дочерям.

- Мезенские прялки изготавливались в деревне Палащелье, в Архангельской области.

- Мезенскими прялки и роспись называются по названию реки Мезени.

- Кони – символы солнца, оленихи и птицы – женские символы, ёлочки и деревья – устройство мира, узоры в прямой клетке – символы земли, узоры в полосе с наклоном – символы воды, спиральки – символы бесконечности жизни.

- Мезенская роспись выстраивалась ярусами.

- Бёрдо – прямоугольник в верхней части прялки, украшенный знаками земли.

- Мезенская роспись выполнялась красным и чёрным цветами. Сначала кистью выполняли элементы красного цвета, а потом прорисовывали чёрную обводку.


Также рефлексивной частью данной темы урока изобразительного искусства будет являться интеграция с уроками технологии, посвящёнными изучению ткачества и овладению его начальными навыками.



1. 1 Технологическая карта урока изобразительного искусства №1 «Русская прялка. Мезенская роспись»


Таблица 1 - Изобразительное искусство. 5 класс. Урок №1 «Русская прялка. Мезенская роспись»

Цели деятельности учителя

Формировать представления об инструментах труда русского народа (прялке), о назначении прялки, способах получения пряжи, об основных элементах конструкции прялки, об украшении прялки на примере мезенской росписи, о значении знаков-символов росписи, композиции росписи.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат представление об изготовлении пряжи (далее – ткани), научатся выделять основные элементы конструкции прялки, узнают значение знаков-символов мезенской росписи, порядок построения росписи.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (назначение прялки в жизни русской крестьянки).

Личностные: осознают свои интересы (для чего служила прялка, как ею пользовались, как её украшали), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

- Величко, Н.К. Мезенская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 128 с.

- Величко, Н.К. энциклопедия русская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 224 с.

- Горяева, Н.А. методическое пособие Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А.Горяева. – М,: Просвещение, 2007. – 112 с.

- Культурное наследие Архангельского Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

- Мезенская роспись – очень подробно! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

- Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки («Как рубашка в поле выросла») / К.Д. Ушинский. – М,: Махаон, 2015. – 128 с.

Оборудование

Бумага, акварель (или красный маркер), чёрная капиллярная или гелевая ручка, шаблоны

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на тему «Прялка», таблицы «Элементы конструкции прялки», «Знаки-символы мезенской росписи», «Схема изображений и композиция росписи на мезенской прялке», деревянная прялка, веретено, кудель

Основные понятия и термины

Прялка, пряха, лопаска, городки, типуши, серьги, ножка-стоячок, донце, веретено, кудель, Палащелье, Мезень, мезенская роспись, кони, «кони на дыбках», олени (оленихи), уточки, лебёдушки, бёрдо, узоры в полосе, узоры в прямой клетке



Таблица 2 - Организационная структура (сценарий) урока изобразительного искусства в 5 классе на тему «Русская прялка. Мезенская роспись» №1

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- В старину русский крестьянин полностью обеспечивал себя сам: он и строил дом, и выкладывал печь, пахал и сеял, обрабатывал полученный урожай. Жизнь крестьянской семьи полностью зависела от результатов её труда. Женщины трудились и в поле, и в доме. Одно из самых интересных занятий женщины – прядение и ткачество. Чтобы обеспечить всю семью одеждой, нужно было немало потрудиться. И пряжу, и холст женщины изготавливали сами. Сегодня мы узнаем об инструменте, которым пользовались русские крестьянки, чтобы изготовить пряжу – прялке, как она была устроена и как украшалась.

Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Девочек с ранних лет обучали прядению. Нарядные прялки мастерили мужчины. Жених дарил прялку невесте, муж – жене, отец – дочери. Поэтому прялку старались украсить как можно наряднее.

Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали из поколения в поколение

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности



2.Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

- Прялки изготавливались по-разному. Были прялки сплошные, как мезенская, из ствола и корневища дерева. Были прялки и составные – у них ножка-стоячок вставлялась в донце

Русские прялки очень разнообразны: резные и расписные, прялки-башенки и прялки-лопаски. У большинства русских прялок по верхнему краю вырезалось украшение – городки, которые расписывались знаками солнца. Прялки украшались нарядной росписью или резьбой, а иногда и резьбой и росписью. Внизу лопаски вырезались серьги. Не украшалось только донце, на котором сидела пряха.

На Руси прялки украшались самой разной росписью, по месту изготовления, по традиции росписи, сложившейся в нём.

К лопаске с тыльной стороны (со стороны пряхи) крепилась кудель, из которой при помощи веретена вили нить.

Когда пряжа была готова, приступали к ткачеству.

Мы сегодня узнаем, как украшалась мезенская прялка и что обозначали узоры на ней, какой в них вкладывался смысл.

Прялки с такой росписью изготавливались в деревне Палащелье, которая находится на Русском Севере в Архангельской области в среднем течении реки Мезени. Роспись и прялка получили своё название по названию реки Мезени. Изредка роспись называют палащельской по названию деревни – Палащелье.

В мезенской росписи использовались лишь два цвета: красный и чёрный. Но мезенская прялка считается одной из самых красивых. Городки у мезенской прялки называли типуши, а серьги не вырезали.

Готовую прялку расписывали сначала красной краской при помощи кисти, а потом прорисовывали чёрную обводку пером. Вот основные элементы мезенской росписи:

- красные кони – символы Солнца, один из самых главных и интересных элементов мезенской росписи,

- оленихи и птицы (уточки и лебёдушки) – женские символы,

- ёлочки и деревца – олицетворение устройства мира,

- узоры в прямой клетке (в квадратах) – это символы земли (распаханного и засеянного поля), символы плодородия и урожая,

- узоры в полосе с наклоном – символы воды,

- спиральки – символы бесконечности жизни.

Мезенская роспись выстраивалась ярусами сверху вниз. Прялка расписывалась с двух сторон лопаски: тыльной и лицевой. Тыльная сторона прялки – сторона, обращённая к пряхе, где располагали кудель. Лицевая сторона – обратная сторона прялки.

С тыльной стороны прялки, среди орнамента из уточек выписывался прямоугольник – бёрдо. Бёрдо украшалось знаками земли, засеянного поля – символами плодородия, которые благословляли достаток семьи.

Далее снова шёл ярус из узоров в полосе.

Ниже обычно рисовались кони или олени, идущие друг за другом. Очень интересно изображение двух коней, как будто скачущих навстречу друг другу, вздыбленных – это «кони на дыбках».

Завершалась роспись узорами в полосе с наклоном, изображениями деревьев, птиц, спиральками.

Теперь, когда мы узнали, что означают все эти элементы мезенской росписи, мы можем сказать, что вся роспись – это пожелание благополучия семье, как и в вышивке, и в резных украшениях русской избы.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: различают виды прялок, детали конструкции прялки, способы украшения прялки (резьба, роспись), изучают значение символики мезенской росписи, композицию мезенской росписи, приёмы росписи


3.Творческая и практическая деятельность

Практический, изучение приёмов мезенской росписи

Выполнение практического задания: украсить шаблон прялки узором из элементов мезенской росписи, соблюдая композицию.

- Выберите элементы мезенской росписи, которыми бы вы хотели украсить свою прялку. Продумайте композицию росписи. Постарайтесь выделить центральные изображения (бёрдо и кони или олени) размером. Смело используйте орнамент в полосе – знаки земли и воды

Составляют композицию росписи прялки

Индивидуальная работа

Регулятивные: выполняют эскиз мезенской росписи, соблюдая композицию, ориентируясь на наглядно-демонстрационный материал, изучают приёмы росписи


4. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос - ответ».

- Как называется предмет женского труда, с которым мы познакомились сегодня на уроке?

- Для чего служила прялка?

Оценивание эскизов прялки, правильности построения композиции мезенской росписи

Задание: прочитать рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют художественный анализ рисунков (эскизов)


Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге






1.2 Технологическая карта урока изобразительного искусства №2 «Русская прялка. Мезенская роспись»


Таблица 3 - Изобразительное искусство. 5 класс. Урок №2 «Русская прялка. Мезенская роспись»

Цели деятельности учителя

Формировать представления об инструментах труда русского народа (прялке), о назначении прялки, способах получения пряжи, об основных элементах конструкции прялки, об украшении прялки на примере мезенской росписи, о значении знаков-символов росписи, композиции росписи.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат представление об изготовлении пряжи (далее – ткани), научатся выделять основные элементы конструкции прялки, узнают значение знаков-символов мезенской росписи, порядок построения росписи.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (назначение прялки в жизни русской крестьянки).

Личностные: осознают свои интересы (для чего служила прялка, как ею пользовались, как её украшали), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

- Величко, Н.К. Мезенская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 128 с.

- Величко, Н.К. энциклопедия русская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 224 с.

- Горяева, Н.А. методическое пособие Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А.Горяева. – М,: Просвещение, 2007. – 112 с.

- Культурное наследие Архангельского Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

- Мезенская роспись – очень подробно! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

- Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки («Как рубашка в поле выросла») / К.Д. Ушинский. – М,: Махаон, 2015. – 128 с.

Оборудование

Бумага, акварель (красный маркер), чёрная капиллярная или гелевая ручка, шаблоны

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на тему «Прялка», таблицы «Элементы конструкции прялки», «Знаки-символы мезенской росписи», «Схема изображений и композиция росписи на мезенской прялке», деревянная прялка, веретено, кудель

Основные понятия и термины

Прялка, пряха, лопаска, городки, серьги, ножка-стоячок, донце, веретено, кудель, мезенская роспись, кони, «кони на дыбках», уточки, лебёдушки, бёрдо, узоры в полосе


Таблица 4 - Организационная структура (сценарий) урока изобразительного искусства в 5 классе на тему «Русская прялка. Мезенская роспись» №1

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Повторение учащимися изученного материала, закрепление знаний

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- С каким инструментом женского труда мы познакомились на предыдущем занятии? (С прялкой.) Сегодня мы продолжим выполнение рисунка мезенской прялки.

Вопросы:

- Для чего служила прялка? Кто изготавливал пряжу?

- Назовите виды русских прялок. Назовите части прялки.

- Кто изготавливал и украшал прялки?

- Какими цветами и как выполнялась мезенская роспись?

Ответы обучающихся:

- Прялка – инструмент для изготовления пряжи. Пряжу пряли женщины, русские крестьянки.

- Прялки-башенки и прялки-лопаски, их украшали резьбой или росписью. У прялок есть лопаска, её украшали городками сверху и снизу серьгами. Ножка-стоячок крепилась к донцу.

- Прялки изготавливали и украшали мужчины и дарили их невестам, жёнам, дочерям.

- Мезенская роспись выполнялась красным и чёрным цветами. Сначала кистью выполняли элементы красного цвета, а потом прорисовывали чёрную обводку.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности

Познавательные: различают виды прялок, детали конструкции прялки, способы украшения прялки (резьба, роспись)


2.Повторение изученного материала

Повторение учащимися изученного материала, закрепление знаний. Рефлексивный. Беседа в форме «вопрос - ответ»

Вопросы:

- Где находится и как называется деревня, в которой изготавливались мезенские прялки?

- Почему данная прялка и роспись называются мезенскими?

- Назовите основные элементы мезенской росписи прялки. Что они означают?

- Как составлялась композиция росписи мезенской прялки?

- Какая часть росписи называется бёрдо?

- Какими цветами и как выполнялась мезенская роспись?

Ответы обучающихся:

- Мезенские прялки изготавливались в деревне Палащелье, в Архангельской области.

- Мезенскими прялки и роспись называются по названию реки Мезени.

- Кони – символы солнца, оленихи и птицы – женские символы, ёлочки и деревья – устройство мира, узоры в прямой клетке – символы земли, узоры в полосе с наклоном – символы воды, спиральки – символы бесконечности жизни.

- Мезенская роспись выстраивалась ярусами.

- Бёрдо – прямоугольник в верхней части прялки, украшенный знаками земли.

Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: изучают значение символики мезенской росписи, композицию мезенской росписи, приёмы росписи


3.Творческая и практическая деятельность

Практический: закрепление полученных умений и навыков

Выполнение практического задания: украсить шаблон прялки узором из элементов мезенской росписи, соблюдая композицию.

- На предыдущем уроке вы начали выполнять эскиз прялки. Выстраивайте композицию росписи ярусами. Постарайтесь выделить центральные изображения (бёрдо и кони или олени) размером. Смело используйте орнамент в полосе – знаки земли и воды

Составляют композицию росписи прялки, выполняют роспись

Индивидуальная работа

Регулятивные: выполняют эскиз мезенской росписи, соблюдая композицию, ориентируясь на наглядно-демонстрационный материал, изучают приёмы росписи


4. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос - ответ». Выставка работ учащихся

Оценивание рисунков прялки, правильности построения композиции мезенской росписи

Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют художественный анализ рисунков


Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге





Глава II. Цель и задачи урока технологии на тему «Ткачество»


В наш век технологий важно знать и изучать, как производится та или иная вещь. В методической разработке «От кудели до пестроткани» рассматривается история и технология изготовления ткани.

В учебной программе дисциплины «Технология» в 5 классе содержится объемный раздел, посвященный созданию изделий из текстильных материалов. В первых темах этого раздела изучается технология производства ткани и свойства текстильных материалов. В качестве задания по этим темам предлагается выполнить ряд лабораторно-практических работ:

  1. определить направление долевой нити в ткани;

  2. определить лицевую и изнаночную сторону ткани;

  3. изучить свойства тканей из хлопка и льна.


Методическая разработка «От кудели до пестроткани» предлагает углубить знания в производстве ткани и, помимо вышеперечисленных лабораторно-практических работ, изучить ткацкие переплетения, освоить основы изготовления ткани путем выполнения подставки под горячее в технике гобелена полотняным переплетением. Благодаря изучению истории и выполнению подставки, ученики узнают, как изготавливалась ткань до создания современных ткацких станков, познакомятся с таким видом декоративно-прикладного искусства как ручное ткачество.


Цель: Ознакомление обучающихся с технологией изготовления ткани.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с историей производства ткани.

  2. Дать представления о ткацком производстве.

  3. Развить трудовые технические навыки изготовления изделия.

  4. Развить творческую активность, усидчивость, терпение, внимательность и аккуратность.

  5. Воспитать последовательность выполнения изделия в технике ручного ткачества.

  6. Воспитать уважение к декоративно-прикладному искусству, уважение к труду.

  7. Обогатить и активизировать словарь учащихся.

  8. Выполнить подставку под горячее в технике ручного ткачества.


В качестве рефлексии по этой теме обучающиеся отвечают на вопросы:

  1. Из чего состоит ткань?

  2. Как получают волокно?

  3. Какие виды волокон бывают?

  4. Какой путь проходит волокно, прежде чем стать одеждой или другим швейным изделием?

  5. Как получают нить для производства ткани?

  6. Как изготавливали пряжу и ткань в домашних условиях?

  7. С помощью каких инструментов в старину получали пряжу?

  8. Какие бывают ткацкие станки?

  9. Перечислить распространенные ткацкие переплетения.


Ответы обучающихся:

  1. Ткань состоит из нитей, а нити, в свою очередь, из волокна.

  2. Волокно – сырье для производства ткани. Его получают из хлопка, льна, шерсти животных, и различных химических веществ.

  3. Волокна делятся на натуральные (растительного, животного происхождения) и химические.

  4. Вырабатывают волокно, из волокна получают (прядут) нить (пряжу), из нити ткут ткань.

  5. Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением.

  6. Вырабатывали волокно, пряли с помощью веретена и прялки нить, изготавливали ткань на ручном ткацком станке.

  7. В старину для прядения нити использовали веретено и прялку.

  8. Ткацкие станки бывают ручные (горизонтальный, вертикальный) и автоматические.

  9. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное.


При выполнении практической работы – выполнение подставки под горячее в технике ручного ткачества стоит определиться с размером основы из картона. Для выполнения работы за один урок, можно сделать основу из картона размером 10х15 см. Для изготовления работы большего размера (например, 20Х30 см) потребуется 4 урока.

В календарно-тематическом планировании программы в разделе «Создание изделий из текстильных материалов» предусмотрено 6 часов на тему «Технология изготовления ткани». На 1 уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовления ткани, знакомятся с терминологией и технологией изготовления подставки под горячее. На 2 уроке учащиеся отвечают на вопросы и начинают выполнять практическую работу. На последующих уроках выполняют подставку под горячее.


Для закрепления теоретического материала по теме «Ткачество» целесообразно провести экскурсию для обучающихся в музее, например, в Российском этнографическом музее в г. Санкт-Петербург. Собрание РЭМ позволяет получить ответ на вопрос «Как изготавливали ткань в старину?». Примеры экспонатов и тезисов экскурсии представлены в Приложении А.




2. 1 Технологическая карта урока технологии на тему «Ткачество»

Таблица 5 - Технология, 5 класс. Урок «Ткачество»

Цели деятельности учителя

Дать понятие о волокне и его видах, пряже и ткачестве. Сформировать представление о ткани, научить определять направление нитей основы и утка, познакомить с ткацкими переплетениями, сформировать и развивать ценностное отношение к истокам декоративно-прикладного творчества.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные: получат представление об изготовлении пряжи и технологии получения ткани, гобелена, классификацию текстильных волокон, познакомятся с ткацкими переплетениями. Приобретут навыки ткачества и закрепят в практической работе.

Узнают сведения из истории ткачества.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности

Личностные: осознают свои интересы (как создаётся ткань, пряжа), формируют навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная

Образовательные ресурсы

- А.К. Векслер. Ручное ткачество. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 006, - CПб., 2013г.

- Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. – М.: «Культура и традиции», 1998.

- Гобелен (художественное ткачество):Учебно-методическоепособие / Сост. С.Н.Кравченко. —Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. —123с

Оборудование

Пряжа разных цветов, нитки №10 (либо нити «Ирис»), плотный картон, ножницы, линейка, карандаш.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация на тему «Ткачество», образцы гобеленов.

Основные понятия и термины

Прялка, пряха, веретено, кудель, пряжа, нити основы, нити утка, уточная нить, зев, челнок, ткацкие переплетения, полотняное переплетение, ковер, гобелен, прядение, ткачество, раппорт, шерсть, хлопок, лен,








Таблица 6 - Организационная структура урока технологии в 5 классе на тему «Ткачество»

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.


Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности


2.Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

Демонстрация презентации по теме, конспектирование новых терминов.

(пряжа, прядение, способы прядения, виды ткацких станков, виды переплетения ткани.)


Слушают учителя. Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности

Фронтальная и индивидуальная работа

Познавательные: различают виды переплетения ткани.


3.Творческая и практическая деятельность

Практический

Выполнение практического задания:

Изготовление рамы для ткачества из подручных материалов (плотный картон) Наметить и надрезать по рискам, натянуть нитки основы (швейные нитки №10 или нитки мулине). Закрепление пряжи и выполнения ткачества.

Ткачество подставки под горячее в технике ручного ткачества

Индивидуальная работа

Регулятивные: выбирают цветовую гамму, могут придумать рисунок гобелена, ориентируясь на наглядно-демонстрационный материал


4. Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме «вопрос - ответ». Выставка работ учащихся

Вопросы:


  1. Из чего состоит ткань?

  2. Как получают волокно?

  3. Какие виды волокон бывают?

  4. Какой путь проходит волокно, прежде чем стать одеждой или другим швейным изделием?

  5. Как получают нить для производства ткани?

  6. Как изготавливали пряжу и ткань в домашних условиях?

  7. С помощью каких инструментов в старину получали пряжу?

  8. Какие бывают ткацкие станки?

  9. Перечислить распространенные ткацкие переплетения.


Ответы обучающихся:

  1. Ткань состоит из нитей, а нити, в свою очередь, из волокна.

  2. Волокно – сырье для производства ткани. Его получают из хлопка, льна, шерсти животных, и различных химических веществ.

  3. Волокна делятся на натуральные (растительного, животного происхождения) и химические.

  4. Вырабатывают волокно, из волокна получают (прядут) нить (пряжу), из нити ткут ткань.

  5. Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением.

  6. Вырабатывали волокно, пряли с помощью веретена и прялки нить, изготавливали ткань на ручном ткацком станке.

  7. В старину для прядения нити использовали веретено и прялку.

  8. Ткацкие станки бывают ручные (горизонтальный, вертикальный) и автоматические.

  9. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное.


Отвечают на поставленные вопросы.






Заключение


Методическая интегрированная разработка «От кудели до пестроткани» может быть использована педагогами изобразительного искусства и технологии общеобразовательных учреждений в рамках учебных программ для обучающихся 5 классов, реализуемых в них.

На уроках изобразительного искусства в рамках раздела «Древние корни народного искусства» по теме «Конструкция и декор предметов народного быта» педагогом изобразительного искусства могут быть выбраны любые предметы народного быта.

Данная методическая разработка предлагает более подробное изучение прялки и мезенской росписи, т.к. на взгляд авторов разработки мезенская роспись является наиболее простой в технике выполнения элементов росписи для овладения ею обучающимися.

Педагоги изобразительного искусства общеобразовательных учреждений могут выбрать иные виды прялок и росписей – от более известных до менее знакомых видов росписей. Например, борецкая, пермогорская, городецкая, северодвинская, каргопольская, тарногская, шенкурская, уфтюжская и т.д.

Также эта методическая разработка может быть применена на уроках технологии при изучении производства тканей, а также для освоения обучающимися начальных навыков ручного ткачества.

В связи с популяризацией ручных видов декоративно-прикладного творчества, полученные учащимися навыки, могут быть использованы при изготовлении декоративных тканых панно (ручного гобелена).

Благодаря экскурсии в Российский этнографический музей обучающиеся могут увидеть подлинные инструменты и приспособления для производства ткани. Помимо этого, ученики увидят домотканые ткани с различными узорами и рисунками, а также изделия, в которых эти ткани используются.


Несмотря на интегрированность методической разработки «От кудели до пестроткани», её составляющие части могут быть также применены в педагогической деятельности независимо друг от друга.




Список использованных источников


  1. Величко, Н.К. Мезенская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 128 с.

  2. Величко, Н.К. энциклопедия русская роспись / Н.К. Величко. – М,: Хоббитека, 2018. – 224 с.

  3. Горяева, Н.А. методическое пособие Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А.Горяева. – М,: Просвещение, 2007. – 112 с.

  4. Культурное наследие Архангельского Севера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cultnord.ru/Rezba_i_rospis_po_derevu.html

  5. Мезенская роспись – очень подробно! [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/2930900/post143670962

  6. Постникова, Н.В. Мезенская роспись, учебно-методическое пособие, ФГБОУ ВПО Удмуртский государственный университет, Институт искусств и дизайна, Кафедра истории культуры и искусств, 2011, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8168/2011339

  7. Путеводитель по русским ремёслам. Символы в мезенских росписях. Мезенская (Палащельская) роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.russianarts.online/126933-simvoly-v-mezenskix-rospisyax/

  8. Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки («Как рубашка в поле выросла») / К.Д. Ушинский. – М,: Махаон, 2015. – 128 с.

  9. Шелепеева, О.Н. Мезенская роспись / О.Н. Шелепеева, Г.С. Аверина. – М,: Азбука, 2016. -144 с.

  10. А.К. Векслер. Ручное ткачество. Учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. Методическое приложение. - 2013, МЕТ 006, - CПб., 2013г.

  11. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. – М.: «Культура и традиции», 1998.

  12. Гобелен (художественное ткачество):Учебно-методическоепособие / Сост. С.Н.Кравченко. —Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. —123с

  13. Технология: 5 класс; учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [Н.В. Синица, П. С. Самородский, В. Д. Симоненко и др.]. – 5-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 208с.; ил.






Приложение А
Тезисы экскурсии


Музей: Российский этнографический музей г. Санкт-Петербург

Тема экскурсии: ценность ручного труда на примере ткачества

Возраст аудитории: 10-14 лет

Формулировка ценности: В чем заключается ценность ручного труда? Почему вещи, изготовленные своими руками уникальные и дорогостоящие?


Введение:

В настоящее время научно-технического прогресса и перехода на сложные механизмы и компьютеры мы стали всё дальше отдаляться от природы. Мы забываем красоту и ценность природы. Важной ролью для человека в природе являлся труд. Наши предки использовали все, что давала им природа. Древесину использовали для постройки жилища. Собирали урожай для питания. Заготовляли волокно для изготовления одежды. Сейчас ручной труд уходит на второй план. Современный человек стал забывать, как можно изготовить ту или иную вещь своими руками. Но есть большинство примеров, что человек не может жить без творчества и труда. Современные мастера прибегают к давним традициям изготовления изделий. А талантливый мастер создает шедевры декоративно-прикладного искусства. Давайте на примере изготовления ткани на Руси в конце ХIХ – начале ХХ веков поймем, в чем заключается ценность ручного труда и почему вещи, изготовленные своими руками уникальны, драгоценны и индивидуальны.


1) Раньше крестьянские семьи для изготовления одежды использовали природное сырье. В отличие от современности, это был тяжелый труд.


2) После сбора, сырье обрабатывали различными деревянными инструментами.


Сейчас изготовление ткани становится проще. Развивается химическая отрасль. Она находит и исследует синтетические и искусственные ткани, которые в некоторых случаях лучше натуральных.


3) Ткацкий станок. Раньше ткань ткали на ткацком станке очень долго – почти всю зиму. Сегодня эту функцию выполняют механические станки. На них изготовляют большое разнообразие тканей: от тонких атласных и шифоновых, до грубых холщовых.


4) После того, как ткань была готова, мастерица придавала будущей одежде красоту, уникальность разнообразными вышитыми элементами, а некоторые отдавали ткань на крашение и нанесение рисунка в технике «набойка».


5) Рядом находятся образцы ткани с нанесенным рисунком и с вышивкой. Каждый мастер костюма, бытовых принадлежностей выполнял декор ткани по-своему: где-то стежок потуже, где-то он мельче. На этом образце девушка украсила полотенце сплошной широкой лентой орнамента. А на следующем полотенце уже другая мастерица выполнила орнамент в узкой полоске. Кто-то на ткани изобразил цветы, а кто-то летящих птиц.




6) Давайте внимательно рассмотрим следующие экспонаты, витрины с различными сценами из повседневной жизни. Можно ли сказать о том, что они абсолютно одинаковы? Конечно, нет. Вся одежда, бытовые принадлежности часто передают состояние мастера, узоры. А цветовые сочетания нередко могут рассказать больше о жизни творца. Сравнив эти костюмы с сегодняшней одеждой, можно легко понять, что индивидуальности в современной моде нет. Производство одежды сейчас поставлено на поток и чаще всего она отвечает моде, тенденциям, которые диктует общество.


7) Крестьянин никогда не выбрасывал износившуюся одежду. Из старой ткани изготавливали ковры-дорожки, игрушки для детей – куклы. В современном мире лишь старшее поколение бережливо относится к износившимся вещам: обычно, из такой одежды вяжут коврики-кругляши, делают различные прихватки и куклы. Сейчас чаще всего износившуюся одежду выбрасывают, заменяя ее новой.


Заключение:

Труд и ремесло выступали единым целым в жизни человека. А любой предмет, изготовленный своими руками жил по законам народной мудрости: «в любом предмете образ сотворить». Трудолюбивых людей на Руси возводили в особый ранг: «не бедного отца, не низкого крыльца». И, как продолжение народного опыта звучит поговорка: «ремесло за плечами не виснет».

Мастер декоративно-прикладного искусства всегда проявит индивидуальность в творчестве. Освоив принципы одного ремесла, мастер проявляет умение творить на принципах повтора, вариации и импровизации. Благодаря освоению импровизации в системе школы традиции она выступает мерилом индивидуальности.



Приложение Б
Таблицы элемнтов прялки и мезенской росписи





Приложение В
Последовательность выполнения подставки под горячее











Приложение В
Фотографии работ обучающихся












Приложение Г
Фотографии творческих работ обучающихся












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!