СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник заданий по технологии для развития функциональной грамотности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания по разным темам для формирования функциональной грамотности

Просмотр содержимого документа
«Сборник заданий по технологии для развития функциональной грамотности»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ

«Комплексные задания по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии»



Комплексное задание по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках технологии



1.Класс, тема :6 класс. Модуль «Кулинария».

Тема урока: Рыба. Блюда из рыбы.

(УМК: учебник «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В. Д Симоненко . Москва; Издательский центр «Вентана-Граф»;2009г.; таблицы «Рыба и морепродуты», «Обработка рыбы», «Пищевые вещества»)

1.Задание 1(Работа в парах). Рассмотрите таблицу «Пищевые вещества» и ответьте на вопрос:

-В чем заключается питательная ценность рыбы? В тетради нарисуйте схему, в которой отразите какие питательные вещества содержатся в рыбе (белки, жиры, витамины и микроэлементы) Как вы думаете, где большее содержание йода: в речной рыбе или морской и морепродуктах?

3. Задание2.Работа с учебником. (Индивидуальная работа) Прочитайте п.22 стр.128 и найдите информацию о том, как усваивается организмом человека рыба, по каким признакам можно определить доброкачественность рыбы, в каком виде поступают в продажу рыбные продукты,

4.Задание3. (Работа в малых группах). Ситуационная задача. На выходные семья уехала на дачу. В электросети оказалась неисправность, и 2 суток в квартире не было электричества. Холодильник разморозился полностью. На полках лежали яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», рыбные консервы, суп на мясном бульоне, рыбные полуфабрикаты из свежей рыбы, морковь, огурцы, помидоры.

Какие продукты нужно выбросить хозяевам после возвращения домой?

Домашнее задание: Рассчитайте стоимость ужина на 3 человек, состоящего из любимого рыбного блюда.

5.Методические рекомендации для учителей по работе с заданием.

В начале урока мотивировать обучающихся тем, что их организм быстро растет и ему необходим «строительный материал» в виде аминокислот, которые содержатся в белках животного и растительного происхождения. Некоторые дети не любят рыбу, первое задание убедит их о пользе рыбы, о том, что она легче усваивается и уменьшает риск возникновения болезней.

Задание2 способствует формированию способности обучающихся находить в тексте нужную информацию. Все знать невозможно, но вот умение находить, систематизировать и анализировать информацию очень необходимо в современной жизни.

Задание 3 развивает умение работать в команде, помогает определить лидеров, развивает коммуникативные способности. Делить на группы желательно не по желанию детей, а лучше по жребию или с помощью считалок или другим способом, чтобы обучающиеся учились контактировать со всеми учениками в классе. Это помогает формировать дружный коллектив.



Комплексные задания по разделам технологии.



Комплексное задание: «Искусство дизайна»

Тема занятия: «Интерьер жилого дома».

Задания для учащихся:

А.- Составить витражи для оформления дизайна гостиной. Изобразите их в рисунке композиции, придумайте им названия.

Б.- Придумайте и составьте витражи растительного характера. Изобразите их в рисунке композиции. Подберите для них интересные по фактуре ткани. Придумайте названия и обоснуйте ваш выбор.

В.- Придумайте и составьте витражи с изображением геометрических фигур для оформления интерьера кабинета математики. Изобразите их в рисунке композиции. Подберите для них цветовой фон. Изготовьте рамку, придумайте название, связанное с математическими обозначениями. Объясните, почему вы выбрали изображение геометрических фигур. Какое отношение эти изображения имеют к уроку «Технология».



Задания для учащихся:

А.- Выполните композицию интерьера гостиной: расположение мебель, светильники.

Б.- Подберите цветовое сочетание деталей интерьера.

В.- Подберите декоративное убранство для эскиза.

Г.- Выполните эскиз на листе формата А-4.



Задания для учащихся:

А.- Оформите дизайн окна.

Б.- Подберите цветовое сочетание.

В.- Подберите декоративные ткани для штор.

Г.- Выполните эскиз на листе формата А-4.





Задания для учащихся:

А.- Подготовьте альбомные листы и начертите на них оконные проемы.

Б.- Подберите варианты оформления окна.

В.- Подберите ткани по цвету и фактуре рисунка.

Г.- Выкроите детали штор.

Д.- Изготовьте шторы.

Е.- Оформите окно.




Комплексное задание: «Семейная экономика».

Тема занятия: «Интерьер жилого дома».

Задания для учащихся:

А.- Рассчитайте стоимость обоев и их количество, необходимое для оклеивания комнаты, имеющей размеры стен: длина – 8м., ширина – 5м., высота – 2,6м. Стандартные размеры рулонов обоев таковы: длина – 10,5м., ширина – 50 см. Стоимость одного рулона обоев – 125рублей.

Б.- Рассчитайте стоимость покраски пола комнаты, имеющей площадь 18м.кв. Расход краски на 1м.кв. площади составляет 125г. Стоимость банки краски весом в 2кг. – 110рублей. Определите расход краски на пол.



Тема занятия: «Расходы на оплату коммунальных услуг».

Задания для учащихся:

А.- Рассчитайте стоимость коммунальных услуг, квартплаты и электроэнергии для семьи имеющей квартиру площадью 38м.кв.

Б.- Определите число членов семьи по своему усмотрению.

В.- При выполнении расчетов используйте учебник «Семейная экономика» под редакцией В.Д.Симоненко. учебник для 7-8классов, «Технология»-М.: Вита- пресс, 2000. -184с. С.97-102.







Тема занятия: «Обязательные платежи».

Задания для учащихся:

А.- Налоги. Рассчитайте сумму выплачиваемого подоходного налога и заработанной платы полученной работником на руки, если он заработал за месяц 6000 тысяч рублей, а МРОТ составляет 720рублей. Процентная ставка подоходного налога равна 13%.

1 - Определите сумму заработка, облагаемого налогом.

2. - Дифференцированный подход к решению задания .

.Б .- Ссуды и кредиты. Рассчитайте, сколько денег нужно будет вернуть в банк, если семья берет ссуду в 10тысяч рублей под 29% годовых на три года.

В.- Кредит. Во сколько обойдется семье покупка квартиры в кредит на 15 лет под 17% годовых? Стоимость квартиры 400 тысяч рублей. Величина первого взноса составляет 30% стоимости квартиры. Какими должны быть ежемесячные платежи?


Комплексные задания: «Основы предпринимательства».

Тема занятия: Деловая игра «Прибыльная идея. Создание своего предприятия».

Методические разработки – устава фирмы и бизнес – плана.

Задание для учащихся:

  1. Теоретическое задание.

А – Выбрать вид и форму предпринимательской деятельности.

  • Решить какую продукцию будет выпускать фирма.

  • Разработать товарный знак продукции вашей предполагаемой фирмы.

  • Дать название фирмы (вывеска).

  • Определить юридический статус фирмы.

  • Продумать вопросы управления фирмой.

  • Менеджмент.

Создать организационную структуру управления предприятием.

  • Распределить обязанности между членами коллектива.

  • Проанализировать возможности рынка.

  • Прорекламировать свою продукцию.

  • Разработать документацию, необходимую для создания фирмы (например, Устав фирмы, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, лицензию, визитку, акции, облигации и т п.).

  • Представить бизнес-план.

  • Продумать технологический процесс выпускаемой продукции.

  • Организовать взаимовыгодные связи с другими фирмами.

  • Реализация товаров и услуг.

  • Престиж фирмы.

2.Практическое задание.

Б.- Изготовить образцы выпускаемой продукции.

В.- Составить кроссворд по теме «Предпринимательство».

3.Оформление работы.

Г.- Работа выполняется в соответствии с методическими рекомендациями.

Д. –Образец прилагается.

Примерные вопросы к защите проекта – Деловая игра «Прибыльная идея. Создание своей фирмы».

  1. Кто может заниматься предпринимательской деятельностью?

  2. В чем особенности правового статуса гражданина как индивидуального предпринимателя?

  3. Какие граждане не могут заниматься предпринимательской деятельностью?

  4. Каков порядок создания юридического лица?

  5. Что такое коммерческое представительство?

  6. На какой срок и кем выдается доверенность?

  7. Какие виды доверенностей предусмотрены законом?

  8. По каким основаниям юридическое лицо может быть ликвидировано?

  9. Что в гражданском праве понимается под хозяйственным обществом?

  10. Что такое ООО?

  11. Что такое АО?

  12. Как вы создали первоначальный капитал?

  13. В каких случаях общество ликвидируется?

  14. Какое количество акций может выпускать акционерное общество?

  15. Каков порядок создания товарищества?

  16. Какие суды рассматривают споры, возникающие в предпринимательской деятельности?

  17. Что такое менеджмент?

  18. Как осуществляется управление вашим предприятием?

  19. Что такое маркетинг?

  20. Функции маркетинга? и другие.













КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ ПО МАШИНОВЕДЕНИЮ

7 класс

(базовый и повышенный уровень)

Марина увлекается велосипедным спортом. Через неделю она вместе с остальными спортсменами будет принимать участие в велопробеге. Участникам колонны необходимо иметь флаг клуба.

В клубе каждому велосипедисту выдали задание «Изготовьте флаг, используя детали кроя и описание работы».

Детали кроя: две полосы из искусственного шелка.





Инструкция:

  1. Соединить полосы между собой запошивочным швом.

  2. Три среза получившегося полотнища флага застрочить швом вподгибку с закрытым срезом шириной шва 8 мм, а один (для древка) -шириной шва 30 мм.

Так как у Марины дома есть швейная машина, то она решила выполнить работу самостоятельно.

Прежде чем начать сшивать детали флага, Марине нужно правильно подобрать и вставить машинную иглу, а также заправить верхнюю и нижнюю нити в швейной машине.

Задание базового уровня

Ответь на поставленные вопросы, обведи номера выбранных тобой ответов.

  1. Машинную иглу с каким номером лучше выбрать для пошива флага?

а) №60 б) №90 в) №120

2) Определите поочередность заправки верхней нити:

а) Игла, регулятор натяжения верхней нити, верхний нитенаправитель, катушечный стержень, нитепритягиватель

б) Регулятор натяжения верхней нити, верхний нитенаправитель, катушечный стержень, нитепритягиватель, игла

в) Катушечный стержень, верхний нитенаправитель, регулятор натяжения верхней нити, нитепритягиватель,игла

г) Катушечный стержень, нитепритягиватель, верхний нитенаправитель, игла, регулятор натяжения верхней нити

3 )Нить заправляется в иглу швейной машины со стороны:

а) короткого желобка

б) длинного желобка;

в) с любой стороны;

г) только справа налево;

4 ) Какая из схем машинных швов относится к запошивочному?

а)

б) 

в) 

г)

5) Обозначьте на рисунке, где измеряется ширина шва?



Дополнительное задание повышенного уровня

1) При работе на швейной машине у Марины получилась строчка с дефектом такого вида

петляет сверху):

Как можно исправить строчку? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Во время работы происходит обрыв верхней нити. Каковы наиболее вероятные причины? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. «Застрочить изделие», это означает:

а) соединить стачным швом детали по криволинейному контуру

б) закрепить машинной строчкой подогнутый край изделия

в) присоединить стачным швом мелкую деталь к основной









Практическая работа «Выполнение запошивочного шва»

Выполните запошивочный шов

Перед началом работы проверьте комплектность деталей кроя и их размеры.

Детали кроя

Шов в готовом виде

Самоконтроль:


  • Машинные строчки должны быть ровные и аккуратные;

  • Ширина выполняемых швов должна соответствовать заданным величинам;

  • Отсутствие строчек временного назначения;

  • Наличие машинных закрепок;

  • Качество ВТО;

  • Соблюдение правил техники безопасности.

Основная деталь – 2 шт.

Инструкционная карта

№ п/п

Наименование

неделимой операции

Требования к

выполнению

операции

Схема узла

Оборудование и приспособления

1

Определить направление долевой нити



1

Складывание двух деталей

лицевыми сторонами внутрь

выпуская срез нижней детали на величину ширины шва в готовом виде (6-7мм) плюс 2 мм


Линейка


Сметывание деталей

Обогнуть срез верхней детали нижней деталью и сметать на расстоянии 1-2 мм от среза


2

Стачивание деталей


на расстоянии 1-2 мм от среза

Швейная машина

3

Раскладывание деталей

Детали разложить в разные стороны, шов отогнуть в сторону, закрывая меньший срез



Приутюживание шва

через влажный проутюжильник

Утюг

4

Прокладывание строчки


на расстоянии 1-2 мм от подогнутого края.

Строчки должны быть параллельны.

Швейная машина



Описание правильного ответа

Параметр оценивания теоретической части: при выборе правильного ответа из предложенных вариантов или записи каждого ответа – 1 балл правильный ответ; 0 баллов неправильный ответ.

При записи развернутого ответа – 2 балла полный правильный ответ; 1 – балл – частично правильный ответ или неполный ответ; 0 баллов – неправильный ответ.

Ключи для проверки комплексной работы.

№ задания

Ответ

Баллы

1

б (№90)

1

2

в (катушечный стержень, верхний нитенаправитель, регулятор натяжения верхней нити, нитепритягиватель, игла)

1

3

б (длинного желобка)

1

4

а (  )

1

5

1

Дополнительные вопросы

1

Слишком слабое натяжение нижней нити, нужно увеличить натяжение нижней нити, подкрутив винт на шпульном колпачке либо слишком сильное натяжение верхней нити, необходимо регулятором натяжения верхней нити ослабить натяжение верхней нити

2

2

Неправильно подобрана игла (нить толстая для этой иглы); неправильно установлена игла; неправильно заправлена нить; слишком сильное или слабое натяжение верхней нити

2

3

б (закрепить машинной строчкой подогнутый край изделия)

2


Практическая работа

20

Итого :

31

Карта пооперационного контроля

к практической работе «Выполнение запошивочного шва»

№ п/п

Критерии контроля

Количество баллов

1

Организация рабочего места, наличие фартука и косынки

2

2

Определение долевой нити

1

3

Параллельность строчек

3

4

Ширина шва в готовом виде должна быть 6-7мм

3

5

Строчки должны быть цельными, без разрывов;

2

6

По линии шва не должно быть волнистости материала

2

7

Удаление строчек временного назначения

2

8

Наличие закрепок на концах строчек

2

9

Качество влажно-тепловой обработки

2

10

Соблюдение безопасных приемов труда

1


итого

20 баллов


Критерии оценки результатов работы

Количество баллов

Уровень выполнения заданий

Оценка за работу

31

максимально высокий уровень не менее 100%

«5»

20-30

Повышенный уровень - не менее 65% - 99 %

«4»

15-20

Необходимо достаточный уровень – 50% - 70 %

«3»

Менее 15

Недостаточный уровень – менее 50 %

«2»



Критерии достижения планируемого результата:

  • Базового уровня: правильно выбраны ответы не менее, чем на четыре вопроса;

  • Повышенного уровня: правильно выбраны ответы на все пять вопросов. Дан правильный ответ хотя бы на один дополнительный вопрос.

Планируемый результат: планировать и выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

Анализировать информацию, содержащуюся в инструкционной карте, планировать на ее основе предстоящую практическую работу, в том числе подбирать необходимые материалы и инструменты;

Выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту;

Осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль, сверяясь с инструкционной картой.

Примечание: при итоговой оценке сформированность всех умений проверяется в ходе выполнения соответствующего задания на базовом или повышенном уровнях.







































Задание 1.

На рисунке изображены простые геометрические фигуры – круг, трапеция, треугольник. Они могут присутствовать в изображении самых различных предметов.

Вспомните знакомые предметы, в изображении которых она присутствует. Чем больше комбинаций за отведённое время вы сможете назвать, нарисовать, тем успешнее справитесь с задачей.

Задание 2.

На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека и т. д.

Задание 3. Предложить различные (нестандартные) варианты использования привычного предмета

Что это такое?

НОЖ

Что это такое?

КАРАНДАШ

Задание 4. Дизайн – анализ изделия (в группах).

Выбрав любое изделие (по желанию), изготовленное в мастерской, ответить на вопросы:

1.Расскажите, о каких требованиях вам говорит название изделия?

2.Какие ошибки вы нашли в конструкции изделия?

3.Как эти ошибки можно исправить?

Задание 5.   Проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Используя метод «фокальных объектов» перенесите признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие.

Запиши варианты:

  1. с резьбой, покрыта лаком, основание из стали;

  2. с фасонной деревянной ручкой;

  3. основание твёрдое, прочное

Задание 6. Предложить различные варианты «доски разделочной», представив свои идеи в форме рисунков.

Задание 7. Провести исследование мнения людей. Информацию оформить в форме круговой диаграммы.

Вопрос:

Какой из вариантов изделия «доска разделочная» больше всего соответствует критериям?

Критерии:

1) Оригинальность формы

2) Красивый внешний вид

3) Практическая польза

Ответы учеников.

Вывод: лучший вариант под № 4.



1. Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

  • Первое условие развития креативных способностей – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

  • Второе условие развития креативных способностей – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог постоянно должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми креативными способностями.

  • Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд.».

  • Четвертое условие – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

  • Пятое условие – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.

В школе обучаются дети с разным уровнем развития. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей технологии. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем креативные способности детей. Приведу пример теста на выявление креативного мышления, который очень нравится детям.


Тест на определение креативности

Берем несколько листов бумаги и рисуем на них крестики в одинаковой пропорции и с одинаковым числом. Затем предлагаем детям из имеющихся крестиков придумывать нестандартные изображения.

После того как ребенок заполнил весь лист, посмотрите, есть ли среди изображений, полученных в итоге, действительно интересные решения. Наверняка какое-то число таких нестандартных решений будет.


Что дает подобный тест на креативность?

Мы понимаем, могут ли дети генерировать интересные мысли, в каком объеме (у ребенка закончился листок, а мыслей по поводу того, что можно отобразить еще много) и какие пропорции от не стандартного к очевидному.


2. Развитие креативных способностей на уроках технологии осуществляется также через игровую деятельность.

Приведу несколько игр и упражнений для развития креативного мышления.
Игра 1
«И все-таки у них много общего»

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным группам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой... Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных полюсах.

Для примера приводятся возможные ответы на вопрос «Что общего между глазом и водопроводным краном»?


-в обоих словах— четыре буквы;

-в обоих случаях буква «А» — третья по счету;

-при помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть;

-и то, и другое может блестеть;

-из них льется вода;

-когда они портятся, из них подтекает.

А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

Игра 2.

«Десять плюс десять»

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 определений, которые к нему подходят. Например, шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д. Это выполнить легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять определений, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой... Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

Это упражнение дает возможность ребенку показать свое умение использовать свой словарный багаж, мыслить нестандартно и находить интересные и смешные пары определений. В следующий раз это задание они выполнят быстрее, т. к. их копилка слов будет постоянно пополняться.

Игра 3.

«Кто вы?»

Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

Педагог раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, педагог тоже принимает участие в упражнении).

«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару, используя язык жестов и телодвижений, нельзя говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Когда вы найдете свою пару, встаньте рядом, но продолжайте молчать.

Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, педагог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.


3. Одним из наиболее эффективных методов формирования креативного мышления является проектная деятельность.

Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, ребенок получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Вывод:

Таким образом, всестороннее развитие креативных способностей учащихся в процессе обучения, обуславливает гармоническое развитие личности школьника, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.









Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

1. Что такое креативность?

Креативность можно определить как способность кого-либо создавать нечто оригинальное и полезное в определённых условиях среды.

Давайте рассмотрим данное определение по частям, чтобы лучше понять, что оно означает.

  1. Способность кого-либо: в данном случае «способность кого-либо» заключает в себе одну важную идею: креативность рассматривается нами как характеристика, которая есть у каждого человека. Следовательно, творческие способности проявляются не только у исключительных, избранных людей, но и у всех людей на планете. Эта идея особенно важна, так как позволяет нам отказаться от простого деления учеников на «креативных/некреативных» и рассматривать творческие способности каждого отдельного ученика с позиции творческого потенциала. Иными словами, у каждого ученика есть потенциал к творчеству.

  2. Создавать нечто: в данном случае под «создавать нечто» подразумевается абсолютно любой продукт деятельности. Например, в рамках школьной среды в качестве продуктов творческой деятельности ученика могут выступать рисунок, сочинение, стихи, оригинальное решение математической задачки, реализованный проект и т. д.

  3. Нечто оригинальное: необходимым условием творчества является создание продукта, который в определённой степени является оригинальным, новым, удивительным и т. п. При этом стоит отметить, что в условиях школьной среды речь вовсе не идёт о том, что проявлением творчества будет только какое-то открытие, которое будет признано оригинальным на национальном или мировом уровне какими-либо экспертами. Прежде всего речь идёт о создании чего-то оригинального для самого ученика. Любое творчество всегда личностно, т. е. оно имеет смысл и значения для самой личности. И только в очень редких и исключительных случаях личностное творчество может получить статус социального (признание со стороны других людей, внедрение в общественную практику и т. д.).

  4. Нечто полезное: чтобы можно было говорить о творчестве, одной оригинальности явно недостаточно. Простое стремление к придумыванию чего-то отличного и эдакого скорее можно было бы назвать проявлением псевдо-творчества. Любой продукт, чтобы быть признанным творческим, должен помимо оригинальности обладать определённой степенью полезности. Например, при выполнении задачи только такое решение будет творческим, которое будет не просто отличаться от общепринятого подхода (оригинальность), но и будет приводить к решению задачи (полезность).

  5. В определённых условиях среды: данное уточнение делается для того, чтобы задать контекст для понимания оригинальности и полезности. Иначе говоря, оригинальность и полезность любого продукта всегда определяются исходя из контекста ситуации. Оригинальность и полезность специальной теории относительности А. Эйнштейна, созданной для решения конкретной проблемы, не тождественны тому уровню оригинальности и полезности, которые проявляются учеником в решение сложной задачки по физике. Однако нет никаких сомнений в том, что и в первом и во втором случае мы имеем дело с творчеством. Более того, особые условия образовательной среды могут поддерживать ученика в его стремление к творчеству и способствовать его продвижению от «малого» творчества к «большому» творчеству. Об этом пойдёт речь в следующем разделе.

2. Можно ли развивать творческие способности?

Данный вопрос нередко трансформируется в другую форму: какова роль генетических и социальных факторов в развитии креативности? Одной из научных дисциплин, которая стремится дать ответ на поставленный вопрос, является психогенетика. С современной точки зрения под психогенетикой понимают научную дисциплину, занимающуюся изучением молекулярно-генетических закономерностей, лежащих в основе формирования психологических признаков. Одним из традиционных методов психогенетики является близнецовый метод. В нескольких близнецовых исследованиях было продемонстрировано, что, хотя генетические факторы влияют на развитие определённых компонентов креативности, средовые факторы (семья, школа, учителя, общение со сверстниками и т. д.) берут верх. Таким образом, социальные факторы оказываются ведущими в развитии творческого потенциала человека.

Из этого следует, что образовательная среда как один из социальных факторов может способствовать развитию творческих способностей детей. Однако каким образом можно подойти к процессу развития творческих способностей? Каким образом можно было бы представить себе схему самого процесса? Я приведу лишь один из возможных подходов к рассмотрению данной проблемы, который был предложен американскими психологами Дж. Кауфманом и Р. Бегетто.

Концепция четырёх уровней креативности

Концепция четырёх уровней креативности может быть полезна для понимания двух аспектов: (1) этапов развития креативности в жизни каждого отдельного человека и(2) уровней креативности, которые доступны для развития в рамках школьной образовательной среды. Если учитель фокусируется на интуитивном и всеобъемлющем понимании того, что такое креативность (творчество), то задача развития творческих способностей кажется абсолютно нереалистической. Однако концепция четырёх уровней позволяет провести более дробное деление и сосредоточить внимание учителя на тех уровнях, которые действительно можно стимулировать на уровне школьного образования. О каких четырёх уровнях идёт речь? С позиции концепции Дж. Кауфмана и Р. Бегетто каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:

  1. Мини-креативность. Первый уровень — самый простой и доступный. Этот уровень подразумевает субъективное переживание креативности, которое естественным образом происходит в процессе обучения. На данном уровне одним из проявлений креативности может быть переживание небольших озарений в процессе понимания изучаемого материала. Недаром такой исследователь как Жан Пиаже назвал одну из своих книг («Понимать — значит изобретать»). Другими словами, вы как бы самостоятельно переживаете опыт открытия в формате небольших озарений. Ключевым отличием данного уровня креативности от всех остальных заключается в том, что креативность в данном случае носит характер открытий, которые являются оригинальными и значимыми лишь для самого человека, но не для других людей.

  2. Малая креативность. Данный уровень иногда именуют как «повседневную креативность», которая включает в себя непросто переживание личностно значимых открытий, но и определённое, пусть и небольшое, творческое достижение, которое получает признание/оценку со стороны окружающих. Например, ученик Вася при подготовке доклада по истории может изучить множество источников по теме своего доклада, проанализировать их, сопоставить между собой, синтезировать в виде определённой точки зрения и выступить перед классом с докладом. Подобная работа является проявлением малой креативности, так как выполненная должным образом она не только расширяет представление о каком-то историческом событии для самого докладчика (пока он готовился), но и открывает новые грани для слушающих (одноклассников), которые несомненно могут оценить доклад своего товарища. Не менее важным, а в каком-то смысле и более важным, будет получить поддержку и похвалу от учителя.

  3. Про-креативность. Проявление творчества на третьем уровне свидетельствует о том, что человеку удалось внести какой-либо вклад в определённую область знания. Чаще всего это происходит уже в более зрелом возрасте в рамках профессии, которую выбрал человек, или области собственных интересов. Например, если человек написал стихотворение или даже стишок, то это в большинстве случаев будет проявлением малой креативности. Однако если человек имеет изданный сборник собственных стихов, является членом поэтического клуба, регулярно выступает на поэтических вечерах и имеет признание среди других людей, то такой человек проявляет себя уже на уровне про-креативности.

  4. Большая креативность. Четвёртый уровень — это уровень самых высоких творческих достижений, который нередко называют уровнем гениальности. О таком проявлении творческих способностей, как правило, говорят в тех случаях, когда человек вносит значительный вклад в какую-либо область знания (литература, физика, инженерное дело, педагогика и т. д.) и получает признание на мировом уровне (как правило, далеко не сразу). Продолжая предыдущий пример можно в качестве примеров этого уровня привести А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина.


Несомненно, то, что переживание процесса обучения как творческой деятельности является одним из источников, способных зажечь факел познания!


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1. Профессиональная компетентность учителя

2. Системно-деятельностный подход

3. Продуктивный характер учебной деятельности на уроке

4. Межпредметная интеграция

5. Образовательные технологии

6. Исследовательские и проблемные стратегии

7. Работа с технической документацией

8. Учебно-практические задания

 

3. ПРИМЕРЫ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАНИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

 Умения планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Задание. Выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. Выполняя проект школьник должен продумать мельчайшие особенности изделия своего проекта, для этого выполнить эскиз изделия, а также оформить чертежную документацию. Подобрать необходимые материалы и инструменты для выполнения поставленной задачи, оптимальную технологию изготовления, выполнить практическую часть проекта и оформить пояснительную записку проекта. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Рассматривая проект «День рождения», дается задание.

У тебя скоро день рождения. Ты пригласишь друзей. Как лучше организовать праздник?

- составь меню сладкого стола, который ты       приготовишь;

-что лучше: приготовить торт самой или купить в магазине?       Обоснуй (затраты, состав и т.д.);

- придумай оформление комнаты и сервировку стола;

- опиши сценарий твоего праздника;

- подсчитай затраты праздника.

Какие приёмы для организации поисковой деятельности     обучающихся и поддержки их мотивации использует учитель технологии?

1 Для определения проблемы и цели -  приёмы «Мозговой штурм», «Синектика», «Морфологическая решетка», «Софт-анализ», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Метаплан». «Дерево проблем».

2 Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».

3 Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».  

4Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини –сочинение».

 Эти приёмы обеспечивают   взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно – исследовательской деятельности.                 

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.

Задание. Ребенок после употребления в пищу печенья стал покрываться красными пятнами, а на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Рассмотрите состав печенья. Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте.

Состав: мука пшеничная, сахар, масло пальмовое, вода питьевая, крахмал кукурузный, яичный порошок, разрыхлители (гидрокарбонат натрия), соль, ароматизатор «ванилин-молоко», идентичный натуральному, эмульгатор лецитин соевый, сухая молочная сыворотка, витамины, регулятор кислотности кислота лимонная. Без консервантов.

Содержит: пшеницу, глютин, лецитин соевый, яйца. Может содержать следы кунжута, арахиса, других орехов.

 

Задание. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.

На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры).

Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно спасти? Ответ обоснуйте.

 

Задание. Используя данные таблиц, с расчетом калорий и цен на основные продукты, составьте меню на завтрак с учетом энергетической ценности продуктов питания, и рассчитать стоимость завтрака на 4 человека. У каждой группы своя проблемная ситуация. Одна группа рассчитывает завтрак, имея в бюджете всего 100 рублей, вторая группа в деньгах не ограничена, третья группа рассчитывает вредный завтрак для школьников, четвертая-для семьи из глухой деревни, которая использует продукты подсобного хозяйства, пятая- рассчитывает здоровый завтрак для спортсменов, шестая - для детей – первоклассников.

 

Умение выполнять несложные математические расчеты

 

При изучении темы «Интерьер жилого дома. Декорирование оконных проёмов» даётся задание. Выполните эскиз оформления окна детской комнаты.

1. На основе выполненного эскиза рассчитать количество необходимой ткани на пошив штор.  

2. Выполнить расчет расходов на оформление окна детской комнаты, в расчетах учитывать крепёжные элементы.

При изучении темы «Освещение жилого дома» дети   отвечают на следующие вопросы:

-какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений? (найдите их плюсы и минусы);

-опиши освещение детской комнаты и кухни, какие используются лампочки, их стоимость (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные);

-элементы «умного» дома у вас дома. В чём их преимущество? Что ещё вы хотели бы добавить для комфортной среды обитания в своём доме и зачем?

-как утилизировать перегоревшие лампочки?

Рассматривая тему «Бюджет семьи» дается задание: скоро в школу За лето ты выросла и тебе нужно купить новые вещи, обувь и принадлежности для занятий.  Составь список, что нужно приобрести и затраты. Что можно сделать, чтобы всё осуществить?

 

 

Умение выявлять вопросы, на которые может ответить наука

Задание. Группа британских учёных разрабатывает «умную» одежду, которая поможет детям с отклонениями в развитии «заговорить». Ребёнка, одетого в жилет из уникального электротекстиля, который подсоединён к синтезатору речи, можно будет понять просто по его постукиванию по чувствительной к прикосновению ткани.

Не повредив материал, одежду можно стирать, наматывать вокруг предметов или складывать. Учёный говорит, что материал можно запустить в дешёвое массовое производство.

 

Материал можно

Может ли качество материала быть проверено с помощью научного эксперимента в лаборатории?

стирать, не повредив его

Да / Нет

наматывать вокруг предметов, не повредив его

Да / Нет

складывать, не повредив его

Да / Нет

запустить в дешёвое массовое производство

Да / Нет

Вопрос: можно ли качества материала, о которых говорилось в тексте, проверить с помощью научного эксперимента в лаборатории? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.

 

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы

 

Задание. Молоко – это первая в жизни пища, которую получают детёныши млекопитающих. Для их здоровья важно, чтобы питательные вещества в молоке, которое они употребляют, были идентичными тем, что и в молоке их матерей. Ниже в таблице указаны основные вещества, содержащиеся в молоке трёх млекопитающих: коровы, волка и человека. Приведённые в таблице данные показывают, сколько в среднем жиров, белков и углеводов содержится в 100 г молока.

Существуют легенды и истории, рассказывающие о маленьких детях, выросших среди волков и вскормленных на молоке волчиц. В одной из таких легенд говорится о ребёнке, который вырос в древние времена в одном из лесов Европы.

Данные таблицы могут быть использованы как для того, чтобы подтвердить правдивость этой легенды, так и для того, чтобы её опровергнуть.

 

Вещество

Коровье молоко (г)

Молоко волчицы (г)

Женское молоко (г)

Жиры

3,9

9,6

4,0

Белки

3,4

9,2

1,4

Углеводы

4,9

3,4

7,0

Вопрос: используя данные таблицы, приведите доказательство того, что эта легенда могла быть правдивой.

 

 

 

                                               

Также формирование функциональной грамотности осуществляется на основных идеях модуля «Обучение критическому мышлению». Здесь используются приёмы:

- «Знаю-Хочу узнать-Узнал;

- «Толстые и тонкие вопросы»;

- синквейн;

- кластеры;

- «Древо предсказаний»;

- «Верите ли вы?»;

- таблица «Синтез»;

- кроссворд;

- Закончи предложение».

Критическое и творческое мышление развиваются в синтезе. Применяя в педагогической практике приемы технологии критического мышления, мы тем самым способствуем творческому и интеллектуальному развитию обучающихся.

Учителя технологии организовывают работу в группах и в паре, создают условия для развития коммуникативной компетенции, а значит формированию учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы.

Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, хочется отметить, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.

Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Как говорил Ушинский «Ребёнок- не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

 



 VI.Практическая деятельность учащихся (30 мин).

Учитель: Работодателям все чаще требуются специалисты очень высокого уровня, имеющие несколько смежных квалификаций, умеющие общаться с людьми, способные находить решения сложных междисциплинарных вопросов.

Предлагаю вам выполнить комплексное задание, состоящее из трех разноплановых заданий.

Задание №1 (10 мин) Индивидуальная работа

3-D моделирование интерьера жилого помещения





Задание №2 (10 мин)

Расчет количества и стоимости отделочных материалов

Работа в группе

Учащиеся методом жеребьевки распределяются по группам, вытягивая карточки, окрашенные в 3 основных цвета (красный, желтый, синий). Формируются 3 группы. Учащиеся распределяются по ролям (организаторы, спикеры, секретари и т.д.)

Учитель: представим, что вы захотели сделать ремонт своей комнаты. Для этого вам нужно выбрать отделочные материалы. Вам понравились обои, имеющие ширину 1м и длину 10м в рулоне по цене 1500 руб. за 1 рулон. Комната имеет размеры: длина-4м, ширина-3м, высота-2,5м. В комнате 2 окна размером 2м х 1,5м и дверной проем 2м х 0,9м. Сколько рулонов обоев нужно купить для оклейки стен? Определите стоимость покупки, если для ремонта, кроме обоев, необходима 1 упаковка клея по цене 200 руб. за упаковку.

Проверка расчетов по эталону.

Ответ: 3 рулона обоев, 4700 руб.

Учащиеся оценивают работу своей группы, выделяя тех, кто быстрее и правильнее сделал вычисления. Оценивают работу других групп.

Задание №3 (10 мин)

Создание дизайн-проекта интерьера жилого помещения

Работа в паре.

Организация рабочего места.

Раскрасить предлагаемый интерьер по выбору в контрастные или оттеночные цвета.















Онлайн НПК и вебинары для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Открыть в новом окне

Начало формы

Скачать материал

Конец формы

Вверх

Посмотрите




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!