Тема Технологии создания и эффективного использования педагогического сайта (блога).
В настоящее время грамотное применение информационных компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов необходимо для повышения качества процесса обучения.
Профстандарт педагога профобразования предписывает использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.
Под электронным обучением традиционно понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В основу классификации электронных средств образовательного назначения положены общепринятые способы классификации как учебных, так и электронных изданий и программных средств.
Электронные средства образовательного назначения можно рассматривать по разным основаниям:
– по функциональному признаку (программно-методические, учебно-методические, обучающие, вспомогательные);
– по структуре (однотомные либо многотомные электронные издания); – по целевому назначению (для школьников, студентов, бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, взрослых);
– по организации текста (моноиздания, сборники);
– по характеру представляемой информации (учебные планы, учебные программы, методические указания, методические руководства);
– по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания, самостоятельное электронное средство);
– по природе основной информации (текстовое электронное издание, звуковое, программный продукт, мультимедийное издание);
– по технологии распространения (локальное электронное издание, сетевое электронное издание, электронное издание комбинированного распространения).
В последнее время спектр электронных средств образовательного назначения расширился на счет интернет-ресурсов, что связано в первую очередь с вхождением интернета практически во все сферы жизнедеятельности, от образования и производства до организации досуга и решения бытовых проблем, а во вторую — с доступностью интернета для широкого круга пользователей.
Это обуславливает целесообразность использования ресурсов интернета для создания электронных средств образовательного назначения. В этой связи рассмотрим блог преподавателя в социальной сети как дидактическое средство.
Блог (англ. blog, от web log — «сетевой журнал, дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа.
Применение блогов позволяет преподавателю реализовать следующие функции: коммуникативную, самопрезентации, сплочения и удержания социальных связей, саморазвития или рефлексии, психотерапевтическую. Образовательный блог — это:
– источник учебной информации, предварительно опубликованной преподавателем;
– организация дискуссий (семинаров) по темам учебной программы; – организация дистанционного обучения;
– контроль на базе публикаций и обсуждений контрольных работ и заданий студентов, которые они выставляют в собственных блогах.
Блоги могут применяться в педагогической практике как инструмент:
– организации учебной деятельности обучающегося (возможна рассылка заданий, напоминаний, ссылок на интернет-ресурсы);
– администрирования учебного процесса (оперативная связь, напоминания, объявления);
– оперативной и интерактивной коммуникации при работе над коллективным проектом.
Этапы создания блога:
– первый этап — подготовительный; на данном этапе необходимо определить цели создания блога преподавателя и аудиторию его пользователей;
– второй этап — блоговый; на данном этапе необходимо выполнить рекомендации системы для создания блога преподавателя;
– третий этап — рефлексивно-оценочный; на данном этапе необходимо проверить и оценить качество созданного преподавателем персонального блога.
Персональный сайт представляет собой обособленный Интернет-ресурс, имеющий собственный доменный адрес. В то же время страница сайта в сети «Интернет» не является самостоятельным Интернет-ресурсом.
Сайт и (или) страница сайта в сети «Интернет» педагогического работника имеет следующие цели и задачи:
Цифровое портфолио педагогического работника: презентация собственных достижений и успехов обучающихся, собственных разработок и материалов, а также другая информация в целях внешней и внутренней оценки деятельности педагогического работника и распространения опыта и результатов деятельности педагогического работника;
Предоставление обучающимся образовательного контента. Интернет-ресурс предоставляет возможность интересными материалами привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения изучаемых знаний в дальнейшей жизни как для своих обучающихся, так и из других образовательных организаций Российской Федерации;
Организация взаимодействия с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, педагогическими работниками образовательных организаций, представителями общественных организаций и другими лицами в целях собственного профессионального развития, в частности организации консультаций и распространения собственного педагогического опыта;
Организация электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующие целевые аудитории:
Обучающиеся образовательной организации, в частности обучающиеся образовательной организации, в которой работает педагогический работник;
Педагогические работники и сотрудники образовательных организаций;
Сотрудники муниципальных органов управления образования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования;
Родители (законные представители) обучающихся.
Структура и содержание сайта и (или) страницы сайта педагогических работников в сети «Интернет»
Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по структуре сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»:
№ | Раздел/подраздел | Содержание |
1. | Главная страница сайта и (или) страница сайта | Данная страница в соответствии с ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. Педагогическому работнику необходимо разместить следующие достоверные сведения о себе: ФИО, место нахождения и адрес электронной почты. На данной странице также публикуется информация о навигации (меню) и основная информация из каждого раздела, а также форму обратной связи или контакты. |
2. | Раздел «Портфолио» | В данном разделе размещаются основные сведения о педагогическом работнике и непосредственно результаты педагогической деятельности (цифровое портфолио). В верхней части раздела рекомендуется разместить следующие сведения: 1. Фамилия, имя, отчество (при наличии); 2. Занимаемая должность (должности); 3. Место работы; 4. Преподаваемые дисциплины; 5. Ученая степень (при наличии); 6. Ученое звание (при наличии); 7. Наименование направления подготовки и (или) специальности; 8. Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); 9. Общий стаж; 10. Стаж работы по специальности; 11. Фотография. В данном разделе рекомендуется разместить следующую информацию о деятельности педагогического работника: Результаты: освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией; освоения обучающимися образовательных программ по преподаваемому предмету, курсу, модулю, дополнительной программе; сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3-5 лет на основании внешних и внутренних мониторингов и результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и т.п.; работы по выявлению и развитию способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; Результаты работы по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания, транслированию в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности; Результаты работы по участию в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах; Научная и учебно-методическая работа педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый с размещением текстовых таблиц, копии документов в формате PDF. |
3. | Раздел «Гостевая книга» | В данном разделе рекомендуется разместить для коммуникации с обучающимися и их родителями (законными представителями): Форму обратной связи или указать контактный электронный адрес; Ссылки на профили педагогического работника в социальных сетях; Ссылка на сайт образовательной организации педагогического работника с указанием номера телефона образовательной организации. Политику по обработке и защите персональных данных. |
4. | Раздел «Документы» | В данном разделе размещается следующая информация о педагогическом работнике: Примерные программы по предмету, рабочие программы, тематическое планирование и другие документы, в соответствии с которыми педагогический работник организует свою работу; Документы, подтверждающие участие педагогического работника в деятельности образовательной организации, системы образования, конкурсах, мероприятиях и профессиональных сообществах; Отчеты о результатах самообследования и информация о результатах деятельности в соответствии с утвержденным перечнем показателей эффективности в образовательной организации; Отчеты о проведенных мероприятиях; Достижения обучающихся: исследовательские и проектные работы, эссе, дипломы, грамоты, сертификаты и другие документы; Тексты публикаций, материалов и статей педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый и (или) копии документов в формате PDF. |
5. | Раздел «Обучающимся» | В данном разделе размещается информация образовательного характера для обучающихся образовательной организации педагогического работника и других образовательных организаций: Конспекты уроков, дополнительная расширенная информация и рекомендации по учебной программе, включая информацию об электронных учебниках и учебных пособиях; Авторские цифровые образовательные ресурсы; Ссылки на русскоязычные и зарубежные ресурсы; Информация и анонсы об олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях для обучающихся; Расписание занятий и другая информация организационного характера; Видеозаписи открытых уроков и вебинаров с участием педагогического работника. Информация данного раздела направлена на повышение подготовки обучающихся по преподаваемому педагогическим работником учебной дисциплине или тематике и предоставление информации для обучающихся, пропустивших учебу по болезни или другим причинам. На базе данного раздела педагогический работник может организовать дистанционное обучение для обучающихся: дистанционные курсы, вебинары, тесты, опросы и консультации по предмету. Формат представления материалов – текстовый и (или) копии документов в формате PDF. |
6. | Раздел «Блог» | В данном разделе публикуются новости и события педагогической работы педагогического работника. Формат представления материалов – текстовый. |
Информация на сайте и (или) странице сайта педагогических работников в сети «Интернет» размещается на русском языке и может быть размещена на государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, и на иностранных языках.
На сайте и (или) странице сайте педагогического работника в сети «Интернет» необходимо опубликовать только общедоступную информацию, общеизвестные сведения и иную информацию, доступ к которой не ограничен.
Необходимо проверять достоверность размещаемой общедоступной информации на сайте и (или) странице сайта педагогического работника в сети «Интернет» до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию.
Современные обучающиеся, проводя большое количество времени в интернете, считают нормой общение в социальных сетях. Это может служить хорошим мотивирующим фактором при использовании социальных сетей в педагогических целях.
В этой связи площадкой для создания образовательного блога можно выбрать социальную сеть «ВКонтакте» — одну из самых популярных среди детей. Опыт разработки блога преподавателя в социальной сети «ВКонтакте» позволяет определить алгоритм создания блога.
1. Регистрируем аккаунт в социальной сети «ВКонтакте».
2. Заходим в «Сообщества» и выбираем команду «Создать сообщество».
3 . В появившемся окне выбираем «Публичная страница», пишем название блога, в графе «Название» пишем название, выбираем «Тематику», указываем сайт, если есть. Нажимаем кнопку «Создать сообщество» и соглашаемся на условия конфиденциальности. Сообщество создалось.
4. Далее на странице будущего блога вводим короткий адрес блога, в строке «Категория» выбираем «Веб-сайт». Заполняем поля «Описание», «Дата основания», загружаем фото.
5. Блог в социальной сети готов. Далее созданный образовательный блог наполняется необходимыми учебными материалами и обучающиеся привлекаются к работе в блоге
Применения образовательного блога показывает следующее:
– большой % студентов были отмечены в работе в блоге;
– студенты выполняют различные задания, тесты, подготовленные преподавателем;
– от студентов поступают дополнительные вопросы по изучаемой теме;
– студенты предлагают помощь в доработке блога, расширив его с одной темы до всего курса.
Положительные моменты применения блога со стороны студента:
– снижение количества записей информации в тетрадь;
– возможность доступа к блогу в любое удобное (свободное) время;
– доступ к блогу с различных источников (компьютер, планшет, смартфон);
– возможность работы с различными видами информации (текстовая, графическая, видео);
– обучение «в ногу со временем».
Недостатки:
– возможные сбои с интернетом;
– недостаточная самодисциплина, умение организовать свой рабочий/учебный процесс.
С точки зрения преподавателя, положительным является следующее:
– блог способствует вовлечению обучающихся в активное взаимодействие друг с другом и с преподавателем на протяжении всего курса и, возможно, даже после его завершения;
– обучающиеся учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме в виде комментариев;
– есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, обучающегося);
– при использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным;
– блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др.);
– всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.
Отрицательные моменты применения блога как дидактического средства:
– для создания качественного блога необходимо достаточно большое количество времени;
– неожидаемые комментарии;
– проблемы с конфиденциальностью (любой может читать и оставлять комментарии).
Применение блога дает положительный дидактический эффект. Можно выделить ряд главных дидактических свойств блогов:
– существование в контексте личности автора;
– интерактивность по принципу «я» «всем», «все» «мне»;
– эффективность организации учебного информационного пространства;
– максимальная степень реализации мультимедийности;
– простота использования и доступность.
Блог наилучшим образом подходит для использования в дидактических целях, поскольку он позволяет:
хранить и классифицировать необходимую и избыточную учебную информацию в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео),
создавать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблем и заданий, для реализации групповых проектов,
контролировать усвоение учебной информации посредством онлайн-тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др., и все это — в среде, привычной для современной молодежи.
Блог как средство профессионального продвижения преподавателя
На сегодняшний день практически каждое образовательное учреждение, фирма, компания имеет свой официальный интернет-сайт во всемирной паутине, так как Интернет – это эффективное средство представления информации, имиджа, а также привлечение клиентов для компаний. С помощью интернет-сайта преподаватель может заявить о себе, размещать свои статьи, новости, принимать домашние задания. Расположить информацию для студентов, родителей, для педагогического состава и руководства. Размещать информацию о своих достижениях. Регулярное обновление или дополнение сайта новой информацией экономит много средств и времени, по сравнению, если бы вся эта информация была бы предоставлена в бумажном виде.
Создание же интернет-блога имеет ряд преимуществ:
1. Настоящий преподаватель должен стремиться стать положительным примером для своих студентов и свой блог будет незаменимым помощником.
2. Блог создает хорошую репутацию преподавателя, работает на сохранение своего общественного имиджа, общественного признания.
3. Блог с качественными материалами показывает насколько компетентен и профессионален преподаватель.
4. В блоге можно создать опубликовать аннотацию и часто задаваемые вопросы по учебным дисциплинам/междисциплинарным курсам, которые он ведет.
5. Своими интересными материалами в блоге привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность применения знаний в дальнейшей жизни.
6. Показать примеры индивидуального подхода к студентам в ходе образовательного процесса.
7. Показать уровень эрудиции в областях науки и культуры.
8. Постоянная работа над блогом показывает стремление к самообразованию и самосовершенствованию преподавателя.
9. Материалы преподавателя, выложенные в блоге, показывают насколько воспитаны чувства меры и самообладания.
10. Статьи в блоге показывают качество знания правил русского языка, культуру своей речи.
11. Комментирование, высказывание своего мнения по случаям нарушения студентами и преподавателями законодательства показывает честность и добропорядочность преподавателя.
12. Преподаватель в своем блоге может высказывать мысли и идеи по улучшению качества образования (в рамках разумного).
13. В блоге для всеобщего обозрения преподаватель может выкладывать свои личные заслуги и творческие успехи.
14. Через блог консультировать и давать советы родителям по вопросам образования студентов.
15. Высказывать положительное мнение о творческих успехах своих студентов.
16. Через блог вносить свой вклад в развитие гражданского общества.
17. Показать свое уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи окружающих.
18. Предложить свой взгляд на послушание, самодисциплину, вежливость, уважение родителей и старших, дать полезные советы.
19. При помощи блога заслужить получение высшей преподавательской категории.
20. Участвовать в конкурсах на лучший персональный сайт преподавателя.
21. Получать денежные вознаграждения за свои материалы, выложенные в блоге.
22. Удалённо проверять домашнюю работу или лабораторно-практические задания, самостоятельные работы.
Таким образом, опираясь на вышеуказанное, можно прийти к выводу, что официальный сайт преподавателя необходим и важен для поддержания его «статуса» рекламы, информирования обучающихся и их родителей, а также для простых посетителей сайта, для привлечения обучающихся.