СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник исследовательских задач

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательские, творческие, или открытые задачи – это особый тип задач, решение которых находит  в последние годы широкое применение в качестве особого приема педагогической техники – ТРИЗ. Их можно использовать и на уроках, и на внеурочных занятиях, и во внеклассной работе по предмету. Помимо познавательной ценности (а тексты большинства из них базируются на текстах научно-популярных изданий), которая служит формированию мотивации обучения путем возбуждения интереса к описываемым событиям, явлениям или предметам, они ценны тем, что способствуют установлению междисциплинарных связей между такими науками, как биология, химия, медицина, физика, история, литература. Они имеют ярко выраженную практическую направленность, связаны с жизнью.

Просмотр содержимого документа
«Сборник исследовательских задач»












Сборник

исследовательских

задач

биология, химия









Предисловие


Исследовательские, творческие, или открытые задачи – это особый тип задач, решение которых находит в последние годы широкое применение в качестве особого приема педагогической техники – ТРИЗ. Их можно использовать и на уроках, и на внеурочных занятиях, и во внеклассной работе по предмету. Помимо познавательнойценности (а тексты большинства из них базируются на текстах научно-популярных изданий), которая служит формированию мотивации обучения путем возбуждения интереса к описываемым событиям, явлениям или предметам, они ценны тем, что способствуют установлению междисциплинарных связей между такими науками, как биология, химия, медицина, физика, история, литература. Они имеют ярко выраженную практическую направленность, связаны с жизнью.

Задачи можно условно подразделить на два вида - те, ответы на которые нужно знать (их меньшинство), и большая часть – те, ответы на которые, причем ответы необязательно однозначные, заключенные в строгие рамки, а так называемые «контрольные» ответы – можно получить самостоятельно, в процессе решения, размышления над ними или применения метода, известного под названием «мозгового штурма». Таким образом, в ходе решения этих задач активизируется мыслительная деятельность; в случае групповой работы вырабатываются коммуникативные навыки, а участники ставятся в позицию успеха, т. к., как показывает опыт работы – а все эти задачи применялись автором на уроках, интеллектуальных играх, семинарах – все они были решены.

Ценность использования открытых задач в процессе обучения состоит еще и в том, что они помогают вырабатывать общеучебные, в том числе интеллектуальные умения и навыки. Ряд задач подразумевает использование в ходе работы над ними дополнительных литературных источников – учебников, справочников, научно-популярной литературы и т.п. При решении некоторых задач необходимо применять математические вычисления, рисовать схемы, уметь анализировать, сравнивать, переносить знания. Наконец, при изложении ответов ученики в полной мере должны использовать язык науки, что позволяет лишний раз активно использовать терминологию и, таким образом, служит закреплению имеющихся знаний.

Исследовательские задачи


Зоология

1. В городе Лезвардене на севере Голландии сооружен памятник, на постаменте которого далеко не сентиментальные голландцы сделали лаконичную надпись: “Ус мэм” - “Наша мама”. Кому поставлен этот памятник?


2. Когда-то в Казахстане и Киргизии он стоил столько же, сколько стоят несколько лошадей, верблюдов или стадо овец. Один из них поймал за 7 лет 860 лисиц и 14 волков. Кто это?


3. Когда-то в Китае аллигатор был живым прообразом дракона - символа императорской власти. В традиционной китайской медицине аллигатор поставлял снадобья для лечения переломов и заболеваний костей, препараты, дарующие долголетие. Камни из желудка (их крокодилы глотают в качестве балласта) употребляли для поделок. На зубах гравировали стихи, и даже поэмы. Маленьких крокодильчиков ели.

А вот какое значение эти рептилии имели для китайского классического театра ?


4. Известно, что у прыткой ящерицы, пойманной врагом, в этот драматический момент ее жизни может отвалиться хвост, который еще какое-то время извивается, вводя врага в заблуждение, а сама ящерица в это время спасается бегством. Предложите механизм, с помощью которого происходит это явление; учтите, что большого кровотечения при этом не бывает.


5. “Краски, - начал Марий, - созданы богами. Без красок жизнь была бы ничем. Ты уже знаешь многие краски, Кассий. Но о красках патрициев ты ничего не знаешь. Ты никогда не видел самой великой краски - пурпура. На ее чистоту покушаются много обманщиков. Лакмус и орсель с побережий острова Крита, и крушина, из которой германцы извлекают ложный пурпур для окраски шерсти, цветы диких гранатовых ягод с острова Самоса, египетские акации и просто смешение синей вайды с красным коккумом - все это дает пурпур. Но это пурпур ложный. В него не красят благородных льняных полотен для тог сенаторов.

Я расскажу тебе, Кассий, о настоящем благородном пурпуре. Его тайну знают немногие, и горе тебе, если ты выдашь ее кому-нибудь”.

Что же рассказал Марий Кассию?


6. С 1841 года и до сего времени жители деревни Уик (Англия) регулярно собираются на митинг у огромного камня, произносят речи, напоминающие о давнем преступлении, а затем отправляются на поиски гнезд преступников. В этот день им не дают пощады. О каких преступниках и каком преступлении идет речь?


7. Они играли большую роль в жизни Китая на протяжении 2 с лишним тысяч лет - об этом говорит хотя бы то, что еще в старокитайской письменности возникли 2 специальных иероглифа, которые в современном китайском языке являются корнями более 200 слов, связанных с деньгами, куплей, продажей и другими терминами торговли и денежного хозяйства.

Их использовали в Индии, Сиаме, на Филиппинских островах.

Что это и в качестве чего их использовали?


8. Однажды персидский царь Кир с войском переправлялся через левый приток Тигра, реку Диалу, и во время переправы любимый конь царя Кира утонул. Всесильный деспот разгневался на реку и решил наказать ее. Он выполнил свою угрозу. Как была наказана река?


9. По протискиванию в щели тараканы - виртуозы. Эту их особенность иногда использовали моряки. Для чего и как они это делали?


10. Зная, что тараканы обожают пиво и используя ходовой рецепт: 3 части буры на 1 часть пшеничного крахмала и 1 часть сахарной пудры (прокаленная бура обезвоживает их организм), предложите конструкцию ловушки для тараканов и способ ее использования, учитывая биологию этих неприятных соседей по дому.


11. Самка комара Aedes легкомысленна: разбрасывает яички около луж или вдоль дорожной колеи. Те без всякого присмотра валяются до весны - авось, талые воды затопят колеи и рытвины. Глупость? Но природа глупостей не прощает. Объясните, в чем тут секрет.


12.* Почему медицинская пиявка еще никогда никого ничем не заразила? Как она переваривает пищу, если в кишечнике у пиявок ферментов нет?


13. Иногда можно видеть, как чибисы быстро потряхивают вытянутой вперед ногой; как чайки топочут ногами, 4 раза в секунду поднимая и опуская их. Зачем они это делают?


14. Чтобы исследовать, чем питаются животные, их обычно умерщвляют и изучают содержимое желудка. Но этот способ негуманен, особенно если речь идет о редких животных. Зоологи изобрели способ, как узнать меню варана, оставив его живым. Как?


15. В стенках желудка рака образуются “жерновки” в виде двух чечевицеобразных зерен. Периодически эти “жерновки” исчезают.

Что это за образования и с чем может быть связано их исчезновение?


16. Сконструируйте организм, почти идеально (если это возможно) приспособленный к жизни а) в воде; б) в воздушно-наземной среде; в) в почве (можно продолжить список сред).


17. Известно, что у насекомых три пары ног. В каком порядке движутся эти ноги при ходьбе? Смоделируйте этот процесс.


18. Известно, что куриные яйца, купленные не у частников, у которых собственные куры, а так называемые “инкубаторские”, отличаются очень хрупкой скорлупой. Чем это можно объяснить и как с эти бороться?


19. Перед тем, как улететь за кормом, шмелиха на какое-то время задерживается в воздухе головой к летку, перелетая влево, потом вправо, по-прежнему головой к летку. Она повторяет этот маневр несколько раз, с разной высоты, со шмелиного полета, неизменно головой к летку, уносится подальше, еще раз повторяет. Зачем она это делает?


20. Оплодотворенные самки шмелей зимуют, а весной они отправляются в полет на поиски места для гнезда. Экспериментаторы ранней весной вылавливали какую-то часть шмелих и поселяли в искусственные гнезда, где им предоставлялось все необходимое для успешного размножения. Но они так и не могли вывести ни одной личинки. А в тех, что досыта налетались и изрядно вымотались, яйца созревали быстрее. Объясните этот феномен.


21. Известно, что иногда киты выбрасываются на берег. Некоторые считают, что это явление – не что иное, как самоубийство. Так ли это? И почему киты погибают не суше, ведь они дышат атмосферным воздухом с помощью легких?


22. Выдвиньте как можно больше предположений о том, почему водные млекопитающие животные, такие, как тюлени, киты, дельфины могут погружаться под воду и не дышать достаточно долгое время.


23. Каким бы вы создали насекомого или животного кровососа? Паразита? Какие приспособления должны были бы у него быть обязательными, а какие – факультативными?


24. Змеи в местах зимовок часто образуют скопления, пчелы в ульях зимой образуют «клубы». Члены одного стада держатся друг возле друга, рыбы плавают стаями. Почему эти и многие другие животные сбиваются в кучи или держатся вместе? Приведите возможно большее число предположений.


25. « - Мсье, дам! Бега открыты! Невиданная нигде в мире русская придворная игра!

Первый заезд! Бегут: первый номер – Черная жемчужина! Номер второй – фаворит Янычар!

Отчаянный голос: - Побежали!

Крик: - Янычар сбоит!

- Как сбоит? Быть этого не может! Жульничество! Артурка пивом опоил Янычара!"

О каких бегах пишет М. А. Булгаков? Какие животные в них участвуют? Какие еще необычные состязания животных вам известны?


26. «Пит подпрыгнул на 2 аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешеном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушение. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту, когда он, проделав несколько феноменальных сальто-мортале, с криком выскочил в открытое окно, увлекая за собой еще уцелевшие цветочные горшки».

Что проделал с котом Том Сойер? Почему вообще кошки так реагируют на это вещество?


27. Когда умер его друг, Байрон сказал: «Я потерял все». На могиле была высечена эпитафия: «Здесь покоятся останки существа, соединявшего в себе красоту без тщеславия, силу без дерзости, храбрость без жестокости и все добродетели человека без его пороков. Это похвальное слово было бы бессмысленной лестью, если бы оно было высечено над прахом …»

Вставьте недостающее слово и определите, кто был другом Байрона.


28. На его могиле высечена эпитафия: «Он спас 40 людей и убит при спасении 41-го». Кто это, и при каких обстоятельствах он был убит?


29.* Аквариумисты очень любят неоновых рыбок – полоски на их теле переливаются красным и голубым и своим сиянием напоминают газосветную уличную рекламу. Невольно напрашивается вопрос: зачем неонам их удивительная блестящая окраска? Неужели им выгодно быть заметными? Предположите, в каких условиях у себя на родине, в бассейне Амазонки обитают эти рыбки, и какую же роль подобная окраска играет в их жизни?


30. Для чего раньше в молоко пускали лягушек?


31*. Панда – национальная эмблема Китая. Эксперты опасаются, что в ближайшее время панды могут совсем исчезнуть с лица земли. Около тысячи животных, по оценкам специалистов, обитают в бамбуковых лесах Сичуана и 125 живут в зоопарках по всему миру. Китайские ученые изо всех сил пытаются найти выход из положения, которым может явиться размножение панд в зоопарках. Уже есть опыт появления на свет малышей-панд при помощи искусственного осеменения. Но здесь существует огромная проблема. Дело в том, что самка панды бывает готова к оплодотворению только один раз в год в течение 24 часов, и определить время овуляции очень сложно. Это без труда в естественных условиях делает самец, но беда в том, что медведь-кошка, как называют его китайцы, совсем перестал в неволе интересоваться любовью. Пытались использовать сильный сексуальный стимулятор, но эксперимент провалился. Самцы стали такими буйными, что колотили самок.

Однако, Занг Хемин, директор исследовательского центра, предложил свое изобретение – способ, с помощью которого можно научить панд нормальному брачному поведению. По последним данным, этот способ оказался эффективным.

Что это за способ?


32. Основатель Спарты Ликург взял за образец разрабатываемой им системы государственного устройства идеальный порядок, присущий им. Наполеон Бонапарт, видевший у них элементы государственности и плененный их жизнью, при издании знаменитого гражданского кодекса взял их за образец. В торжественных случаях Наполеон носил мантию, вытканную их золотыми изображениями. Во времена Наполеона на занавесе Парижской оперы также были изображены они. Кто – ОНИ?


33. Опишите, как бы должны были питаться люди, если бы им пришлось следовать в еде примеру пауков.


34. Одна из самых примечательных особенностей моржа – мощные бивни, достигающие в длину 30-90 см и в окружности – 25 см у основания. Какую роль они играют в жизни животных?


35.Пророк Магомет, обладая довольно хорошими знаниями в области биологии, писал: «Мы – армия аллаха, мы откладываем по 99 яиц, а если сотня станет полной, мы покорим мир и все, что есть в нем». От лица каких существ говорит пророк?


36. Воцарение персидского царя Дария 1 – любопытная история, переданная Геродотом.

После смерти царя Камбиза, у которого не было детей, претендентами на царский титул стали 6 знатнейших вельмож. Они договорились признать наследником царя того, чья лошадь своим ржанием первой пошлет приветствие восходящему солнцу, которому персы поклонялись как божеству. Об этом условии бывший одним из претендентов на престол Дарий рассказал своему преданному конюху Абаресу. Тот решил помочь своему господину.

На рассвете шесть претендентов на трон сели на своих лошадей и выехали за городские ворота. Конь Дария первым разразился ржанием. Тогда другие вельможи соскочили с коней, пали к ногам Дария и поклонились ему, как царю.

Став могущественным царем, Дарий приказал высечь из камня памятник в виде всадника на коне, у подножия которого сделана надпись:»Дарий, сын Гистаспа, обрел себе персидское царство благодаря ржанию своего коня и находчивости конюха Абареса».

Как помог конюх своему господину?


37. Приведем цитату из книги канадского зоолога Ф. Моуэта.

«Вскоре с присущей мне основательностью я начал осуществлять принятое решение и перебрался к волкам. Для начала я устроил свое логово неподалеку от волчьего, однако не настолько близко, чтобы помешать мирному течению их жизни. Никакого оружия я не взял. У входа в палатку установил большую стереотрубу, что позволяло днем и ночью обозревать логовище, даже не вылезая из спального мешка… Предосторожности, предпринятые мною для сохранения покоя волков, оказались излишними. Если мне понадобилась неделя, чтобы трезво оценить характер волков, то они раскусили меня с первой же встречи. Не скажу, чтобы с их стороны наблюдалось явное неуважение к моей особе, но звери как-то умудрялись не только игнорировать меня, но и не обращать внимания на сам факт моего существования - признаться, это все-таки обидно. Правда, я не стремился привлекать особого внимания, но от такого полного пренебрежения мне просто становилось неловко. На протяжении двух недель волки почти каждую ночь пользовались тропой, проходящей возле палатки, но никогда не проявляли ни малейшего интереса ко мне.

Так или иначе, но, убедившись в наличии у волков сильно развитого чувства собственности, я решил воспользоваться этим и заставить их признать сам факт МОЕГО существования».

Что предпринял ученый, чтобы заставить волков обратить на него внимание и считаться с ним?

























Общая биология

(можно использовать задачи со * из других разделов)


1. Возможно ли непорочное зачатие с точки зрения эмбриологии и генетики?


2. Несколько лет назад английские энтомологи обнаружили, что яркие двухточечные божьи коровки, обитающие там, где в воздухе полно промышленной гари, темнеют. Но у темных жучков, вынужденных влачить дни в задымленной и загрязненной местности, немалое преимущество перед цветными собратьями. Какое?


3. “Отправься в пруд и поймай лягушку. Впрысни ей немного мочи беременной женщины и через 1,5-2 часа извлеки из клоаки каплю жидкости. Подключи ток и гляди в микроскоп. Тогда ты поймешь ....

Что можно понять? (Учтите, что лягушка должна быть самцом).


4. Известный французский ученый Луи Пастер, основоположник микробиологии, изучал вопрос, как происходит заражение живых организмов какими-либо болезнями. В частности, он заражал кур микробом куриной холеры, от которой птицы гибли буквально через сутки. Для опытов к нему в лабораторию каждое утро приносили новых кур.

Через несколько месяцев напряженной работы он почувствовал себя плохо и уехал в отпуск. Служителю он велел вылить культуры микробов и к его приезду подготовить свежие ( в лаборатории микробы живут на специальных питательных средах в пробирках или чашках Петри и содержатся в термостате при постоянной температуре.

Когда Пастер вернулся, оказалось, что служитель по какой-то причине не вылил старые и не приготовил новые культуры возбудителей птичьей холеры. Пастеру ничего не оставалось сделать, как заразить кур теми микробами, которые имелись, и начать готовить новые культуры (на это требуется несколько дней). Он сделал курам уколы старой культурой микробов и велел служителю на следующий день приготовить из тканей обреченных кур препараты. Утром оказалось, что смертники еще живы. Они не умерли ни на второй, ни на третий день. Когда были готовы свежие культуры микробов, ими заразили кур из новой партии и уже заражавшихся кур . Через сутки, придя в лабораторию, Пастер увидел, что....

Что увидел Луи Пастер? Какое великое открытие было совершено благодаря этой истории и как это открытие сейчас используется?


5. В 1937 году ученые обратили внимание на удивительное явление, которое тогда не могли объяснить. Обезьяны, зараженные вирусом гепатита, оказались невосприимчивы к вирусу желтой лихорадки. Тайну феномена сумели объяснить только через20 лет, в 1957 году. Дайте объяснение этому факту.












Физиология человека и животных


  1. Приведем цитату из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»:

«Возьми вот эту склянку, и в постели

Ты выпей все до капли; и мгновенно

По жилам разольются у тебя

Дремотный холод и оцепененье,

Биенье пульса сразу прекратится, ни теплота, ни вздох не обличит,

Что ты жива, и розы на ланитах и на устах подернет бледность пепла;

И окна глаз закроются, как будто

От света жизни смерть их заградила;

Все члены, лишены упругой силы, застынут, станут мертвенно-недвижны;

И вот в таком подобье страшной смерти

Ты ровно сорок два часа пробудешь,

Чтобы потом проснуться, как от сна.»

Могла ли проснуться Джульетта?


2. Если представить себе, что операция, приведшая к появлению человека-амфибии, практически осуществима, то может ли в принципе существовать Ихтиандр в таком виде, как это описано у Беляева?


3. Выведена формула, позволяющая по стрекотанию сверчка узнать температуру воздуха. Предложите способ выведения подобной формулы.


4. Обнаружено, что тараканы обладают мощной иммунной системой. Как знание этого факта может быть использовано на практике?


5. Безголовый таракан проживет дольше “головастого”, если обоих не кормить, то же - и клоп. Однако, безголовый клоп не линяет и не взрослеет. Можно ли заставить “переодеться” инвалида, и как ?


6. “Я ловил пиявок в одном грязном пруду около города Дураков. За 4 сольдо в день я нанимал одного бедного человека - он раздевался, заходил в пруд по шею и стоял там, покуда к его голому телу не присасывались пиявки. Тогда он выходил на берег, я собирал с него пиявок и опять посылал его в пруд”. А. Толстой.

Угрожал ли промысел Дуремара жизни бедного горожанина? Какие дополнительные сведения из научной литературы понадобятся вам для решения этой задачи?


7. “Ничто не говорит о тебе так много, как твои .... ! Ничто так тесно не связано с тобой! И сущность, и форма, и протяженность этих комедий, в которых ты и актер, и зритель - в них ты полностью раскрываешь свое “Я”! “ (Ф.Ницше).

О чем говорил философ?


8. Что Лихтенберг называл “отдыхом для органов мышления”, Шекспир - “бальзамом души”, Шопенгауэр - “оброком смерти”, Ницше - “незваным владыкой добродетели”?


9. При окислении 1 моль глюкозы выделяется 2800 кДж энергии. Определите, сколько граммов глюкозы и какой объем кислорода потребуется мышцам ног человека для 20-минутного бега, если за одну минуту бега расходуется 1,5 кДж. Необходимо учесть, что КПД мышц составляет 25-30%, остальная энергия рассеивается в виде тепла.



10. От какого яда умирает Нина в “Маскараде” М.Ю.Лермонтова?

« Я, кажется, больна,

и голова в огне – поди сюда поближе,

дай руку – чувствуешь, как вся горит она? ………..

(показывая на грудь)

Здесь что-то жжет. …….

Евгений, я мучусь, я больна. ……

О, сжалься! Пламень разлился

В моей груди, я умираю……

Смерть, смерть! Он прав – в груди огонь – весь ад…»


11. Могла ли при ударе в висок ручьями хлынуть кровь, как это изображено на картине Репина “Иван Грозный его сын”? обоснуйте свой ответ с анатомической точки зрения.


12. Верно ли, что, как утверждал известный русский терапевт профессор Н.Ф.Голубев, болезнь Ивана Ильича в повести Л. Н. Толстого описана настолько точно, что “любой студент-медик поставит диагноз”?


14. Допустила ли промах экспертиза в деле Катюши Масловой, обвинив ее в отравлении купца мышьяком?


15. Известно, что так называемая резус-конфликтная беременность представляет особую проблему. Чудесным достижением медицины прошлого века стал способ профилактики этого конфликта? Можете ли вы догадаться, в чем этот способ состоит?


16.Существует группа больных, нуждающихся в постоянном переливании крови. Например, некоторые больные бета-талассемией, гемоглобин которых недостаточно эффективен, получают в год в среднем около 14,5 л крови или эритроцитов, т.е. за жизнь такому человеку нужно перелить около тонны чужих эритроцитов. Идеальным препаратом для таких больных стали бы универсальные эритроциты, совместимые и не вызывающие иммунного ответа. Работы последних лет вселяют надежду на создание такого препарата. На чем базируется идея его создания с молекулярной точки зрения?


17. Английская биотехнологическая компания «Зинова» сообщает о разработке вакцины, которая устраняет приверженность наркомана к кокаину. Вакцина действует, предотвращая попадание наркотика в мозг. Молекулы кокаина достаточно малы, чтобы проникнуть через гематоэнцефалический (кровемозговой) отдел. Предложите, каким образом с помощью этой вакцины можно сделать так, чтобы молекулы наркотика не поступали в мозг.


18. На одной из линий метро американского города Атланта стали применять новый метод рекламы, уже с успехом испытанный в Париже и Афинах. Разработайте этот метод и предложите способ его осуществления.


19. Некий студент был очень раздосадован, когда его выставили из университетской футбольной команды. Он решил отомстить. Летом, когда все разъехались на каникулы, он начал осуществлять свой план мести. Когда осенью в студгородке начался спортивный сезон. Рефери вышел на поле и свистнул, и тогда со всех сторон на поле слетелись несметные стаи птиц. Игра была сорвана. Как студент смог отомстить?


20. Три американских геронтолога – Д. Ольшански, Б. Кейрнс и Р. Батлер – задумались: какие бы изменения следовало бы внести в конструкцию человеческого организма, чтобы избавить нас от неприятных последствий старения? Результат они изложили в статье, опубликованной в научном журнале «Scientific american». Попробуйте и вы порассуждать над этой проблемой.


21. Существует выражение «Эти дети у нас в печенках сидят». Оказалось, однако, что это выражение имеет вполне определенный биологический смысл. Как вы думаете, в чем он заключается?


22. В Пекине каждый пятый ребенок страдает свинцовым отравлением. В чем причина заболевания?


23. Едва ли встретиться человек, который ничего бы не слышал о Григории Распутине. В 1916 году произошло покушение на его жизнь: вначале его пытались отравить цианистым калием, но безуспешно. Известно, что цианиды – соли синильной кислоты HCN, как и она сама, вызывают почти мгновенную смерть. Предположите, как действует этот яд на организм. Попробуйте, используя знания по химии, ответить на вопрос, почему же не удалось отравить Распутина таким сильным ядом ?


24. В одной из телепередач было показано, как человек, закурив, выпускает дым через … уши! Это монтаж или такое возможно на самом деле? Если да, то как он это делает?


25. В готовом анализе крови указано число разных клеток крови. Предложите способ подсчета числа клеток крови, которым пользовались и пользуются в лабораториях.


26. Мог ли существовать человек-невидимка? Рассмотрите эту возможность с точки зрения физики.


27. Тур Хейердал во время путешествия на «Кон-Тики» пришел к следующему выводу: «Когда наступает настоящая тропическая жара, можно без конца поглощать теплую воду, пока тебя не затошнит, и все равно не напьешься. Организм нуждается тога не в жидкости, а в …. . Среди старательно подобранных продуктов, взятых нами с собой, были и таблетки …, которые полагалось принимать в самые жаркие дни, так как вместе с … из организма удаляется и … . Мы пережили такие дни, когда совсем не было ветра, и солнце испепеляло плот. Добавляя к нашей норме пресной воды от 20 до 40% …, мы с удивлением заметили, что эта смесь хорошо удаляет жажду. Никакого недомогания мы не испытывали. И это позволяло нам значительно увеличить суточную порцию воды».

Какое слово следует поставить вместо многоточия? О каком веществе идет речь? Что за смесь принимали путешественники. Можете ли вы сами привести подобные примеры? Объясните, почему это вещество действует подобным образом, как это описано у Хейердала.


28. Приближалась сотая годовщина Великой Французской революции. К этой дате решили организовать в Париже Всемирную выставку, а на территории выставки воздвигнуть башню, которая должна была символизировать величие французской революции и новейшие достижения техники. На конкурс поступило 700 проектов. Лучшим был признан проект инженера-мостовика Александра Гюстава Эйфеля. По окончании строительства башни известный поэт Максимилиан Волошин, большой любитель шуток и розыгрышей, распустил слух, будто в Эйфелевой башне, поразившей в конце 19 столетия весь мир своей высотой и ажурностью, нет ничего нового - она якобы построена по чертежам одного арабского ученого.

Позднее, внимательно изучив строение живой ткани и конструкцию трехсотметровой башни, биологи и инженеры сделали неожиданное открытие: изящная конструкция башни в точности повторяет (совпадают даже углы между несущими поверхностями) строение … .

Строение чего повторяет конструкция башни?


29. В печати сообщалось о шофере Антонио Барселона из Испании. Став инвалидом в результате заболевания и боясь остаться без куска хлеба, он еще в течение года развозил грузы по знакомым дорогам страны и своего родного городка Аликанте. Хозяин предприятия, где работал шофер, узнал о его тяжелом недуге от мальчика, с которым работал шофер, только после того, как Антонио поссорился с мальчиком и тот «выдал» шофера. Чем был болен шофер, если после огласки он был немедленно уволен?






































Ботаника

1. На поле, вспаханном ночью, вырастает вдвое меньше сорняков, чем после обычной дневной вспашки ( кроме сорняков-злаков). Объясните это явление.


2. Ее в качестве талисмана носили на груди средневековые рыцари. Этому талисману приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Философы древности, разрезая этот объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной - таким образом, он служил наглядным пособием для изучения астрономии.

Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний.

Назовите этот объект.


3. Обычная крапива достигает в высоту не более 1,5 метров. Однако в долине речки Уилтшир-Ривер (Англия) найдены заросли крапивы высотой 3,3 метра. И другие травы в этой низине отличаются необычно крупными размерами. Можете ли вы объяснить, в чем тут дело?

4. Как и почему с помощью помидора была предпринята попытка отравить Д. Вашингтона?


5. На космических орбитальных станциях часто ставят опыты с растениями, выращивая их. Как вы думаете, чем будет отличаться рост растений в космосе от роста на Земле? Например, кофе невозможно вырастить из боковой ветви, так как они у этого растения растут горизонтально, и всегда будут изгибаться в сторону. Какой вид будет иметь в космосе укоренившаяся веточка кофе?


6.* Как считают ученые, городская флора существенно отличается от неурбанизированных территорий. «Виноват» в этом особый городской климат. Попробуйте оценить по возможно большему числу параметров физико-климатические условия (абиотические факторы среды), которые предъявляет растениям любой крупный населенный пункт, в отличие от условий дикой природы.


7*. Попробуйте определить, о каком растении идет речь, переведя с латинского на русский его родовое название OXYCOCCUS. Почему ягоды этого растения могут долго храниться в обычных условиях, не подвергаясь порче?

(можно отнести к разделу химии)


8. «Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую.»

О какой косуле говорится в стихах Н. Некрасова?












Химия


1. Почему все пожарные из американского города Таксона подали в отставку?


2. Обратимся к произведению Жюля Верна “Таинственный остров”.


1)“...волоча за собой большую плетенку, они шли вверх по течению реки к месторождению каменного угля, где было также очень много серного колчедана... Весь день трое геологов перетаскивали в Трущобы горы пирита, к вечеру его скопилось там несколько тонн. В понедельник ... инженер приступил к своим опытам. Пиритоносные сланцы в основном состоят из углерода, кремнезема, окиси алюминия и сернистого соединения железа - его как раз там больше всего; нужно было выделить сернистое железо и как можно скорее превратить его в железный купорос, а, получив железный купорос, добыть из него серную кислоту.

Серная кислота нашла широкое применение во всем мире; ее потребление для нужд производства является показателем промышленного развития любой страны. В дальнейшем серная кислота оказалась очень полезной колонистам при изготовлении ими свечей, дубления кож и т.д. Но сейчас инженер хотел добыть ее для других целей.

Выбрав позади Трущоб площадку, колонисты тщательно ее выровняли, сложили там костер из хвороста и дров, на него положили куски железного колчедана, так, чтобы между ними проходил воздух, а сверху засыпали тонким слоем серного колчедана, раздробленного на мелкие кусочки, величиной с орех.

Сложив все это, зажгли костер; накалившиеся сланцы воспламенились, потому что содержали в себе углерод и серу. Тогда сверху положили еще несколько слоев дробленого колчедана, и всю эту огромную кучу прикрыли сверху землей и дерном, оставив лишь несколько отверстий, как это делается, когда складывают груду дров, пережигая их в уголь.

Горящую под спудом груду минералов и топлива, в которой происходили химические превращения, оставили в покое - нужно было не меньше десяти-двенадцати дней для того, чтобы колчедан превратился в сернистое железо и далее в железный купорос, о окись алюминия - в сернокислый алюминий, то есть в одинаково растворимые соединения, тогда как кремнезем и углерод, перешедшие в золу, нерастворимы. .......

Когда всю груду колчедана пережгли, в результате химических превращений получился железный купорос, сернокислый алюминий, кремнезем, остаточный уголь и зола. Все это сложили в корчагу, наполненную водой, разболтали в ней, дали отстояться, и, когда жидкость стала прозрачной, ее слили - она представляла собой раствор железного купороса и сернокислого алюминия, все остальные вещества остались на дне корчаги в виде нерастворимого осадка. Жидкость частично выпарили, при этом отложились кристаллы железного купороса, а невыпаренную воду, содержавшую в себе купорос алюминия, оставили без употребления. Для получения серной кислоты Сайресу Смиту оставалось произвести сухую перегонку: прокалить в закрытом сосуде кристаллы железного купороса для того, чтобы кислота выделилась в виде паров, а затем, конденсируясь, эти пары превратились бы в жидкую серную кислоту. Для перегонки послужили приготовленные огнеупорные глиняные сосуды, в которые положили кристаллы железного купороса, и специально сложенная печь. Перегонку и конденсацию провели превосходно, и 20 мая, через двенадцать дней после начала процесса, в распоряжении Сайреса Смита был сильнейший реактив.”


2) Наб и Пенкроф срезали весь жир с туши дюгоня и сложили его в большие глиняные корчаги. Из этого жира нужно было выделить одну из составных его частей - глицерин. Для этого достаточно было обработать его содой, или известью. И в том, и в другом случае получилось бы мыло и выделился необходимый глицерин. Как мы знаем, извести у колонистов было достаточно, но обработка жира известью дает нерастворимое, и, следовательно, бесполезное мыло, тогда как при обработке содой получилось бы растворимое мыло, которое могло пригодиться колонистам в их домашнем быту. Как человек практический, Сайрес Смит решил обработать жир содой. Добыть соду оказалось не так уж трудно. Море выбрасывало на берег очень много водорослей. И вот колонисты собрали целые груды водорослей, сначала их высушили, а потом сожгли в открытых ямах. Сгорание длилось несколько дней, и температура поднялась так высоко, что зола расплавилась; в результате получилась сплошная сероватая масса. Давно известная под названием натуральной соды. Теперь Сайрес Смит имел возможность обработать весь жир содой, получив таким образом растворимое мыло и нейтральное вещество - глицерин.


3) ...сама природа предоставила инженеру Смиту селитру - пришлось только потрудиться, чтобы ее собрать и очистить. Получить азотную кислоту оказалось нетрудно: обработав серной кислотой селитру, он путем дистилляции добился выделения азотной кислоты.

Добыв азотную кислоту, Сайрес Смит подлил к ней глицерина, предварительно сгустив его путем выпаривания в водяной бане, и получил (даже без добавления охлаждающей смеси) несколько пинт желтоватой маслянистой жидкости. Составление смеси Смит произвел один и поодаль от Трущоб, так как это соединение являлось опасным и могло привести к взрыву; а когда он принес своим товарищам сосуд с полученной жидкостью, то коротко сказал:

- Вот нитроглицерин!

Действительно, он добыл это ужасное взрывчатое вещество, пожалуй, в десять раз превосходящее по силе действия порох и уже вызвавшее столько несчастных случаев. Правда, применение нитроглицерина стало более безопасным с тех пор, как химики нашли способ превращать его в динамит... “


Вопросы к задачам:

1) приведите химические формулы всех упомянутых в тексте веществ;

2) приведите уравнения реакций, иллюстрирующие описанные Ж. Верном химические процессы;

3) в чем сущность различных методов очистки и разделения смесей, упомянутых в тексте? Объясните эти термины;

4) какие продукты образуются при взрыве нитроглицерина и чем можно объяснить его большую разрушительную силу?

5) как из нитроглицерина получают динамит? Что вам известно об авторе этого открытия?


  1. За то, что этот мальчик в подвале гимназии произвел взрыв, его примерно наказали: на грудь повесили табличку с надписью «Великий химик» и поставили стоять в рекреации, на всеобщее обозрение. Предсказание сбылось: мальчик и в самом деле стал великим химиком. Он одно время жил и работал в нашем городе. О ком идет речь?








Ответы на некоторые задачи.

Зоология

  1. Памятник корове.

  1. Беркут.

  2. Яйца аллигаторов использовали как формы для папье-маше – основа масок для актеров.

6. Речь идет об осах, которые когда-то до смерти зажалили ребенка.

7. Раковины брюхоногих моллюсков, которые использовали в качестве денег.

8. По приказу царя персы прорыли 360 каналов, чтобы отвести воды Диалы в пески. Река перестала существовать. Потребовалось тысячелетие, чтобы знойная пустыня иссушила и занесла песком каналы. Только после этого река вернулась в свое русло.

9. Моряки привязывают к таракану, пускают его в хитросплетение труб и переборок – туда, куда нужно протащить трос или кабель, а затем, когда таракан выволакивает нитку, его отпускали или давили, к нитке привязывали веревочку, к веревочке – трос, и нужный кабель ложился в нужное место.

11. Мелкие лужицы быстрее греет солнце, и эти комары первыми из комаров появляются на свет – начинают кусаться уже в мае.

12. В кишечнике пиявки живет симбионтная бактерия – Псевдомонас гирудинис. Выделяя соответствующие вещества, она помогает пиявке переваривать пищу. Она же своими фитонцидами ограждает живой дом от вторжения других микробов.

13. Дождевые черви, которых в изобилии поедают под землей кроты, боятся малейшего сотрясения почвы – это сигнал приближения врага. Они смертельно боятся вибрации и стремглав выпрыгивают на поверхность. Чибисы же, маскируясь под крота, выгоняют червей из земли, быстро потряхивая вытянутой вперед ногой, чайки топочут ногами с этой же целью. На эту приманку реагируют небольшие серые черви.

14. Варана ловят, заливают в глотку ведро воды, потом опускают вниз головой и встряхивают. Все содержимое желудка оказывается на земле.

15. В этих жерновках накапливается известь, которая после линьки расходуется на пропитывание хитинового покрова.

19. Летая вокруг входа головой к летку, шмелиха видит его так, как будет видеть, возвращаясь.

20. Непрерывная работа крыловых мышц и беготня, хотя и поглощает уйму сил, энергии, времени, все же полезна, так как ускоряет обмен веществ и созревание яиц.

25. Описаны тараканьи бега.

27. Речь идет о собаке.

28. Это был спасатель людей, рекордсмен сенбернар Барри он жил и служил людям в начале 19 столетия в Альпах. Он прекрасно умел отыскивать засыпанных снегом людей, откапывал их и согревал по всем правилам спасательного искусства, как его обучили. В 1812 году один из дезертиров армии Наполеона упал в засыпанную снегом расселину и, измученный, уснул под снежным покровом. Там его и отыскал Барри. Когда спасенный пришел в себя и увидел заснеженную морду огромной собаки, он испугался, подумав, что это волк. Выхватив нож, он ударил им пса.

29. Жизнь неонов протекает в затененном кронами деревьев водоеме, где воду освещают лишь узкие солнечные лучики. Икра неонов боится света, гибнет под его прямыми лучами. Сияющий свет неонов, скорее всего, помогает им в кромешной тьме в период размножения привлечь внимание особи противоположного пола. Кроме того, возможно, он мешает хищнику нацелиться на жертву в момент атаки, когда стайка рыбок разлетается во все стороны подобно сверкающим брызгам. После этого рыбешкам вновь необходимо собраться всем вместе, отличить собратьев от чужаков при слабом свете.

30. Слизь на коже лягушки не дает размножаться микробам. Поэтому и родился обычай пускать в молоко лягушек: чтобы не скисало, т.к. слизь мешает молочнокислым бактериям делать свое дело.

31. Когда панды живут в естественных условиях, брачному поведению молодые панды учатся у взрослых особей. В зоопарке им не у кого учиться. Последнее изобретение исследовательского центра – демонстрация «пандовой» аудитории подробного и детального «обучающего» документального видеофильма, снятого в природе.

32. Речь идет о пчелах и пчелиной семье.

33. Нам пришлось бы в кусок мяса впрыскивать желудочный сок и сидеть в ожидании, пока мясо под его действием не превратиться в жидкий бульон, который можно выпить, чтобы утолить голод.

34. С помощью бивней морж атакует других моржей и белых медведей, проделывает отдушины во льду, а главное, пропахивает морское дно в поисках моллюсков. Ими же морж «воспитывает» молодняк.

35. Магомет сравнивал с армией аллаха саранчу.

36. Ночью за городскими воротами у предполагаемого места встречи претендентов Абарес тайком привязал кобылу, а потом на некоторое время привел туда жеребца, принадлежавшего Дарию. Как только конь приблизился к тому месту, где была привязана кобылица, он разразился призывным ржанием.

37. Ф.Моуэт пометил мочой границы своего участка, точно так же, как это делают в природе многие животные, и волки сразу же заметили и признали эту границу, пометив ее со своей стороны.


Общая биология
  1. Тогда ты поймешь, кого ждать – сына или дочь. Кто родится, видно в микроскоп: если лягушачьи сперматозоиды сбились в кучу – мальчик, если разбросаны – девочка.

  1. Ничего общего с иммунитетом в этом явлении нет. Невосприимчивость к вирусу возникает потому, что зараженная клетка вырабатывает вещество белковой природы, способное противостоять атакам другого вируса – интерферон.


Физиология

  1. По утверждениям врачей, нет.

  1. По частоте стрекотания сверчка, которая меняется в зависимости от температуры окружающего воздуха, выведена формула зависимости температуры и частоты стрекотания. В теплую погоду сверчки стрекочут быстро и на высоких тонах, в холода медленнее, кроме того, в руладах появляется треск. Формула, позволяющая по стрекотанию узнать температуру воздуха, для домового сверчка будет такой:

Т=50+(Ч-40)/4, где Т- температура по Фаренгейту, Ч – число стрекотаний в минуту.

  1. Безголовый клоп не линяет и потому не взрослеет – нет необходимых гормонов. Если же ему ввести гормоны от нормального клопа, он «переоденется».

7,8. Речь о снах.

15. Сразу после родов женщине вводят специальный препарат, содержащий антирезус-антитела и быстро разрушающий попавшие в ее организм резус-положительные эритроциты плода. Тем самым предотвращается выработка антирезус-антител у матери, что спасает жизнь и здоровье ее будущих детей.

16. Оказывается, можно закрыть антигены на поверхности эритроцита с помощью особого полимера таким образом, чтобы эритроциты стали «невидимы» для иммунной системы.

17. Вакцина стимулирует выработку антител к кокаину, которые налипают на молекулы наркотика, укрупняя их, после чего те застревают в барьере. Кокаин перестает поступать в мозг, наркоман лишается привычного удовольствия и бросает ставший бесполезным наркотик.

18. На стенах туннеля установили 4800 светящихся панно с кадрами рекламного ролика. Пассажиры поезда, проходящего по туннелю, смотрят кинофильм продолжительностью 30-35 секунд, в зависимости от скорости состава.

19. Летом он стал регулярно выходить на стадион в полосатой майке, свистеть в свисток и рассыпать по полю крупу, тем самым вырабатывая у птиц условный рефлекс.

20. 1. Тонкие хрящевые диски между позвонками постепенно деформируются, выдавливаются, ущемляют нервы и спинной мозг, отсюда остеохондроз, радикулит. Надо утолщить диски и несколько наклонить верхнюю часть торса к земле, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник – пусть человек ходит, слегка согнувшись. Заодно центр тяжести несколько опуститься, что уменьшит опасность падения. Но при этом, чтобы лицо продолжало смотреть вперед, шею придется немного изогнуть вверх. Кроме того, придется сделать более солидными и прочными шейные позвонки.

  1. Чтобы утрата силы мышц шла медленнее, надо нарастить мышечную массу. Утяжеление мышц к тому же усилит нагрузку на кости и уменьшит процесс потери кальция из них. Мышцы создадут мягкую подушку вокруг вокруг костей, что сделает менее вероятными переломы при падении. Усиленная мышечная стенка живота предотвратит грыжи, нередкие в пожилом возрасте. Усилив мышцы, усилим и связки – станет меньше вывихов.

  2. Серьезная проблема – расширение вен в ногах, т.к. постепенно ослабляются клапаны, которые должны пропускать кровь вверх, к сердцу, и не допускать ее скопления внизу, отчего ноги отекают и болят. Поставим больше клапанов – и варикоз вен уйдет в прошлое.

  3. Слух со временем ослабевает. Чтобы не затрагивать сложные механизмы внутреннего уха, дадим человеку увеличенную ушную раковину, способную поворачиваться на источник звука, как у многих животных.

  4. Глаз устроен так, что зрительный нерв подключен к светочувствительным клеткам сетчатки не сзади, а сверху. Это позволяет сетчатке отслаиваться от стенки глазного яблока, что приводит к потере зрения. Если окончания зрительного нерва будут присоединяться сзади, со стороны стенки, это укрепит светочувствительный слой сетчатки (так устроен глаз кальмара).

  5. Вход в пищевод и вход в трахею расположены слишком близко друг к другу. С возрастом мышца надгортанника ослабевает и возрастает опасность вдыхания кусочка пищи. Рекомендуется удлинить трахею, поднять ее к носоглотке, но осторожно, чтобы не повредить голосовой аппарат.

Вот такой человек, по мнению американских геронтологов, сможет прожить лет 200).

21. Как показала группа итальянских исследователей из Миланского университета, в крови матери можно обнаружить ДНК ее сына, даже если он рожден десятилетия назад. Ранее было известно, что клетки ребенка могут сохраняться в организме матери несколько десятилетий. Они остаются в лимфатических узлах, печени, селезенке и мышечной ткани. Из 160 женщин, имеющих хотя бы одного сына и обследованных итальянскими учеными, в крови найдены фрагменты ДНК из У-хромосомы.

22. Причина – все еще используемые в стране свинцовые белила. Дети любят отколупывать от стен и оконных рам чешуйки краски, имеющие сладкий вкус, и сосать их.

27. Это вещество – поваренная соль, которую добавляют в воду для питья; если бы ее не было, можно было бы сильно разводить пресной водой морскую Потеря соли в организме влечет за собой дополнительную потерю воды, поэтому утоление жажды подсоленной водой – более эффективный способ.

28. Конструкция башни повторяет строение большой берцовой кости, расположение ее перекладин.

29. Антонио ослеп и ориентировался по подсказкам сидевшего с ним рядом в кабине мальчика, а также по эхо-сигналам, которые отражались от различных встречавшихся на пути препятствий, домов и деревьев. Врываясь во время езды в окно автомобиля, эти так называемые»белые шумы» информировали его о дороге и обстановке на ней.


Ботаника
  1. Для прорастания семян некоторых видов растений необходимо действие света, хотя бы кратковременное. При вспашке пласты земли переворачиваются, семена, лежащие в почве, оказываются на свету и вскоре прорастают. Если же вспашку вести ночью, то этого не происходит.

  2. Это луковица.

  3. Сюда с окрестных полей стекает большое количество минеральных удобрений.

  4. В то время томат считался ядовитым растением, и вот во время войны повар Вашингтона, английский шпион, подал ему вместе с картофельным пюре большой красный помидор. Он не стал дожидаться исхода своего поступка, а тут же пошел и повесился – видимо, от угрызений совести, т.к. успел искренне привязаться к будущему президенту США.

  5. 1) Световой режим:

    • сильная запыленность и вызванные ею туманы приводят к тому, что средний по величине город недополучает в год10-20% солнечной радиации, т.е. оказывается как бы смещенным на десяток градусов к северу;

    • из-за искусственной освещенности по ночам нормальный, заложенный у растений генетически ритм фотосинтеза нарушается;

    • иной спектральный состав света – лампы накаливания дают слишком мало красных и синий лучей, наиболее ценных для фотосинтеза.

2) Тепловой фактор:

    • географы характеризуют город как «поверхность скального типа с большой теплопроводностью и «повышенной шероховатостью. Кроме того, города не только получают тепло извне, но и производят его сами. Ночному же излучению тепла в пространство препятствует пылевая шапка, поэтому города – это «острова тепла».

    • Для растений очень существенно прогревание почвы. Живые окончания корней располагаются в «горячих горизонтах», под асфальтом, где в жаркие дни температура может подниматься выше 30-37 градусов, и температура подземных частей растения оказывается выше, чем надземных. В природе – все наоборот.

    • Зимой температурный режим почвы также суров, т.к. улицы городов лишены снежной шубы. Высокая теплопроводность асфальта способствует потере тепла. Получается, что зимой корни растений страдают от холода, а летом – от жары.

3) Влажность:

    • с водонепроницаемого асфальта вода сразу же стекает в канализацию и в почву почти не просачивается. При этом сухой остается не только почва, но и воздух. Воды, которая может испаряться только с поверхности асфальта, совершенно недостаточно, чтобы поддерживать микроклимат с нормальной влажностью.

    • Сильное уплотнение верхнего слоя земли приводит к ограничению водо- и воздухообмена.

4) Почва:

    • зачастую в городе естественных почв просто нет. Чаще всего встречаются смешанные почвы с примесью мусора. Эти субстраты обычно имеют щелочную реакцию, и выжить на них могут лишь немногие растения, т.к. большинство типично луговых и лесных видов предпочитает кислую среду.

    • Соль, которой посыпают дороги, вредна для зеленых обитателей городов. В городе появляются участки, не уступающие по солености почвам морских побережий.

    • Загрязнения разного рода, которых в городе предостаточно, также отрицательно влияют на растения.

Таким образом, условия жизни в городах и растений, и людей очень далеки от оптимальных.

7. «Кислый шарик» - клюква. В ее ягодах содержится бензойная кислота – прекрасный консервант, широко применяющийся в пищевой промышленности и парфюмерии и косметике, а также и другие кислоты – лимонная, аскорбиновая, высокая концентрация которых не дает клюкве портиться долгое время.


8. Косуля – орудие для вспашки. У сохи тот недостаток, что она не поднимает и не переворачивает земляных пластов. За нее эту службу справляет косуля. Ее можно назвать тяжелой сохой или легким плугом.



Химия


1. В городе на протяжении последних 80 лет не было ни одного пожара.

3. Это Бутлеров.
























Использованная литература

  1. Б. Свадковский, Я. Шестопал. “Дело Катюши Масловой”. “Химия и жизнь”, № 1 1999

  2. И. Ф. Заянчковский. Памятники животным. Киев: Радянська школа, 1983.

  3. С. Старикович. Про божью коровку, ворону и кошку. Кишинев: издательство ЦК КП Молдавии, 1990.

  4. И . Халифман. Шмели и термиты. М.: Детская литература, 1988

  5. «Наука и жизнь» за 1998-2002 г.г.

  6. Ю. В. Венжик, Г.С. Антипина. «Богиня цветов в городе». «Химия и жизнь», № 7, 2000 г.

  7. О. Рындина. «Научим панд любви!» «Химия и жизнь»,№ 8, 2000 г.

  8. Н. П. Йориш. Пчелы – человеку. М.: Наука, 1974.

  9. Н.Березина, О. Лисс, С. Самсонов. Мир зеленого безмолвия. М.: Мысль, 1983.

  10. Ж. Блон. Великий час океанов (Тихий). М.: Мысль, 1980.

  11. И. Б. Литинецкий. На пути к бионике. М.: Просвещение, 1972.

  12. М. А. Козлов. Живые организмы – спутники человека. М.: Просвещение, 1976.

  13. Р. Пери. Мир моржа. Л.: Гидрометеоиздат, 1976.

  14. А. З. Злотин. Насекомые – друзья и враги человека. Киев, Урожай, 1987.

  15. Л. Экономов. Мир наших чувств. М.: Знание, 1976.

  16. С. Максимов. Куль хлеба. М.: Молодая гвардия, 1985.

  17. Ф. Моуэт. Не кричи: «Волки!» М.: Мир, 1982.
































Содержание


Раздел

Страница

Зоология …………………………………………

3

Общая биология…………………………………

8

Физиология человека и животных……………..

9

Ботаника …………………………………………

13

Химия ……………………………………………

14

Ответы на некоторые задачи…………………...

16

Использованная литература…………………….

21








25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!