СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Великая Отечественная война в математических задачах"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании учебного материала по Великой Отечественной войне составлен сборник математических задач.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Великая Отечественная война в математических задачах"»


Государственное учреждение образования

«Гимназия г. Иваново»





Научно - исследовательская работа



Великая Отечественная война

в математических задачах







Автор:

Солоха Дарья,

учащаяся 9 класса


Руководитель:

Лось Татьяна Николаевна,

учитель математики



г. Иваново

2016 год



Оглавление


Введение…………………………………………………………… 3 — 4

Основная часть

Глава 1. Что мы знаем о войне? .......................................... 5 — 6

Глава 2. Великая Отечественная война на территории Ивановского района………………………………………………………………. 7 — 8

Глава 3. Сборник математических задач……………………… 9 — 13

Заключение………………………………………………………… 14

Список литературы……………………………………………….. 15










































Введение


Заканчивается семьдесят первый год с того памятного дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в нашу историю. Но эта тема продолжает оставаться актуальной и по настоящее время. Что мы знаем о тех военных годах? Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней. Грозные события этой четырехлетней войны все дальше уходят в прошлое. Существует множество причин, по которым тема Великой Отечественной войны актуальна и по сей день. Ведь опыт свидетельствует, что войны – это постоянный спутник общественного развития. За 5, 5 тыс. лет на Земле произошло свыше 14, 5 тыс. больших и малых войн, в которых погибло почти 4 миллиарда человек. За этот период только 294 года были мирными. Даже в наше время, когда общество пережило чудовищную трагедию Второй мировой войны, некоторые государства не отказались от войн как средства разрешения межгосударственных проблем.

На прошлом строится наше будущее.  Великая Отечественная война многое изменило в жизни нашего района и страны в целом. Большой неизгладимый след оставила война в каждом городе. Это разрушенные памятники культуры, дома. А главное люди, погибшие, защищая свою страну, свой город, край, село, свою семью.

Мы все хорошо знаем, что можно легко совместить историю и обществоведение, русский язык и литературу, физику и математику. А мы попытались совместить историю и математику.

Проблема: сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях.

Гипотеза: В мире стали забывать уроки войны; чтобы сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, ею нужно интересоваться молодым поколениям. У нас есть разные источники получения информации о войне, но заставить молодежь любить собственную историю, заставить ею интересоваться нельзя. Сохранение исторической памяти зависит от каждого человека.

Зная предмет математики, мы решили заглянуть в прошлое, во времена Великой Отечественной войны с точки зрения цифр. При решении задач учащиеся смогут не только решить задачу, но у них появится возможность вдуматься в цифры в ней озвученные.

Исследовательская работа велась через изучение материалов на базе учебников по истории для десятых и одиннадцатых классов и книги «Память». 22 июня 1941 года начался самый крупный и кровопролитный конфликт в истории человечества, унесший жизни миллионов людей. Это событие оставило неизгладимый след в истории нашего народа, однако, свойство человеческой памяти таково, что многие события постепенно стираются.

Нам, родившимся в 2000-е годы никогда в полной мере не представить и не прочувствовать все тяготы и страдания военных лет. Но знать об этих событиях мы должны.

Цель исследования: Создать сборник математических задач, используя материал, полученный в ходе исследования.

Задачи исследовательской работы:

- Проанализировать материал, представленный в учебниках по истории о Великой Отечественной войне, а также книгу «Память»;

- Составить на основании полученных сведений сборник математических задач.

Предмет исследования: Текстовые задачи, числовые значения основных сведений о военных событиях.

Объект исследования: Числовые исторические факты из истории Великой Отечественной войны о военных действиях 1041 – 1945 годов.

Как мы выяснили в процессе исследования, в рамках школьного курса истории Великой отечественной войне отводится совсем немного времени в 10-11 классах. Учащиеся имеют отрывочные представления о героях войны из фильмов и воспитательных мероприятий. Годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о Великой Отечественной войне, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Образовательный продукт данной исследовательской работы – Сборник математических задач. Данная работа может быть использована как на уроках истории, математики так и на внеклассных мероприятиях.



















Основная часть


Глава 1. Что мы знаем о войне


Никогда не забудут советские люди те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года. Когда московское радио прервало свои передачи и все услышали правительственное сообщение: «Среди ночи без объявления войны фашистские орды внезапно вторглись в пределы нашей страны».

К началу войны Германия полностью мобилизовала свои вооружённые силы. В июне 1941 состав германского вермахта включал 214 дивизий, из них 179 пехотных и кавалерийских, 35 дивизий и 7 бригад танковых моторизованных. Общее количество вооружены сил Германии составляло 8,5 млн. человек. На востоке против СССР были сконцентрированы 152 дивизии и 2 бригады общей численностью 5,5 млн. человек. Кроме немецких военных соединений у границ Советского Союза сконцентрировались 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии: Финляндии, Венгрии, Италии и Румынии.

Советский же Союз имел 303 дивизии (198 стрелковых, 13 кавалерийских, 31 моторизованную и 61 танковую) и 22 бригады общей численностью более 5,2 млн. человек. В западных военных округах находилось 166 дивизий и 9 бригад, насчитывавших 2,9 млн. человек (свыше 54% от всех вооружённых сил). Остальные дислоцировались в Забайкалье и на Дальнем Востоке, а также во внутренних округах. В резерве главного командования имелось 105 дивизий и 8 бригад (более 35% от всех вооружённых сил).

Так началась Великая Отечественная война. Длилась она 1418 дней и ночей. И каждые сутки она уносила, в среднем, 14104 жизни советских людей. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту - 10, каждые 6 секунд - один человек. И не было в истории такой войны как Великая Отечественная война не только потому, что в ней погибли миллионы людей, и она была самой разрушительной, но и потому, что раньше не было столько героев и героических подвигов, как в этой войне. И потому в ней участвовали все нации и народности от мала и до велика, живущие в нашей стране, и даже дети становились героями. На протяжении одной недели было мобилизовано 5,3 млн. человек, 234 тыс. автомашин, 31,5 тыс. тракторов. До 1 января 1942 года действующая армия пополнилась 291 дивизией и 94 бригадами. Причём 40 дивизий были укомплектованы из добровольцев-ополченцев. Всего за годы войны было призвано более 29,5 млн. человек. Из Беларуси в 1941 году было мобилизовано 600 тыс. человек.

К началу сентября 1941 года вся территория Беларуси была захвачена немцами. Однако ощутимые потери понесли и они: к 10 июля было уничтожено 79 058 солдат и офицеров, 1061 орудие и миномёт, 826 самолётов и 350 танков.

На начало декабря 1941 года группа армий «Центр» насчитывала 1708 тыс. человек, 615 самолётов, около 13 тыс. орудий и миномётов, 1170 танков. Им противостояли советские войска в составе 1100 тыс. человек, 7652 орудий и миномётов, 774 танка, 1000 самолётов. На территории СССР, захваченной агрессорами, до войны проживало около 80 млн. человек. В военные годы 25 млн. человек эвакуировались на восток. В Беларуси под оккупацией оказалось около 8 млн. жителей, а также около 9 тыс. советских военнопленных. Три года они вынуждены были терпеть разрушения городов и деревень, насилие и нищету. Многие не смирились с таким положением и уходили в подполье.

Численность белорусских мстителей превышала 374 тыс. человек. Более 70% партизан, воевавших на территории нашей страны, являлись белорусами, 20% - русскими, 4% - украинцами, 3% - евреями. Свыше половины всего количества партизан (54%) составляла местная молодёжь до 25 лет. 20263 партизана были моложе 18 лет, 34342 являлись учащимися, в том числе 5000 – школьниками. Мужчины составляли 84%.

Решающим событием Великой Отечественной войны стала Сталинградская битва. Она началась 17 июля 1942 года. Ценою огромного напряжения сил всего народа наступление немецко-фашистских войск под Сталинградом было остановлено. Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года:

Боевые силы и средства

Красная Армия

Германия и её союзники

Личный состав (тыс. чел)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и миномётов

14934

10290

Количество самолётов

1916

1219

Разгром немецко-фашистских войск в ходе Сталинградской битвы подорвал военную мощь Германии и её союзников. Общие потери немецких войск в районе Волги, Дона и Сталинграда составили около 1,5 млн. человек, 3,5 тыс. танков и более 3 тыс. самолётов. Были полностью разгромлены 3 и 4 румынские армии (250 тыс.), 8 итальянская армия (185 тыс.). Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира досталась Красной Армии дорогой ценой.

Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили: 4341 танк, 15728 орудий и минометов, 2769 самолетов. В ходе контрнаступления советские войска потеряли: 2915 танков, 3591 орудий и миномётов, 706 самолетов. Потери Красной Армии во время Сталинградской битвы превысили 1,2 млн. человек. После Сталинграда моральный дух вермахта в значительной степени был сломлен. В ходе дальнейшего наступления в 1943 советские войска освободили около 2/3 оккупированной территории СССР.








Глава 2. Великая Отечественная война на территории Ивановского района


Город Иваново Брестской области. Количество жителей до войны – 6517, количество жителей, уничтоженных гитлеровцами, - 3297, количество жителей, вывезенных на каторжные работы в Германию, - 19, количество погибших на фронтах Отечественной войны – 168, количество погибших в партизанских отрядах и подполье – 7.

Немецкие оккупанты заняли районный центр 27 июня 1941 года. С первых дней оккупации началось противостояние жителей района врагу. На территории Ивановского района действовали партизанские отряды и бригады. 99-я бригада имени Д. Т. Гуляева общей численностью 415 партизан. Из них 392 мужчин, 23 женщины, 289 белорусов, 74 русских, 29 украинцев. Бригада имени В. М. Молотова общей численностью 1311 партизан. Из них 1191 мужчина, 120 женщин, 740 белорусов, 314 русских, 139 украинцев. За время боевых действий ими было повреждено 6 паровозов, разбито 142 паровоза, 979 вагонов, 27 платформ, уничтожено 90 автомашин, спущен 121 эшелон, убито 7597 немцев и ранено 1800 человек. Пинская бригада общей численностью 1071 партизан. Из них 1014 мужчин, 57 женщин, 409 белорусов, 241 русских, 168 украинцев. Ущерб врагу за время своего существования бригада нанесла существенный: разбито или повреждено 38 паровозов, 312 вагонов и платформ разбито, а 186 повреждено, уничтожено 32 автомашины. В результате проведённых диверсий и боёв было убито 3558 немецких солдат и офицеров, ранено 1643. Бригада имени Я. М. Свердлова общей численностью 1001 партизан. Из них 933 мужчины, 47 женщин, 856 белорусов, 71 русских, 23 украинцев. Отряд имени К. Е. Ворошилова насчитывал 166 партизан. Отряд имени М. Т. Грабко объединял 139 человек. Отряд имени Н. Н. Воронова насчитывал 82 партизана. Отряд имени Н. Т. Шиша насчитывал 316 партизан. Отряд имени А. В. Суворова объединял в своих рядах 269 партизан. Отряд имени С. Г. Лазо состоял из 342 человек. Отряд имени М. И. Калинина состоял из 243 партизан. В отряде имени И. В. Сталина было 266 партизан.

Населённые пункты Ивановского района, которые больше всего пострадали от немецких оккупантов:

Населённый пункт

Было до войны

Уничтоженно

Дворов

Жителей

Дворов

Жителей

Одрижин

113

565

113

78

Буса

87

391

87

12

Вартыцк

108

682

108

82

Вивнево

25

125

25

-

Застружье

87

455

13

103

Кужеличин

24

102

24

9

Лядовичи

210

840

200

32

Мотоль

891

5500

380

3120

Потаповичи

173

562

164

5

Псыщево

65

551

65

113

Упирово

150

850

83

135

Якша

75

350

68

9

Ивановский район за время войны понёс большие людские потери. При освобождении района погибло 108 воинов и партизан, из них фамилии 52 не установлены. На фронтах пропали без вести 2476 человек. В партизанских отрядах и подполье погибли 123. Мирных жителей фашисты уничтожили 8404 человека, из них 3991 мужчина, 2743 женщин, 1670 детей.





































Глава 3. Сборник математических задач


  1. Состав германского вермахта включал 214 дивизий, из них 179 пехотных и кавалерийских, 35 дивизий и 7 бригад танковых моторизованных. На востоке против СССР были сконцентрированы 152 дивизии и 2 бригады. Кроме немецких военных соединений у границ Советского Союза сконцентрировались 29 дивизий и 16 бригад союзников Германии: Финляндии, Венгрии, Италии и Румынии. Сколько всего дивизий насчитывала германская коалиция? Сколько бригад? Каков процент дивизий, находящихся на востоке? На сколько больше германских дивизий, чем союзников?


  1. К началу войны общее количество вооруженных сил Германии составляло 8,5 млн. человек. На востоке против СССР было сконцентрировано 5,5 млн. человек. Советские войска насчитывали 5,2 млн. человек. В западных военных округах находилось 2,9 млн. человек. Кто имел превосходство в общем количестве и на сколько? Во сколько раз превосходили немецкие войска на востоке советские? Найдите соотношение сил на начало войны.


  1. До 1 января 1942 года действующая армия пополнилась 291 дивизией. Причём 40 дивизий были укомплектованы из добровольцев-ополченцев. Какой процент составляют дивизии из добровольцев-ополченцев от общего количества дивизий?


  1. Всего за годы войны было призвано более 29500000 человек. Из Беларуси в 1941 году было мобилизовано 600 000 человек. Сколько процентов было мобилизовано из Беларуси? Найдите соотношение мобилизованных из Беларуси и общего количества. Какую часть составляют белорусы от всех призванных?


  1. В западных военных округах находилось 166 дивизий и 9 бригад, насчитывавших 2900000 человек, что составляет 54% от всех вооружённых сил. Найдите общую численность вооружённых сил.


  1. В резерве главного командования имелось 105 дивизий и 8 бригад, что составляет 35% от всех вооружённых сил. Используя результат предыдущей задачи, найдите численность военнослужащих, находящихся в резерве.


  1. На начало декабря 1941 года группа армий «Центр» насчитывала 1708 000 человек, 615 самолётов, около 13 000 орудий и миномётов, 1170 танков. Им противостояли советские войска в составе 1100 000 человек, 7652 орудий и миномётов, 774 танка, 1000 самолётов. Заполните таблицу и найдите соотношение сил.




Вооружения советских и немецко-фашистских войск

Силы

Советские войска

Немецко-фашистские войска

Соотношение

Люди




Орудия и миномёты




Танки




Самолёты





  1. Заполните таблицу.

Соотношение сил и средств сторон к началу контрнаступления советских войск под Сталинградом

Наименования

Советские войска

Войска противника

Соотношение

Люди, тыс.чел

102,3

1011,5

?

Орудия и миномёты

22484

?

2,2:1

Танки и САУ

?

675

2,3:1

Боевые самолёты

?

1216

1,25:1


  1. Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года:

Боевые силы и средства

Красная Армия

Германия и её союзники

Личный состав (тыс. чел)

1134,8

1011,5

Количество танков

1560

675

Количество орудий и миномётов

14934

10290

Количество самолётов

1916

1219

Постройте столбчатую диаграмму сил Красной Армии и сил Германии и её союзников. Кто имел превосходство и на сколько?


  1. Победа в Сталинградской битве над одной из сильнейших армий мира досталась Красной Армии дорогой ценой.

Общие потери Красной Армии в Сталинградской битве составили:

  • 4341 танк,

  • 15728 орудий и минометов,

  • 2769 самолетов.

В ходе контрнаступления советские войска потеряли:

  • 2915 танков,

  • 3591 орудий и миномётов,

  • 706 самолетов.

Составьте столбчатую диаграмму общих потерь Красной Армии в Сталинградской битве и потерь советских войск в ходе контрнаступления.


  1. В Сталинграде за первую неделю бомбардировок осталось в живых только всех жителей, которых было 600 тысяч человек на тот момент. Найдите процент выживших и погибших мирных жителей (округлите до десятых)


  1. В 1941 г. Жилой фонд СТАЛИНГРАДА составлял 1 млн. 843 тыс м2 . После окончания Сталинградской битвы осталось полуразрушенного жилья 175 м2 . Найдите процент разрушенного жилья города Сталинграда (округлить до десятых).


  1. С ноября 1941 по март 1942 Сталинградский тракторный завод занимал ведущее место в стране по выпуску танков Т- 34. В 1941 завод выпустил 956 танков, в 1942 – 2520. На сколько процентов Сталинградский тракторный завод повысил выпуск военной продукции (ответ округлите до десятых).


  1. Дом Павлова, 4-х этажный дом работников облпотребсоюза, в период Сталинградской битвы приобрёл тактическое значение в полосе обороны. Найдите количество человек гарнизона Дома Павлова и количество дней, которое, благодаря высокоорганизованной обороне дома, бойцы отбивали атаки врага в тяжёлых условиях, если известно, что оба числа двузначные. Известно, что количество единиц дней на 2 больше количества единиц числа бойцов. В сумме искомые числа составляют 84. Если же к количеству бойцов прибавить количество единиц числа дней, а к количеству дней прибавить количество единиц числа бойцов, то первая сумма окажется на 30 меньше второй. Сумма же всех цифр чисел равна 21.


  1. На территории СССР, захваченной агрессорами, до войны проживало около 80000000 человек. В военные годы 25000000 человек эвакуировались на восток. Сколько человек осталось на оккупированной территории? Какой процент жителей эвакуировалось?


  1. Численность белорусских мстителей составила 374 000 человек. 70% партизан, воевавших на территории нашей страны, являлись белорусами, 20% - русскими, 4% - украинцами, 3% - евреями. Найдите, сколько человек каждой национальности было в подполье по отдельности.


  1. Численность белорусских мстителей составила 374 000 человек. 54% составляла местная молодёжь до 25 лет. 20263 партизана были моложе 18 лет, 34342 являлись учащимися, в том числе 5000 – школьниками. Мужчины составляли 84%. Определите, сколько было мужчин – партизан. Сколько процентов составляли учащиеся? Сколько человек в возрасте от 18 до 25 лет?


  1. Заполни таблицу:


Населённый пункт

Было до войны

Уничтожено

Осталось

Дворов

Жителей

Дворов

Жителей

Дворов

Жителей

Одрижин

113

565

113

78



Буса

87

391

87

12



Вартыцк

108

682

108

82



Вивнево

25

125

25

-



Застружье

87

455

13

103



Кужеличин

24

102

24

9



Лядовичи

210

840

200

32



Мотоль

891

5500

380

3120



Потаповичи

173

562

164

5



Псыщево

65

551

65

113



Упирово

150

850

83

135



Якша

75

350

68

9




  1. Количество жителей в городе Иваново Брестской области до войны – 6517, количество жителей, уничтоженных гитлеровцами, - 3297.Сколько после войны осталось жителей в живых?


  1. На территории Ивановского района действовали партизанские отряды и бригады. 99-я бригада имени Д. Т. Гуляева общей численностью 415 партизан. Из них 392 мужчин, 23 женщины, 289 белорусов, 74 русских. А сколько было украинцев?


  1. Бригада имени В. М. Молотова общей численностью 1311 партизан. Из них 1191 мужчина, 120 женщин, 740 белорусов, 314 русских, 139 украинцев. Сколько процентов белорусов составляло от всех партизан?


  1. Было1014 мужчин, 57 женщин, 409 белорусов, 241 русских, 168 украинцев. Какая общая численность Пинской бригады?


  1. На территории Ивановского района действовали партизанские отряды и бригады. 99-я бригада имени Д. Т. Гуляева общей численностью 415 партизан. Бригада имени В. М. Молотова общей численностью 1311 партизан. Пинская бригада общей численностью 1071 партизан. Бригада имени Я. М. Свердлова общей численностью 1001 партизан. Отряд имени К. Е. Ворошилова насчитывал 166 партизан. Отряд имени М. Т. Грабко объединял 139 человек. Отряд имени Н. Н. Воронова насчитывал 82 партизана. Отряд имени Н. Т. Шила насчитывал 316 партизан. Отряд имени А. В. Суворова объединял в своих рядах 269 партизан. Отряд имени С. Г. Лазо состоял из 342 человек. Отряд имени М. И. Калинина состоял из 243 партизан. В отряде имени И. В. Сталина было 266 партизан. Сколько всего было партизан?



  1. Ивановский район за время войны понёс большие людские потери. При освобождении района погибло 108 воинов и партизан, из них фамилии 52 не установлены. На фронтах пропали без вести 2476 человек. В партизанских отрядах и подполье погибли 123. Мирных жителей фашисты уничтожили 8404 человека, из них 3991 мужчина, 2743 женщин, 1670 детей. Найдите, сколько процентов составляют неустановленные погибшие от общего количества погибших при освобождении района? Сколько человек погибло на территории Ивановского района?










































Заключение


В памяти ветеранов никогда не забудется событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость.

Я хочу, чтобы каждый подросток и взрослый, задумался, пропустил через свое сознание и помнил, какой ценной завоевана свобода и независимость нашей страны. Мы, молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков – ветеранов Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны своей жизнью.

Какой-то древний философ сказал: «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение. Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Тот, кто не учит историю, обречен ее повторять». Современные философы выражаются жестче: народ, забывший свою последнюю войну, начинает новую.

Мы вступили в принципиально новый этап сохранения и воспроизведения памяти о Великой Отечественной войне. В работе я рассмотрела лишь некоторые источники, которые могут нам, молодым людям, больше узнать о тех страшных событиях, помогут сохранить память о Великой Отечественной войне среди молодежи. Наши родители много читали, смотрели фильмы о войне, общались вживую с ветеранами, застали своих бабушек и дедушек, которые им рассказывали о жизни в то время. Все эти источники получения информации не менее важны и сейчас. Но для современной молодежи большую значимость, на мой взгляд, имеют уроки истории в школе. Именно на уроках истории просыпается тот интерес, который может побудить желание самих детей узнавать, интересоваться. Использование на уроках математики задач, представленных в сборнике, позволит учащимся к десятому классу запомнить основные факты о Великой Отечественной войне.












Список литературы


  1. Памяць: Гiст.-дакум. Хронiка Iванаускага р-на. – Мн.: БЕЛТА, 2000.- 592 с. Стр. 147 – 177

  2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.

  3. Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.



16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!