Просмотр содержимого документа
«Рыночные отношения в экономике»
Цели:
- углубить знания учащихся о рыночных отношениях в экономике;
- разъяснить учащимся основные черты рыночной экономики; - сформировать умения разбираться в некоторых экономических
проблемах рыночного общества.
После урока учащиеся должны:
- знать: роль экономики в жизни общества; отрицательные и положительные стороны плановой и рыночной экономики; как образуется .стоимость товара; зависимость цены от спроса и предложения;
- уметь: раскрывать механизм рынка; использовать понятие функции при анализе экономических процессов; выявлять связь между абстрактными математическими понятиями и экономическими процессами; применять интеграцию знаний по алгебре и обществознанию;
- выполнять задание по группам - определить положительные и негативные стороны рыночной экономики.
Тип урока: интегрированный (по обществознанию и алгебре и началам анализа).
Оборудование: схемы, графики (условные обозначения: синий цвет - спрос; зеленый цвет - производство; красный цвет - рабочая сила).
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся
Учащиеся класса разделены на две группы.
Урок начинается с вопросов:
1. Каковы основные сферы жизни общества?
2. Какую роль играет экономика в общественном развитии?
3. Какие изменения в экономике произошли в результате реформ Петра I, Александра II?
II. Работа по теме урока.
Учитель. С приходом к власти большевиков изменилось отношение власти к экономике. Сложившуюся в 30-е гг. и существующую до 80-х гг. экономическую систему называют командной.
Учащиеся выполняют задания по группам, затем - обсуждение результатов.
Задания по группам:
1 | 2 |
1. Изобразите схематично командную (плановую) экономику. Дайте анализ. Учащиеся должны изобразить примерно следующую схему: | 1. Изобразите график отклонений от заданных постоянных величин с помощью кривой, которая характеризует спрос (обозначить синим цветом) (постоянный объем производства при постоянной численности рабочего класса)
|
«Мозговой штурм».
Определите положительные и негативные стороны командной экономики. Ответы обобщите втаблице.
Командная (плановая)экономика
Положительные стороны | Негативные стороны |
1. Устойчивое развитие без экономических кризисов. 2. Низкие цены. 3. Отсутствие безработицы. 4. Гарантированная зарплата. | 1. Отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду). 2. Постоянный дефицит товаров. 3. Низкое качество продукции. 4. Расточительное отношение к ресурсам. 5. Формирование психологии социального иждивенчества у значительной части населения. |
Учитель. Неэффективность чисто командных методов в экономике обнаружилась довольно рано. Этим объясняются попытки СССР осуществить экономические реформы в 1960-1970-е гг.
1 | 2 |
2. Изобразите схематично рыночную экономику. Дайте анализ. | 2. Выявите зависимость между ценой и спросом; между ценой и предложением. Введем некоторую функцию, график которой представляет некоторая кривая. Проанализируем, как будет вести себя кривая при условии, что цена, спрос (предложение) не равны нулю. Как изменяется цепа при увеличении спроса? Изобразите график возрастающей функции, плавно подходя к осям и не пересекая их.
|
3. Как образуется стоимость товара в условиях рыночной экономики? | 3. Как изменяется цена при увеличении предложения? Изобразите график убывающей функции при тех же параметрах. |
4. Какая цена будет выгодна и производителю, и потребителю? | 4. Наложим графики функций друг на друга. Отметим точку пересечения двух графиков. |
5. Предприниматель заинтересован в получении прибыли. Именно это побуждает его вкладывать капитал и рисковать своими деньгами. Как предприниматель может увеличить свою прибыль? | 5. Зеленым цветом изобразите кривую, отражающую объем производства. Проанализируем и нанесем на систему координат. (переменный объем производства при постоянной численности рабочего класса) Увеличение спроса приводит к сверхурочной работе или передаче части работы подрядчикам. Вывод: график не выявил экономически выгодного положения. |
6. Что предприниматель должен делать в условиях кризиса перепроизводства. чтобы не допустить краха предприятия? | 6. Введем переменный объем производства при переменной численности рабочего класса. Изобразим кривую красного цвета, отражающую изменение численности рабочего класса. (переменный объем производства при переменной численности рабочего класса) Проанализируем периодичность изменений объема производства, спроса и численности рабочего класса. Вывод: только при гибкости всех процессов мы видим экономически полезную ситуацию. |
| |
Учитель. Определите положительные и негативные стороны рыночной экономики.
Ответы обобщите в таблице
Рыночная экономика
Положительные стороны | Негативные стороны |
Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Способно повышать качество товаров и услуг | Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами. Несет в себе опасность безработицы. Может усилить имущественную дифференциацию |
III. Закрепление изученного.
В конце урока можно обсудить следующий вопрос:
- Что вы можете предложить для смягчения негативных последствий рынка?