СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рыночные отношения в экономике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубление знаний учащихся о рыночных отношениях в экономике; основные черты рыночной экономики;  экономические проблемы рыночного общества.

Просмотр содержимого документа
«Рыночные отношения в экономике»





Цели:

- углубить знания учащихся о рыночных отношениях в экономике;

- разъяснить учащимся основные черты рыночной экономики; - сформировать умения разбираться в некоторых экономических

проблемах рыночного общества.


После урока учащиеся должны:

- знать: роль экономики в жиз­ни общества; отрицательные и положительные стороны плановой и рыноч­ной экономики; как образуется .стоимость товара; зависимость цены от спроса и предложения;

- уметь: раскрывать механизм рынка; ис­пользовать понятие функции при анализе экономических процессов; выяв­лять связь между абстрактными математическими понятиями и экономи­ческими процессами; применять интеграцию знаний по алгебре и обществознанию;

- выполнять задание по группам - определить положительные и негативные стороны рыночной экономики.


Тип урока: интегрированный (по обществознанию и алгебре и нача­лам анализа).


Оборудование: схемы, графики (условные обозначения: синий цвет - спрос; зеленый цвет - производство; красный цвет - рабочая сила).




Ход урока



I. Актуализация знаний учащихся

Учащиеся класса разделены на две группы.

Урок начинается с вопросов:


1. Каковы основные сферы жизни общества?

2. Какую роль играет эко­номика в общественном развитии?

3. Какие изменения в экономике произошли в результате реформ Пет­ра I, Александра II?



II. Работа по теме урока.

Учитель. С приходом к власти большевиков изменилось отношение власти к экономике. Сложившуюся в 30-е гг. и существующую до 80-х гг. экономическую систему называют командной.

Учащиеся выполняют задания по группам, затем - обсуждение ре­зультатов.





Задания по группам:


1

2

1. Изобразите схематично командную (плановую) экономику. Дайте анализ. Учащиеся должны изобразить при­мерно следующую схему:

1. Изобразите график отклонений от заданных постоянных величин с по­мощью кривой, которая характеризу­ет спрос (обозначить синим цветом)








(постоянный объем производства при постоянной численности рабочего класса)






«Мозговой штурм».

Определите положительные и негативные сто­роны командной экономики. Ответы обобщите втаблице.



Командная (плановая)экономика


Положительные стороны

Негативные стороны

1. Устойчивое развитие без экономических кризисов.

2. Низкие цены.

3. Отсутствие безработицы.

4. Гарантированная зарплата.

1. Отсутствие экономических мотивов к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду).

2. Постоянный дефицит товаров.

3. Низкое качество продукции.

4. Расточительное отношение к ресурсам.

5. Формирование психологии социального иждивенчества у значительной части населения.


Учитель. Неэффективность чисто командных методов в экономике обнаружилась довольно рано. Этим объясняются попытки СССР осуще­ствить экономические реформы в 1960-1970-е гг.



1

2

2. Изобразите схематично рыночную экономику. Дайте анализ.



2. Выявите зависимость между ценой и спросом; между ценой и предложе­нием. Введем некоторую функцию, график которой представляет некото­рая кривая. Проанализируем, как бу­дет вести себя кривая при условии, что цена, спрос (предложение) не равны нулю.

Как изменяется цепа при увеличе­нии спроса?

Изобразите график возрастающей функции, плавно подходя к осям и не пересекая их.




3. Как образуется стоимость товара в условиях рыночной экономики?


3. Как изменяется цена при увеличе­нии предложения?

Изобразите график убывающей функции при тех же параметрах.



4. Какая цена будет выгодна и произ­водителю, и потребителю?


4. Наложим графики функций друг на друга. Отметим точку пересечения двух графиков.


5. Предприниматель заинтересован в получении прибыли. Именно это побуждает его вкладывать капитал и рисковать своими деньгами. Как предприниматель может увеличить свою прибыль?

5. Зеленым цветом изобразите кри­вую, отражающую объем производст­ва. Проанализируем и нанесем на систему координат.


(переменный объем производства при постоянной численности рабочего класса)

  • Падение спроса приводит к паде­нию объема производства и простою рабочей силы.

Увеличение спроса приводит к сверхурочной работе или передаче части работы подрядчикам. Вывод: график не выявил экономи­чески выгодного положения.

6. Что предприниматель должен делать в условиях кризиса пере­производства. чтобы не допустить краха предприятия?


6. Введем переменный объем произ­водства при переменной численности рабочего класса. Изобразим кривую красного цвета, отражающую изме­нение численности рабочего класса.

(переменный объем производства при переменной численности рабочего

класса)

Проанализируем периодичность из­менений объема производства, спроса и численности рабочего класса.

Вывод: только при гибкости всех процессов мы видим экономически полезную ситуацию.




Учитель. Определите положительные и негативные стороны рыноч­ной экономики.

Ответы обобщите в таблице

Рыночная экономика

Положительные стороны

Негативные стороны

  1. Направляет ресурсы на произ­водство необходимых обществу товаров.

  2. Способно повышать качество товаров и услуг

  1. Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами.

  2. Несет в себе опасность безработицы.

  3. Может усилить имущественную диффе­ренциацию


III. Закрепление изученного.

В конце урока можно обсудить следующий вопрос:

- Что вы можете предложить для смягчения негативных последствий рынка?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!