СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский портрет 18 века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

русский портрет 18 века

Просмотр содержимого документа
«Русский портрет 18 века»

Русский портрет XVIII в.

  • Шедевры русских портретистов. Творчество И. Никитина, Ф. Рокотова, Д. Левицкого. В. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета. Декоративно-монументальная скульптура Б. Растрелли. Ф. Шубин, М.

  • Знать шедевры русских портретистов. Уметь узнавать изученные произведения.



В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов.



С XVII века были известны парсуны – портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений.

Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.

Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:



  1. отечественная школа живописи

(творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);



  1. традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);

  2. живопись иностранцев на территории России — россика

(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).



Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм.

Парсуна — родоначальница светского портрета



Россика как портретное направление.

Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.



Виды портретов в русской школе 18 века.

  1. Парадный

(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);

  1. Полупарадный

(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);

  1. Камерный

(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);

  1. Интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).



Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета.

С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.

Русские мастера научились правильно:



  • выстраивать картинную плоскость,

  • анатомически верно передавать человеческое тело,

  • овладели искусством перспективы,

  • основами масляной техники и законами колорита.



Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и



  • выработали свои композиционные схемы,

  • тональность и стилевые установки.

Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:

  • На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.

  • Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.

  • Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.

  • Отсутствие группового (семейного) портрета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!