Русский портрет XVIII в.
Шедевры русских портретистов. Творчество И. Никитина, Ф. Рокотова, Д. Левицкого. В. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета. Декоративно-монументальная скульптура Б. Растрелли. Ф. Шубин, М.
Знать шедевры русских портретистов. Уметь узнавать изученные произведения.
В истории российской живописи немаловажное значение имеет период зарождения и развития портретного жанра. Это – вторая половина XVIII века. Именно в это время живописцы увидели индивидуальное своеобразие личности и захотели передать на холсте человека с его неповторимым внутренним миром.
Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.
в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов.
С XVII века были известны парсуны – портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.
С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений.
Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом. Так появились новые жанры, идеи, образы.
Развитие русского портретного искусства происходило в трех направлениях:
отечественная школа живописи
(творчество И. Никитина, И. Вишнякова, А. Матвеева, И. Аргунова, А. Антропова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского);
традиции средневековой парсуны – портретного изображения, близкого к иконе(С.Ушаков, К. Золотарёв, И. Рефусицкий);
живопись иностранцев на территории России — россика
(Л. Токке, Л.-Ж.-Ф. Лагрене, Л.-Ж. Лоррен, И.-Г. Таннауэр, Л. Каравакк).
Феноменом нового времени стал светский портрет, развитие пошло в ногу с основными стилями, доминирующими в ту или иную эпоху (барокко, рококо, классицизм.
Парсуна — родоначальница светского портрета
Россика как портретное направление.
Третье направление в развитии портретного жанра в русской живописи 18 века — россика — связано с живописью иностранцев, приехавших в Россию. Некоторых из них даже вызывали (Луи Токке) специально для того, чтобы написать портрет императрицы. Художники-россисты пытаются своими методами и через свое понимание изобразить русский быт и русского человека. Параллельно они передают свои приемы и язык нового искусства местным художникам.
Виды портретов в русской школе 18 века.
Парадный
(внимание уделяется и передаче богатства быта, одежды, и перенесению на полотно индивидуальных особенностей человека, портретируемый изображался в полный рост);
Полупарадный
(человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
Камерный
(изображение по плечи, по грудь, максимум – по пояс, зачастую — на нейтральном фоне);
Интимный (игнорирование фона, основное внимание — внутреннему миру человека).
Национальная специфика портретной живописи — черты русского портрета.
С появлением новых жанров усовершенствуются и выразительные средства, используемые художниками.
Русские мастера научились правильно:
выстраивать картинную плоскость,
анатомически верно передавать человеческое тело,
овладели искусством перспективы,
основами масляной техники и законами колорита.
Воспринимая новшества западноевропейской живописи, русские художники не только освоили чужие традиции и пересмотрели содержательную часть портретного изображения, но и
выработали свои композиционные схемы,
тональность и стилевые установки.
Портрет в России в XVIII веке стал жанром, воплотившим и специфические русские черты:
На портретах изображались люди, которые полнокровно и целостно воспринимают мир.
Особое внимание уделялось одежде, аксессуарам, драгоценностям – как своеобразной оправе лица.
Цветовая гамма русских портретов была более яркой и насыщенной.
Отсутствие группового (семейного) портрета.