СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портреты"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор РокотовДмитрий ЛевицкийВладимир Боровиковский.

Просмотр содержимого документа
«Дмитрий Григорьевич Левицкий "Портреты"»

Дмитрий Григорьевич Левицкий  Портреты Острикова Эвелина 11 «А» г. Владивосток

Дмитрий Григорьевич Левицкий Портреты

Острикова Эвелина 11 «А»

г. Владивосток

Дмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735 года — 4 (16) апреля 1822) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств. автопортрет

Дмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735 года — 4 (16) апреля 1822) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.

автопортрет

Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства.

Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства.

В 1773 году «Санкт-Петербургские ведомости» отмечали «важное событие» — «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет. 1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией.  В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста».

В 1773 году «Санкт-Петербургские ведомости» отмечали «важное событие» — «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института».

Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет.

1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией.

В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста».

Все эти события , сопровождавшиеся балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями, привлекли к себе внимание широкой публики и получили соответствующие восторженные отклики в периодической печати и произведениях изящной словесности. По случаю данного гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты воспитанниц ; их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям.

Все эти события , сопровождавшиеся балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями, привлекли к себе внимание широкой публики и получили соответствующие восторженные отклики в периодической печати и произведениях изящной словесности. По случаю данного гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты воспитанниц ; их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям.

Портрет Ф. С. Ржевской и  Н. М. Давыдовой (1772) Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.

Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772)

Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.

 Портрет Е. И. Нелидовой (1773) Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм, один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа». Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.

Портрет Е. И. Нелидовой (1773)

Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм, один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа». Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.

Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773) Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.

Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773)

Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.

 Портрет А. П. Левшиной  (1775) Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.

Портрет А. П. Левшиной (1775)

Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.

 Портрет Е. И. Молчановой  (1776) Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).

Портрет Е. И. Молчановой (1776)

Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).

 Портрет Г. И. Алымовой  (1776) Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого.

Портрет Г. И. Алымовой (1776)

Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого.

 Портрет Н. С. Борщовой  (1776) Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе.

Портрет Н. С. Борщовой (1776)

Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе.

Своеобразие замысла заключается прежде всего в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины , в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Другой особенностью замысла является то, что портреты составляют цельный и замкнутый цикл , объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов, но и обладающий внутренним единством, общей душевной настроенностью. Все портреты варьируют , в сущности, одну и ту же тему цветущей , жизнерадостной юности .

Своеобразие замысла заключается прежде всего в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины , в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Другой особенностью замысла является то, что портреты составляют цельный и замкнутый цикл , объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов, но и обладающий внутренним единством, общей душевной настроенностью. Все портреты варьируют , в сущности, одну и ту же тему цветущей , жизнерадостной юности .

Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы — Петергофе : их местопребыванием стала Куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат. После Февральской революции цикл поступил из Петергофского дворца в Русский музей , где находится по сей день.

Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы — Петергофе : их местопребыванием стала Куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат.

После Февральской революции цикл поступил из Петергофского дворца в Русский музей , где находится по сей день.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!