Дмитрий Григорьевич Левицкий Портреты
Острикова Эвелина 11 «А»
г. Владивосток
Дмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735 года — 4 (16) апреля 1822) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.
автопортрет
Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства.
В 1773 году «Санкт-Петербургские ведомости» отмечали «важное событие» — «первый выход на гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института».
Также в 1773 году состоялись, обставленные необычайно пышно и торжественно, публичная церемония перевода девиц «среднего возраста» в «старший» и первый большой выезд воспитанниц в свет.
1774 год был отмечен праздником по случаю заключения мирного договора с Турцией.
В 1776 году происходил выпуск из института девиц «старшего возраста».
Все эти события , сопровождавшиеся балами, маскарадами, концертами и театральными представлениями, привлекли к себе внимание широкой публики и получили соответствующие восторженные отклики в периодической печати и произведениях изящной словесности. По случаю данного гулянья, а также первых институтских спектаклей, Екатерина заказала Левицкому портреты воспитанниц ; их надлежало изобразить в театральных костюмах, соответствующих игранным ими ролям.
Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой (1772)
Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества.
Портрет Е. И. Нелидовой (1773)
Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм, один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа». Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.
Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской (1773)
Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.
Портрет А. П. Левшиной (1775)
Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.
Портрет Е. И. Молчановой (1776)
Молчанова изображена в белом шелковом платье, установленном для воспитанниц старшего (четвертого) возраста Воспитательного общества благородных девиц. Справа на столе — антлия (вакуумный насос), использовавшийся как пособие при обучении смолянок. В левой руке она держит книгу. Этот атрибут позволяет воспринимать изображение и как Аллегорию Науки (или Декламации).
Портрет Г. И. Алымовой (1776)
Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого.
Портрет Н. С. Борщовой (1776)
Изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе.
Своеобразие замысла заключается прежде всего в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины , в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Другой особенностью замысла является то, что портреты составляют цельный и замкнутый цикл , объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов, но и обладающий внутренним единством, общей душевной настроенностью. Все портреты варьируют , в сущности, одну и ту же тему цветущей , жизнерадостной юности .
Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы — Петергофе : их местопребыванием стала Куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат.
После Февральской революции цикл поступил из Петергофского дворца в Русский музей , где находится по сей день.