СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 4 класс. Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс, предмет: 4  русский язык

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».

Тип: урок «открытия нового знания»

Цель: уметь распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме. 

Задачи:

- освоение знаний о правиле правописания  –тся и –ться в возвратных глаголах;

- овладение умением распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме по вопросам;

- развитие логического мышления, речи, памяти, внимания.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс. Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».»

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону

«Школа №7 имени Береста Алексея Прокопьевича»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка




















Класс, предмет: 4 русский язык

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».

Тип: урок «открытия нового знания»

Цель: уметь распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме.

Задачи:

- освоение знаний о правиле правописания –тся и –ться в возвратных глаголах;

- овладение умением распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме по вопросам;

- развитие логического мышления, речи, памяти, внимания.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

Метапредметные результаты

Учащиеся научатся:

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

- способность к самооценке на основе наблюдения за учебной деятельностью;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные УУД:

-владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с конкретными целями и задачами;

Коммуникативные УУД:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени и неопределенном форме.


Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.

Материалы для учителя (оборудование): учебник, технологическая карта, доска, карточки с самостоятельной работой, презентация, карточки для рефлексии.




Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения

1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный этап)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Прозвенел для нас звонок

Начинаем наш урок.

Мы тетради открываем

И к работе приступаем

Продолжите фразу:

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…

Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя






Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Открывают тетрадки, записывают число и классную работу.


Личностные УУД: навыки сотрудничества с учителем.

Формирование готовности восприятия учебного материала

Беседа

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

А у нас словарная разминка. Запишите слова: молоко, метал, метро, молоток, морковь, мороз, Москва.

Обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте правильность написание по эталону (Слайд1)


- Какую часть речи мы изучаем?

- Что называется глаголом ?






- Что такое неопределённая форма глагола?






-Какие глаголы называются возвратными?


Записывают слова.


Обмениваются тетрадками, оценивают работу соседа.


Глагол

-Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д,  и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять

-Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы  что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или  ^ –ти. Н-р: везти, писать (стр.72)

-Глаголы с  ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться

Личностные УУД: навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке




Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной речи.



Взаимопроверка.


Беседа





Повторение



3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание









3.2. Открытие нового знания





3.3.Первичное закрепление















Физминутка








3.4.Самостоятельная работа















3.5.Повторение и включение в систему знаний

Прочитайте стихотворение Эдуарда Успенского (слайд2) :

Где тут -ТСЯ? Где тут -ТЬСЯ?

Надо разобраться!

Что делать? Учиться!

Что делает? Учится!

Превосходный ученик из него получится!

Назовите возвратные глаголы.

Что вы заметили?


Как это можно объяснить?


Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» (слайд3)

Какие задачи вы перед собой поставите?




Откройте учебники на странице 104, устно выполним упражнение 216.

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника)

Прочитайте ниже сведение о языке про себя.

Теперь 1 прочитает вслух.

По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе?


-Посмотрите на упражнение 217. Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Кто знает, что же такое коромысло?

Посмотрите, как выглядит коромысло.

Спишите два первых предложения.


-Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.

- Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написания и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать?



- Какой можно сделать вывод?

- Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на странице 105.

-Выполните разбор слова повисли по составу.

Суффикс Л в основу не входит. Это формообразующий суффикс, он образует форму прошедшего времени.



Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки?

- Запишем их в столбик

Что вы заметили?

- Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.


А сейчас поработайте самостоятельно. У вас на столах лежат карточки. Я вам предлагаю выполнить задания с правом на выбор трех уровней.

- Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

- Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

- Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

- Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

У кого есть вопросы по данному заданию?

Давайте проверим по эталону (слайд 5)

Кто выбрал 1 уровень? Какое у вас было задание? Кто 2? Кто 3?

А теперь оцените свою деятельность. Если вы не совершили ни одной ошибки, то поставьте себе 5. Если 1 ошибка, то поставьте – 4. Если 2 и более ошибок, то ничего себе не ставьте.






Откройте учебники на странице 105, упражнение 218.

-Прочитайте глаголы в неопределенной форме. Назовите показатель неопределенной формы.

Поэтому в возвратных глаголах неопределенной формы перед –ся пишется мягкий знак.

-Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа.

Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица ед.ч. пере –ся пишется мягкий знак.

- Назовите показатель глаголов 3-го лица.

Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица ед.ч. перед –ся пишется мягкий знак.

-Выполните письменное задание к упражнению. 2 ученика будут работать на откидной доске.

Давайте проверим. Объясните написание глаголов.

Подведение итогов

Итак, ребята, с какой темой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Как определить в каких возвратных глаголах пишется мягкий знак, а в каких нет?



Читают стихотворение.




Учиться, учится.

Учиться пишется с мягким знаком, а учится – без мягкого знака.

Предполагают

(правописание зависит от вопроса)

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах



Познакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах



Открывают учебники.




Читают правила сначала про себя, потом 1 читает вслух.

Отвечают на вопрос, используя правило.

Читают загадку.

-Коромысло

Коромы́сло —деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины.

-Купаться, задаем вопрос –Что делать?- вопрос относится к неопределенной форме глагола, значит пишем с мягким знаком.

-Купаются, задаем вопрос – Что делают? – форма: 3 л., мн.ч., буд. вр.,

В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.

Правописание –тся и –ться в глаголах являются орфограммой.


Повисли. Часть речи – глагол. Окончание И. Корень ВИС. Приставка ПО. Суффикс Л. Основа ПОВИС.






Выполняют упражнения





Подтянуться,нагнуться,разогнуться.


-Все глаголы в неопределённой форме

-Потянется, нагнется, разогнется.

1 уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Друзья (что делают?)  познаются в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не  учиться
За всё (что делать?) браться  – ничего не сделать.

2  уровень.  Вставь в  пословицы  изученную орфограмму

Кто на уроке старается,

У того всё получается.

Если не будешь стремиться,

Нечем будет гордиться!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление - стремиться

Они испытывают  волнение – волнуются  

Допускать ошибки - ошибаться            

Он испытывает радость -  радуется

Оценивают себя.




Суффикс –ть



Окончание –ешь или –ишь




Окончание –ет или –ит



Выполняют упражнение.

Двое учеников работают у доски. Проверяют. Объясняют написание глаголов.



Отвечают на вопросы учителя




Коммуникативные УУД:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;



Личностные УУД: навыки сотрудничества с учителем.


Познавательные УУД: владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами;



Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи.








Личностные УУД: навыки сотрудничества с учителем.






Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу;





Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.




Коммуникативные УУД:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;



Беседа







Постановка системы перспектив




Работа с учебником

Упражнение

Беседа


Работа с учебником



Упражнение



Беседа













Самостоятельная работа






Вариативные задания


Проверка по эталону


Самооценка






Работа с учебником


Беседа



Упражнение

4 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат листки с лесенками успеха. Нарисуйте себя на той ступеньке, которая описывает уровень вашей деятельности на уроке.

Запишите домашнее задание: Стр. 105 , упр. 219

Урок окончен! Можете быть свободными


оценивают свою деятельность



Записывают ДЗ

Личностные УУД: способность к самооценке на основе наблюдения за учебной деятельностью;

Метод рефлексии: «Лесенка успеха»


Поощрение

Оценка своей деятельности







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!