СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык 2 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 2 класс»

Открытый урок «Знакомство с частями речи» Тема: «Знакомство с частями речи».

Цели урока:
  1. Формировать у учащихся общее представление о слове, как часть речи, о делении слов по группам на части речи.

  2. Развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся, навыки работы в группах, развивать воображение, навыки самопроверки и самоконтроля, учить видеть красоту природы.

  3. Воспитывать чувство коллективизма, интерес к изучению предмета, бережного отношения к природе.

Ход урока:
    1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе.

      • Что должно лежать у нас на партах на уроках русского языка? (ответы детей)

«Если порядок на столе – то порядок в голове». Садитесь, пожалуйста!

Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.


    1. Актуализация опорных знаний.

– Вот звенит снова школьный звонок! (1 слайд) Начинается новый урок!

      • Ребята, что я сейчас произнесла? (Речь устная) (2 слайд )

      • В какую речь теперь превратилась устная речь? (в письменную). А из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений, а предложения из слов).

      • Слово - это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, учёные-филологи разделили все слова на большие группы-части речи.

    1. Объявление темы урока: (3 слайд).

- Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи.

    1. Работа по теме урока.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся на прогулку в Зимний лес.

  • Прежде чем, отправится в зимний лес давайте с вами откроем тетради. Запишем число, классная работа. (все сели ровно, прямо, следим за осанкой, спина ровная; тетрадь смотрит в окошко, лежит с наклоном, локоток не висит)

(слайд 4).

    • Посмотрите, как красив зимний лес.

    • Какое стихотворение вспоминается вам, глядя на него?

(Ученик рассказывает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою»)

Федор Тютчев Чародейкою Зимою

***

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою, Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

    • Вы узнали чьё это стихотворение?

    • Как автор называет зиму? (Зима чародейка, волшебница)

    1. Чистописание (слайд 5).

  • Это описание зимнего леса, и будет являться нашей минуткой чистописания. Пожалуйста приступайте к выполнению работы.(выполняется работа)

Поменяйтесь с соседом тетрадями и оцените работу друг друга. Оцениваем каллиграфию. Отметки ставим карандашом.

Закончили. Молодцы.


З з, Ч ч, Вв

Зима чародейка волшебница.

  • Перед тем как продолжить работу, я предлагаю вам заполнить карточки с уже знакомым нам незаконченным предложением «Я умею (могу) ...» отметьте пункты, где записано то, что вы уже сейчас сможете выполнить. Отложите листы на край стола.

Я УМЕЮ (МОГУ) ….




Я умею (могу) …

Начало

урока

Конец

урока

1

Правильно писать имена и фамилии людей



2

Ответить на вопрос «Что такое части речи?»



3

Подобрать проверочное слово к слову с парным по звонкости-глухости согласным звуком



4

Обозначить на письме части речи



5

Правильно написать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ



6

Назвать на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают




Давайте обратимся к своему опыту, вспомним ...


  • Какую большую тему мы изучили? (Буквы и звуки)


  • Какие орфограммы русского языка изучались в этом разделе? (Слова с буквосочетаниями: ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; парные по звонкости-глухости согласные звуки на конце слова и после других согласных; разделительный мягкий знак)

Давайте проверим себя. Применим полученные знания. Для этого запишем слова под диктовку. Готовы записывать? ….

Воробьи, сказка, мороз, ночка, чаща, чудо, блестит, живой, чудный.


Выделите пожалуйста изученные орфограммы. (Все работают в тетрадях, один ученик у доски после выполнения, комментирует: читает слово, наз. орфограмму, где необходимо — проверочное слово) Далее самопроверка! Поставьте себе отметку.

ФИЗ-МИНУТКА:

Начинается разминка Встали, выровняли спинки. Вправо – влево наклонились И ещё раз повторили.

Выполним рывки руками Раз, два, три, четыре, пять, А теперь мы присели.

Раз, два, три, четыре, пять, Не устанем повторять.

Головой теперь покрутим,

Так мы лучше думать будем! Поворот и поворот,

А потом наоборот, Встанем, дети, на носочки, Ручки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку,


Продолжаем наш урок.

Сели пожалуйста, настроились на работу, Сейчас мы переходим к изучению нового материала.


    1. Введение темы урока. (слайд 6)

  • Подходят ли эти строки для описания красоты нашего леса?

  • Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес, так ли это?

  • Посмотрите, кого мы видим в нашем лесу? (Лисица, воробей, снегирь, волк, заяц).

  • Какое словарное слово – название живого предмета, мы не сможем увидеть в лесу зимой, потому что он зимой спит в берлоге? (медведь).

  • Назовите только словарные слова (слайд 7).

(слайд 8) Демонстрация слайда со словарными словами.

  • Какой вопрос мы задаём к этим словам? (Кто?).

  • Как мы называем животных, которые живут в лесу, а какие животные рядом с человеком?

  • Ребята, найдите среди этих словарных слов, слова где все согласные твёрдые (заяц). Сделать звуко -буквенный анализ этого слова.


За́яц — за-яц. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [зай’иц]


з [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) а [а] — гласный, ударный

я [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)

[и] — гласный, безударный

ц [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо) В слове 4 буквы и 5 звуков.

  • Ребята, это мы назвали предметы, которые отвечают на вопрос кто? А теперь скажите что вы видите в нашем лесу?


(10 слайд ) Дети называют. (слайд 11)


  • Выпишите слова, в которых есть орфограмма – парные согласные в корне слова – комментированное письмо.


  • Итак, мы выделили слова, которые называют предметы.


  • На какой вопрос они отвечают?


  • А теперь посмотрите снова на наш лес, какие животные живут в лесу?


  • А что вы можете сказать о лесе, лес какой? И т.д. (Слайд 15)


  • Что обозначают эти слова? (признак предмета) (слайд 16).


  • Спишите с таблицы одно слово, которое обозначает признак живого предмета и одно слово, которое обозначает признак неживого предмета.


Физкультминутка.
  • А теперь давайте подумаем что делают деревья, снег, животные, птицы.


  • А что называют эти слова? (Действия предметов). (Слайд 19)

  • Запишите 2 слова, в котором есть орфограмма, проверяемая безударная гласная в корне слова.


    1. Знакомство с названиями частей речи (слайд 20).


  • Итак, ребята, мы разделили слова на три группы, давайте ещё раз скажем по каким признакам.


  • Откройте учебники на странице 40 и прочитаем сведения о языке.


  • Ребята, используя учебник давайте с вами дадим название каждой группе. (слайд 21).


    1. Закрепление темы урока.


  • Ребята, сейчас мы попробуем из отдельных частей речи составить известные нам стихотворения великих русских писателей.


  • Я раздам вам карточки, на них вы найдете задание. Надо его выполнить в группе.


  • Задание такое, прочитать группы частей речи, по ним узнать стихотворение, назвать автора и рассказать наизусть.


  1. Имена существительные

    Имена прилагательные

    Глагол

    Обозначают предметы

    Обозначают признаки предметов

    Обозначают действия предметов

    Кто? Что?

    Какой? Какая? Какое? Какие?

    Что делает? Что сделает? Что сделают?

    Утро, кот, лапки, снег, вкус, запах, снег, ребята, голова, платок, мостовая

    Первый, новый, лёгкий, пуховой

    Принёс, имеет, кружится, решил расстелить


    группа












Яков Аким — Первый снег: Утром кот

Принёс на лапах Первый снег!

Первый снег! Он имеет Вкус и запах, Первый снег! Первый снег! Он кружится, Лёгкий, Новый,

У ребят над головой, Он успел

Платок пуховый Расстелить

На мостовой, Он белеет

Вдоль забора, Прикорнул на фонаре — Значит, скоро,

Очень скоро Полетят салазки С горок,

Значит, можно будет Снова

Строить крепость Во дворе!


  1. группа





Имена существительные

Имена прилагательные

Глагол

Обозначают предметы

Обозначают признаки предметов

Обозначают действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

Берёза, окно, серебро, серебро, ветки, кайма, кисти, бахрома

Белая, пушистые, снежная, белой

Принакрылась, распустились


Сергей Есенин


Берёза

Белая берёза Под моим окном

Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом,

Обсыпает ветки Новым серебром.

  1. группа




Имена существительные

Имена прилагательные

Глагол

Обозначают предметы

Обозначают признаки предметов

Обозначают действия предметов

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делает? Что сделает? Что сделают?

Зима, лес, стозвон, сосняка, тоска, страна, облака

Мохнатый, глубокая, далёкая, седые

Поёт, аукает, баюкает, плывут


Сергей Есенин


Поет зима аукает…

Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.

А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна.

Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

ИГРА «НЕМОЙ ДИКТАНТ»


Посмотрим как вы усвоили новый материал.


Я вам показываю ребус. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета, это будет имя СУЩ., подбираете к нему подходящие по смыслу ПРИЛ. и ГЛ.

По окончании диктанта проводится фронтальный опрос и корректируются ответы учащихся.



    1. Итог урока.


С какими частями речи мы познакомились?


-Что надо знать, чтобы определить части речи, а вот сейчас это и сделаем.

Звенит школьный звонок. Начинается новый урок. Оценивание учащихся

Рефлексия учебной деятельности.

А теперь возьмём листочки с незаконченным предложением и посмотрим, сможем ли мы теперь отметить пункты, оставшиеся неотмеченными вначале урока.


Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!