СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рубка металла зубилом 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока № 29-30  технологиии по теме "Рубка металла зубилом". Проведение практической работы № 13 " Рубка металла зубилом".

Просмотр содержимого документа
«Рубка металла зубилом 6 кл»

Конспект урока № 29-30

ТЕМА: Рубка металла зубилом.

Задачи: 1.Ознакомить учеников с приемами рубки металла зубилом. 2.Научить приемам рубки в тисках и на правильной плите или наковальне. 3.Развивать политехнический кругозор. 4.Воспитывать аккуратность в работе.

Тип урока: комбинированный, практическая работа № 13 «Рубка металла зубилом».

Инвентарь и оборудование: учебники, тетради, слесарная ножовка, молотки, зубила, заготовки металла, топор, стамеска, нож рубанка, сверло, таблица «Рубка металла».

Оформление доски: тема урока.

Дата проведения: 2 четверть.



ХОД УРОКА


Этап урока

Продолжительность

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I этап: Организационный.

2 мин

Организация начала урока. Проверить присутствующих.

Cоздать психологический настрой для изучения новой темы.

Готовятся к уроку (тетради, учебники, карандаш, ручка)

II этап: Проверка домашнее задания

15 мин

1.УСТНЫЙ ОТВЕТ ПО КАРТОЧКЕ.

1.Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

-- Как резать металл слесарной ножовкой?

2.Для этого вспомни:

  • Устройство и применение слесарной ножовки.

  • Приемы работы слесарной ножовкой.

  • Правила безопасности работы ножовкой.

3.Сделай вывод.


2.ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Металл режут:

а) канцелярскими ножницами; б) топором; в) слесарной ножовкой.

2.Какими по конструкции бывают ножовочные рамки?

а) раздвижными, б) цельными; в) раздвижными и цельными.

3.Что представляет собой ножовочное полотно?

а) тонкую и узкую стальную пластину;

б) тонкую и узкую стальную пластину с зубьями на одном конце;

в) пластину с отверстиями;

г) широкую пластину с зубьями.

4.Какую форму имеют зубья ножовочного полотна?

а) клина; б) пластины; в) угла; г) острия.

5.Чем уменьшают трение ножовочного полотна о разрезаемый металл?

а) увеличением числа зубьев и смазыванием минеральным маслом;

б) разводкой зубьев и смазыванием масло;

в) изменением формы зубьев и смазыванием маслом.

6.Под каким углом сгибают правую руку при работе ножовкой?

а) 110°; б) 45°; в) 90°; г) 60°.

7.Как располагают тонкий металл при резке слесарной ножовкой?

а) закрепляют между деревянных брусков и разрезают вместе с брусками;

б) закрепляют в слесарных тисках;

в) располагают на верстаке.



III этап: Подготовка учащихся к усвоению нового материала

3 мин

Пиление слесарной ножовкой – очень трудоемкая и малопроизводительная операция, в слесарных работах она применяется не так часто. Существуют такие операции, для выполнения которых использовать ножовку невозможно, например удаление лишнего слоя металла, вырубание пазов и канавок или разделение заготовки на части.

Для выполнения этих работ применяют рубку металла. Рубка тоже тяжелый и очень малопроизводительный процесс, но в условиях небольшой мастерской рубка является незаменимым методом обработки металла.

План:

  1. Инструменты для рубки металла.

  2. Приемы рубки на плите.

  3. Приемы рубки в тисках.

  4. Правила безопасности при рубке металла.


Запись в тетради даты и темы урока.



IV этап: Изучение нового материала

25 мин

1.ДЕМОНСТРАЦИЯ ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ РУБКИ МЕТАЛЛА.

Зубило – простейший режущий инструмент, предназначенный для разрубания (разделения) заготовки на части или снятия с неё стружки.

Принцип клина лежит в основе любого режущего инструмента. Продемонстрировать инструменты: топор, стамеску, нож рубанка, зубья ножовки по металлу, режущая кромка сверла и др.

Угол заострения при рубке твердых сплавов (сталь, бронза, чугун) 70°. Для материалов средней твердости (сталь) - 60°. Для мягких материалов (мель, латунь) - 45°. Для алюминиевых сплавов - 35°.


2.РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЧАСТЯХ ЗУБИЛА.

В объеме учебника: § 21 стр. 92.

Зубило представляет собой стальной стержень, имеющий режущую кромку в форме клина. Состоит из головки, ударной части стержня, рабочей части, режущей кромки.


3.ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ РАССКАЗ О ПОДГОТОВКЕ К РАБОТЕ.

Выбор высоты тисков:

Встать прямо, поставив локоть на губки тисков, прямыми пальцами рук коснуться подбородка.

Положение корпуса и ног:

Для выполнения рубки надо стоять прямо, не сгибаясь, вполоборота к тискам, левую ногу выставить на полшага вперед, а правую, служащую главной опорой, слегка отставить назад, ступни ног развернуть на 70°.

Приемы хватки молотка:

Молоток должен быть надежно насажен на рукоятку, рукоятку обхватить четырьмя пальцами на расстоянии 20-30 мм от её конца и прижать к ладони, большой палец наложить на указательный.

Виды ударов молотком:

Удары, наносимые молотком по зубилу, бывают кистевые, локтевые и плечевые.

Кистевой удар применяют при легкой рубке, выполнении точных работ. Кисть сгибают до отказа, разжав слегка пальцы, кроме большого и указательного, при этом мизинец не должен сходить с рукоятки молотка. Затем пальцы сжимают и наносят удар.

При рубке толстого листового металла применяют локтевой удар. Это более мощный удар, чем кистевой. В этом случае руку сгибают в локте. Разгибать руку следует быстро – это увеличивает силу удара.

Если нужно подвергнуть рубке особо толстые заготовки, применяют плечевой удар, во время которого рука движется в плече. При разметке металла перед рубкой учитывают припуск 1-2 мм на чистовую обработку.

Хватка зубила:

Зубило держат левой рукой на расстоянии 15-25 мм от верха бойка.


4.ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ РУБКИ МЕТАЛЛА ЗУБИЛОМ.

Рубка металла на плите.

Зубило устанавливают на разметочную риску вертикально и наносят удары. После нанесения первого удара зубило ставят так, чтобы половина его режущей кромки находилась в уже прорубленной лунке, а половина – на разметочной риске, и наносят второй удар. При таком перемещении зубила по разметочной риске легче установить его в правильное положение и получить непрерывный надрез.

Если толщина заготовки не превышает 2 мм, то металл разрубают с одной стороны, а с другой подкладывают пластину из мягкой стали, чтобы не затупить зубило о плиту. При большей толщине заготовки разметочную риску необходимо наносить с двух сторон. Сначала прорубают лист с одной стороны, примерно на половину его толщины, а затем переворачивают и разрубают его окончательно.

Рубка металла в тисках.

Заготовку закрепляют в тисках таким образом, чтобы разметочная риска находилась ниже уровня губок на 1,5-2 мм. В этом случае после обработки на заготовке остается припуск на опиливание кромок. Режущую кромку зубила устанавливают на поверхность губок под углом 30-40° к плоскости резания. Угол наклона зубила к кромкам губок должен составлять 45-60°.


5.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.

Прочитайте правила безопасности при рубке металла зубилом (см. стр. 94).

Правила безопасной работы:

  • Выполнять рубку только в защитных очках и при установленном защитном экране.

  • Надежно закреплять заготовку в тисках.

  • Работать исправным инструментом.

  • Нельзя стоять за спиной работающего товарища.


6.БЕСЕДА С КЛАССОМ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ.

-- Для чего необходимо использовать очки и защитный экран? Очки необходимы для того, чтобы предотвратить попадание в глаза стружки, образующейся при рубке. Экран предотвращает попадание стружки на соседние рабочие места.


-- Чем опасно нахождение рядом с учеником, выполняющим рубку металла? При нахождении рядом с учеником возможно травмирование отлетающей стружкой или молотком во время работы.


-- Почему запрещено проверять качество рубки на ощупь? Края заготовки, обработанной зубилом, могут быть острыми, можно порезаться.


Записывают определение в тетрадь






Слушают учителя







































Работают с тестом учебника.









Отвечают на вопросы.



V этап: Практическая работа


30 мин

Практическая работа № 13

«Рубка металла зубилом».

1.Вводный инструктаж.

  • Выбор высоты тисков.

  • Подготовка рабочего места.

  • Выбор инструментов для работы.

  • Рубка металла зубилом.


2.Текущий инструктаж.

Корректировка хода практической работы.


3.Заключительный инструктаж.

Анализ успехов и ошибок в работе.






Выполняют работу.

VI этап: Первичное закрепление знаний

10 мин

Контрольные вопросы:

-- Какие инструменты используют при рубке металла?

-- В каких случаях применяют кистевой удар?

-- Какие способы ручной рубки металла вы знаете?

-- Опишите последовательность рубки листового металла на плите.



Отвечают на вопросы.


VII этап: Итог урока

3 мин

Учитель указывает ученикам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины и пути преодоления. Объявляет ученикам оценки. Называет лучших учеников.


Задают вопросы по теме учителю.

VIII этап: Домашнее задание

2 мин

Прочитать § 21 стр. 92-94.


Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:

-- Как выполняется рубка металла?


Подготовить сообщение о видах и применении надфилей.


Записывают в дневник и тетрадь






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!