СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рубка металлов, правила рубки металла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить учащихся с правилами и приёмами рубки металлов зубилом, воспитать  аккуратность в работе

Просмотр содержимого документа
«Рубка металлов, правила рубки металла»


6 класс Занятие№22


Тема: Рубка металлов.



Цель: ознакомить учащихся с правилами и приёмами рубки металлов зубилом,

Воспитывать аккуратность в работе, развивать техническое мышление.

Оборудование и инструменты: зубило, толстолистовой металл, молоток, тисы, слесарный верстак, плакаты по технике безопасности.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


Проверка готовности к уроку. Ввод учащихся в мастерскую.


  1. Проверка пройденного материала.


  • Чем отличается пиление столярной ножовкой от реза­ния слесарной? В чем их подобие?

  • Перечислите правила безопасности при работе слесарной ножовкой.

  • Из каких основных частей состоит слесарная ножовка?

  • Для какой цели на заготовке в месте разрезания делают пропил трехгранным напильником?

  • Почему в конце разрезания заготовки нужно ослабить нажим на ножовку?

  • Как разрезают длинную заготовку?


  1. Изложение программного материала.

Рубка металлов — технологическая операция, в процессе которой с помощью зубила и молотка с заготовки удаляют слой металла или разрубают заготовку на части. В основе рубки лежит действие клина — именно эту форму имеет рабочая (ре­жущая) часть зубила (рис. 1). С помощью рубки удаляют (срубают) с заготовки неровности металла, снимают твердую корку, окалины, острые кромки детали, вырубают пазы и канавки, разрубают листовой металл на части. Рубка может выполняться в тисках, на плите или на наковальне (рис. 2).

Основной рабочий (режущий) инструмент при рубке — зубило, а ударный — молоток.

Зубило (рис. 3) изготовляется из инструментальной углеродистой стали.

Оно состоит из следующих частей: ударной, средней и рабочей.



Рис 1. Простейший клин – зубило. а – общий вид;

б – клин с разными углами заострения





Рис. 2. Виды рубки: а – в тисах; б – на плите; в – на наковальне.

Рис. 3. Зубило.







Рис. 4. Молотки: а — с квадратным бойком;

б — с круглым бойком.


Ударная часть выполняется суживающейся кверху, а ее вершина, называемая бойком,— закругленной; за среднюю часть зубило держат во время рубки, рабочая или режущая часть имеет клиновидную форму. Угол заострения режущей части выбирается в зависимости от твердости обра­батываемого материала.

Для обрабатываемых материалов рекомендуются следующие углы заострения: для твердых (твердая сталь, чугун) —70°, для материалов средней твердости (сталь) —60°, для мягких (медь, латунь) —45°, для алюминиевых сплавов — 35°.

Для вырубания узких пазов и канавок пользуются зубилом с узкой режущей кромкой — крейцмейселем. Этим же зубилом можно снимать широкие слои металла: вначале им прорубают канавки, а оставшиеся выступы срубают широким зубилом.

В качестве ударных инструментов для рубки металлов ис­пользуют слесарные молотки двух типов: с круглым и квадратным бойком (рис. 4). Основная характеристика молотка — его мас­са. Для рубки металлов применяют молотки массой 200, 400 и 600 г. Длина ручки молотка зависит от его массы и составляет 250...50 мм.

Рубка металлов — операция трудоемкая. Для облегчения труда и повышения его производительности на промышленных предприятиях используются пневматический и электрический молотки.















Приемы рубки металлов

Для рубки металла используют прочные массивные тиски. Рубка производится по уровню губок тисков или выше этого уровня по намеченным рискам. По уровню губок тисков рубят листовой и полосовой металл, выше уровня губок — заготовки с широкими поверхностями.

Заготовка должна быть закреплена в тисках прочно и на­дежно. Чтобы не сминать поверхность заготовки губками тисков при зажиме, на них можно устанавливать нагубники.



Для выполнения операции рубки металлов большое значение имеет рабочая поза, т. е. положение корпуса и ног работающего.



Рабочая поза должна обеспечивать наибольшую устойчивость тела работающего при ударах молотком. Корпус должен быть выпрямлен и обращен вполоборота (45°) к оси тисков, левая нога выставлена на полшага вперед, а угол, образованный линиями осей ступней, составлять 60...75° (рис. 5).







Рис. 5. Рабочая поза при рубке. Рис. 6 . Положение зубила при

рубке.

Зубило берут левой рукой за среднюю часть на расстоянии 15...20 мм от края ударной части. Устанавливают зубило так, чтобы режущая кромка находилась на линии снятия стружки (линии среза), а стержень зубила составлял угол 30...35° к обрабатываемой поверхности и примерно 45 ° к губкам тисков (рис. 6).

Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15...20 мм от ее конца. Крепко сжимая рукоятку всеми пальцами, наносят достаточно сильные удары молотком по центру бойка зубила. Различают удары кистевые, локтевые и плечевые.

При кистевом ударе (рис. 7, а) изгибается только запястье правой руки. Во время замаха слегка разжимают пальцы (кроме большого и указательного), затем пальцы резко сжимают и наносят удар. Кистевыми ударами выполняют рубку и снимают тонкий слой мягкого металла.

При локтевом ударе (рис. 7, б) правую руку сгибают в локте. Для получения сильного удара руку разгибают быстро. Такими ударами рубят металл наиболее часто.

В плечевом ударе (рис. 7, в) участвуют плечо, предплечье и кисть руки. Все это способствует большому замаху и удару максимальной силы.

Рис. 7. Виды удара молочка при рубке: а — кистевой; б — локтевой;

в — плечевой.

Рис. 8. Разрубание металла на плите.

Плечевыми ударами снимают толстый слой металла или разрубают толстую заготовку из прочного материа­ла. При рубке сила удара молотком должна соответствовать характеру работы. При этом учитывается масса молотка и длина его рукоятки. Чем тяжелее молоток и длиннее рукоятка, тем сильнее может быть удар. Для рубки полосового металла по уровню губок тисков сначала размечают линию (риску) разре­за, затем закрепляют заготовку в тисках, чтобы риска находилась на уровне губок тисков. Приняв правильную рабочую позу и установив зубило режущей кромкой на линии среза, локтевыми ударами разрубают заготовку, заканчивая рубку кистевыми ударами.

|Г1 Чтобы линия разреза была ровной, разрубание металла г I на плите или на наковальне ведут по разметке, устанавли­вая зубило вертикально (рис. 8). Перемещая его в процес­се рубки, часть лезвия оставляют в уже прорубленной канавке.

Разрубая на плите или наковальне заготовку сравнительно большой толщины, сначала надрубают ее с одной стороны, затем переворачивают и рубят по риске с другой. Надрубленную с обеих сторон заготовку осторожно переламывают в тисках или на кромке плиты.

  1. Практическая часть.

Учащимся предлагается произвести рубку металла известными им спообами

При рубке металлов нужно соблюдать требования безопас­ности труда.

  1. Надежно закрепляйте заготовку в тисках.

  2. Работайте только исправным инструментом (без тре­щин, забоин, заусенцев и т. д.).

  3. При работе используйте защитные очки.

  4. Не проверяйте качество рубки рукой на ощупь.

  5. В конце рубки ослабляйте силу удара.

  6. Для уборки обрубленных частиц металла с рабочего места используйте щетку-сметку.


  1. Закрепление нового материала.

    • Какой должна быть рабочая поза и хватка инструмента при рубке металлов?

    • Какой удар — кистевой, локтевой или плечевой — создает большую силу? Как влияет на силу удара длина рукоятки и масса молотка? Ответ обоснуйте.

    • Как выполняют рубку металлов в тисках?

    • Как выполняют рубку металлов на плите или наковальне?

    • Какие требования безопасности труда следует выполнять при рубке металла?

    • Какую форму имеет режущая часть зубила?

    • Какие инструменты применяются при рубке?

    • Как связан угол заострения зубила с твер­достью обрабатываемого материала?

    • Подумайте, почему для рубки твердых материалов используют зубило с большим углом заострения, чем для рубки мягких материалов.


  1. Заключительная часть.

Исправление недочётов. Выставление оценок за выполненную работу.

Самооценка учащихся. Уборка рабочих мест и помещения мастерских.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!