СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП русский язык 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП русский язык 9 класс»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска



«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»

Протокол № 1 на заседании МС директор школы

от «____»_____2022г. от «____»_____2022г. О.И. Елозина _____

Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2022г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»













Учитель: Петрова А. А.

Класс: 9

Учебный год 2022-2023











1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2022-2023 учебный год. Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.

На изучение русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 102 часов в год из расчета 3 часов в неделю (на 34 учебных недель).

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского в 9 классе — 102 ч. из расчета 3 ч. в неделю.

Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи: 40 ч.

Контрольные диктанты: 5 ч.

Развитие речи: 25 ч.

Сочинения: 7 ч.

Изложения: 3 ч.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных

ценностей русского народа;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Предметные:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

3) владение всеми видами речевой деятельности;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке;

5) освоение базовых понятий лингвистики;

6) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;

7) осознание эстетической функции родного языка.

Требования к уровню усвоения

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен:

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V- IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.

По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста.

Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, произво- дить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.

Писать заявление, автобиографию.

Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально- культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Содержание учебного курса

Речь и речевое общение

Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение раз- личными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого обще- ния. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст

Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Функциональные разновидности языка

Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.

Общие сведения о языке

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.

Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение зву- ков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.

Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.

Графика

Соотношение звука и буквы.

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов раз- ных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике право- писания.

Синтаксис

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры.

Сложные предложения

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.




















Тематическое планирование уроков русского языка 9 класса (102 ч.)

пп

Наименование темы

Кол-во
часов

Дата проведения

План

Факт

1

Русский язык как развивающееся явление (§1)

1



2

Русский язык как развивающееся явление (§1)

1



3

Р/р Аудирование и чтение

1



4

Р/р Аудирование и чтение

1



5

Официально-деловой стиль (§2)

1



6

Русский язык – язык художественной литературы (§3)

1



7

Русский язык – язык художественной литературы (§3)

1



8

Входная контрольная работа

1



9

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



10

Р/р Аудирование и чтение

1



11

Р/р Аудирование и чтение

1



12

Чтение и его виды (§4)

1



13

Чтение и его виды (§4)

1



14

Р/р Сочинение-рассуждение

1



15

Р/р Сочинение-рассуждение

1



16

Контрольный диктант.

1



17

Работа над ошибками

1




18

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5)

1



19

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5)

1



20

Р/р Сочинение-рассуждение

1



21

Р/р Сочинение-рассуждение

1



22

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6)

1



23

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6)

1



24

Р/р Сжатое изложение

1



25

Р/р Сжатое изложение

1




26

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7)

1



27

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7)

1



28

Р/р Подробное изложение

1



29

Р/р Подробное изложение

1



30

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

(§8)

1



31

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

(§8)

1



32

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

(§8)

1



33

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9)

1



34

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9)

1



35

Повторение темы «Сложносочиненное предложение»

(§10)

1



36

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное

предложение»

1



37

Работа над ошибками

1



38

Понятие о сложноподчиненном предложении (§11)

1



39

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12)

1



40

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12)

1



41

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12)

1



42

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12)

1



43

Р/р Сочинение-рассуждение

1



44

Р/р Сочинение-рассуждение

1



45

Классификация сложноподчиненных предложений

(§13)

1



46

Классификация сложноподчиненных предложений

(§13)

1



47

Сложно-подчиненные предложения с придаточными

определительными (§14)

1



48

Сложно-подчиненные предложения с придаточными

определительными (§14)

1



49

Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения

1



50

Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения

1



51

Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными (§15)

1



52

Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными (§15)

1



53

Сложноподчиненные предложения с придаточными

времени (§16)

1



54

Сложноподчиненные предложения с придаточными

времени (§16)

1



55

Сложноподчиненные предложения с придаточными

места (§17)

1



56

Р/р Составление плана текста

1



57

Р/р Составление плана текста

1



58

Сложноподчиненные предложения с придаточными

причины, цели и следствия (§18)

1



59

Сложноподчиненные предложения с придаточными

причины, цели и следствия (§18)

1



60

Сложноподчиненные предложения с придаточными

причины, цели и следствия (§18)

1




61

Сложноподчиненные предложения с придаточными

условия, уступки (§19)

1



62

Сложноподчиненные предложения с придаточными

условия, уступки (§19)

1



63

Сложноподчиненные предложения с придаточными

условия, уступки (§19)

1



64

Сложноподчиненные предложения с придаточными

образа действия, меры и степени и сравнительными (§20)

1



65

Сложноподчиненные предложения с придаточными

образа действия, меры и степени и сравнительными (§20)

1



66

Сложноподчиненные предложения с несколькими при-

даточными (§21)

1



67

Сложноподчиненные предложения с несколькими при-

даточными (§21)

1




68

Синтаксический разбор сложноподчиненного предло-

жения (§22)

1




69

Повторение темы «Сложноподчиненное предложение»

(§23)

1




70

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое

предложение»

1



71

Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24)

1



72

Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24)

1




73

Смысловые отношения между частями бессоюзного

сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25)

1



74

Смысловые отношения между частями бессоюзного

сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25)

1



75

Р/р Сочинение-рассуждение

1



76

Р/р Сочинение-рассуждение

1



77

Бессоюзные предложения со значением перечисления

(§26)

1



78

Бессоюзные предложения со значением перечисления

(§26)

1



79

Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27)

1



80

Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27)

1



81

Р/р Дебаты

1



82

Р/р Дебаты

1



83

Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения (§28)

1



84

Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения (§28)

1



85

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29)

1



86

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение»

(§30)

1



87

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (§31)

1



88

Р/р Сочинение-рассуждение

1



89

Р/р Сочинение-рассуждение

1




90

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного

предложения с различными видами связи (§32)

1



91

Итоговая контрольная работа

1



92

Работа над ошибками

1



93

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного

предложения с различными видами связи (§32)

1



94

Р/р Презентация проектных работ

1



95

Р/р Презентация проектных работ

1



96

Повторение и систематизация изученного.

1



97

р/р Сочинение-рассуждение

1



98

р/р Сочинение-рассуждение

1



99

Повторение и систематизация изученного.

1



100

Повторение и систематизация изученного.

1



101

Повторение и систематизация изученного.

1



102

Речевой этикет

1















Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 9 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.)


Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2022-2023 учебный год. Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.

На изучение русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 102 часов в год из расчета 3 часов в неделю (на 34 учебных недель).

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

Актуальность программы в том, что она обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.

Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского в 9 классе — 102 ч. из расчета 3 ч. в неделю.

Чтение и его виды: 17 ч.


Понятие о сложном предложении: 4 ч.


Сложносочиненное предложение: 16 ч.


Сложноподчиненное предложение: 33 ч.


Бессоюзное сложное предложение: 16 ч.


Сложное предложение с разными видами связи: 9 ч.


Повторение изученного: 7 ч.


Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи: 40 ч.

Контрольные диктанты: 5 ч.

Развитие речи: 25 ч.

Сочинения: 7 ч.

Изложения: 3 ч.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!