Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2022г. от «____»_____2022г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Русский язык»
Учитель: Петрова А. А.
Класс: 9
Учебный год 2022-2023
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2022-2023 учебный год. Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.
На изучение русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 102 часов в год из расчета 3 часов в неделю (на 34 учебных недель).
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского в 9 классе — 102 ч. из расчета 3 ч. в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи: 40 ч.
Контрольные диктанты: 5 ч.
Развитие речи: 25 ч.
Сочинения: 7 ч.
Изложения: 3 ч.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
3) владение всеми видами речевой деятельности;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке;
5) освоение базовых понятий лингвистики;
6) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
7) осознание эстетической функции родного языка.
Требования к уровню усвоения
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен:
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в V- IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V-IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
По связной речи. Определять стиль и тип текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Писать подробное изложение прослушанного текста.
Писать сочинение публицистического характера. Создавать собственный оригинальный текст публицистического стиля на основе сопоставления предложенных текстов, произво- дить текстоведческий анализ. Определять проблему, поднятую автором текста, выражать (устно и письменно) собственное отношение к проблеме.
Писать заявление, автобиографию.
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения и изложения, находить и исправлять языковые ошибки в своём тексте.
В результате изучения русского языка ученики должны
знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально- делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества; развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры; удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально- культурных ситуациях общения; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Содержание учебного курса
Речь и речевое общение
Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение раз- личными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.
Речевая деятельность
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого обще- ния. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст
Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.
Функциональные разновидности языка
Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение зву- ков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.
Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.
Графика
Соотношение звука и буквы.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов раз- ных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике право- писания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры.
Сложные предложения
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Тематическое планирование уроков русского языка 9 класса (102 ч.)
№ пп | Наименование темы | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Русский язык как развивающееся явление (§1) | 1 | | |
2 | Русский язык как развивающееся явление (§1) | 1 | | |
3 | Р/р Аудирование и чтение | 1 | | |
4 | Р/р Аудирование и чтение | 1 | | |
5 | Официально-деловой стиль (§2) | 1 | | |
6 | Русский язык – язык художественной литературы (§3) | 1 | | |
7 | Русский язык – язык художественной литературы (§3) | 1 | | |
8 | Входная контрольная работа | 1 | | |
9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | |
10 | Р/р Аудирование и чтение | 1 | | |
11 | Р/р Аудирование и чтение | 1 | | |
12 | Чтение и его виды (§4) | 1 | | |
13 | Чтение и его виды (§4) | 1 | | |
14 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
15 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
16 | Контрольный диктант. | 1 | | |
17 | Работа над ошибками | 1 | | |
18 | Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5) | 1 | | |
19 | Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5) | 1 | | |
20 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
21 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
22 | Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6) | 1 | | |
23 | Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6) | 1 | | |
24 | Р/р Сжатое изложение | 1 | | |
25 | Р/р Сжатое изложение | 1 | | |
26 | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7) | 1 | | |
27 | Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7) | 1 | | |
28 | Р/р Подробное изложение | 1 | | |
29 | Р/р Подробное изложение | 1 | | |
30 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8) | 1 | | |
31 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8) | 1 | | |
32 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8) | 1 | | |
33 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9) | 1 | | |
34 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9) | 1 | | |
35 | Повторение темы «Сложносочиненное предложение» (§10) | 1 | | |
36 | Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» | 1 | | |
37 | Работа над ошибками | 1 | | |
38 | Понятие о сложноподчиненном предложении (§11) | 1 | | |
39 | Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12) | 1 | | |
40 | Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12) | 1 | | |
41 | Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12) | 1 | | |
42 | Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12) | 1 | | |
43 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
44 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
45 | Классификация сложноподчиненных предложений (§13) | 1 | | |
46 | Классификация сложноподчиненных предложений (§13) | 1 | | |
47 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными (§14) | 1 | | |
48 | Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными (§14) | 1 | | |
49 | Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения | 1 | | |
50 | Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения | 1 | | |
51 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (§15) | 1 | | |
52 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (§15) | 1 | | |
53 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (§16) | 1 | | |
54 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (§16) | 1 | | |
55 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места (§17) | 1 | | |
56 | Р/р Составление плана текста | 1 | | |
57 | Р/р Составление плана текста | 1 | | |
58 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18) | 1 | | |
59 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18) | 1 | | |
60 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18) | 1 | | |
61 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19) | 1 | | |
62 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19) | 1 | | |
63 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19) | 1 | | |
64 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (§20) | 1 | | |
65 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (§20) | 1 | | |
66 | Сложноподчиненные предложения с несколькими при- даточными (§21) | 1 | | |
67 | Сложноподчиненные предложения с несколькими при- даточными (§21) | 1 | | |
68 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предло- жения (§22) | 1 | | |
69 | Повторение темы «Сложноподчиненное предложение» (§23) | 1 | | |
70 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» | 1 | | |
71 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24) | 1 | | |
72 | Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24) | 1 | | |
73 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25) | 1 | | |
74 | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25) | 1 | | |
75 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
76 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
77 | Бессоюзные предложения со значением перечисления (§26) | 1 | | |
78 | Бессоюзные предложения со значением перечисления (§26) | 1 | | |
79 | Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27) | 1 | | |
80 | Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27) | 1 | | |
81 | Р/р Дебаты | 1 | | |
82 | Р/р Дебаты | 1 | | |
83 | Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения (§28) | 1 | | |
84 | Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения (§28) | 1 | | |
85 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29) | 1 | | |
86 | Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (§30) | 1 | | |
87 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (§31) | 1 | | |
88 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
89 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
90 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§32) | 1 | | |
91 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
92 | Работа над ошибками | 1 | | |
93 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§32) | 1 | | |
94 | Р/р Презентация проектных работ | 1 | | |
95 | Р/р Презентация проектных работ | 1 | | |
96 | Повторение и систематизация изученного. | 1 | | |
97 | р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
98 | р/р Сочинение-рассуждение | 1 | | |
99 | Повторение и систематизация изученного. | 1 | | |
100 | Повторение и систематизация изученного. | 1 | | |
101 | Повторение и систематизация изученного. | 1 | | |
102 | Речевой этикет | 1 | | |
Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 9 класса (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.)
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования 2010 г., программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска на 2022-2023 учебный год. Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2018.
На изучение русского языка в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 102 часов в год из расчета 3 часов в неделю (на 34 учебных недель).
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей и задач изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Актуальность программы в том, что она обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития УУД.
Учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского в 9 классе — 102 ч. из расчета 3 ч. в неделю.
Чтение и его виды: 17 ч.
Понятие о сложном предложении: 4 ч.
Сложносочиненное предложение: 16 ч.
Сложноподчиненное предложение: 33 ч.
Бессоюзное сложное предложение: 16 ч.
Сложное предложение с разными видами связи: 9 ч.
Повторение изученного: 7 ч.
Программой предусмотрено следующее количество контрольных работ и часов по развитию речи: 40 ч.
Контрольные диктанты: 5 ч.
Развитие речи: 25 ч.
Сочинения: 7 ч.
Изложения: 3 ч.