Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________________________ «____» _________20___г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «СОШ № 3» от _________ 20___ г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Мастерская «Радость творчества»
направление творческие объединения по интересам
класс 5Б, 7А
учитель Шалгинова А.Л.
Ф.И.О.
2023 - 2024 учебный год
Содержание курса внеурочной деятельности
Основное содержание по разделам | Формы проведения занятий |
Вводное занятие (1 час) История и знакомство с бумажной пластикой. Основы, правила и приемы. Вводный инструктаж. | Виртуальная экскурсия Инструктаж |
Раздел «Бумажная пластика» (6 часов) - История техники «Оригами», формат бумаги. Условные обозначения в схемах. Приемы складывания: базовые складки, вывернутые складки, складки гармошкой, расплющивание, лепестки (2 часа). - Знакомство с техникой «Киригами», история появления. Формат бумаги. Выполнение легкого вырезания в новой технике (2 часа). - История техники «Квиллинг». Инструменты и техника изготовления. Выполнение ролл - кружочек, капля, квадрат. Выполнение основных ролл – ромб, глаз, листочек, сердце, рожки, завиток, веточка (2 часа). | Просмотр презентации в PowerPoint Беседа Художественно-творческая практика |
Раздел «Изготовление мини-картин» (6 часов) - Изготовление мини-картины «Ромашки» в технике «Квиллинг» (1 час). - Изготовление мини-картины «Васильки» в технике «Квиллинг» (1 час). - Изготовление мини-картины «Одуванчики» в технике «Квиллинг» (1 час). - Изготовление мини-картины «Деревья» в технике «Квиллинг» (1 час). - Изготовление мини-картины «Осенний букет» в технике «Квиллинг» (1 час). - Изготовление мини-картины «Первые снежинки» в технике «Квиллинг» (1 час). | Мастер-класс Художественно-творческая практика Выставка творческих работ |
Раздел «Создание композиций» (7 часов) - Знакомство с объемно-пространственной и плоскостной композициями. Анализ основных типов композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная (1 час). - Изготовление цветов в технике «Оригами». Составление с приготовленными цветами композиций в вазе или корзинке (2 часа). - Изготовление домашних животных (барашков) в технике «Киригами». Составление с приготовленными животными композиций в рамке (2 часа). - Изготовление цветов в технике «Квиллинг». Составление с приготовленными цветами композиций в вазе или корзинке (2 часа). | Просмотр видеоролика на сайте Российской электронной школы Художественно-творческая практика в группах Выставка-конкурс |
Раздел «Изготовление модульных оригами» (7 часов) - Знакомство с модульным оригами. Техника складывания треугольного модуля (1 час). - Приемы соединения модулей на плоскости и способы их прикрепления (1 час). - Соединение модулей (1 час). - Изготовление достаточного количества модулей (1 час). - Способ соединения модулей в кольцо (1 час). - Изготовление треугольных модулей (1 час). - Знакомство с формой «чаша». Формирование из подготовленных треугольных модулей формы «чаша» (1 час). | Виртуальная экскурсия Мастер-класс Художественно-творческая практика |
Раздел «Изготовление объемных игрушек» (6 часов) - Изготовление достаточного количества треугольных модулей. Выполнение из подготовленных модулей фигуры «Лебедь» (4 часа). - Выполнение различных объемных игрушек на выбор учащихся (2 часа). | Творческий групповой проект Проектно-съёмочная практика Выставка творческих работ в группе в соцсети |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1. Патриотическое воспитание
Практическая художественно-творческой деятельность воспитывает патриотизм у обучающихся, которые учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Творчество рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В творчестве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный опыт. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества.
4. Эстетическое воспитание
Творчество понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений школьников.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т е в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий и проектов.
6. Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой практике.
7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное пространство.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
- сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
- характеризовать форму предмета, конструкции;
- выявлять положение предметной формы в пространстве.
Базовые логические и исследовательские действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
- сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
Работа с информацией:
- использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач;
- использовать электронные образовательные ресурсы.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами:
- публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
- взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь к используемым материалам.
Самоконтроль:
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- владеть основами самоконтроля, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Эмоциональный интеллект:
- уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
- работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности.
Предметные результаты
- уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
- распознавать и называть техники бумажной пластики: оригами, киригами, квиллинг;
- владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания композиций в разных техниках бумажной пластики;
- объяснять связь между материалом, формой и техникой декора;
- владеть навыками коллективной практической творческой работы;
- обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
- иметь опыт творческого композиционного решения в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;
- выделять при творческом построении композиции композиционную доминанту;
- иметь опыт объёмного изделия (модульное оригами) и начальные
представления о выразительности и соотношении пропорций;
- иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
- иметь опыт изображения живой природы — по памяти или представлению.
3. Тематическое планирование
По учебному плану МБОУ «СОШ № 3» на курс внеурочной деятельности «Мастерская «Радость творчества»» в 5Б, 7А классах отводится 33 часа в год.
№ занятия | Тема занятия | ЦОР/ЭОР | Дата проведения |
план | факт |
Вводное занятие (1 час) |
1 | История и знакомство с бумажной пластикой. Основы, правила и приемы. Вводный инструктаж. | https://урок.рф/library/tehnika_bumagoplastika_224151.html?ysclid=lnv13t0fym90383762 | 06.09 | 06.09 |
Раздел «Бумажная пластика» (6 часов) |
2 | Знакомство с техникой «Оригами». | https://infourok.ru/vvodnoe-zanyatie-znakomstvo-s-origami-6105613.html?ysclid=lnv15cjbqo115320712 | 13.09 | 13.09 |
3 | Изготовление осенних листьев в технике «Оригами». | https://ped-kopilka.ru/blogs/blog54343/klenovye-listja-v-tehnike-origami-master-klas.html?ysclid=lntp9bb9ay472404873 | 20.09 | 20.09 |
4 | Знакомство с техникой «Киригами». | https://infourok.ru/masterklass-otkritka-v-tehnike-kirigami-2450401.html?ysclid=lnv18ceds9161258099 | 27.09 | 27.09 |
5 | Изготовление открытки в технике «Киригами». | 04.10 | 04.10 |
6 | Знакомство с техникой «Квиллинг». | https://multiurok.ru/files/plan-konspekt-zaniatiia-znakomstvo-s-kvillingom.html?ysclid=lnv1ah8dls166846805 | 11.10 | 11.10 |
7 | Изготовление осеннего сувенира в технике «Квиллинг». | https://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/kviling-master-klas/kviling-osenja-kompozicija-master-klas-s-poshagovymi-foto.html?ysclid=lnv1c35lg359892165 | 18.10 | 18.10 |
Раздел «Изготовление мини-картин» (6 часов) |
8 | Мини – картина «Ромашки». | https://ped-kopilka.ru/blogs/chernikova-dina/cvety-v-tehnike-kviling-romashki-na-lugu.html?ysclid=lnv9fdym1r574074473 | 25.10 | 25.10 |
9 | Мини - картина «Васильки». | https://ped-kopilka.ru/blogs/selina-tatjana-vladimirovna/vasilki-v-vaze-kviling-master-klas-s-poshagovym-foto.html?ysclid=lnv9mewdqp871628929 | | |
10 | Мини - картина «Одуванчики». | https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/uroki-truda-v-dou/podelki-na-temu-vesna/kviling-oduvanchiki-master-klas.html?ysclid=lnv9ov68cj485936883 | | |
11 | Мини - картина «Деревья». | https://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-seiitmedova/osene-derevo-salfetochnyi-kviling.html?ysclid=lnv9q7ofiw220031976 | | |
12 | Мини – картина «Осенний букет». | https://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/kviling-master-klas/kviling-osenja-kompozicija-master-klas-s-poshagovymi-foto.html?ysclid=lnv9ruvrjd644252640 | | |
13 | Мини – картина «Первые снежинки». | https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-vjacheslavovna-varlamova/master-klas-s-poshagovymi-foto-snezhinka-v-tehnike-kviling-v-starshei-grupe.html?ysclid=lnv9tqkz20552388445 | | |
Раздел «Создание композиций» (7 часов) |
14 | Правила оформления композиций. | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1509/start/ | | |
15 | Коллективная работа «Полевые цветы» в технике «Оригами». | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-iskusstvo-origami-polevye-cvety-4132829.html?ysclid=lnv1k8voag611593240 | | |
16 | Коллективная работа «Полевые цветы» в технике «Оригами». | | |
17 | Коллективная работа «Домашние животные» в технике «Киригами». | https://ped-kopilka.ru/blogs/utyuzhnikova-svetlana/bumagoplastika-dekorativnaja-ovechka-svoimi-rukami.html?ysclid=lnva7pym3b215591346 | | |
18 | Коллективная работа «Домашние животные» в технике «Киригами». | | |
19 | Коллективная работа «Полевой букет» в технике «Квиллинг». | https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-shilkina/pano-polevoi-buket-v-tehnike-kviling-dlja-nachinayuschih-master-klas-s-foto.html?ysclid=lnv1uj0y9064422755 | | |
20 | Коллективная работа «Полевой букет» в технике «Квиллинг». | | |
Раздел «Изготовление модульных оригами» (7 часов) |
21 | Треугольный модуль оригами. | https://infourok.ru/treugolnyj-modul-origami-soedinenie-modulej-6567590.html?ysclid=lnv1wwc2s860293384 | | |
22 | Приемы соединения модулей на плоскости и способы их прикрепления. | https://infourok.ru/treugolnyj-modul-origami-soedinenie-modulej-6567590.html?ysclid=lnv1yyltau851476161 | | |
23 | Соединение модулей на плоскости. | | |
24 | Изготовление модулей. | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-modulnoe-origami-izgotovlenie-treugolnogo-modulya-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3482806.html?ysclid=lnv1zvgh45605194485 | | |
25 | Способ соединения модулей в кольцо. | https://infourok.ru/treugolnyj-modul-origami-soedinenie-modulej-6567590.html?ysclid=lnv221gq4v751150651 | | |
26 | Изготовление треугольных модулей. | https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-modulnoe-origami-izgotovlenie-treugolnogo-modulya-dlya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3482806.html?ysclid=lnv1zvgh45605194485 | | |
27 | Формирование из подготовленных модулей формы «чаша». | https://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-masterskaya-radost-tvorchestva-napravlenie-obshekulturnoe-klass-5-6-5326083.html?ysclid=lnv2354wqq467358983 | | |
Раздел «Изготовление объемных игрушек» (6 часов) |
28 | Выполнение фигуры «Лебедь» | https://урок.рф/library/masterklass_modulnoe_origami_lebed_090148.html?ysclid=lnvbydn5st993921096 | | |
29 | Выполнение фигуры «Лебедь» | | |
30 | Выполнение фигуры «Лебедь» | | |
31 | Выполнение фигуры «Лебедь» | | |
32 | Объемные игрушки в технике «Оригами». | https://ped-kopilka.ru/blogs/anastasija-sergevna-derkach/ob-mnye-igrushki-v-tehnike-origami.html?ysclid=lnv3xk6opx324164218 | | |
33 | Объемные игрушки в технике «Квиллинг». | https://kopilkaurokov.ru/tehnologiyad/prochee/mvster_klass_obemnykh_igrushek_v_tekhnike_kvilling?ysclid=lnvcaav5hb682043670 | | |