На заседании МО « Словесность» Зам директора по УВР МБОУ Директор МБОУ «Верхоянская СОШ»
___________________________________ «Верхоянская СОШ им М.Л.Новгородова» имени М.Л.Новгородова»
Протокол №___ от «___ »________20___г. ______________________Д.И.Игнатьева _________________М.Н.Юмшанова
___________________/___________________/ Протокол №___ от «___»__________20__г Протокол №___ от «___»__________20__г
Данная рабочая программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса приступивших к изучению истории в первом концентре исторического образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.
В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.
Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.
Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
- научиться создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.
Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5—9 классов основной школы, подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития.
Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.
Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается прежде всего на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении Обществоведения. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
· овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Древнего мира;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Древнего мира.
3. Работа с историческими источниками:
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.).
4. Описание (реконструкция):
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. — М., 1990.
№ п/п | Раздел, учебная тема | Дата | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Оборудование урока | Педагогическая технология | Тип урока |
План | Факт |
1. | Вводный урок: Что изучает история Древнего мира? | 4.09 | | Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Карта мира СД-РОМ «Всеобщая история. Древний мир. 5 класс» Презентации «Мир истории», «Я и история» Рабочая тетрадь, ч.1, з.1 стр.3 Схема «Исторические источники» Карточки-понятия Карточки – исторические источники | Проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей 8 часов | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа |
2. | Древнейшие люди. П.1 | 7.09 | | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Карта мира Атласы, с.2 Интерактивная доска СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Рабочая тетрадь, ч.1, з. 2-3 Таблицы «Историческая карта», понятия по теме урока Карточка-дата 2,5 млн.л.н. Индивидуальные карточки №5.2 Аппликации «Разведение огня» и «Собирательство» Памятки для работы с картой | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
3. | Родовые общины охотников и собирателей. П. 2 | 11.09 | | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. | Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты. | СД «Просвещение. 5 класс. История Древнего мира» Рабочая тетрадь, ч.1, з.4-9 Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Индивидуальные карточки №5.3 Атласы, с.2 Карточки-даты 100 т.л.н., 40 т.л.н. Аппликация «Одежда из шкур» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» Источники: «Жозеф Рони-старший. Борьба за огонь» | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований. П.3 | 14.09 | | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | Презентация Индивидуальные карточки №5.4 Аппликации «Идол», «Молитва» Альбом «Наскальные надписи» | ИКТ Здоровьесберегающая, групповая | Урок «открытия» нового знания |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 5 часов |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства. П. 4 | 18.09 | | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. | Карта мира Атласы, с.2 Презентация Интерактивная доска Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Аппликации №5.5 Индивидуальные карточки №5.5 Рабочая тетрадь, ч.1 з.14-17 Тестовые задания | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
6. | Появление неравенства и знати. П. 5 | 21.09 | | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Презентация Индивидуальные карточки №5.6 Источники (информация к размышлению) Рабочая тетрадь, ч.1, Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
7 | От первобытности к цивилизации стр.33-34 ТУЗ «Древнейшие люди» | 25.09 | | Возникновение древнейших цивилизаций. | Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. Признаки государства. Что такое «закон». | Презентация Рабочая тетрадь, ч.1, Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблица «Орудия труда и оружие, жилище» | Проблемная ситуация, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
Тема 3. Счет лет в истории 2 часа |
8,9 | Счет лет в истории Стр.28-31 | 28.09 2.10 | | Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Уметь определять историческое время по ленте времени. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Лента времени Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.18-21 Индивидуальные карточки №5.8 | Проблемная, ИКТ Здоровьесберегающая, тестового контроля | Урок «открытия» нового знания |
| Раздел 2. Древний Восток 21 урок | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 4. Древний Египет 8 часов |
10 | Государство на берегах Нила. П. 6 | 5.10 | | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Презентация ДВД «Национал географик. Загадки великого Нила» Карта мира и карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картины №145 «Сельскохозяйственные работы в Египте»(145), «Охота в зарослях. Древнеегипетская модель лодки»(152) Аппликации Б-1, Б-2, короны Атласы, с.3 Рабочая тетрадь ч.1 з.22-24 Интерактивная доска Раздаточный тестовый материал Индивидуальные карточки №5.9 Карточки-понятия Таблица «Природа древнего Египта» | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
11 | Как жили земледельцы и ремесленники. П.7 | 9.10 | | | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать достижения культуры. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира»ю Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картина «Сельскохозяйственные работы в Древнем Египте» (145) Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Аппликации Б,7-9 Рабочая тетрадь, ч.1, з.25,27 Источники «Поучение Хети» Индивидуальные карточки №5.10 | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
12 | Жизнь египетского вельможи. П. 8 | 12.10 | | Управление государством (фараон, чиновники). Фараон-реформатор Эхнатон. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Требования к сочинению. | Презентация ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов» Рабочая тетрадь, ч.1, з.25 Интерактивная доска .Таблица – понятия Индивидуальные карточки №5.11 Схема «Государство в Древнем Египте» Картина «Гробница Тутанхамона» (154) | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания |
13 | Военные походы фараонов. П. 9 | 16.09 | | Военные походы. Рабы. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. | Презентация по теме урока Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Атласы, с. 3 Рабочая тетрадь, ч.1, з.28-30 Интерактивная доска Картина «Фараон, побеждающий иноземцев» (148) Источник «Добыча первого похода» Аппликация «пленный» Индивидуальные карточки №5.12 Понятия, состав бронзы - табличка | ИКТ, Здоровьесберегающая , группового обучения | Урок «открытия» нового знания |
14 | Религия древних египтян. П. 10 ТУЗ «Древний Египет и счет лет в истории» | 19.10 | | Религиозные верования египтян. Жрецы. | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Презентация Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картины «Суд Осириса. Древнеегипетский саркофаг»(149), «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.» (153), «Гробница Тутанхамона» (154), «Пирамиды Хеопса»(146) Атласы, с.3 Рабочая тетрадь, ч.1, з.31-34 Источник «Посмертная судьба фараона Рамзеса II» Индивидуальные карточки №5.13 Аппликации Б-16,17,21 Флэш-ролики «Долина царей», «Гробница Тутанхамона» | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
15 | Видео-урок Искусство древних египтян. П. 11 | 23.10 | | Храмы и пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Презентация ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов» Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Учебные картины «Пирамиды Хеопса»(146), «Большой сфинкс в Гизе»(147), «Древнеегипетские статуи Рахотепа с женой Нофрет»( 151), «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.»( 153), «Гробница Тутанхамона»(154) Атласы, с.3-4 Рабочая тетрадь, ч.1, з.35-37 Табличка – понятия Индивидуальные карточки №5.14 | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
16 | Письменность и знания древних египтян. П. 12 | 26.10 | | Познания древних египтян. Письменность. | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | Презентация Картины «Применение научных знаний в Древнем Египте»(150), «Гробница Тутанхамона»(154) Рабочая тетрадь ч.1 з.38-44 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.15 Схемы (2) «Египетские иероглифы» Источник «Из предписания врачу…» | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
17 | Повторно-обобщающий урок по теме «Древний Египет». | 30.10 | | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Рабочая тетрадь Презентация Учебник Викторина | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок отработки умений и рефлексии |
Тема 5. Западная Азия в древности 8 часов |
18, 19 | Древнее Двуречье. П. 13 | 13.11 16.11 | | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Междуречье в древности» Даты по главе 4 Схема «Природные условия древнего Египта» Атласы, с.3-4 Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.46-49 Индивидуальные карточки №5.16 | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
20 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. П.15 | 20.11 | | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Составлять кроссворд по теме урока. Характеризовать свод законов Хаммурапи. Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь, ч.1, з.51-56 Источник «Из законов Хаммурапи» Индивидуальные карточки №5.17 Схема «Торговый путь между Египтом и Вавилонией Биография Хаммурапи Картины «Столб с законами Вавилонского царя Хаммурапи» (156), «Висячие сады Вавилона»(158) Индивидуальные карточки №5.17 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
21 | Финикийские мореплаватели. П. 16 ТУЗ «Междуречье» | 23.11 | | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей. Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Карта «Междуречье в древности» Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.62-65 Атласы, с.3-4 Индивидуальные карточки №5.18 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
22 | Библейские сказания. П. 16 | 27.11 | | Палестина: расселение евреев, Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям. Объяснять, почему Библия — наиболее читаемая книга с древности и до наших дней. | Презентация Карта «Междуречье в древности» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.66-67 Атласы, с.3-4 Индивидуальные карточки №5.19 Задания для групповой работы Таблички: понятия, персоналии, географические названия Источники: схема «Библия», «Заповеди Божии»(из Библии) | Исследовательская , ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
23 | Древнееврейское царство. П. 17 | 30.11 | | Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео- и аудиоресурсов. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида). Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи. | Презентация Карта «Междуречье в древности» Рабочая тетрадь, ч.1, з.66, 68, 69, 72-74 Атлас, с.3-4 Индивидуальные карточки №5.20 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
24 | Ассирийская держава. П. 18 | 4.12 | | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. | СД «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир» Карта «Междуречье в древности» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.75-79 Атласы, с.3-4 Картина «Ассирийское войско выступает в поход», «Ассирийские рельефы из Ниневии»(157) Сравнительная таблица «Войско древних» (раздаточный материал) Индивидуальные карточки №5.21 | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания |
25 | Персидская держава «царя царей». П. 19 Понятийный диктант | 7.12 | | Персидская держава: военные походы, управление империей. | Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях | СД «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Древний мир» Карта «Персидская держава в У1в. до н.э.» Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.1, з.80-82 Атласы, с.3-4 Учебная картина «Висячие сады Вавилона»(158) Индивидуальные карточки №5.22 Источники: Кир, Камбиз, Дарий | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
Тема 6. Индия и Китай в древности 5 часов |
26 | Природа и люди Древней Индии. П.20 | 11.12 | | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | Карта «Индия и Китай в древности» Таблицы «Орудия труда и транспорт .Древний мир», «Местоположение Древней Индии» Картины: «Древнейшие города Индии. Мохенджо-Даро»(159), «Ворота древнего храма в Индии»(160), «Вход в древний пещерный храм в Индии»(161 Рабочая тетрадь, ч.1, з.84-86 Атласы, с.5 Раздаточный тестовый материал Даты по главе 5 Индивидуальные карточки №5.23 Источник «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» | Проблемная , ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
27 | Индийские касты. П. 21 | 14.12 | | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | Составлять простой план пунктов параграфа по выбору. Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы — хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев | Презентация Карта «Индия и Китай в древности» Атласы, с.5 Схема «Индийские касты» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.83,87 Индивидуальные карточки №5.25 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
28 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. П. 22 | 18.12 | | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философские учения (конфуцианство). | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | СД-РОМ «История древнего мира. Интерактивные модели, игры, тренажеры. - Просвещение,2010 г.» Карта «Индия и Китай в древности», «История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. - Просвещение,2010 г.» Рабочие карты для групповой работы Атласы, с.5 Рабочая тетрадь ч.1 Индивидуальные карточки №5.26 Источники: «Ответ мудреца», «Афоризмы Конфуция» | ИКТ Здоровьесберегающая, программированного обучения | Урок «открытия» нового знания |
29 | Первый властелин единого Китая. П. 23 | 21.12 | | Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Китайской стены. Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в её достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карта «Индия и Китай в древности» Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.91 Индивидуальные карточки №5.26 Атласы, с.5 Картина «Фантастическое отражение природы и жизни людей в религиозных верованиях и зарождение научных знаний на древнем Востоке» (163) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
30 | Повторно-обобщающий урок по теме «Азия, Индия и Китай в древности» | 25.12 | | | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала с учётом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Древнего Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае, Индии. | Презентация Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Карта «Древний Восток» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.1 з.92-97 Даты по разделу 2 Атласы, с.3-5 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок отработки умений и рефлексии; |
| Раздел 3. Древняя Греция 20 часов | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 7. Древнейшая Греция 5 часов |
31 | Греки и критяне. П. 24 | 28.12 | | Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой, заданиями рабочей тетради. Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст. | •Карта «Крито-микенская Греция» •Презентация «Географическое положение и природа Древней Греции» ЗАО «Новый диск» •Видеофрагменты «Древняя Греция», «Крит в древности» •Диафильм «Нить Ариадны» •Рабочая тетрадь ч.2 • •Индивидуальные карточки №5.29 •Технологические карты урока | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
32 | Микены и Троя. П. 25 | 15.01 | | Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. | Показывать на карте местоположение Микен. Выделять отличия между микенской и критской культурами. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Определить, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими. | Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.4-7 СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карточки для составление логической цепочки «Причины Троянской войны» Индивидуальные карточки №5.30 Картины: «Памятники Микенского периода в Греции»(165) | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания |
33 | Поэма Гомера «Илиада». П. 26 | 18.01 | | «Илиада» и «Одиссея». | Рассказывать легенду о жизни Гомера. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада». Характеризовать образы основных героев «Илиады». Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока. | Презентация Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.9 Источник: «Гибель Патрокла» Индивидуальные карточки №5.31 Опорные слова: персоналии Картины: «Поэмы Гомера в вазовой живописи»(167) Видео «Гомер», «Ахилл», «Троянский конь» | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
34 | Поэма Гомера «Одиссея». П. 27 | 22.01 | | «Илиада» и «Одиссея». | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Выделять основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. | Презентация Карта «Крито-микенская Греция» Атласы, с.7 Рабочая тетрадь ч.2 з.9, 12, 14-15 Интерактивная доска Опорные даты Источник: из седьмой песни поэмы Индивидуальные карточки №5.32 Картины: «Поэмы Гомера в вазовой живописи»(167) | ИКТ Здоровьесберегающая, группового обучения | Урок «открытия» нового знания |
35 | Религия древних греков. П. 28 ТУЗ «Древнейшая Греция» | 25.01 | | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами. Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Крито-микенская Греция» Рабочая тетрадь ч.2 з.10-11, 13 Интерактивная доска Аппликации «Боги Древней Греции» Индивидуальные карточки №5.33 Атласы, с.7 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7 часов |
36 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. П. 29 | 29.01 | | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. | Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия её населения. Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы , с.7 Презентации: А.И.Чернова и ЗАО «Новый диск» Видео: «Выборы в Афинах» Рабочая тетрадь ч.2 Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Картина: «Труд в Древней Греции»(169) Опорные слова «Местоположение Афинского полиса» Дидактический раздаточный материал Индивидуальные карточки №5.34 | Исследовательская, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
37 | Зарождение демократии в Афинах. П. 30 | 31.01 | | Афины: утверждение демократии. Законы Солона. | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», её роль в улучшении жизни основной массы народа. Сравнивать законы Драконта и Солона. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам. | Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.2 з.18-20 Индивидуальные карточки №5.35 Атласы, с.7 Картина «Памятник борцам за свободу Афин «Тираноубийцы»(168) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
38 | Древняя Спарта. П. 31 | 5.02 | | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | Показывать на карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы , с.7 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь, ч.2 з.22, 23-26 Индивидуальные карточки №5.36 Опорные слова «Местоположение Древней Спарты» Источник: спартанское воспитание | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
39 | Великая Греческие колонизация п. 32 ТУЗ «Зарождение демократии в Афинх» | 8.02 | | Великая греческая колонизация. | Объяснять причины греческой колонизации, её географию. Выделять общее, что связывало греческие колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека. | СД_РОМ «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир» Анимированные карты Рабочая тетрадь ч.2 з.22, 28-30 Атласы с.8 Индивидуальные карточки №5.37 Интерактивная доска | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
40 | Олимпийские игры в древности. П.33 | 12.02 | | Спортивные состязания; Олимпийские игры. | Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Рабочая тетрадь ч.2 з.31,32,33 Атласы с.7 Индивидуальные карточки №5.38 Схема «Ипподром» Картины «Олимпийские состязания»(172), «В Олимпии перед играми»(171) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
41 | Победа греков над персами в Марафонской битве. П.34 | 15.02 | | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве. | Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)» Атласы с.8 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.34 Индивидуальные карточки №5.39 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
42 | Нашествие персидских войск на Элладу. П. 35 | 19.02 | | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. | Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу. Инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа: - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. | Карта «Греко-персидские войны. (500-478г до н.э.)» Атласы с.8 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.35 Индивидуальные карточки №5.40 | ИКТ Здоровьесберегающая, игровая | Урок «открытия» нового знания |
Тема 9. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии 5 часов |
43 | В гаванях афинского порта Пирей. П. 36 ТУЗ «Греко-персидские войны» | 22.02 | | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | Сравнивать военную и торговую гавани. Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях. | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Атласы с.7 Презентация Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.36 Картина «Афинский порт Пирей» Раздаточный тестовый материал Индивидуальные карточки №5.41 | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
44 | В городе богини Афины. П. 37 | 26.02 | | Культура Древней Греции. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. | Рассказывать о наиболее значимых частях Афин. Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). | СД «МХК» Презентация Картина «Афинский акрополь в 5 в. до н.э.»(176), «На агоре в Афинах»(170), «Мраморный рельеф в Парфеноне»(177), «Статуя Афины в Парфеноне»(178) Атласы с.7 Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.36,37,39 Индивидуальные карточки №5.42 | ИКТ Здоровьесберегающая, исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
45 | В афинских школах и гимнасиях. П.38 | 29.02 | | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. | Сравнивать типы школ и систему обучения в них. Последовательно рассказывать о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ. Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли. Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. | СД-РОМ «Искусство Западной Европы» Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.38 Индивидуальные карточки №5.43 | ИКТ Здоровьесберегающая, дифференцированного обучения | Урок «открытия» нового знания |
46 | В театре Диониса. П. 39 | 5.03 | | Культура Древней Греции. Театр. | Объяснять причины особой любви греков к представлениям. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона». Оценивать роль современного театра для общества. | Презентация Картины «Театр Диониса в Афинах»(174), «Театральные представления в Древней Греции»(175) Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.40-41 Индивидуальные карточки №5.44 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
47 | Афинская демократия при Перикле. П. 40 | 7.03 | | Афинская демократия при Перикле. | Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин. Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.42,44 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.45 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
Тема 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э. 3 часа |
48 | Города Эллады подчиняются Македонии. П. 41 | 12.03 | | Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. | Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Грецией. Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции. | Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы, с.9 Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.47 Презентация ЦОР Индивидуальные карточки №5.46 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
49 | Поход Александра Македонского на Восток. П. 42 Исторический диктант | 15.03 | | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. | Используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А. Македонского. Оценивать поступки А. Македонского, его противников. | Презентация Карта «Завоевания Александра Македонского» Атласы , с.9 Рабочая тетрадь ч.2 з.45,47 Интерактивная доска Презентация ЦОР Индивидуальные карточки №5.47 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
50 | Повторно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 19.03 | | Античный мир: понятие. Карта античного мира. | Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии. | Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.50-55 Атласы, с.7-9 Раздаточный тестовый материал | Здоровьесберегающая, ИКТ, проблемная | Урок отработки умений и рефлексии |
| Раздел 4. Древний Рим 15 часов | УУД: Личностные: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Регулятивные: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; Познавательные: · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); Коммуникативные: · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3 часа |
51 | Древнейший Рим. П. 44 | 22.03 | | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. | Презентация Карта «Древняя Италия в 7-3 вв. до н.э.» Рабочая тетрадь ч.2 з.56-59 Атласы, с.10 Картина «Древнейший Рим в памятниках искусства» (183) Индивидуальные карточки №5.50 Интерактивная доска | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
52 | Завоевание Римом Италии. П.45 | 2.04 | | Завоевание Римом Италии. | Исследовать по карте, мультимедиаресурсам территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н. э. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.57 Атласы, с.10 Индивидуальные карточки №5.51 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
53 | Устройство Римской республики. П. 46 ТУЗ «Древнейший Рим» | 5.04 | | Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме. Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.60-61,63 Интерактивная доска Атласы, с.10 Картина «Римские скульптуры времен республики»(184) Индивидуальные карточки №5.52 Картина «Римский лагерь» | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья |
54 55 | Установление господства Рима. П. 47,48 | 9.04 12.04 | | Установление господства Рима в Средиземноморье. | Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье. Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима. Составлять простой план параграфа. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Завоевания Рима в 11-1вв до н.э.» Интерактивная доска Рабочая тетрадь ч.2 з.67-68 Атласы, с.11 Индивидуальные карточки №5.54 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
56 | Рабство в Древнем Риме. П. 49 | 16.04 | | Рабство в Древнем Риме. | Выделять в тексте главное о рабстве в Древнем Риме. Доказывать бесправное положение рабов в Риме. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Рабочая тетрадь ч.2 з.69-70 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.55 Картина «Продажа рабов» | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
Тема 13. Гражданские войны в Риме 3 часа |
57 | Восстание Спартака. П. 51 | 19.04 | | Рабство в Древнем Риме. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красc против Спартака». | Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.74 Интерактивная доска Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 Индивидуальные карточки №5.57 Памятки-алгоритмы для изучения материала о восстаниях | ИКТ Здоровьесберегающая, проектная | Урок «открытия» нового знания |
58 | Единовластие Цезаря. П. 52 | 23.04 | | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. | Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Интерактивная доска Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 Индивидуальные карточки №5.58 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
59 | Установление империи. П. 53 | 26.04 | | Установление императорской власти; Октавиан Август. | Определять причины поражения сторонников республики. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть. Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых греков. | СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Рабочая тетрадь ч.2 з.71 Интерактивная доска Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Индивидуальные карточки №5.59 Картины «Статуи Юпитера и Октавиана Августа»(185), «Портретные бюсты начала империи в Риме»(190) | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры 4 часа |
60 | Соседи Римской империи. П. 54 | 30.04 | | Римская империя: территория, управление. | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Рассказывать о племенах — соседях Римской империи и их взаимоотношениях. | Презентация Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.75 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.60 | Проблемная, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
61 | Рим при императоре Нероне. П. 55 Исторический диктант | 7.05 | | Римская империя: территория, управление. | Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.78 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.61 | ИКТ Здоровьесберегающая , исследовательская | Урок «открытия» нового знания |
62 | Первые христиане и их учение. П. 56 | 14.05 | | Возникновение и распространение христианства. | Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни. | Презентация Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Атласы, с.11 Рабочая тетрадь ч.2 з.73,76-77 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.62 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
63 | «Вечный город» и его жители. П. 58 | 17.05 | | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. | Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Аргументированно доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме. | Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.81-82 Интерактивная доска Раздаточный тестовый материал Атласы, с.11 Индивидуальные карточки №5.64 Вергилий с музами Римские водопроводы Пантеон в Риме. Внешний и внутренний вид Амфитеатр Колизей в Риме Западная часть Римского форума и Капитолий во времена империи | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Урок «открытия» нового знания |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи |
64 | Римская империя при Константине. П. 59 Картографический диктант | 21.05 | | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. | Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в I в. и при императоре Константине. Обосновывать факт переноса столицы империи. Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией. Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Римская империя в 4-5 вв.» Атласы, с.13 Рабочая тетрадь ч.2 з.83 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.65 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
65 | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи П. 60 | 24.05 | | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю. | СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Падение Западной Римской империи» Атласы, с.13 Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.66 | ИКТ Здоровьесберегающая, проблемная | Урок «открытия» нового знания |
66 | Семь чудес света | 28.05 | | | | | | |
67 | Итоговое повторение | | | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. | Атласы, с.14 Рабочая тетрадь ч.2 з.83-89 Интерактивная доска Презентация | Игровая, ИКТ здоровьесберегающая | Уроки отработки умений и рефлексии; |