СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории России в 7 классе с применением проблемной и групповой технологий по учебнику под ред. Торкунова. 

Просмотр содержимого документа
«Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»»

Технологическая карта урока

Учитель : Овчинникова Ольга Валерьевна МБОУ СОШ №12 г. Балашиха Московской области


Предмет


История России


Класс


7а


Тема урока




Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Цель урока



Формирование представлений о структуре Российского общества XVI в.


Задачи урока



  • Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.

  • Познакомить с положением различных представителей российского общества в XVI в.

  • Развивать умение - составлять учебную задачу.

  • Воспитывать в детях уважение к историческому прошлому своей страны, стремление к постоянному получению знаний, добросовестному и увлечённому отношению к учёбе.

Технологии

  • проблемная

  • групповая

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Усваивать базовые национальные ценности.

Приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Формировать умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Давать определения понятий: гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета. Применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и особенностей положения представителей различных сословий в России XVI в. Высказывать суждения о причинах введения крепостного права в России. Описывать порядок несения «тягла» в XVI в.

Создание обобщений, установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, формулирование выводов. Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Владеть устной и письменной речью. Выявлять особенности и признаки объектов; выдвигать гипотезы, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов сторон.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Осмысление своей гражданской позиции через определение своего отношения к сословному обществу и крепостному праву.


Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


1. «История России 7 класс» учебник для общеобразователь-ных организаций под редакцией академика РАН А.В. Торкунова – М «Просвещение» 2017 г.


1. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. – М «Просвещение» 2015 г.

2.Игры на уроке истории. Л.П. Борзова - М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

Компьютер, проектор, экран, учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах

Основные понятия

Гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета.

Форма проведения урока

Групповая


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности, проверка домашнего задания.

Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку.


Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме: "Внешняя политика Ивана IV". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события, связанные с внешней политикой Ивана IV.


Проверяют наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Озвучивают варианты плана, делают анализ правильности выполнения задания.


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Подводит учеников к постановке проблемы:

В обществоведении выделяют 4 сферы общества, какие?

Проводит актуализацию ранее изученного материала: На предыдущих уроках вы изучали эпоху Ивана Грозного.

Какие аспекты его политики вы раскрыли на уроках?


Духовная, социальная, политическая, экономическая.





Внешняя и внутренняя политика, личность царя

Выявление затруднения

Какая сфера не изучена?

Какая проблема перед вами возникла?


Не изучена социальная сфера.

Проблема: отсутствие представлений о социальном аспекте в эпоху Ивана Грозного.

Построение проекта выхода из затруднения.

Как ее решить? С помощью чего?





Чтобы разрешить эту проблему, следует рассмотреть какие группы населения входили в социум и как осуществлялось у них взаимодействие.

Чтобы решить проблему нужно работать с учебником, учителем, словарем.

Постановка темы и цели урока.

Просит сформулировать тему урока.


Цель урока?

Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.


Познакомиться со структурой российского общества XVI века.

Актуализация

Вспомните, что такое «общество»?

На уроках по всеобщей истории мы изучали развитие средневекового общества. Сейчас мы изучаем период российского Средневековья. Каким было европейское средневековое общество? Из каких категорий населения оно состояло?

Общество – это социальное образование, сформировавшееся как результат взаимодействия и общения между собой людей с общими интересами, мыслями и целями. Это народы, страны, континенты, все человечество.

Также обществом можно назвать и отдельную немногочисленную группу лиц, объединенную общими идеями, стремлениями, нормами (этическими, нравственными, моральными, поведенческими).

Повторяют термин «сословие»; вспоминают основные признаки сословного традиционного общества.

Работа по теме урока

25 мнут

Мы можем изучать эту тему разными способами: внимательно изучить материал учебника, в процессе изучения отвечать на проблемные вопросы, поработать с документами, составить план по теме; вы можете послушать рассказ учителя, в процессе которого я буду задавать вам вопросы, мы будем беседовать по данной теме; НО вы можете стать настоящими исследователями, в ходе работы в проблемных группах вы как настоящие ученые -историки изучите материал, поработаете с документами и представите свой рассказ о жизни разных сословий.

Знакомство обучающихся с планом темы:

1) Жизнь привилегированных сословий;

2) Крестьянский мир.

3) Посадские и гости.

Распределение пакетов с заданиями по проблемным группам.

- Мы уже сравнивали средневековое общество с лестницей, каждую ступень которой занимало определенное сословие. Давайте представим российское общество XVI в тоже в виде лестницы – схемы, расставим на ней группы населения и пропишем их особенности, права и привилегии.


Выступление 1 группы «Знать - бояре»

1. Чем отличались удельные князья от служилых?

2. Какие привилегии они имели? На что они не имели права?

3. Почему великие князья, а затем и первый царь Иван IV боролись с удельными княжествами?

4. Кто мог занять должности окольничих и думных дворян?

Что такое местничество?





Выступление 2 группы «Знать - дворяне»

1. Кто такие «дети боярские? Что входила в их обязанности?

2. По какому принципу они объединялись? Приведите примеры.

3. Как правитель мог поощрить, или наказать «детей боярских» за хорошую или плохую службу?

4. Мог ли помещик стать окольничим или боярином? Почему?


Выступление 3 группы «Гости»

1. Кого в России XVI в. называли гостями? Назовите самые известные семьи? Известны ли вам какие-то из этих фамилий? Если да, то чем они вам известны?

2. Каковы были обязанности гостей?

3. На что они имели право?

4. Как вы думаете, чем гость отличался от купца?

Выступление 4 группы «Посадские»

1. Вспомните, кто такие посадские? Какие города были самые крупные в России к концу XVI в.? Как они управлялись?

2. На какие части делились города? В какой части города селились знатные горожане и духовные феодалы?

3. В какой части города проживали купцы и ремесленники? Почему эти слободы так назывались?

4. Чем занимались «черные люди»? Как вы думаете, почему они так назывались? Какими были их права и обязанности?


Выступление 5 группы «Крестьяне»

1. Каков процент от общего количества населения составляли крестьяне? О чем говорит эта цифра? На какие группы делились крестьяне?

2. Что из себя представляло российское село XVI в.? чем оно отличалось от деревни?

3. Опишите крестьянскую избу.

4. Каким был жизненный уклад крестьянской семьи.









Выступление 6 группы «Община и повинности»

1. Какую роль играла в жизни крестьян община?

2. Какие права и обязанности (повинности) были у крестьян?

3. Какие события, явления свидетельствуют о закрепощении крестьян?

4. Какие группы населения по своему положению были самые бесправные?









Класс делится на 6 групп (на каждом ряду по 2 группы):

1 – 2 группы работают с п. 1 § 9 и изучают жизнь знати:

3 – 4 группы работают с п. 2 и изучают жизнь крестьянства;

5 – 6 группы работают с п.3 и изучают жизнь купцов и ремесленников.

У каждой группы свой пакет. Ребята узнают задание из него.


















Рассказывают по вопросам:

1. Удельными князьями были родственники великих князей, а затем и царя.

2. В своих уделах они были полновластные правители: имели своих бояр, полки, казну, могли давать жалованные грамоты на землю отдельным лицам или монастырям. Не могли чеканить свою монету и проводить внешнюю политику.

3. Удельные князья могли претендовать на престол, и государи старались этого не допустить.

4. Эти должности могли занять только представители знатных старинных родов, чей род был записан в «Государев родословец». Местничество – это порядок занятия должностей по знатности рода. Дети, племянники и внуки боярина должны были находиться на службе в таком отношении с потомками другого боярина, в котором когда-то служили их предки?

Определяют место бояр на схеме, заполняют схему.


1. «Дети боярские» или «дворяне городовые» - основная масса дворян – помещиков. Они ходили в военные походы и участвовали в военных смотрах.

2. Они объединялись в служилые «города» - уездные корпорации. Например: тиверцы, смоляне, можаичи и др.

3. Перед походом они получали жалованье 5 – 12 рублей, могли попасть служить в столицу, получить поместье. Но за неявку на смотр или в полк у дворянина могли отобрать поместье или выпороть.

4. Помещики не могли стать окольничими или боярами, чтобы не нарушался порядок местничества.

Определяют место помещиков на схеме, заполняют схему.


1. Особая группа купцов. Самые известные - Сырковы, Хозниковы, Таракановы, Строгановы. (могут назвать Строгановых как известную им фамилию).

2. Платили налоги.

3. Владели вотчинами, ездили за границу.

4. Купцы торговали внутри страны, а гости ездили за границу.

Определяют место гостей на схеме, заполняют схему.




1. Посадские – это торгово-ремесленное население средневекового русского города. Самые крупные города в конце XVI в. были – Ярославль, Устюг, Вологда, Новгород Великий. Городами управляли государевы наместники и воеводы.

2. В центре города была крепость, внутри которой были: собор, хоромы наместника, «осадные дворы», усадьбы дворян. Города делились на районы – концы, а те на улицы и сотни.

3. Городская знать жила в белых слободах, освобожденных от повинностей и налогов.

4. «Черные люди» занимались ремеслом и торговлей. Они так назывались, потому, что «тянули» повинности. Они входили в посадскую общину и выбирали купеческого старосту, заседали в суде. Но не имели вольностей и своего суда, как на Западе.

Определяют место посадских на схеме, заполняют схему.



1. Крестьяне составляли 95% населения. Это говорит о том, что большинство населения занималось сельским хозяйством. Крестьяне делились на черносошных (государственных, лично свободных), дворцовых (государевых) и владельческих (принадлежали боярам-вотчинникам и помещикам).

2. Село было центром крестьянской общины, волости или вотчины. Состояло из 10 – 30 дворов, а деревня 3 – 5 дворов.

3. Изба была невелика, внутри были лавки, стол, деревянная или глиняная посуда. Металлические изделия были редкими, их даже передавали по наследству.

4. Крестьянская семья состояла из 6 – 8 человек. Трудились все. Хозяин с сыновьями работал в поле, строил или чинил дом, заготовлял дрова. Женщины ухаживали за скотом, готовили еду, шили одежду из домотканой ткани. Женились или выходили замуж рано, так как в одиночку было тяжело нести тягло. Средний срок жизни у крестьян был 30 – 40 лет. Кто доживал до 45 – 50 считался стариком.

Определяют место крестьян на схеме, заполняют схему.


1. Вся жизнь земледельца протекала в миру – общине. До XVII в. община состояла из жителей крупного села и близлежащих деревень. Позднее появились общины из крестьян одного села. Община распределяла пахотные наделы и угодья, отвечала за уплату податей круговой порукой. Общинные старосты решали дела с господами и местной администрацией, распределяли повинности между крестьянами.

2. Имели право перехода от одного хозяина к другому, заключая «подрядную грамоту». Отрабатывали барщину и платили оброк, чаще натуральный.

3. В 1581 г. были введены заповедные лета – запрет для крестьян уходить из вотчин и поместий. В 1597 г. – введен 5-летний срок сыска беглых.

4. Холопы (прислуга, челядь, дворовые) вотчинника. Были холопы страдники (работали в поле), тиуны и ключники (управляли барским хозяйством), боевые холопы (ходили в походы), рядовичи (работали по договору – ряду). Одни служили пожизненно, других отпускали после смерти хозяина.

Определяют место холопов на схеме, заполняют схему.

Обобщение изученного материала

Направляет работу учеников.

Анализируют составленную в ходе урока схему (приложение);

Решают задачу урока:

Можно ли назвать российское общество XVI в. сословным? Чем отличалось положение разных слоев населения, на чем были основаны эти различия. Можно ли считать такое устройство общества справедливым?

Проговариваю еще раз термины, с которыми познакомились на уроке.

Итоги урока

Все ли вы поняли из материала урока?

Как вы оцениваете свою работу. Все ли вам удалось?

Что вызвало затруднение?

После высказываний учащихся, учитель дает свою оценку их работе и объявляет оценки.


Домашнее задание

Дифференцированное задание:

Для сильных - § 9, термины,

вопрос 3,4 или 5 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» (по выбору)

Для средних – § 9, термины,

вопросы 1 и 2 из этой же рубрики.

Для слабых вопросы 1 – 5 из рубрики «Вопросы и задания…», термины.



Схема «Основные сословия российского общества в XVI в.»

ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ


Удельные князья (царские родственники)

Бояре, полки, казна, право на престол



Служилые чины

Окольничие, думные дворяне

местничество



«Дети боярские»

Военная служба и смотры, жалование;

поощрение или наказание за службу





Гости

Белые слободы, платили налоги, владение вотчинами



Посадские

Жизнь в слободах, объединялись в общину, выбирали старост, уплата податей, не имели своего суда и вольностей





Крестьяне

Черносошние (лично свободные, государственные)

Дворцовые (царские)

Владельческие (вотчинные и помещичьи)

Платили тягло (оброк, барщина, подати в казну), община, право перехода к другому хозяину.

1581 г. – заповедные лета

1597 г. – урочные лета







Холопы

Челядь, дворовые, тиуны, рядовичи – положение рабов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!