Просмотр содержимого документа
«Российское общество XVI в. “служилые” и “тяглые”»
Класс 7
Тема урока: «Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”».
Цель урока в соответствии с КТП
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска
План урока:
1. Актуализация знаний – внешняя политика Ивана Грозного, характеристика основных направлений политики
2. На государевой службе.
3.Крестьянский мир.
4. Посадские и гости.
Проблемные вопросы
- Почему права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически?
- Почему в России отсутствовало единство сословий ?
Работа по теме урока
Работая с п. 1 § 9 учебника, самостоятельно составить графическое представление иерархической лестницы: «служилых» людей.
Работая с п.2 параграфа 9 « Крестьянский мир» изучить и ответить на вопросы
Кто составлял большинство населения России в XVI в
На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?
Что являлось центром крестьянской общины?
- Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.?
-Каковы были обязанности крестьянина?
Какие повинности несли крестьяне?
- Какие меры предприняло государство по закрепощению крестьян?
- Кто такие холопы?
- Какие права были у крестьян?
Работая п. 3 § 9 учебника «Посадские и гости» изучить и ответить на вопросы.
Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.?
Кто ими управлял?
Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в.
Опишите правовой статус посадских людей.
-Что тогда называли белыми слободами?
Первичное закрепление изученного:
Подведение итогов урока. :В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически; внутри их не было корпоративной сплочённости, как это было в Западной Европе. В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.
Рефлексия: Что я понял?, Что составило трудности в понимании? Что я не понял?
Домашнее задание
Прочитать §9.знать понятия на стр 75-76
Выполнить задания рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 75 учебника (на выбор).