СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены специфические особенности ролевых игр в обучении, их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения для получения специалистами практических навыков в профессиональной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся.»

Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся.

Аннотация: В статье рассмотрены специфические особенности ролевых игр в обучении, их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения для получения специалистами практических навыков в профессиональной деятельности. Автором описаны этапы проведения деловой игры в ракурсе формирования профессиональной компетентности студентов.

Ключевые слова: ролевая игра, деловая игра, игровые приемы, учебная ситуация, профессиональные компетенции.


Abstract: the article considers specific features of role-playing games in learning, their advantages in comparison with traditional methods of training for specialists of practical skills in professional activities. The author describes the stages of the business game in the perspective of formation of professional competence of students.

Keywords: roleplay, role play, gaming techniques, study the situation, professional competence.


В соответствии с требованиями ФГОС СПО владение иностранным языком на уровне профессионально-ориентированных коммуникативных навыков студентов по всем видам речевой деятельности выделяется как один из функциональных компонентов будущей профессиональной компетентности специалистов среднего звена.

Основной целью педагога техникума является создание условий практического овладения иностранным языком, используя методы обучения, обеспечивающие активное участие каждого студента, стимулирующие речевое общение, способствующие формированию интереса к изучению иностранного языка. Все эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения.

Цель данной работы заключается в особенностях применения ролевых игр на уроках иностранного языка в СПО.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть виды ролевых игр на конкретных примерах ;

4. дать рекомендации по проведению деловой игры.

Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи. [3].

Игра активизирует общение, как между студентами, так и между педагогом и студентом, создает условия равенства в речевом партнерстве, помогает преодолеть языковой барьер. В ролевой игре у каждого определенная роль и каждый должен стать активным партнером в речевом общении.

Обучение на первом этапе включает в себя целый комплекс тренировочных коммуникативных упражнений. Это могут быть речевые действия инициативного и ответного характера, например, фонетические: обучение правильному ударению и интонации при изучении разговорных формул вежливости – приветствий, обращений, благодарности и т. д.

-Pardon!

-Povez-vous me dire…

-Soyez genil(le) de…

-Puis-je vous demander…?

-Je vous remercie!

-Merci, vous etes tres aimable!

Подстановочные упражнения используются буквально на всех этапах и при прохождении большинства тем курса. Перед студентами ставится задача: по данному образцу составить микродиалоги, используя данные ниже слова.

Образец:-Was bestellen Sie zweiten Gang?

-Am liebsten ein Fischgericht.

Fisch, gebacken Stor nach russischer Art

Repondez d’apres le modele indique:

-Vous cherchez quelque chose? – Je cherche un tissu.

-Qu’est-ce quue vous cherchez? – Je cherche…

le rayon de vaisselle le rayon de jouets

Наибольшую эффективность имеют такие организационные формы, как работа в парах, в небольших группах. Именно они больше всего соответствуют поставленным коммуникативным задачам.

Ситуативные упражнения – следующая ступень в овладении языком. Учебно-речевая ситуация уже давно занимает значительное место в практике преподавания иностранных языков. Она может быть использована на среднем и завершающем этапах работы над языковым материалом.

Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям.

  1. Она должна быть адекватной реальной ситуации общения, т. е. необходимо обеспечить иноязычную речевую деятельность реальными мотивами.

  2. Учебная ситуация должна быть предельна ясна студентам. Четко определена речевая задача: о чем спросить, о чем рассказать.

  3. Учебная ситуация должна помогать воспитывать у студентов внимательное отношение к собеседникам, к окружающим людям.

  4. Учебная ситуация должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у студентов интерес к заданию и желание его хорошо выполнить.

Учебная ситуация может быть представлена в виде коротких, но обязательно содержащих проблему вопросов, требующих либо немедленного ответа, либо определенной подготовки. Преподаватель должен прививать учащимся целый ряд умений, так называемый «речевой этикет». Это умение начать разговор, стимулировать партнера к его продолжению и, наконец, вежливо завершить его. Следует предложить такие ситуации, которые вызовут у учащихся оценочную реакцию и, следовательно, заставят употребить усвоенные ими ранее разговорные формулы, например:

Naturlich. Das ist wahr. Ganz recht. Ich bin dagegen. Da bin ich nicht einverstanden.

Je suis d’accord. Je n’ai rien contre. Oui, sans doute.C’est bon.

Такого рода эмоционально-выразительные речевые средства обычно легко и быстро запоминаются студентами, они употребляют их охотно, речь становится живой, по-настоящему разговорной.

Реальная, живая и в особенности смешная ситуация всегда находит отклик у студентами, она дает возможность проявить себя остроумными, находчивыми людьми. Например, им можно предложить остроумно закончить следующие ситуации:

Diat

Ein dicker Mann kommt zum Arzt. “Ich mochte gern abnehmen”, sagt er. “Sie mussen strenge Diat halten”, antwortet der Arzt, “ein Stuckchen Brot mit Margarine, ein kotelett, Quark und zwei Apfel”. - …

(“Vor oder nach dem Essen.”)

Dans un grand restaurant.

Dans un grand restaurant, le chef de l’orchestre s’approche, avec son violon sous le bras, d’une table ou a pris place un couple de touristes. Il s’incline courtoisement et demande a l’homme:

-Pardon, monsieur, c’est vous qui avez demande un czardas?

-Non…

( Nous avon demande une goulache.)

Отличие ролевых игр от таких заданий состоит в том, что в ролевой игре как ситуация, так и конкретное её воплощение в словах и действиях определены преподавателем. При выполнении ролевых заданий студент должен сам придумать слова и действия.

Игра способствует непроизвольному запоминанию и синтетическому восприятию целых фраз, структур (например, выражений по обслуживанию).

В ролевых и деловых играх необходимо формировать у студентов умение «выходить из положения» всеми доступными средствами, переспрашивая, уточняя, сигнализируя о своем непонимании и т.д. На уроке ставится задача разыгрывать акты общения, что заставляет студентов пользоваться наибольшим арсеналом средств, которыми они располагают.

При условии хорошей языковой и профессиональной подготовки учащихся на завершающем этапе обучения можно применять деловые игры, нашедшие за последнее время широкое распространение в сфере экономики, управления, обучения.

В применении к обучению иностранным языкам деловая игра – это моделирование практической производственной деятельности и языкового общения при помощи учебно-ролевой ситуации с распределением ролей.

В форме деловой игры решаются наиболее проблемные, конфликтные ситуации. Обычно дается исходная ситуация, которая “проигрывается” в первоначальном виде, а затем, предлагаются и “проигрываются” несколько вариантов решений. Таким образом, одинаковые по исходным данным ситуации выливаются в несколько других, отличающихся друг от друга ситуаций. Общение в форме деловой игры должно стать добровольным, самостоятельным, интересным.

На ранних этапах обучения можно использовать простые задания, типа: «Найдите ошибку в рецепте, сервировке» и т. д.

Например, студентам предлагается разыграть следующую ситуацию.

Участники:

Туристы из Германии (3-4 студентая);

Гид-руководитель группы (1 студент);

официант (1 студент);

метрдотель (1 студент).

Группе туристов из Германии предлагается меню обеда :

Korniger Kaviar – икра зернистая

Butter – масло сливочное

Schinken – ветчина

Vitaminesalat – салат витаминный

Chartscho-Suppe – суп харчо

Bruhe mit Pastete – бульон с пирожком

Ragout aus Hammelfleisch – рагу из баранины

Kotelette nach Kiewer Art – котлеты по-киевски

Schaschluk nach Karsker Art – шашлык по-карски

Kaffee - кофе

«Немцы» и «гид» должны возражать против нескольких блюд, которые они не любят. Разыгрывается диалог «гости-официант», а затем в разговор вступает и «метрдотель», который извиняется перед гостями, предлагает им замену блюд.

При организации работы по методу деловой игры можно наметить несколько этапов:

  1. Знакомство с ситуацией, постановка задачи;

  2. Анализ ситуации

  3. Обсуждение ситуации: высказывание мнений, оценок, суждений, выявление причин конфликта, ошибки;

  4. Поиски путей устранения конфликта: различные предложения, многоролевая игра.

  5. Принятие оптимального решения, определение рационального достижения цели.

Роль преподавателя в деловой игре – организующая и направляющая, в определенной степени – корректирующая: не затягивать игру, не дать студентам уклонится в сторону и т.д.

Успех деловой игры зависит от многих факторов, в частности, от того:

  1. Насколько хорошо связан теоретический материал с практическим опытом учащихся;

  2. Насколько хорошо продуманы цели работы;

  3. Насколько прочно и активно усвоен соответствующий языковой материал;

  4. Насколько хорошо продумана организация работы на каждом этапе;

  5. Насколько хорошо подготовлены условия, обстоятельства, атмосфера общения, способствующие его успеху (мотивация).

Методика разработки деловой игры включает следующие этапы:

  • Обоснование требований к проведению игры;

  • Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

  • Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;

  • Уточнение целей проведения игры, составление инструкции для играющих, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

  • Разработка способов оценки результатов игры.

Методика подготовки и проведения деловой игры

«Первые шаги к профессии»

Цель деловой игры: выявить уровень готовности студентов к профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. Выявить степень сформированности профессиональных знаний, навыков и умений.

  2. Развивать на основе совместной коллективной деятельности творческую самостоятельность и инициативу.

  3. Стимулировать интерес студентов к будущей профессии.

В основу проведения деловой игры была взята проектная методика.

Для подготовки игры была создана инициативная группа (из студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения), которая занималась разработкой программы деловой игры, её подготовкой и проведением. Были разработаны анкеты на французском и немецком языках, конфликтные ситуации. Проект деловой игры предусматривал проведение музыкальных антрактов.

Немаловажное значение придавалось дидактическому оформлению аудитории. Перед игрой демонстрировались видеосюжеты, снятые на базах практики (в магазинах, столовых, ресторанах). На доске плакат с названием деловой игры, на стенах пословицы о труде, работе, стенгазеты и т.д.

Участники игры были поделены на творческие группы (4-5 человек) и им было предложено выполнить домашние задания (за 2-3 недели до проведения игры), и выпустить стенгазету ( примерные названия: «Европейский калейдоскоп», «Винегрет», «В мире моды» и т.п.). Каждая творческая группа готовила эмблему, свидетельствующую о её профессиональной принадлежности.

Деловая игра проводится в 4 этапа.

I этап. “Расскажите о себе аудитории”.

Каждый участник творческой группы заполняет анкету на иностранном языке. Затем группа предъявляет свою «визитную карточку» на русском языке и стенгазету.

II этап. «Домашнее задание».

Каждая творческая группа представляет рекламу какого-либо изделия (продукта), или карту-схему приготовления блюда, или меню (официанты).

III этап. «Искусство общения»

Каждая творческая группа получает задание решить «конфликтную» ситуацию и смоделировать её решение.

  • Faite l’interview. Voila la situation: l’un de vous est le patron du restaurant. Il est en meme temps un celebre cuisinier. Les autres members du groupe sont des journalistes de “L’Humanite” qui font une enquete sur la bonne cuisine.

  • Decrivez la scene de la conversation entre la mere et sa fille, qui veut achter une robe decollete, dans le magasin

IV этап. Итоги. Анализ игры.

Оценивало игру жюри, состоящее из преподавателей иностранного языка, преподавателей общепрофессиональных дисциплин, мастеров производственного обучения, студентов старших курсов.

По итогам игры вручаются дипломы: «За оригинальность», «Лучшему повару», «Самой дружной группе» и т.д.

Работа над проектом «Деловая игра» дала возможность студентам по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения иностранным языком, научила их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, позволила реализовать не только свои профессиональные умения, но и знания иностранного языка, как средства общения и как средства получения новой информации.

Таким образом, являясь активным методом обучения, ролевые и деловые игры, способствуют мотивации и актуализации учения и подготовки студентов к самостоятельной практической деятельности. Актуальность деловой игры именно в том, что она позволяет её участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, совершенствоваться в профессиональной компетентности. Связь материала с реальностью, практикой, с будущей профессией студентов, «достоверность» и подлинность этого материала, соответствие реальным условиям практической деятельности способствуют всестороннему развитию личности учащихся, расширяют их кругозор в вопросах будущей профессии, углубляют их знания в разных областях.



Список использованной литературы.

  1. Григоров В.Б. Профессионально-ориентированное обучение, как важнейший резерв повышения эффективности обучения иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях.// АВС,1985 вып.13 .Методические рекомендации по иностранным языкам.

  2. Безлюдова Э.В. Ролевые игры как средство профессиональной ориентации учащихся //АВС,1991 вып15.

  3. Рабинович Ф.М. ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.//Иностранные языки в школе 1983 №3

  4. Лазаренко Т.М. Профильно ориентированное обучение в школе.// Иностранные языки в школе 2001 №4

  5. Ханцева Г.Г. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка.// Рубцовск 2000.

  6. Википедия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] /Игровое обучение. - 2010. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Игровое_обучение - Дата доступа: -05.12.2016.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!