За последние годы произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями. Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни в постиндустриальном информационном обществе. Такому обществу нужны высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности молодые люди.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одной из ключевых компетенций, определяющих современное качество образования, является наращивание опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Эти задачи может помочь решить проектная деятельность, переживающая сегодня очередной пик популярности. В основу системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров.
Формирование и развитие учебной деятельности учащихся - одна из важнейших целей современной системы образования. Основной инструмент достижения данной цели - проектная деятельность, направленная на развитие предметных и метапредметных компетенций, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, отбирать нужный для исследования материал, формулировать и решать учебные проблемы. Метод учебных проектов позволяет активизировать критическое мышление учащихся, выявлять и целесообразно использовать творческий потенциал, а также способствует формированию духовно-нравственных качеств личности.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. «Человек рожден для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Тема 3 (б). Игровые технологии на уроке русского языка
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
В.А. Сухомлинский.
Мы живем и работаем в условиях глобальных изменений, связанных с модернизацией образования. Обучающегося нужно учить познавать, думать, анализировать.
Одна из основных причин того, что учащиеся теряют интерес к русскому языку, заключается в том, что учителя русского языка не всегда ярко и убедительно показывают учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких.
Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету? Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей?
На помощь учителю приходит замечательное средство — игра.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Рассматривая содержательный аспект обучения с использованием игровой технологии, можно указать следующие педагогические возможности:
а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом;
б) рост познавательной активности школьников в процессе обучения;
в) приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;
г) улучшение отношений между участниками игры и их педагогами;
д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти в конкретное дело и проверить свои способности;
е) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.
Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, вырабатывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознать и анализировать результаты своей деятельности.
Таким образом, игру и игровую технологию следует рассматривать как самостоятельную педагогическую ценность, видеть в ней эффективную школу жизни и максимально использовать ее педагогические возможности.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Тема 3 (в). Деловые игры
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся на уроке и заинтересованности в результатах образовательного процесса, являются игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем. Такая организация учебного процесса очень вариативна и поэтому в зависимости от возраста, специфики учебного предмета, подготовленности учащихся, может осуществляться в различных формах (так, например, весь класс может делиться на несколько взаимодействующих ролевых групп или отдельные учащиеся наделяются индивидуальными ролями). Важно, чтобы учитель при организации и анализе проведения игры обращал внимание не на качество исполнения той или иной роли учащимися, а на степень включенности их в игру, активность, проявляемую инициативу и способность к импровизации, на возможность проигрывания (стало, быть, освоения) учащимися различных ролей и разнообразных видов деятельности.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра.
Деловая игра – это метод, который представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по применению теоретических знаний, и происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.
Деловая игра используется для решения комплексных задач. Усвоение нового, закрепление материала, развитие творческих способностей, формирование общественных умений даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В зависимости от функций деловые игры делят на группы:
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:
- Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения. Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов.
- Операционные игры. Они помогают обрабатывать выполнение конкретных специфических операций. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
- Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функции и обязанностей конкретного лица.
- Деловой театр – разыгрывается какая – либо ситуация, поведения человека в этой обстановке
Существуют достоинства и недостатки деловой игры.
Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);
- освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных проблем;
- работы групповым методом при подготовке и принятии решений;
- ориентации в нестандартных ситуациях;
- концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать взаимопонимание между участниками игры.
Недостатки деловых игр:
- относительная сложность подготовки;
- отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат;
- отсутствие четкого алгоритма проведения игры.
Педагоги выделяют условия проведения деловой игры, которые должны соблюдаться:
- внимательность;
- включенность в игру;
- сопричастность, уважение точки зрения других;
- масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);
- самовыражение.
Деловые игры используют в том случае, когда необходимо донести до детей процессы функционирования каких-либо систем. Уроки чаще всего носят иллюстративный характер, а в игре ученик становится лично причастным к функционированию изучаемой системы, получает возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.