Роль вебинаров в моем профессиональном росте.
Работу подготовила Горбунова Полина, 20П-3.
Тема вебинара: «Методика обучения решению текстовых задач, основанная на УУД моделирования»
Докладчик: Э. И. Александрова.
https://www.youtube.com/watch?v=mZdyS1SAVdE
Тема вебинара: «Методика обучения решению текстовых задач, основанная на УУД моделирования»
Аннотация в вебинару.
Автор вебинара Э.И. Александрова предлагает к рассмотрению собственную логику развертывания предметного материала начального курса математики, которая учитывает прежде всего мотивацию учащегося, понимание им общего принципа, усвоение общего подхода работы над математической задачей через установление и описание отношений между величинами, о которых в ней говорится.
Автор подробно описывает методику обучения решению текстовых задач в начальной школе в 4 этапа – работа с реальными объектами, графическая модель (схема), буквенно-знаковая модель (формула).
Актуальность вебинара
Поиск способов решения жизненных ситуаций посредством математической задачи является базовым умением, которое описано в обновленном ФГОС НОО 2021 . Основным УУД при работе над задачей является действие моделирования.
Содержание вебинара направлено на знакомство с методикой обучения решению текстовых задач посредством моделирования и позволяет достичь сразу двух целей – формирование и развитие у обучающихся универсального учебного действия моделирования и умения решать практические задачи, основанные на знаниях о жизни, с помощью построения моделей разного вида, представлять объекты задачи в виде отрезков.
Таким образом, автор данного вебинара подробно знакомит нас с современной и эффективной методикой, которая позволяет сформировать у обучающихся через систему предметных действий «математическую грамотность».
Сегодняшний учитель должен иметь представление о современных методиках обучения, уметь применять полученные в ходе самообучения инструменты в собственной практике, работать по новым ФГОС.
На какие проблемы современного образования направлен вебинар?
- Стандартная методика работы над задачей предусматривает уклон на арифметические действия. «Реши математическую задачу по действиям (анализ задачи)». Так, в первую очередь осуществляется работа с числами и затем выход на составление уравнения для ее решения. Такая логика не работает и часто вызывает у учеников затруднения при решении.
- Учащимся гораздо легче сразу после прочтения текста задачи показать отношения между величинами, начертить схему, и описать с помощью выражения или уравнения.
- Использование первого алгоритма работы ведет за собой серьезные последствия в непонимании, как решаются текстовые задачи, что значительно усложняет и замедляет образовательный процесс и учителю, и ученикам.
- Обучающиеся испытывают трудности в решении текстовых задач на контрольных работах.
Что нового узнали из вебинара?
- Смотря на стакан с водой, рисовать отрезок от руки, мысленно представляя стакан.
- Понимание и овладение способом станет доступным только тогда, когда ребенок пропустит через собственные руки этот предмет, испытав на себе его величину.
- Предметный результат – любую величину ребенок умеет изображать с помощью отрезков. Отрезок способен отразить площадь, длину, величину углов, группы предметов по их количеству.
- При решении математической задачи ребенок устанавливает отношения между величинами двух объектов (стаканами с водой, колоннами), видит количество жидкости, но изображает отрезки соответственно разных размеров от руки, иллюстрируя объекты в сравнении (больше/меньше, выше/ниже, шире/уже).
- Для того, чтобы учащийся овладел способом выражения величин с помощью отрезков, важно, чтобы ученики совместно с учителем «вырастили» этот способ, «изобрели средство» - изображение величин с помощью отрезков.
4 этапа (схема) для решения текстовых задач
Решить задачу – ответить на вопрос задачи.
Решить задачу – найти способ для решения задачи.
СХЕМА
2. Предметная модель (полоски)
1. Копирующий рисунок
3. Отрезок
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Что будете применять сами и где?
- Автор дает множество практических рекомендаций по работе над текстовой задачей.
- В собственную профессиональную практику я возьму несколько таких рекомендаций.
- Проводить работу по совместному открытию, чтобы учащиеся на уроке сами «вырастили» этот способ, «изобрели средство» - изображение величин с помощью отрезков. Для этого вводить практические ситуации проблемного характера на уроках по темам, связанным с математическими величинами.
- При работе с реальными предметами задачи, давать возможность каждому учащемуся пощупать, прикоснуться к объекту, наблюдать и определять его свойства.
- Вводить практические задачи, максимально приближенные к реальным жизненным условиям, чтобы ученик, читая текст задачи, устанавливал связь с реальными объектами и реальную пользу решения таких задач. Иначе можно получить 3,5 землекопа.
- Использование игры «Научи другого» на уроках по закреплению материала, чтобы проверить степень усвоения обучающимися ранее открытого способа.
Что посоветуете коллегам? Приведите важные цитаты для Вас.
Рекомендации:
- Использование игры «Научи другого» на уроках по закреплению материала, чтобы проверить степень усвоения обучающимися моего класса ранее открытого способа.
- Обеспечить каждому обучающемуся доступ к реальным предметам при работе с математической задачей.
- Не давать информацию (знание) в готовом виде, а вводить проблемную ситуацию.
Цитаты автора:
- «Важно помнить о соблюдении пауз и акцентов в речи при чтении задачи»
- «Читайте текстовую задачу сами вслух до тех пор, пока не убедитесь, что большинство детей вашего класса овладели смысловым чтением»
- «Просто уметь читать и уметь читать задачу – это два разных умения»
- «Если вы не дадите ребенку работать руками, вы не научите их мыслить»
Тема вебинара: «Умение задавать вопрос или Главный секрет успеха эффективного урока»
Докладчик: Тютина Е.В.
https://youtu.be/AUXCH56xYxk
Тема вебинара: «Умение задавать вопрос или Главный секрет эффективного урока»
Аннотация.
Размышления п рактикующего учителя Тютиной Е.В. о главных составляющих эффективного урока. Автор делится собственным опытом работы в поиске ответа на вопрос «В чем секрет эффективного урока?». Речь пойдет о том, как правильно сформулированный вопрос положительно влияет на эффективность урока, создавая простор для проблемного обсуждения, а также о правилах постановки вопросов на уроке.
Актуальность вебинара
Как сделать урок интересным и увлекательным для каждого? Насколько эффективны и полезны те уроки, которые я даю? Какие условия нужно обеспечить для достижения обучающимися планируемых результатов обновленного ФГОС НОО? Эти вопросы не перестают волновать даже самых опытных учителей начальных классов. Сегодня, в динамично развивающемся мире, вопрос, как эффективно провести урок в начальной школе являются актуальным. Как ни странно, именно правильно сформулированный учителем вопрос позволяет учащимся самостоятельно открывать способ решения частно-практической задачи на любом уроке.
Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента. Таким образом, учитель работает на предметные и на метапредметные результаты обновленного ФГОС НОО.
Сегодняшний учитель должен уметь задавать такие проблемные вопросы. Автор вебинара подробно описывает, как использовать проблемные вопросы на этапе постановки учебной задачи и открытия нового знания.
На какие проблемы современного образования направлен вебинар?
- Преподнесение знания в готовом виде самим учителем лишает обучающегося возможности мыслить самостоятельно, открывать и познавать действительность посредством исследовательской деятельности, в результате чего утрачивается всякий познавательный интерес и мотивация к обучению.
Что нового узнали из вебинара?
- Не стоит давать обучающимся те знания, которые они еще не в силах освоить.
- Правильно заданный учителем вопрос позволяет учащемуся самостоятельно выйти на способ решения задачи.
- Посредством вспомогательных вопросов, направленных на предмет, актуализируется задача, осуществляется постановка задачи, осуществляется организация проблемной ситуации, последующая рефлексивная деятельность.
- Парная работа более эффективна при открытии способа, поскольку качественно задействует каждого ученика, в то время как при групповой работе некоторые ученики могут не участвовать совсем.
Что будете применять сами и где?
- Автор дает множество практических рекомендаций о том, как сделать урок эффективным.
- В собственную профессиональную практику я возьму несколько таких рекомендаций.
- Когда интерес в классе угасает, учитель не получает ответа на заданный вопрос, можно использовать высказывания: «я очень постараюсь донести до вас вопрос, а вы очень постараетесь на него ответить», «кто первый правильно ответит на мой вопрос, тому поставлю 5».
- Материалы вебинара будут полезны в использовании на любом уроке в начальной школе, так как с помощью проблемного вопроса позволяет исследовать любые предметные области. Вопрос – главный помощник учителя на любом уроке.
Что посоветуете коллегам? Приведите важные цитаты для Вас.
Рекомендации:
- Не стоит давать обучающимся те знания, которые они еще не в силах освоить.
- Осуществлять парную работу при работе с новым материалом.
- Выслушать «активных» учеников, затем задать вопрос на понимание «тихим» ученикам.
Цитаты автора:
- «Корень учения горек, а плод его сладок».
- Главная движущая сила ребенка в школе – это его воля, желание, мотив. («я хочу, я могу»)
Критерии оценки
Содержание представлено понятно
2.
Самооценка
Представлена актуальность вебинара
Оценка
1
3.
4.
1
Указана современная проблема
5.
Обоснованно отражена область применения материалов вебинара
1
Представлены рекомендации для применения материалов вебинара
6.
1
7.
Оформлена презентация грамотно, отсутствуют ошибки
1
Учтены требования к оформлению презентации
1
8.
1
Имеются полные ответы на содержательные вопросы по представленным материалам.
1
Система оценивания: 0, 1 б.
8 б - Отметка «отлично»
7-6 б - Отметка «хорошо»
5 б - Отметка «удовлетворительно»