СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музея в формировании личности школьника

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе все более актуальной становится проблема содания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Роль музея в формировании личности школьника»

Роль музея в формировании личности школьника



Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет.

К.Д.Ушинский.



В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Но отсутствие государственной координации этого процесса, недопонимание многими сущности предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников приводит к тому, что они не могут выбрать дело по душе, определиться в жизни и стать полезным своему городу, району.

Несомненно, преодолеть эти противоречия помогает музейная педагогика, включающая школьников в организованный процесс комплексного восприятия ценностей истории и культуры, в ходе которого обеспечивается целостное духовное и профессиональное развитие ученика.

Через развитую сеть детских объединений художественно-эстетической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, естественнонаучной, социально-педагогической и физкультурно-спортивной направленности учащиеся нашей школы реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал. В 1976 в школе №1 был открыт музей Боевой Славы, в котором собран огромный материал по истории школы, по участию выпускников в ВОв, по краеведению. В настоящее время он получил второе дыхание: на его базе под руководством Л.Н.Дмитриевой работают кружки «Юный экскурсовод», «Школьный музей». Это входит в программу предпрофильной подготовки обучающихся. Роль музея в формировании личности школьника это не только средства гражданско-патриотического воспитания и расширения кругозора, но и профессиональное самоопределение обучающихся. Участвуя в исследовательской работе, школьники не только собирают материал для экспозиции и изучают музейные материалы, но и проводят экскурсии, посвященные истории города, района и области. Так, ученики 5-7 классов задействованы в подготовке выставки «История развития технических средств в школе». Для младших школьников часть экспозиции музея посвящена краеведению. Это отдельное помещение, где собраны материалы, на которых основана работа кружка «Истоки». Для учащихся 2-4 классов проводятся экскурсии на темы: «Старые профессии» (производство поташа), в рамках которой дети знакомятся с картой района, производством поташа и т. п. Итог данной экскурсии – практическое занятие по его изготовлению; «Валяльное производство» (по истории производства валенок в Сергаче и районе).

Также в музее можно посмотреть выставку старинных полотенец «Русский рушник», которые были вышиты к свадьбе, рождению ребенка, для встречи гостей, а также - « Русский платок», «Из истории глиняной посуды», «Хохлома». Большую роль в профессиональном воспитании играют выставки коллекционеров, мастеров прикладного творчества.

В музее регулярно организуются встречи с ветеранами Вов, тружениками тыла, выпускниками школы - писателями, поэтами, представителями органов власти. Например, у нас в гостях был выпускник 1952 года, физик, кандидат технических наук - В.А.Пермяков, выпускник 1954 года, геолог Ю.С. Рубцов. Заслуживают внимания исследовательские работы, написанные по материалам школьного музея, об участии земляков в представительных местных выборных органах власти. В процессе учебной деятельности обучающиеся узнают о личностных качествах, которые нужны людям, чтобы быть успешными в профессии.

В работе со школьниками используются  такие интерактивные формы работы, как «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя, где он рассказывает о развитии различных народных промыслов в районе, «театрализация», где на основе изученного материала учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи.

Уроки, которые проводятся на базе школьного музея, имеют большой воспитательный потенциал. Учащиеся не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют музейными предметами. У нас в школе предусмотрен специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться на занятиях, трогать их, выполнять с ними определённые задания, что ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации. Наблюдение за учащимися школы, беседы с ними, анкетирование доказывают, что посещения музея, занятия в музее являются наиболее запоминаемыми событиями, проводимыми в течение учебного года. Об этом свидетельствуют и сочинения различных жанров, рисунки, поделки. Через работу школьного музея происходит раскрытие творческого потенциала как педагога, так и учащегося. В школе уже стало традицией организовывать деятельность подростков в форме трудовых бригад, где дети имеют возможность пройти первые профессиональные пробы, заработать деньги. Такая деятельность возможна благодаря сотрудничеству с центром занятости населения Сергачского района и администрацией Сергачского муниципального района. Мы на протяжении многих лет сотрудничает с Сергачским лесхозом, который занимается просвещением школьников, привлечением их к участию в природоохранных акциях. Лесничество сочетает в себе трудовое воспитание, природоохранительную работу и профориентацию учащихся. Оно оживляет учебно-воспитательный процесс, делает жизнь более интересной и содержательной, позволяет получать глубокие знания основ ботаники, зоологии, общей биологии, химии, физики, географии, технологии и других наук. Работа школьников по охране природы имеет значение и в воспитании у них чувства ответственности и взаимопомощи. Сажая лес, ухаживая за ним, сохраняя его, учатся жить в коллективе, проявляя заботу о товарищах, уважать труд свой и своих друзей.

Профориентационные вопросы, решаемые через школьный музей, проявились в инициативности детей, стремлении участвовать в творческих проектах музея, желании организовывать встречи с людьми разных профессий и судеб, повышении интереса к судьбе семьи, школы, города. Но главный позитивный результат — это желание приобрести профессию и остаться жить и работать в своем родном городе и быть счастливыми людьми.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!