СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль местоимений в речи 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль местоимений в речи 4 класс»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Технологическая карта по русскому языку

на тему: «Роль местоимений в речи»

проведённого в 4 классе

студенткой 41 «А» группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах





Дата проведения:

Методист: Карелина Ю.Л./_________/









г. Орел, 2024 г





УМК Школа России

Класс: 4

Тип урока: урок открытия нового знания.

Тема: «Роль местоимений в речи».

Цель: сформулировать понятие о местоимении как о самостоятельной части речи.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условие для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении;

  • совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи;

  • дать представление о значении личных местоимений, их признаках и синтаксической роли;

  • формировать умения заменять имена существительные местоимениями.

Развивающие:

  • развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме;

  • развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач;

  • расширить мировоззрение.

Воспитательные:

  • создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности;

  • формирование системы взглядов на мир;

Планируемы результаты:

Предметные УУД:

  • познакомятся с ролью местоимений в речи; 

  • научатся определять местоимение среди других частей речи, указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль, подчёркивать главные члены предложения, указывать части речи, определять роль местоимений в речи.


Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные:

  • управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей;

  • уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Коммуникативные:

  • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

  • с помощью вопросов осуществлять  поиск недостающей информации, соблюдают грамматические нормы устной речи.

Оборудование: учебник «Русский язык», карточки с заданиями, презентация, проектор, доска.













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

(1 мин)

-Здравствуйте ребята.

Проверим вашу готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник русского языка, тетрадь и пенал.

-Вспомним, что мы ученики, посмотрите на слайд и сядьте правильно (Слайд 1)

-Сегодня на уроке вы поднимитесь на новую ступеньку знаний и откроете для себя что-то новое. Для этого будьте внимательны и активны.

-Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

(Разбор орфограмм)

Приветствуют учителя.



Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.


Подписывают число, классная работа.

2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: актуализация знаний

(3 мин)

-Давайте вспомним, что такое имя существительное. (имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

-Что обозначает имя существительное? (предмет)

-На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

-Почему у имени существительного два вопроса? (у существительного два вопроса, потому, что имя существительное может быть одушевленным (кто?), а может быть неодушевленным (что?))

-Обратите внимание на экран (Слайд 2)

Синий, нежный, добрая, кислый, маленький, розовый

-К какой части речи относятся эти слова? (имя прилагательное)

-Что такое имя прилагательное? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?)

-От чего зависит имя прилагательное? (от имени существительного)

-О какой части речи мы ещё не сказали? (глагол)

-Верно. Что такое глагол? ( это часть речи, которая обозначает действие предмета)

-На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? что сделать?)




Повторяют части речи






3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения

(3 мин)

-Верно, обратите внимание на экран (один ученик громко и чётко читает)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,
Все местоимения. (Слайд 3)

-Ребята, что такое местоимения? (часть речи, которая не обозначает предмет, а только на него указывает)

-Какие местоимения вы знаете? (Я, ты, мы, вы , он, она, оно , они)


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка учебных задач урока

(1 мин)

- Мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. 

- Прочитайте тему нашего сегодняшнего урока: «Роль местоимений в речи» (Слайд 4)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Познакомится с особенностями местоимений как части речи).


Формулируют тему и цель урока.






5. Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового

способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей

затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

(10 мин)

Упр. 108 (с. 52).

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Назовите личные местоимения.

— Какова их роль в речи? (Указывают на предмет, но не назы­вают его.)

Упр. 109 (с. 52).

— Прочитайте.

— Запишите личные местоимения.

— Найдите в толковом словаре значение слова личный.



Выполняют задания в учебнике.






6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: зафиксировать во внешней речи полученные выводы и знания

(5мин)

Упр. 110 (с. 53).

— Прочитайте первое предложение.

— Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Он - сом.)

— Прочитайте второе предложение.

— Назовите личное местоимение, которое в нём употреблено. Вместо какого слова оно употреблено? (Она —ящерица.)

— С какой целью в загадках используют местоимения?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Два ученика выполняют на доске звуко-буквенный разбор слов.)






Выполняют задания.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: проверка умения применять полученные знания в других предметных областях

(4 мин)

-Выполните самостоятельно задание на карточках. (2 минуты)

Интересная загадка.

Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.

Эталон проверки на слайде:

Интересная загадка.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, и она просила отдать их обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, а он посмеялся надо мной и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а летает около человека и ловит их на лету.

Выполняют задание на карточках.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: повторение и закрепление пройденного материала

(1-2 мин)

(Учитель читает утверждение, учащиеся поднимают зеленый круг, если согласны с ним, и ,красный если не согласны.)

1) Местоимение - часть речи.

2) Здесь названы только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.

3) Он — это местоимение.

4) Местоимения не называют предмет и не указывают на него.

5) Личные местоимения заменяют имена существительные.





9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

-Что такое местоимение?

-Какие местоимения являются личными?

-Какова их роль в речи?

-Отлично, вы большие молодцы. Оцените свою работу, с помощью лестницы успеха.

Домашнее задание

Упр. 111 (с. 53).

















Раздатка

Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.


Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.


Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.


Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.


Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.


Однажды я шёл по лугу. Ко ….... пристала ласточка. …... кружилась около ….… Ласточка задевала ….… за плечо, кричала жалобно, словно …... отнял у ….. птенца, и .…..просила отдать …... обратно. …... не понимал, что ….. нужно. Я рассказал об этом деду, а .….посмеялся надо …...и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет…... в траве, а летает около человека и ловит….. на лету.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!