СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль качества света в живописи

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная прзентация может быть полезна, как учащимся 1х классов художественных школ, так и последних, поскольку в ней раскрывается  роль качества света в живописи, в том числе качество света, теплохолодность и направленность светового потока. Презентация наполненна большим колличством иллюстративного материала.

Просмотр содержимого документа
«Роль качества света в живописи»

МБУ ДО «Ялтинская художественная школа им. Ф.Васильева» Презентация на тему: «Роль качества света в живописи» Составитель: преподаватель Яровая Е.В. 2022

МБУ ДО «Ялтинская художественная школа им. Ф.Васильева»

Презентация на тему:

«Роль качества света в живописи»

Составитель:

преподаватель Яровая Е.В.

2022

Задачи: рассмотреть проблему влияния света на восприятие натуры художником и на живопись на конкретных примерах; 2) выявить определенные закономерности воздействия качества света и из них сформулировать правила для выбора цветового решения при создании живописного произведения

Задачи:

  • рассмотреть проблему влияния света на восприятие натуры художником и на живопись на конкретных примерах;

2) выявить определенные закономерности воздействия качества света и из них сформулировать правила для выбора цветового решения при создании живописного произведения

Для начала вспомним о том, что существует локальный цвет предмета - то есть, условный цвет, в который окрашен предмет . Этот цвет меняется под воздействием определенных факторов. Бато Джугарджапов Известно, что свет влияет на восприятие натуры художником и на живопись, соответственно. Поэтому для передачи точного состояния модели в среде следует учитывать не только цвет света и тепло-холодность , но и насыщенность светового потока и его направленность . Бато Джугарджапов

Для начала вспомним о том, что существует локальный цвет предмета - то есть, условный цвет, в который окрашен предмет . Этот цвет меняется под воздействием определенных факторов.

Бато Джугарджапов

Известно, что свет влияет на восприятие натуры художником и на живопись, соответственно. Поэтому для передачи точного состояния модели в среде следует учитывать не только цвет света и тепло-холодность , но и насыщенность светового потока и его направленность .

Бато Джугарджапов

I. СИЛЬНЫЙ, СРЕДНИЙ (УМЕРЕННЫЙ) И СЛАБЫЙ СВЕТ  Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично. Михаил Врубель. «Сирень». Объекты окружающего мира после заката в сумерки, ночью, как и в яркий солнечный день плохо различимы: из-за нехватки света и из-за его избытка. Клод Моне. «Стог сена».

I. СИЛЬНЫЙ, СРЕДНИЙ (УМЕРЕННЫЙ) И СЛАБЫЙ СВЕТ

Количество света имеет значение, особенно в так называемой тональной живописи, где предметы и объекты объёмно написаны и их форма в пространстве выглядит традиционно реалистично.

Михаил Врубель. «Сирень».

Объекты окружающего мира после заката в сумерки, ночью, как и в яркий солнечный день плохо различимы: из-за нехватки света и из-за его избытка.

Клод Моне. «Стог сена».

Обилие света, также как и его недостаток, уничтожает объём, форму, иногда и пространство, при этом создавая особенный эмоциональный настрой. Клод Моне. «Руанский собор, западный фасад. Солнечный свет». Константин Коровин. «В испанской таверне».

Обилие света, также как и его недостаток, уничтожает объём, форму, иногда и пространство, при этом создавая особенный эмоциональный настрой.

Клод Моне.

«Руанский собор, западный фасад. Солнечный свет».

Константин Коровин.

«В испанской таверне».

Этим активно пользовались художники конца XIX- начала XX века, пытаясь ухватить в своих картинах особую неуловимость бытия. Клод Моне. «Стога сена» Михаил Врубель. «К ночи». Константин Коровин

Этим активно пользовались художники конца XIX- начала XX века, пытаясь ухватить в своих картинах особую неуловимость бытия.

Клод Моне. «Стога сена»

Михаил Врубель. «К ночи».

Константин Коровин

Большое количество света в натуре высветляет краски, уменьшает количество собственных и падающих теней, снижает контраст в живописи в сторону светлоты.  Такое состояние даёт, например, яркое южное летнее солнце, когда свет мощным потоком распределяется по предметам сверху вниз. Бато Джугарджапов Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности (насыщенности). Полное отсутствие света - темнота - убивает всё видимое. Чем менее ярко освещена модель, тем меньше в ней видимых характеристик (силуэт, объём, детали, характер и т. д.). Чирун Илья

Большое количество света в натуре высветляет краски, уменьшает количество собственных и падающих теней, снижает контраст в живописи в сторону светлоты.

Такое состояние даёт, например, яркое южное летнее солнце, когда свет мощным потоком распределяется по предметам сверху вниз.

Бато Джугарджапов

Малое количество света в постановке лишает её не только объёма и формы, но и цветности (насыщенности).

Полное отсутствие света - темнота - убивает всё видимое.

Чем менее ярко освещена модель, тем меньше в ней видимых характеристик (силуэт, объём, детали, характер и т. д.).

Чирун Илья

Разумное сочетание интенсивности освещения и затемнённости в натуре выявляет максимально возможные её особенности. Константин Коровин. Привычное для восприятия человеческим глазом сочетание освещённых участков с теневыми (собственные и падающие тени) создаёт полную иллюзию реалистичности, правды жизни. Поль Сезанн.

Разумное сочетание интенсивности освещения и затемнённости в натуре выявляет максимально возможные её особенности.

Константин Коровин.

Привычное для восприятия человеческим глазом сочетание освещённых участков с теневыми (собственные и падающие тени) создаёт полную иллюзию реалистичности, правды жизни.

Поль Сезанн.

II. ТЁПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ СВЕТ Хотя закон теплохолодности и условен (если свет- тёплый, то тени- холодные и наоборот), но его стоит учитывать хотя бы на этапе первой прописки.  Разница в тепло-холодности делает живопись полноцветной и контрастной не только по светлоте. А контраст - обязательное условие любого художественного произведения. Кроме того живопись становится понятной для восприятия зрителем и реалистичной.

II. ТЁПЛЫЙ И ХОЛОДНЫЙ СВЕТ

Хотя закон теплохолодности и условен (если свет- тёплый, то тени- холодные и наоборот), но его стоит учитывать хотя бы на этапе первой прописки.

Разница в тепло-холодности делает живопись полноцветной и контрастной не только по светлоте. А контраст - обязательное условие любого художественного произведения. Кроме того живопись становится понятной для восприятия зрителем и реалистичной.

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня, солнечный свет на пленэре (но не всегда!). Константин Коровин Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими. Это открытие импрессионистов было сделано более 100 лет назад в ходе напряжённой творческой работы на открытом воздухе. Клод Моне

Тёплый свет создаёт ощущение уюта, согревает (это свет от желтоватой электрической лампы, закатный свет садящегося за горизонт солнца, свет от открытого огня, солнечный свет на пленэре (но не всегда!).

Константин Коровин

Тени при тёплом свете выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими. Это открытие импрессионистов было сделано более 100 лет назад в ходе напряжённой творческой работы на открытом воздухе.

Клод Моне

 Холодный свет окутывает освещённые части предметов лёгкой дымкой голубоватого, холодного серого или нейтрально белого цвета, оставляя тени тёплыми коричневыми, зеленоватыми, красноватыми. Клод Моне. «Хризантемы». Холодным бывает свет, идущий в комнату из окна, солнечный свет в ненастье, белый свет люминесцентной лампы и т.д. Клод Мон е

Холодный свет окутывает освещённые части предметов лёгкой дымкой голубоватого, холодного серого или нейтрально белого цвета, оставляя тени тёплыми коричневыми, зеленоватыми, красноватыми.

Клод Моне. «Хризантемы».

Холодным бывает свет, идущий в комнату из окна, солнечный свет в ненастье, белый свет люминесцентной лампы и т.д.

Клод Мон е

III. НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВОГО ПОТОКА Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине. Источник света в этой работе находится справа вверху , а направление светового потока идёт параллельно линии горизонта , выхватывая из темноты только части фигур и предметов. Это придаёт сцене некоторую запутанность и загадочность - хочется внимательнее рассмотреть и понять, кто, что и в каком положении изображён на картине. Караваджо. “ Призвание апостола Матфея”.

III. НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТОВОГО ПОТОКА

Направление света и расположение предметов относительно светового потока задаёт не только степень освещения предметов в живописи, но и определяет пропорциональное соотношение света и теней в картине.

Источник света в этой работе находится справа вверху , а направление светового потока идёт параллельно линии горизонта , выхватывая из темноты только части фигур и предметов.

Это придаёт сцене некоторую запутанность и загадочность - хочется внимательнее рассмотреть и понять, кто, что и в каком положении изображён на картине.

Караваджо.

Призвание апостола Матфея”.

В этой работе источник света находится между персонажами , так же направляя основной поток света вдоль линии горизонта , но уже слева направо. При этом, фигуры первого плана остаются тёмными (свет попадает на них с невидимой зрителю и художнику стороны), а фигура дальнего плана, развёрнутая лицом к зрителю, хорошо освещена. Г. ван Хонтхорста. “Сваха”. Благодаря этому приёму в картине возникает некая интрига - персонажи объединены друг с другом, они сгрудились вокруг общего источника света, оставляя зрителя вне описываемой ситуации, отстраняясь от него.

В этой работе источник света находится между персонажами , так же направляя основной поток света вдоль линии горизонта , но уже слева направо.

При этом, фигуры первого плана остаются тёмными (свет попадает на них с невидимой зрителю и художнику стороны), а фигура дальнего плана, развёрнутая лицом к зрителю, хорошо освещена.

Г. ван Хонтхорста. “Сваха”.

Благодаря этому приёму в картине возникает некая интрига - персонажи объединены друг с другом, они сгрудились вокруг общего источника света, оставляя зрителя вне описываемой ситуации, отстраняясь от него.

Рембрандт. “Даная”.  В данном произведении световой поток идёт слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему персонажи и предметы освещены хорошо, объёмы и формы ярко выражены и легко воспринимаются зрительно.

Рембрандт. “Даная”.

В данном произведении световой поток идёт слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему персонажи и предметы освещены хорошо, объёмы и формы ярко выражены и легко воспринимаются зрительно.

Итак, можно сделать некоторые выводы о влиянии направленности света в живописи: -  Верхний свет  придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность. Караваджо. «Ужин в Эммаусе». - Свет снизу вызывает непривычные ассоциации, добавляет изображению загадочности, драматизма. Константин Коровин.

Итак, можно сделать некоторые выводы о влиянии направленности света в живописи:

- Верхний свет придаёт объектам некоторую духовность, лёгкость и возвышенность.

Караваджо. «Ужин в Эммаусе».

- Свет снизу вызывает непривычные ассоциации, добавляет изображению загадочности, драматизма.

Константин Коровин.

-  Традиционный боковой свет как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны. Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари». Константин Коровин. -  Фронтальный свет (в лоб)  минимизирует ощущение объёма, делает изображение плосковатым, декоративным - ощущение театральной постановки, искусственности.

- Традиционный боковой свет как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны.

Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари».

Константин Коровин.

- Фронтальный свет (в лоб) минимизирует ощущение объёма, делает изображение плосковатым, декоративным - ощущение театральной постановки, искусственности.

- Свет из-за предметов (контражур) ,  выявляет только силуэты, лишая объекты объёма, цвета, любых отношений внутри самого объекта. Клод Моне. «Здание парламента на закате» Это придаёт изображению монументальности, таинственности, отстранённости от зрителя. Клод Моне. «Женщина с зонтиком»

- Свет из-за предметов (контражур) , выявляет только силуэты, лишая объекты объёма, цвета, любых отношений внутри самого объекта.

Клод Моне. «Здание парламента на закате»

Это придаёт изображению монументальности, таинственности, отстранённости от зрителя.

Клод Моне. «Женщина с зонтиком»

Итак, в зависимости от: а) направления потока света б) положения предметов и объектов относительно света с) высоты источника света может меняться прежде всего качество восприятия объектов на картине ( их форма, объем, пространство между ними, точность детализации и др.) Так же меняется и впечатление , оказываемое на зрителя от этих предметов и объектов.

Итак, в зависимости от:

а) направления потока света

б) положения предметов и объектов относительно света

с) высоты источника света

может меняться прежде всего качество восприятия объектов на картине

( их форма, объем, пространство между ними, точность детализации и др.)

Так же меняется и впечатление , оказываемое на зрителя от этих предметов и объектов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!