СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль изложения в развитии коммуникативных универсальных учебных действий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки развития речи учат выбирать нужные языковые средства для успешного общения. Ни для кого не секрет, что школьники не любят писать изложения. Такой вид творческой работы ассоциируется у них с однообразием и скукой. С чем же это связано? Давайте разберёмся.  

Просмотр содержимого документа
«Роль изложения в развитии коммуникативных универсальных учебных действий»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Колпакова Е.С., учитель русского языка и литературы Староникольской ООШ

СЛАЙД № 1

Тема моего выступления «Роль изложения в развитии коммуникативных универсальных учебных действий».

Мне хочется начать свое выступление со слов Гегеля:

СЛАЙД № 2

«Речь – удивительно сильное оружие, им нужно только уметь пользоваться»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного процесса. Ритм жизни накладывает отпечатки на речь и развитие мышления человека. Ежедневные тренинги с использованием тестов не дают ожидаемых результатов, потому что школьники не умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


СЛАЙД № 3

По результатам моих наблюдений можно выделить проблемы, возникающие в коммуникативной сфере учащихся «клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – все это требует пересмотра требований к содержанию и организации работы с учебной информацией».1 Проблемы серьёзные, поэтому мы вынуждены искать новые формы работы по преодолению этих проблем, а где-то и пересматривать возможности хорошо известных приёмов, чтобы реализовывать их сообразно изменённым условиям, в свете ФГОС.

Уроки развития речи учат выбирать нужные языковые средства для успешного общения. Ни для кого не секрет, что школьники не любят писать изложения. Такой вид работы ассоциируется у них с однообразием и скукой. С чем же это связано? Давайте разберёмся. Пишем часто? Часто. А результаты по-прежнему не радуют? Не радуют. Согласна с теми учителями, которые считают, что мы подменяем обучение в полном смысле этого слова контролем. А уроки наши различаются только материалом, подобранными текстами.


СЛАЙД № 4

Можно говорить о вариантах уроков по написанию изложения, но традиционно схемы их сводятся к шаблонности, (Эту схему вы видите на слайде), хотя существующая цепочка работы над изложением удачна. Но и это не решает проблемы формирования грамотной речи, не повышает качество обучения русскому языку. Ожидаемого эффекта не получается.

Что же делать, ведь изложение – это традиционная форма обучения основам связной речи. Изложение применяется и как метод контроля на государственной итоговой аттестации за курс основной школы в 9 классе.

СЛАЙД № 5

Принимая участие в вебинарах и изучая методическую литературу, я для себя нашла принципиально новые варианты обучения изложению.

Прежде всего, нужна система работы. Хочется подчеркнуть, что, говоря о системе, имеется в виду не порядок работы над одним изложением, а такую последовательность обучения изложениям в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи.



СЛАЙД № 6

Учебные возможности изложения очень велики:

  1. формируются умения в разных видах речевой деятельности -восприятие текста на слух и зрительное восприятие, умение передавать текст устно и письменно;

  2. формируются коммуникативные умения - анализ текста, определение темы, языковых особенностей, воспроизведение текста;

  3. и навыки связной речи - собирание и систематизация материала, планирование и создание высказывания, построение высказывания разных функционально-смысловых типов;

  4. обогащается словарный запас учащихся;

  5. совершенствуется навык использования разных языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.


Все вышеперечисленные умения и навыки входят в обязательный минимум содержания формирования коммуникативной компетенции.

Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным умениям.


СЛАЙД № 7

Все упражнения, позволяющие сформировать эти умения, я объединила в группы, каждая из которых выполняет свою функцию (развивает память, обогащает словарный запас, учит анализировать и др.). Мной разработан и систематизирован дидактический материал по развитию речи учащихся. ПОКАЗАТЬ ПАПКУ. Весь материал собран по группам упражнений.


Остановлюсь лишь на некоторых приёмах и формах работы, которые применяю на своих уроках.

СЛАЙД № 8

Приём «Разученный диктант»: точное воспроизведение текста, понимание содержания, построения и языкового оформления. Эффективность этого приёма зависит от частоты его применения: я практикую чтение лирических произведений систематически, на это уходит 1-2 минуты.

Читается выразительно текст, происходит обсуждение содержания (на этом этапе возможна реализация воспитательного компонента), проводится орфографический и синтаксический анализ, а затем заучивается школьниками наизусть. Текст закрывается, и ученики пишут его по памяти. По окончании работы сверяют свой текст с оригиналом.

Это упражнение позволяет активизировать внимание и все виды восприятия учащихся, также тренирует память, что важно при написании изложения. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы. Учащиеся 8-9 классов при написании сочинения цитируют строчки, раннее заученные на уроках.


СЛАЙД № 9

Приём «Реставрация текста» (или «Восстановление текста»). Этот приём предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся с небольшим исходным текстом. Вариант, который даётся впоследствии, можно дать под диктовку или для контрольного списывания. Пропуски слов и выражений требуют восстановления в процессе записи. Восстановленный текст вы видите на слайде.

СЛАЙД № 10

Очень продуктивно применять такие задания, когда характер пропуска известен школьникам: например, пропущены только имена прилагательные, которые важны при работе с текстом – описанием. После проведённой работы проводится сравнительный анализ восстановленных текстов, чтобы определить наиболее удачные варианты. Возможна такая работа в парах и в малых группах.

Этот прием универсален. На слайдах вы видите, как можно использовать его на уроке биологии.

СЛАЙД №11 -12

СЛАЙД № 13

Следующий прием, на котором хочу остановиться, очень нравится учащимся, называется он «Кто больше?». Познакомившись в течение определённого времени с предложенным списком слов или выражений, нужно вспомнить и воспроизвести их максимальное количество в произвольной последовательности.

Н- р, лошадь, мост, Новосибирск, ананас, грузовик, моряк, игрушка

СЛАЙД №13 щелкнуть еще раз

Затем задание усложняется: запомните тот же самый список слов и воспроизведите его, не нарушая последовательность, для чего составьте связный текст из предложений, включающих в себя каждое из слов.

Из работ учащихся: «Старая лошадь плелась по проселочной дороге. Когда она пошла к шаткому мосту, то остановилась, чтобы передохнуть. Путь ей предстоял долгий – до самого Новосибирска. Усталая, она задремала и увидела во сне, удивительный фрукт, ананас. Хоть разочек бы попробовать это заморское чудо! Но тут лошадь разбудил грузовик, пронесшийся на большой скорости. За рулем грузовика сидел моряк. На лобовом стекле подпрыгивала пестрая игрушка.»

Слова я беру как одной тематической группы, так и разной, в зависимость от целей урока. Использование слов разных тематических групп способствует творческой активности.

Систематически работая над развитием речи учащихся, мы готовим их не только к написанию изложения и сочинения, но и формируем у них устную речь, развиваем их творческие способности, мы принимаем активное участие в конкурсах, смотрах. СЛАЙД № 14


Подводя итог, отмечу, что работа, по написанию изложения, должна носить комплексный характер. Только тогда можно говорить о выполнении поставленных задач: развитии памяти, обогащении словарного запаса школьников, овладении ими логикой построения текста, умением составлять монологические высказывания. Так как один и тот же приём может помочь в решении нескольких задач одновременно, учитель сам определяет, с какой целью применяется приём и на каком этапе урока. Подчеркну только, что задания могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, небольшими группами.

Спасибо за внимание!







,

Варианты заданий для формирования познавательных и коммуникативных УУД

Прием «Реставрация текста»

Этот прием предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который потом дается ученикам под диктовку или для контрольного переписывания, содержит пропуски, требующие восстановления в процессе записи. Работа будет более эффективной, если характер пропусков заранее известен ученикам: прилагательные и причастия, использованные в описании природы или с целью характеристики героев; наречия времени, места, образа действия и т.д.

Прием «Найди ошибку»

Сначала ученики знакомятся с исходным текстом, который необходимо запомнить, а затем получают новый, содержащий какие-либо изменения, несоответствия по сравнению с оригиналом вариант и сравнивают его с предыдущим. Все несоответствия, ошибки (фактические, логические, стилистические) устраняются в процессе списывания или пересказа.

Прием «Кто больше?»

В течение ограниченного времени учащиеся знакомятся на слух или зрительно с предложенным списком слов и выражений. После этого необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова и выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить можно в свободной последовательности, а можно в соответствии с исходным вариантом, что является более жестким требованием. Задания к запоминанию списка слов можно варьировать. Например, составить рассказ с предложенными словами, записать по памяти только одушевленные имена существительные и др.

Прием «Собери слово»

Учащиеся получают слово, из букв которого необходимо составить максимально количество других слов. При проверке полученные слова по очереди называются учащимися, а другие должны дать их толкование. Упражнение можно проводить индивидуально и по группам. При оценивании учитывается количество букв в слове, возможность толкования соперниками и самими учащимися.

Прием «Кроссвордный диктант»

Суть кроссвордного диктанта состоит в том, что по ходу записи учащиеся заменяют толкование на соответствующее слово или слово заменяется толкованием. Можно использовать сетку кроссворда.

Прием «Замена»

В основе лежит прием перефразировки, который позволяет отрабатывать отдельные моменты сжатия текста за счет использования слов вместо развернутых толкований. Возможен обратный вариант: замена слов их расширенными толкованиями. В тексте развернутое толкование предварительно выделяется.

Прием «Гнездо слов»

При работе с текстом определяется тема текста, после этого она сужается до ключевого слова. К этому слову подбираются все слова, объединенные в тематическую группу, т.е. гнездо. Слова одной группы могут принадлежать к одной части речи или разным, даже словосочетания могут входить в «гнездо».

Прием «Ищем общее»

Учащимся предлагаются пары, группы слов или выражений, имеющих мало общего между собой. Требуется назвать как можно больше общих для них признаков. Оценивается количество составленных ответов, их оригинальность, нестандартность.

Прием «Мозаика»

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Учащимся предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания учащиеся могут предложить свои пути последовательного соединения. В случае необходимости можно вносить в текст небольшие коррективы, добавляя переходы и скрепляющие фразы.

Прием «Инсерт»

Термин переводится буквально «условные значки». Прием способствует активизации осмысленного чтения. Знакомство с новой информацией происходит в процессе чтения страниц учебника или другого источника. В процессе чтения ученик делает особые пометки: «+» - это новые для меня сведения, «V» - это я знал, «-» - это противоречит тому, что я знал, «?» - я хочу узнать об этом более подробно (это может быть информация о значении слов, вопросы по содержанию текста). При необходимости текст прочитывается повторно, и материал фиксируется в таблицу. Завершается работа обсуждением получившихся записей, которые носят индивидуальный характер. Такая работа в системе приучает к активному чтению и систематизации материала, помогает свободно ориентироваться в нем. Условные обозначения и соответствия им можно изменить.

Прием «Кто короче?»

В упражнении необходимо передать содержание текста, вычленив самую главную информацию, т.е. сжав его. Например, пересказать текст, используя всего 3 предложения. В другом варианте можно предложить сжать текст до одного предложения, изложив информацию в виде цепочки фактических сведений «кто – что – где – когда – как».

Прием «Бусы»

Учащимся предлагается составить связный текст из приготовленных заранее слов, последовательно включив все слова, нанизывая их словно бусины на нитку. При этом форма слова должна быть сохранена. Слова, приготовленные для работы, не должны быть все в начальной форме.

Прием «Если бы…»

Прием позволяет ничем не ограничивать фантазию учащегося и составлять рассказ с самым невероятным сюжетом, неожиданным поворотом событий. Этому способствует заданная в начале фраза «Если бы я стал великаном, то…», «Если бы в мире не стало компьютеров, то…» и др.

Прием «Исправляем стиль»

В основе задания – определение и устранение всех стилистических ошибок в тексте. Задание формирует чувство стиля, демонстрирует последствия нарушения стилистической чистоты: нарушение стиля – это не только грубая ошибка, но и создание речевой ситуации, разрушающей понимание содержания и логики сообщения.

Прием «Сюжетная таблица»

Сюжетная таблица – таблица, столбцы которой озаглавлены вопросительными местоимениями, позволяющими вычленять из текста и классифицировать фактическую информацию. Для такой работы оптимально подходят тексты повествовательного характера, описательно-повествовательные тексты или тексты, насыщенные фактическим материалом (датами, именами, названиями, историческими сведениями)

Прием «Составь схему»

Удачно для анализа структуры текста использовать составление. Особенно это касается текстов-повествований и текстов-рассуждений, в которых части четко выражены и имеют существенные отличия. Достоинством схем является их наглядность, компактность и вариативность. Учащимся можно предлагать варианты схем, которые нужно заполнить, можно составлять схемы группами, а потом их представлять для обсуждения, можно составлять схемы индивидуально.




Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов.

Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы. Этому феномену, в той или иной степени, подвержены практически все современные дети и молодые люди.

Это средство формирования и совершенствования умений, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения.



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!