Российская Федерация Костромская область
Муниципальное общеобразовательное учреждение Петропавловская средняя общеобразовательная школа Павинского муниципального района
Подготовка к сочинению по данному началу
(на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»)
Автор урока: Подобина Вера Михайловна- учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2017 г Аннотация
Данная разработка посвящена методике проведения урока русского языка в 9 классе с применением деятельностного метода. Разработка может использоваться учителями русского языка и литературы при подготовке к написанию сочинения по данному началу по картине В.П. Фельдмана «Родина».
Автор: Подобина Вера Михайловна – учитель высшей квалификационной категории. Подготовка к сочинению по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана
«Родина»).
Пояснительная записка
Одним из актуальных аспектов обучения русскому языку в школе является развитие связной речи учащихся.
Со времен зарождения цивилизации, речь играла огромную роль для человечества. Неслучайно считается, что человек, произносящий красивую речь, владеет ораторским искусством, и поэтому ещё в древние времена появились школы, обучающие этому мастерству, а мастерство постепенно превратилось в науку.
Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. А это и умение участвовать в диалоге, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями.
Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Вопросы методики развития речи учащихся представлены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.И. Никитиной, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.
Актуальность уроков развития речи обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся для пополнения словарного запаса школьников, обогащения речи изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка.
Актуальность темы диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ и ОГЭ предлагаются задания по написанию сочинений, изложений. В 2018 году вводится устное собеседование с целью проверки навыков устной речи у школьников. Многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способствуют развитию их речи, следовательно, и их интеллекта. В условиях же современной действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной задачей каждого учителя-словесника. И это не случайно, потому что умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к русскому языку и помогают подкрепить уверенность в себе.
Предмет: русский язык Класс: 9
Используемый учебно-методический комплекс: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Подготовка к сочинению по данному началу (на основе картины В.П. Фельдмана «Родина»)
Тип урока: урок развития речи
Цели деятельности учителя:
Планируемые результаты:
Предметные: знать о роли деталей в художественном описании; об общем в разных видах описания; специфике описания изображенного на картине; создавать текст-описание;
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; желание участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; стремление к речевому совершенствованию.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия: художественное описание картины.
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.
Дидактическое обеспечение урока: компьютерная презентация.
Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Форм ы органи зации взаимо действ ия | Формируемые умения (УУД) | Пром ежут очны й конт роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Цель: мотивация к учебной деятельности |
I. Мотиваци я к учебной деятельно сти (1 мин) | Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся к усвоению материала. (Слайд 1) | Цель: Подготовить учащихся к усвоению и углублению знаний. Здравствуйте, садитесь. Проверьте готовность к уроку. С каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что оно останется замечательным до конца урока. Счастливого пути! В тетрадях запишите число, классная работа. | Цель: Снять напряжение, раскрепоститься, настроиться на работу. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя | Фронта льная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | Устн ые ответ ы |
Цель: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся |
II. Актуализ ация и пробное учебное действие. (3мин). | Воспроизведени е ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их | Цель: Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к приобретению новых знаний. -Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к написанию | Цель: Вспоминают соответствующи е учебные задачи, делают содержательные обобщения Слушают учителя, | Фронта льный опрос. Индив идуаль ная | Личностные: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: выполняют учебно- познавательные | Устн ые ответ ы |
| в новых | сочинения по картине, | отвечают на | | действия в | |
ситуациях. | автором которой является | вопросы, строят | материализованной и |
| Фельдман Владимир | понятные | умственной форме; |
| Петрович. | высказывания. | осуществляют |
Слайд 2 | - Название картины вы | Читают | операции анализа, |
| узнаете, если определите тему | пословицы, | синтеза, устанавливают |
| пословиц. Прочитайте | записанные на | причинно- |
| пословицы и скажите, какой | доске и | следственные связи. |
| темой они объединены? | определяют их | Регулятивные: |
Слайд 3 | - Картина называется | тему (тема | принимают и |
| «Родина». | Родины). | сохраняют учебную |
| - Какие ассоциации возникают | | задачу. |
| у вас при слове «Родина»? | | Коммуникативные: |
| Работа со словом: | | отвечают на вопросы, |
Слайд 4 | - Посмотрим толкование слова | Работают с | формулируют |
«родина» в словаре Ожегова | толковым | собственные мысли, |
С.И. | словарем и | высказывают и |
Родина, -ы, ж. 1. Отечество, | словарем | обосновывают свою |
родная страна. Защита | синонимов | точку зрения. |
Родины. 2. Место рождения, | |
происхождения кого-нибудь, | |
место возникновения чего- | |
нибудь. Приехал на родину. | |
- Подберите однокоренные | Называют |
слова к слову «родина», | однокоренные |
запишите в тетрадь (род, | слова к слову |
родной, родиться, родня, | «Родина». |
родственники, родословная). | |
- Подберите синонимы к слову | Подбирают и |
«родина», запишите в тетрадь: | называют |
отечество, отчизна, страна. | синонимы к слову |
- А вы любите свою Родину? | «Родина» |
(ответы детей) |
Цель: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения |
III. Целепола гание. (3 мин) | Обобщение и систематизация знаний, обсуждение результатов работы. Слайд 5 | Цель: создает готовность к предстоящей деятельности. Помогает учащимся в постановке цели учебной деятельности. - Еще раз прочитайте тему и сформулируйте цели урока. Дополняет ответы, контролирует правильность выполнения заданий. | Цель: Проявляют познавательную инициативу, обнаружив возникшие интеллектуальны е затруднения, противоречия, дефицит знаний. Осознают цель предстоящей деятельности. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Формулируют цели урока. Слушают друг друга. Задают друг другу вопросы. | Индив идуаль ная работа | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного сообщения, систематизируют знания. Личностные: понимают значение знаний данной темы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устн ые ответ ы учащ ихся |
Цель: выявить место и причину затруднения. |
IV. Выявлени е места и | Обсуждение результатов. | Цель: выявить причину затруднения и направить работу учащихся. | Цель: обобщают знания по теме Обдумывают | Индив идуаль ная и | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их | |
причины затруднен ия. (3 мин) | Слайд 6 | Еще раз посмотрите на тему урока. Какие трудности вызывает у вас данная тема? Что необходимо сделать, чтобы справиться с заданием? (узнать начало текста, составить план, узнать сведения из жизни художника и т.д.). | ответы на вопросы. | группо вая работа | преодолению. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. |
Цель: Формирование способности анализировать, сравнивать, определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; воспитание культуры делового общения, формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах |
V. Построен ие проекта выхода из затруднен ия. (7мин) | Обобщение и систематизация знаний. Работа по картине. Практическая деятельность. Работа над содержанием картины. | Цель: Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию. У вас, как и у каждого человека, есть родина малая и родина большая. Это ваш дом, наша деревня, в которой вы родились, это наше государство, а также наша общая планета Земля. Самое главное, Родину нужно любить и защищать. Беседа по картине: Художник сам воевал, в 18 лет ушёл на войну, а после войны закончил художественное училище. Понятно, что сюжет, изображённый на картине ему | Цель: Обобщают результаты наблюдений, составляют план предстоящей деятельности | Индив идуаль ная, группо вая Фронта льный опрос | Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: Осуществляют операции анализа, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: строят небольшие высказывания. |
| | очень близок. Владимир Фельдман очень рано умер, в 30 с небольшим лет, от ран, полученных на войне. Посмотрите внимательно на картину. Какой эпизод изобразил здесь художник? Кто изображён на картине? (Солдат, который вернулся домой с войны. Сюжет картины очень прост. Такую картину очень часто можно было наблюдать сразу после войны.). Почему автор выбирает из всего ряда синонимов именно слово «родина» для своей картины? (Слово, более близкое и понятное каждому человеку). Что представляет из себя его Родина? (Средняя полоса России, обыкновенная деревня). Какое время года? (Осень. Под ногами жёлтая, пожухлая трава, вдали убранные поля, листья с деревьев опали). О чём это говорит? (Солдат не сразу вернулся домой. Что – то его задержало.) - Почему вы решили, что он только вернулся? (Он только с дороги, на нём походная | Рассматривают внимательно картину и отвечают на вопросы. | | | |
| | шинель, за плечами вещмешок, в кармане пилотка). Где находится солдат? (На холме, в берёзовой роще, за которой располагается деревня). Что он видит? (ряд деревенских домиков, распаханное поле, высокое светлое небо, уже мирное) Почему он остановился? Что он чувствует? (Он очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, его душа отдыхает, вокруг всё так, как будто и не было войны. Он обнимает берёзку, чтобы унять охватившее его волнение). Ему спокойно на душе? (Он одновременно и расслаблен, и напряжён: прошлое ещё не отпускает его. Он волнуется, что ждёт его дома, вернутся ли с войны его друзья, сохранился ли его дом, узнают ли его собственные дети). Какие краски подобрал художник? Почему? (тёплые: жёлтый, коричневый, зелёный, краски неяркие, пейзаж неброский, но не любить этот знакомый с детства пейзаж | | | | |
| Слайд 7 | невозможно, за всё это он проливал свою кровь). Образы – символы картины: Давайте рассмотрим самые главные образы этой картины: дом, берёза, воин. С чем ассоциировались эти образы в русской культуре? Дом – символ счастья, достатка, мира, единства. Главная функция дома – защита. Дом – символ единства рода, образное воплощение неразрывной связи между предками и потомками. Берёза – самый любимый русский символ; символ света, чистоты и непорочности; некоторые историки считают, что название «берёза» связано со словом «оберегать». Воин – само собой разумеется, что его основная роль – это защита. - Сделайте вывод: почему эти три образа являются самыми основными в картине под названием «родина». (Эти символы связаны со словами защищать, оберегать; все они связаны с семьёй, с родом. А Родина – это то место, которое нуждается в защите, о чём | Дети делают вывод. | | | |
| Слайд 8 Рассказ. Элементы рассказа в сочинении. Слайд 9 Работа в парах. Попутное повторение: придумать и дописать в скобках недостающую часть предложения. | должен помнить каждый человек). Сейчас мы с вами описали картину, всё, что мы видим на ней. Но наша письменная работа будет в жанре рассказа по картине, а не просто её описание. Вспомните, что такое рассказ. (Рассказ – это небольшое произведение повествовательного характера, в котором речь идёт обычно об одном событии в жизни героя) Из каких частей состоит рассказ? (Завязка, кульминация, развязка). Что будет кульминацией? (Описание самой картины) Что будет вступлением в вашем рассказе? Что будет выводом? Поработайте в парах. Задание написано на карточке, выполните его. Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может, - по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду... Думаю о том, как ( )? Вот и знакомый пригорок, с которого ( ). | Вспоминают определение «рассказа» и называют части рассказа. Работают в парах. | | | Пись менна я работ а |
| | Я вижу свою родину, откуда ( ). Я вижу, как ( ). Мирная жизнь вступает в свои права. Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ( )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края! Какие предложения у вас получились по структуре? (Сложные, сложноподчинённые). Какую часть предложения вы придумывали? (Придаточные) Определите их виды. Определите вид последнего предложения. Положите карточку себе в тетрадь. Данные предложения вы можете использовать как материалы к сочинению. | Чтение предложений вслух. | | | |
Цель: решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. |
VI. Первично е закреплен ие с проговари | Обсуждение результатов работы по заданиям учебника. | Цель: Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. - Откройте учебник на | Цель: формировать умение работать в группах. (При организации работы в группах | Работа в группа х. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, участвуют в творческом | Работ а в групп ах |
ванием во внешней речи. (5 мин) | Слайд 10 | странице 104, упражнение №166. Материал данного упражнения вы можете использовать в работе. Определите тип, стиль и жанр речи. Разбейтесь на группы и выполните задание. Какие языковые средства в соответствии с темой, основной мыслью, стилем, типом и жанром речи могут быть уместны и целесообразно употреблены: 1 группа - в начале сочинения; 2 группа – в основной части; 3 группа – в заключительной части сочинения. | дети пересаживаются, т.е. используются динамические паузы). Дети работают в группах. Определяют тип, стиль, жанр речи. Определяют, языковые средства в соответствии с темой, основной мыслью, стилем, типом и жанром речи, которые могут быть уместны в начале, в основной и заключительной частях сочинения. | | созидательном труде, формируют умение работать в группе. Познавательные: систематизируют собственные знания. Коммуникативные: Осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; задают друг другу вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Регулятивные: действуют по плану, контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. | |
Цель: создание для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
VII. Самостоя тельная работа с самопров еркой по эталону. (10 мин) | Составление текстов. Слайд 11 | Цель: организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий, консультирует учащихся. - Главное в вашем рассказе – это содержание картины. Я предлагаю вам написать | Цель: формировать умение составлять тексты-описания. Пишут сочинения | Индив идуаль ная, группо вая | Личностные: участвуют в творческом созидательном процессе, проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: | Пись менна я работ а |
| | рассказ от первого лица. Представьте, что ваш родной дед (или дядя, сосед, друг вашей семьи) рассказывает о том, как он после войны возвращался домой. Возможное начало записано на доске. - Напишите сочинение на черновике. – При организации текста вам помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева…; прямо перед нами изображены…; на первом плане художник пишет…; второй план занимает…; вдалеке угадывается… | на черновике. | | выполняют учебно- познавательные действия; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, классификации, делают обобщения, выводы. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устн ые ответ ы |
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Написание сочинения по данному началу» |
VIII. Включени е в систему знаний и повторен ие. (5 мин) | Отработка навыка написания сочинения по данному началу. | Цель: организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Задает наводящие вопросы, направляет деятельность учеников. | Цель: отработка навыка построения текста сочинения по данному началу. Работа над оформлением черновика. Читают сочинения и выслушивают мнение о нем | Индив идуаль ная, группо вая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению Познавательные: систематизируют собственные знания. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, систематизируют собственные знания. | Пись менна я работ а Устн ые ответ |
| | | своих товарищей. Корректируют текст. | | | ы |
Цель: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
IX. Рефлекси я (2 мин) | Подведение итогов урока Слайд 12 Слайд 13 | Цель: Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Предлагает назвать наиболее понравившиеся вопросы, ответы учеников. Ответьте на вопросы. Мы выяснили… Мы весь урок учились… Карточка эмоционального состояния Что вам понравилось на уроке Что бы вы изменили? Что усвоили хорошо, а где еще затрудняетесь? | Цель: Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. | Индив идуаль ная и группо вая | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устн ые ответ ы |
| | | Продолжают начатые предложения. Отвечают на вопросы учителя. | | | |
X. Проектир ование домашнег о задания (1 мин) | Слайд 14 | - Отредактировать черновик, переписать сочинение.
Подготовить сообщение о художнике и его работах. | Записывают домашнее задание. | | Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. | |
Заключение
В своей работе я придерживаюсь таких методических приемов и технологий, которые учат детей самостоятельно добывать знания, делиться полученным опытом с одноклассниками. Это способствует продуктивному усвоению знаний и приобретению соответствующих компетенций: знаниевых, коммуникативных, социальных.
В представленном уроке дети самостоятельно добывают знания, проверяют и корректируют их. Знания по данной теме, полученные самостоятельно, лучше усвоятся и дадут возможность справиться с написанием сочинения и заданиями устного собеседования на экзамене.
Список использованной литературы:
1.Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Учебник для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 9 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. «Русский язык. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс», издательство «Просвещение» М., 2014 год.
Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» М.: Экзамен, 2014г.
Рабочая программа по русскому языку 9 класс к УМК.
Влодавская Е. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебникам Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9 класс»