«Я И ДРУГИЕ» - игровые упражнения.
Цель: показать детям, что в них много общего и много различий; помочь понять, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера; формировать позитивное отношение к окружающим; воспитывать терпимость к непохожести.
Материал: картинки с различными видами одежды (праздничная, профессиональная, спортивная, зимняя, повседневная), листы бумаги формата А-4, фломастеры.
Упражнение 1. Игра «Ветерок».
Дети садятся в круг, воспитатель стоит в центре круга.
Воспитатель: - Ветер дует на … (называет какую-то свою особенность: внешность, одежду, характер, поступки и др.) тех, у кого голубые глаза (кто в красной футболке).
Воспитатель называет свои индивидуальные особенности. После слов воспитателя, дети у которых тоже есть названная особенность, должны встать со своего стула и занять свободное место. Воспитатель тоже пытается занять пустой стул. Тот, кому не досталось стула, становится ведущим. Игра повторяется. Если ребенок остается в роли ведущего несколько раз подряд, он может сказать: «Ураган!» - и тогда все дети должны поменять свои места.
Обсуждение: - Понравилась ли вам игра? - Много ли у вас оказалось похожего? Что именно?
Воспитатель: - Вы знаете, для чего человеку нужна одежда? (Ответы детей.) Оказывается, одежда может изменить внешность человека.
Дети рассматривают картинки с различными видами одежды.
Воспитатель: - Что произойдет, если люди будут использовать одежду не по назначению?
Упражнение 2. Узнай, кто он?
Воспитатель рассказывает о ком-то из детей, описывает его внешность, одежду, качества, не называя имени ребенка. Дети должны отгадать, о ком идет речь. Отгадавший становится ведущим и рассказывает о следующем участнике (по выбору).
Упражнение 3. «Неоконченные предложения» - словесная игра.
Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают: «Я мечтаю…», «Я верю…» и т. д.
Упражнение 4. «Ладошка».
Воспитатель предлагает детям положить ладошку на лист бумаги, раздвинуть пальцы и обвести контуры своей руки карандашом. А затем на рисунке, на каждом пальчике, написать что-либо хорошее о себе от первого лица: «Я – красивый», «Я – сильный» и т.п. Потом воспитатель собирает «ладошки», по очереди читает их группе, а дети догадываются, кому какая «ладошка» принадлежит.
Упражнение 5. «Мы похожи – мы отличаемся».
Воспитатель приглашает двух участников, обращает внимание на их внешность, затем предлагает группе найти у них пять сходных и пять различных качеств.
Примечание.
Если дети не устали и хотят продолжить занятие, можно предложить их вниманию сказку «Туча».
СКАЗКА «ТУЧА».
Однажды белое, пушистое и нарядное Облачко встретилось в голубом небе с другими облаками.
- Здравствуй, дружочек, - сказали они ему. – Иди к нам, ты такое красивое.
Облачко радостно подплыло к другим облакам, радуясь, что его так дружелюбно приняли.
- Давайте поиграем во что-нибудь, например, полетаем над землей и посмотрим, что делают люди, - предложило Облачко.
- О, мы с радостью полетим с тобой, ведь это так интересно! – воскликнули все разом.
- И я с вами! – вдруг раздался просящий голос.
- Ну вот еще! Ты нам все испортишь, ты такая серая и неуклюжая, люди испугаются тебя и убегут, - послышались со всех сторон голоса.
Пока они это говорили, Облачко внимательно посмотрело в ту сторону, откуда только что раздался голос, и увидело пухлое серо-черное облако, которое еще больше хмурилось и темнело от насмешек своих собратьев. Облачку стало жалко его.
- Кто это? – спросило оно у своих новых друзей. - Это Туча, - пояснило самое красивое облако. – Ее никогда никуда не берут, потому что она страшна и уродлива. А людям нравятся только белые облака.
- Давайте… Давайте возьмем ее с собой, - предложило Облачко, но его слова потонули в общем шуме.
Облака подхватили Облачко и полетели. Пролетая мимо Тучи, Облачко вдруг услышало, как она грустно сказала: «Так всю жизнь, неужели я никогда не смогу быть полезной людям, не смогу стать такой же красивой, как мои собратья?!»
Облака поплыли над городами, селами, реками, горами, морями, озерами.
- А хотите, я покажу вам ту страну, в которой я родилось? – спросило Облачко.
- Очень хотим! – послышалось со всех сторон.
- Тогда летим! – сказало Облачко.
Вскоре они прилетели в края, где всегда жарко грело солнце, где сады были полны фруктов, а на полях колосилась рожь.
- Но что это? – Облачко тревожно посмотрело вниз и не поверило своим глазам. «Где зеленые луга, полноводные реки, спелые колосья ржи, где великолепные сады и леса? – тревожно спросило себя Облачко. – И где все люди?»
- Вы побудьте здесь без меня, я скоро вернусь, - сказало Облачко.
Оно низко спустилось над землей, и его взору предстала страшная картина: почти все засохло; река, которая когда-то была самой полноводной, стала похожа на жалкий ручеек.
- Мы умрем от голода и засухи! – слышались отовсюду тревожные и печальные голоса людей.
Облачко стремительно полетело вверх.
- Я должна помочь им, но я такое маленькое! – воскликнуло оно. – Что же делать?
Никто не заметил, что Туча медленно летела вслед за облаками.
- Я помогу, - сказала она.
- Куда тебе! С твоим-то видом только помогать, - вновь послышались со всех сторон насмешки.
Но Туча, не обращая внимание на насмешки, делала свое дело. Она спустилась ниже к земле… Раздался сильный удар грома и хлынул такой сильный дождь, какого здесь уже давно не видали. На глазах у всех природа стала оживать: реки наполнились водой, леса, поля, сады набирали силу и свежесть. И вот выглянуло солнце, его лучи пробились сквозь Тучу, которая стала легкой и прозрачной. Вдруг все увидели радугу. «Радуга – это хорошая примета. Мы не умрем от голода и засухи, - слышались повсюду радостные голоса людей.
Дождь кончился, и казалось, умытая земля благодарила Тучу, а ее собратья восхищались ею. Туча же, улыбаясь, медленно поднималась в самую высь неба, в страну ангелов, туда, где живут самые красивые и добрые облака.
ПРИЛОЖЕНИЕ