Решение задач по кодированию графической информации
Определить требуемый объем видеопамяти для различных графических режимов экрана монитора, если известна глубина цвета на одну точку.
Режим экрана
Глубина цвета (бит на точку)
4
640 на 480
8
800 на 600
16
1024 на 768
24
1280 на 1024
32
Задача
- Черно-белое (без градаций серого) растровое графическое изображение имеет размер 10 10 точек. Какой объем памяти займет это изображение?
Решение:
- Количество точек -100
- Так как всего 2 цвета черный и белый. то глубина цвета равна 1 ( 2 1 =2)
- Объем видеопамяти равен 100*1=100 бит
Задача
Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения
Решение
- Определим количество точек изображения. 128*128=16384 точек или пикселей.
- Объем памяти на изображение 4 Кб выразим в битах, так как V=I*X*Y вычисляется в битах. 4 Кб=4*1024=4 096 байт = 4096*8 бит =32768 бит
- Найдем глубину цвета I =V/(X*Y)=32768:16384=2
- N=2 I , где N – число цветов в палитре. N=4
- Ответ: 4
Задача
- Сколько бит видеопамяти занимает информация об одном пикселе на ч/б экране (без полутонов)?
Решение
- Если изображение Ч/Б без полутонов, то используется всего два цвета –черный и белый, т.е. К=2, 2 i =2, I= 1 бит на пиксель.
Ответ: 1 пиксель
Задача
Какой объем видеопамяти необходим для хранения четырех страниц изображения, если битовая глубина равна 24, а разрешающая способность дисплея- 800 х 600 пикселей?
Решение
- Найдем объем видеопамяти для одной страницы: 800*600*24=11520000 бит =1440000 байт =1406,25 Кб ≈1, 37 Мб
- 1,37*4 =5,48 Мб ≈5.5 Мб для хранения 4 страниц.
Ответ: 5.5 Мб
Задача
Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024 х 768 точек и палитрой цветов из 65536 цветов.
Решение
- 1. По формуле K=2 I , где K – количество цветов, I – глубина цвета определим глубину цвета. 2 I =65536
- Глубина цвета составляет: I = log 2 65 536 = 16 бит (вычисляем с помощью программы Wise Calculator)
- 2.. Количество точек изображения равно: 1024 768 = 786 432
- 3. Требуемый объем видеопамяти равен: 16 бит 786 432 = 12 582 912 бит = 1572864 байт = 1536 Кб =1,5 Мб ( 1,2 Мбайта. Ответ дан в практикуме Угринович). Приучаем учеников, переводя в другие единицы, делить на 1024, а не на 1000.
- Ответ: 1,5 Мб
Задача
В процессе преобразования растрового графического изображения количество цветов уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько раз уменьшится объем занимаемой им памяти?
Решение
Чтобы закодировать 65536 различных цветов для каждой точки, необходимо 16 бит. Чтобы закодировать 16 цветов, необходимо всего 4 бита. Следовательно, объем занимаемой памяти уменьшился в 16:4=4 раза.
Ответ: в 4 раза
Задача
- Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 480 и палитрой из 16 цветов? (2.77 [3])
- Решение:
решение
- Узнаем объем видеопамяти, которая потребуется для работы монитора в режиме 640х480 и палитрой в 16 цветов. V=I*X*Y=640*480*4 (2 4 =16, глубина цвета равна 4),
- V= 1228800 бит = 153600 байт =150 Кб.
- 150
- Ответ: достаточно
Задача
Укажите минимальный объем памяти (в килобайтах), достаточный для хранения любого растрового изображения размером 256 х 256 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 2 16 цветов. Саму палитру хранить не нужно.
Решение
Найдем минимальный объем памяти, необходимый для хранения одного пикселя. В изображении используется палитра из 2 16 цветов, следовательно, одному пикселю может быть сопоставлен любой из 2 16 возможных номеров цвета в палитре. Поэтому, минимальный объем памяти, для одного пикселя будет равен log 2 2 16 =16 битам. Минимальный объем памяти, достаточный для хранения всего изображения будет равен 16*256*256 =2 4 * 2 8 * 2 8 =2 20 бит=2 20 : 2 3 =2 17 байт = 2 17 : 2 10 =2 7 Кбайт =128 Кбайт, что соответствует пункту под номером 1.
Ответ: 1
Задача
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 28800 бит/с, чтобы передать цветное растровое изображение размером 640 х 480 пикселей, при условии, что цвет каждого пикселя кодируется тремя байтами?
Решение
- Определим объем изображения в битах:
- 3 байт = 3*8 = 24 бит,
- V=I*X*Y=640*480*24 бит =7372800 бит
- Найдем число секунд на передачу изображения: 7372800 : 28800=256 секунд
Ответ: 256.
Задача
Сколько секунд потребуется модему, передающему сообщения со скоростью 14400 бит/сек, чтобы передать цветное растровое изображение размером 800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре 16 миллионов цветов?
Решение
Для кодирования 16 млн. цветов требуется 3 байта или 24 бита (Графический режим True Color). Общее количество пикселей в изображении 800 х 600 =480000. Так как на 1 пиксель приходится 3 байта, то на 480000 пикселей приходится 480000*3=1 440 000 байт или 11520000 бит. 11520000 : 14400 = 800 секунд.
Ответ: 800 секунд.
Задача
Современный монитор позволяет получать на экране 16777216 различных цветов. Сколько бит памяти занимает 1 пиксель?
Решение
- Один пиксель кодируется комбинацией двух знаков «0» и «1». Надо узнать длину кода пикселя.
- 2 х =16777216, log 2 16777216 =24 бит
Ответ: 24.
Задача
Каков минимальный объем памяти ( в байтах), достаточный для хранения черно-белого растрового изображения размером 32 х 32 пикселя, если известно, что в изображении используется не более 16 градаций серого цвета
Решение
- Глубина цвета равна 4, т.к. 16 градаций цвета используется.
- 32*32*4=4096 бит памяти для хранения черно-белого изображения
- 4096 : 8 = 512 байт.
Ответ: 512 байт
Задача
Монитор работает с 16 цветной палитрой в режиме 640*400 пикселей. Для кодирования изображения требуется 1250 Кбайт. Сколько страниц видеопамяти оно занимает?
Решение
- Т.к. страница –раздел видеопамяти, вмещающий информацию об одном образе экрана одной «картинки» на экране, т.е. в видеопамяти могут размещаться одновременно несколько страниц, то, чтобы узнать число страниц надо поделить объем видеопамяти для всего изображения на объем памяти на 1 страницу. К-число страниц, К=V изобр /V 1 стр
- V изобр =1250 Кб по условию
- Для этого вычислим объем видеопамяти для одной страницы изображения с 16 цветовой палитрой и разрешающей способностью 640*400.
- V 1 стр = 640*400*4 , где 4- глубина цвета (2 4 =16)
- V 1 стр = 1024000 бит = 128000 байт =125 Кб
- 3. К=1250 : 125 =10 страниц
Ответ: 10 страниц
Задача
Страница видеопамяти составляет 16000 байтов. Дисплей работает в режиме 320*400 пикселей. Сколько цветов в палитре?
Решение
- 1. V=I*X*Y – объем одной страницы, V=16000 байт = 128000 бит по условию. Найдем глубину цвета I.
- I=V/(X*Y).
- I= 128000 / (320*400)=1.
- 2. Определим теперь, сколько цветов в палитре. K=2 I , где K – количество цветов, I – глубина цвета. K=2
Ответ: 2 цвета.
Задача
Сканируется цветное изображение размером 10 10 см. Разрешающая способность сканера 600 dpi и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл
Решение
- Разрешающая способность сканера 600 dpi (dot per inch — точек на дюйм) означает, что на отрезке длиной 1 дюйм сканер способен различить 600 точек. Переведем разрешающую способность сканера из точек на дюйм в точки на сантиметр:
- 600 dpi : 2,54 236 точек/см (1 дюйм = 2.54 см.)
- 2. Следовательно, размер изображения в точках составит 2360 2360 точек. (умножили на 10 см.)
- 3. Общее количество точек изображения равно:
- 2360 2360 = 5 569 600
- 4. Информационный объем файла равен:
- 32 бит 5569600 = 178 227 200 бит 21 Мбайт
Ответ: 21 Мбайт
Задача
Сколько цветов будет использоваться, если для каждого цвета пикселя взято 2 уровня градации яркости? 64 уровня яркости каждого цвета?
Решение
- 1. Всего для каждого пикселя используется набор из трех цветов (красный, зеленый, синий) со своими уровнями яркости (0-горит, 1-не горит). Значит, K=2 3 =8 цветов.
- 2.64 3 =262144
Ответ: 8; 262 144 цвета.
Решить дома следующие задачи:
- Объем страницы видеопамяти -125 Кбайт. Монитор работает с 16 цветной палитрой. Какова разрешающая способность экрана
- Достаточно ли видеопамяти объемом 256 Кбайт для работы монитора в режиме 640 ´ 480 и палитрой из 16 цветов?