Тема: Решение задач на дроби.
Цель: формирование навыков решения задач на дроби .
УУД: развивать умение ставить перед собой цель, умение планировать свою работу; умение строить логическую цепочку рассуждений; различать способ и результат действия, воспитание культуры общения, умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
Устная работа
Что такое дробь?
Как записывают дроби?
(Слайды 1-5)Что показывает числитель и знаменатель дроби?
Прочитайте дроби
Назовите числитель и знаменатель.
Что показывает числитель и знаменатель каждой дроби?
Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью .
Верно ли?
Как найти 1/2,1/3?
Решите анаграмму: ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ, МЕЗНАТЕНАЛЬ, ЛИСЬЧТЕЛИ
СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверяют себя(ЦЕЛОЕ ЧИСЛО,ЗНАМЕНАТЕЛЬ, ЧИСЛИТЕЛЬ, ЧАСТЬ ЧИСЛА)
3 . Постановка проблемы.
По какой теме работали на прошлом уроке?
Какие виды задач мы умеем решать?
(Слайд6)Какие тогда мы поставим на урок цели?(Выслушать ребят и скорректировать цели и задачи)
(Слайд7)Эпиграф к уроку
«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»
Д. Пойа.
Вспоминаем алгоритм решения задач на дроби.( Слайд8)
Работа в паре: Расскажите друг другу правила.
4. Решение задач(Слайд9)
Рассмотрим задачи. К какому типу задач их можно отнести?
1.В коробке лежит 18 мячей. Из них 1/3 желтые. Сколько жёлтых мячей лежит в коробке?
2.Во время ремонта от куска проволоки отрезали 12 м, что составляет 3/4 всего куска. Сколько метров проволоки отрезали и сколько метров осталось в куске?
Перед вами лежат листочки с задачами.
(Слайд 10)– Распределите задачи из списка (Приложение1) по видам. Разложите на парте 6 квадратиков так, что
- Зелёный квадратик –задача на нахождение целого по его части
- Оранжевый квадратик– задача на нахождение части от целого
(Выполняют задание)После выполнения задания учащимися на экране появляется таблица правильных ответов.
(Слайд 11)– Проверьте себя!
(Слайд 12)–Вывод: Обратить внимание на слова «что», «это».
Физминутка
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись,
Два – нагнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
(Слайд 14)Самостоятельная работа по вариантам
(Раздается в напечатанном виде на парту)
Вариант I
1.Собрали 40 кг моркови. В детский сад отправили всей моркови. Сколько кг моркови отправили в детский сад?
2.В первый день туристы прошли 60 км, что составило всего пути. Сколько км планировали пройти туристы ?
Вариант II
1.В корзине 28 кг яблок. Из всех яблок – сварили варенье. Сколько кг яблок пошло на варенье?
2.В подарки положили 72 шоколадные конфеты, что составило всех конфет, остальные карамель. Сколько конфет всего положили в подарки?
Взаимопроверка самостоятельной работы. (Слайд 15 с решениями)
5. Домашнее задание. Решить задачу№786, придумать по одной задаче каждого вида и решить её.
6. Рефлексия
Выбери утверждение:
Все понял, могу помочь другим
Запомню надолго
Все понял
Могу, но нужна помощь
Ничего не понял
– Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
– На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части?–
7. Подведение итогов.
Приложение 1
Из бидона отлили 28 литров молока, а это 4/7 всего молока. Сколько литров молока было в бидоне?
В классе 24 ученика. 3/8 класса составляют девочки. Сколько девочек в классе?
На стоянке 28 автомобилей «Жигули», что составляет 4/7 всех автомобилей. Сколько всего автомобилей на стоянке?
Площадь поля 20га. Тракторист вспахал ¼ часть поля. Сколько гектаров вспахал тракторист?
В конкурсе участвовали 35 девочек, что составляет 7/12 всех участников. Сколько всего участников конкурса?
В авторалли участвовало 48 автомобилей, 5/8 из них пришли к финишу. Сколько автомобилей сошло с дистанции?
Дополнительно:
В корзине лежат 72 яблока. Из них зеленые, желтые, остальные красные. Сколько в корзине красных яблок?
2. Велосипедист проехал 56 км. При этом его пути проходила через лес, — через поле, остальной путь — по шоссе. Сколько километров велосипедист ехал лесом, полем, по шоссе?