Раздел 1.
Человек как творец и творение культуры
Пройденные темы:
ТЕМА 1.8.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека
ТЕМА 1.9.
Мировоззрение
человека
ГПОАУ ЯО
Ярославский колледж сервиса и дизайна
преподаватель истории и обществознания Мещеряков А.Г.
Пишем диктант
Группа _________ ФИО ________________________________
№ вопроса
Ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Кол-во баллов
оценка
Проверил: Группа ____________________________________
ФИО студента _____________________________________
Подпись __________________________ Дата ___________
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
– ценности, необходимые для формирования внутреннего мира человека, его духовного обогащения (добро, любовь, уважение, сочувствие, вера, самопожертвование)
1
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
– совокупность представлений, взглядов, норм, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения
2
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
– образ мира в наглядных представлениях, полученный в результате его чувственного восприятия
3
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
– результат процесса познания действительности, содержание сознания человека, полученное им в ходе активного отражения объективной реальности
4
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
– философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира
5
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
– направление в теории познания, признающее единственным источником всех знаний чувственный опыт
6
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
Идеал –
7
Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека
?
Истина –
8
!
Ответы:
Критерии оценки:
10 баллов – «5»;
8-9 баллов - «4»;
6-7 баллов – «3»;
0-5 баллов – «2»
7. Высшая степень ценного или
наилучшее, завершенное
состояние какого-либо явления
8. Соответствие знаний
действительности
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2 балла
2 балла
Раздел 1. Человек
как творец и творение культуры
ТЕМА 1.10. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
ГПОАУ ЯО
Ярославский колледж сервиса и дизайна
преподаватель истории и обществознания
Мещеряков А.Г.
Ярославль, 2015
ЦЕЛЬ УРОКА:
Расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства
РЕЛИГИЯ
- Что такое, по вашему мнению, религия?
- Какую роль играет религия в современном мире?
- Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:
?
вера в сверхъестественное
. . . . . . .
Религия - это
Задание 3
- Ответить на вопросы (заполнить столбец «Предположе-ние» таблицы)
- Как называется поклонение какого-либо рода животному или растению как своему мифическому предку и защитнику?
- Как называется вера в духов и душу или во всеобщую одухотворенность природы?
- Как называется приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата?
Работа с учебником:
С. 161-163
(до 4-го абзаца включая его)
Время работы – 7 мин.
Культ -
система утвердившихся ритуалов,
обрядов,
религиозных специфических действий;
почитание, поклонение
чему-либо
или кому-либо
Церковь -
широкое
объединение людей,
принадлежность
к которому
определяется исповедуемой человеком религией либо традицией
Секта -
Оппозиционное
по отношению
к какой-либо религии
течение внутри
этой религии
с претензией на исключительность
Ранние формы религии
Тотемизм –
вера в сверхъестественное родство между родом, племенем
и животным
или растением (тотемом)
и поклонение
тотему как своему мифическому предку
и защитнику
Анимизм -
вера в духовные
сущности, заключенные в предметах или существующие
отдельно от них;
вера в духов и душу
или всеобщую одухотворенность природы
Магия
Ранние формы религии
действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека
Фетишизм
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства
Политеизм - многобожие
Язычество – обожествление сил природы
Монотеизм - единобожие
Прозелитизм -
стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели
Задание 4
- Продолжить заполнение таблицы. Ответить на вопросы (заполнить столбец «Новая информацця»)
- Ответить на вопросы:
1. Какие два подхода выделяют в решении проблемы происхождения религии? В чем они заключаются?
2. На какие виды подразделяются современные религии ?
3. Какие элементы религии являются общеобязательными?
4. Что относится к ранним формам религии?
5. Что такое религиозное сознание?
6. Какие основные религиозные организации выделяют в современных религиях?
Какие религии относятся к мировым?
Каковы признаки мировых религий?
?
Задание 5
- Продолжить составлять и заполнять схему «Классификация современных религий»
Религии
МИРОВЫЕ
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ..
Признаки
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ГПОАУ ЯО
Ярославский колледж сервиса и дизайна
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ
Выполнила:
студентка 2 курса
группы 132-133 «Парикмахер»
Борисова Алена
Ярославль, 2015
Виды религий
Ранние формы
Мировые
Национальные
Иудаизм
Анимизм
Буддизм
Синтоизм
Конфуцианство
Тотемизм
Христианство
Индуизм
Фетишизм
Даосизм
Зороастризм
Ислам
Магия
и другие…
Огромное
Эгалитарность
число последователей
(проповедь равенства всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп)
во всем мире
Признаки
мировых религий
Прозелитизм (пропагандистская активность, преданность вере, стремление обратить в свою веру других людей)
Космополитичность (межэтнический и надэтнический характер, выход за пределы наций и государств)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Задание 6
- Продолжить заполнять сравнительную таблицу религий, используя текст учебника и дополнительные источники информации (ниже) (работа по группам)
Линии сравнения
Мировые религии
1.
………………………… .
2.
…………………………
3.
…………………………
4.
?
?
?
?
Происхождение термина «иудаизм» связано с ис-торией еврейского народа и восходит к еврейскому слову «иехуда», что означает « призванный восхва-лять Бога ».
Иудаизм возник в I тысячелетии до н. э. в Палес-тине (на Ближнем Востоке) .
Иудаизм распространен в основном среди евреев, которые проживают большей частью в Израиле и США, а также в других странах, в том числе в России .
Основными источниками вероучения являются Священные книги Танах и Талмуд .
Иудаизм подразумевает веру в Единого Бога (Яхве), в бессмертие души, загробную жизнь, гряду-щий приход Спасителя, богоизбранность еврейско-го народа .
Количество последователей иудаизма составля-ет около 14 млн. человек .
Линии сравнения
Мировые религии
1.
……………
2.
3.
…………………
…………
4.
5.
6. Основы вероучения
7.
Линии сравнения ?
Учебник:
С. 163-164
(до слова «Хинаяна»)
Учебник:
С. 169-171
(до слова «Суннизм»)
Учебник:
С. 165
(до слова «Право-славие»)
Время работы – 5 мин.
Этимология названий мировых религий
«просветленный»
Буддизм
Будда
«помазанник»
Христианство
Христос
«покорность»
Ислам
Количество верующих
Буддисты
≈ 500 млн.
Христиане
≈ 2 млрд. 350 млн.
Мусульмане
≈ 1 млрд. 750 млн.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ основы вероучения
БУДДИЗМ
« Четыре благородные истины» :
- Ж изнь есть страдание
- Причина страдания –
жажда жизни
3) Прекратить страдание возможно через отказ
от земных желаний и достижение нирваны – состояния небытия и
покоя
4) К нирване ведет «вось-меричный благородный путь» , состоящий в следовании этическим нормам
ХРИСТИАНСТВО
Учение о Троице
(Бог - Отец, Бог - Сын,
Бог - Дух Святой)
Вера в Спасителя –
Иисуса Христа
Идея греховности
как причины всех
несчастий
Учение об избавлении
от грехов путем
молитвы и покаяния
Проповедь терпения, смирения, прощения,
любви к ближнему
Идея свободы от греха
ИСЛАМ
Пять столпов веры:
- Шахада (Символ веры): «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»
- Намаз (салят ) – ежедневная пятикратная молитва
- Закят – налог в пользу бедных
4) Ураза – пост в священный месяц рамадан
5) Хадж – паломничество в Мекку
Покорность Аллаху и земным властям
Задание 7
- Выполнить задания Практикума §3.4.Задания 1, 2 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5)) (письменно, форма прилагается)
Выполняем Задание 2:
Практикум, С. 66
Задание 2
№ п/п
1
Недостающее понятие
2
№ п/п
3
Недостающее понятие
6
7
4
8
5
9
10
- Какую роль играет религия в современном мире?
- Каковы функции религии? Зачем она нужна человеку?
?
ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:
— Коммуникативная —
— Регулятивная —
— Культуротранслирующая —
— Компенсаторная —
— Мировоззренческая —
Функции религии
Функция
Содержание
………………………… ..
Задает критерии осмысления мира
………………………… ..
Восполняет бессилие, ограниченность, зависимость людей от условий существования, снимает стресс
Обеспечивает два плана общения:
………………………… ..
………………………… .
Упорядочивает мысли, стремления, деятельность людей
Интегрирующе-дезинтегрирующая
……………………………………………………………………………
………………………………………………………………………… .…
……………………………………………………………………………… .
Легитимирующе-разлегитимирующая
Обеспечивает сохранение, развитие, передачу культурного наследия от поколения к поколению
………………………… ..
……………………………………………………………………………… .
……………………………………………………………………………… ..
……………………………………………………………………………… .
……………………………………………………………………………… ..
……………………………………………………………………………… ..
Верят люди
Без веры нельзя им жить
Религия
Все превозмогут
Истинная, непонятная
Объединяет, спасает, убивает
Без религии нет человека
Вера и разум
С Богом наука спорит
Спасение
Бог ей мешает
Все-таки к миру придут
Без Бога может не все
Задание 9
- Составить синквейн (танка, хокку) по теме «Религия»
Вывод урока:
Религия обеспечивает нравственное регулирование поведения людей, тесно связана с нормами морали, представлениями о добре и зле. В основе религии лежат универсальные общечеловеческие ценности : любовь, мир, надежда, сострадание, справедливость. Религия – это нравственная сила, духовная основа общества.
Задания для
- Дополнить записи в сравнительной таблице «Мировые религии»
- Выполнить задание по контурной карте
- Выполнить задание на установление связей (визуальный ряд «Религии: культовые сооружения – символы - внутреннее убранство храма»; подписать названия религий)
- Заполнить сравнительные таблицы «Основные направления буддизма», «Основные направления христианства», «Основные направления ислама» ( задание по группам )
- Сделать кластер по теме «Религия», исправив и переработав «Кластер предположений», составленный в начале урока
- Пополнить «Терминологический словарь»
внеаудиторной самостоятельной работы