СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религия как феномен культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Религия как феномен культуры»

Раздел 1. Человек как творец и творение культуры  Пройденные темы: ТЕМА 1.8. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека ТЕМА 1.9. Мировоззрение человека  ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна преподаватель истории и обществознания Мещеряков А.Г.

Раздел 1.

Человек как творец и творение культуры

Пройденные темы:

ТЕМА 1.8.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека

ТЕМА 1.9.

Мировоззрение

человека

ГПОАУ ЯО

Ярославский колледж сервиса и дизайна

преподаватель истории и обществознания Мещеряков А.Г.

Пишем диктант Группа _________ ФИО ________________________________ № вопроса    Ответ 1  2  3  4  5   6 7  8  9  10 Кол-во баллов оценка Проверил: Группа ____________________________________ ФИО студента _____________________________________ Подпись __________________________ Дата ___________

Пишем диктант

Группа _________ ФИО ________________________________

вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

оценка

Проверил: Группа ____________________________________

ФИО студента _____________________________________

Подпись __________________________ Дата ___________

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? – ценности, необходимые для формирования внутреннего мира человека, его духовного обогащения (добро, любовь, уважение, сочувствие, вера, самопожертвование) 1

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

ценности, необходимые для формирования внутреннего мира человека, его духовного обогащения (добро, любовь, уважение, сочувствие, вера, самопожертвование)

1

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? – совокупность представлений, взглядов, норм, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения 2

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

совокупность представлений, взглядов, норм, оценок, определяющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения

2

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? – образ мира в наглядных представлениях, полученный в результате его чувственного восприятия 3

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

образ мира в наглядных представлениях, полученный в результате его чувственного восприятия

3

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? – результат процесса познания действительности, содержание сознания человека, полученное им в ходе активного отражения объективной реальности 4

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

результат процесса познания действительности, содержание сознания человека, полученное им в ходе активного отражения объективной реальности

4

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? – философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира   5

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира

5

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? – направление в теории познания, признающее единственным источником всех знаний чувственный опыт   6

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

направление в теории познания, признающее единственным источником всех знаний чувственный опыт

6

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? Идеал –  7

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

Идеал –

7

Терминологический диктант  Тема 1.9. Мировоззрение человека ? Истина –  8

Терминологический диктант Тема 1.9. Мировоззрение человека

?

Истина –

8

! Ответы: Критерии оценки: 10 баллов – «5»;  8-9 баллов - «4»; 6-7 баллов – «3»;  0-5 баллов – «2» Духовные ценности Мировоззрение ..... Мировосприятие … Знание …………………  Агностицизм ………… Эмпиризм ……………  7. Высшая степень ценного или  наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления 8. Соответствие знаний действительности    1 балл       1 балл       1 балл       1 балл       1 балл       1 балл       2 балла       2 балла

!

Ответы:

Критерии оценки:

10 баллов – «5»;

8-9 баллов - «4»;

6-7 баллов – «3»;

0-5 баллов – «2»

  • Духовные ценности
  • Мировоззрение .....
  • Мировосприятие
  • Знание …………………
  • Агностицизм …………
  • Эмпиризм ……………

7. Высшая степень ценного или

наилучшее, завершенное

состояние какого-либо явления

8. Соответствие знаний

действительности

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

1 балл

2 балла

2 балла

Раздел 1. Человек как творец и творение культуры ТЕМА 1.10.   РЕЛИГИЯ  КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна преподаватель истории и обществознания Мещеряков А.Г. Ярославль, 2015

Раздел 1. Человек

как творец и творение культуры

ТЕМА 1.10. РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

ГПОАУ ЯО

Ярославский колледж сервиса и дизайна

преподаватель истории и обществознания

Мещеряков А.Г.

Ярославль, 2015

ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства

ЦЕЛЬ УРОКА:

Расширить представления о религии, ее роли в жизни человека, общества, государства

  РЕЛИГИЯ

РЕЛИГИЯ

Что такое, по вашему мнению, религия?  Какую роль играет религия в современном мире?  Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?
  • Что такое, по вашему мнению, религия?

  • Какую роль играет религия в современном мире?

  • Каковы, на ваш взгляд, функции религии? Зачем она нужна человеку?
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ: ?

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

?

вера в сверхъестественное . . . . . . . Религия - это

вера в сверхъестественное

. . . . . . .

Религия - это

Задание 3 Ответить на вопросы (заполнить столбец «Предположе-ние» таблицы) Что такое культ? Что такое Церковь? Что такое секта? Что такое язычество? Как называется поклонение какого-либо рода животному или растению как своему мифическому предку и защитнику? Как называется вера в духов и душу или во всеобщую одухотворенность природы? Как называется приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата? Что такое политеизм? Что такое монотеизм? Что такое прозелитизм?

Задание 3

  • Ответить на вопросы (заполнить столбец «Предположе-ние» таблицы)
  • Что такое культ?
  • Что такое Церковь?
  • Что такое секта?
  • Что такое язычество?
  • Как называется поклонение какого-либо рода животному или растению как своему мифическому предку и защитнику?
  • Как называется вера в духов и душу или во всеобщую одухотворенность природы?
  • Как называется приписывание отдельным предметам магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата?
  • Что такое политеизм?
  • Что такое монотеизм?
  • Что такое прозелитизм?
Работа с учебником: С. 161-163 (до 4-го абзаца включая его) Время работы – 7 мин.

Работа с учебником:

С. 161-163

(до 4-го абзаца включая его)

Время работы – 7 мин.

Культ - система утвердившихся ритуалов, обрядов, религиозных специфических действий; почитание, поклонение чему-либо или кому-либо

Культ -

система утвердившихся ритуалов,

обрядов,

религиозных специфических действий;

почитание, поклонение

чему-либо

или кому-либо

Церковь -  Дом Господа  Собрание, широкое объединение людей, принадлежность к которому определяется исповедуемой человеком религией либо традицией

Церковь -

  • Дом Господа
  • Собрание,

широкое

объединение людей,

принадлежность

к которому

определяется исповедуемой человеком религией либо традицией

Секта - Оппозиционное  по отношению к какой-либо религии течение внутри этой религии с претензией на исключительность

Секта -

Оппозиционное

по отношению

к какой-либо религии

течение внутри

этой религии

с претензией на исключительность

Ранние формы религии  Тотемизм –  вера в сверхъестественное родство между родом, племенем и животным или растением (тотемом) и поклонение тотему как своему мифическому предку и защитнику

Ранние формы религии

Тотемизм

вера в сверхъестественное родство между родом, племенем

и животным

или растением (тотемом)

и поклонение

тотему как своему мифическому предку

и защитнику

 Анимизм -   вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них; вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы

Анимизм -

вера в духовные

сущности, заключенные в предметах или существующие

отдельно от них;

вера в духов и душу

или всеобщую одухотворенность природы

Магия Ранние формы религии действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека Фетишизм Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства

Магия

Ранние формы религии

действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека

Фетишизм

Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства

Политеизм - многобожие Язычество –  обожествление сил природы Монотеизм - единобожие

Политеизм - многобожие

Язычество обожествление сил природы

Монотеизм - единобожие

Прозелитизм -  стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели

Прозелитизм -

стремление обратить других в свою веру, а также деятельность, направленная на достижение этой цели

 Задание 4 Продолжить заполнение таблицы. Ответить на вопросы (заполнить столбец «Новая информацця») Ответить на вопросы: 1. Какие два подхода выделяют в решении проблемы происхождения религии? В чем они заключаются? 2. На какие виды подразделяются современные религии ? 3. Какие элементы религии являются общеобязательными? 4. Что относится к ранним формам религии? 5. Что такое религиозное сознание? 6. Какие основные религиозные организации выделяют в современных религиях?

Задание 4

  • Продолжить заполнение таблицы. Ответить на вопросы (заполнить столбец «Новая информацця»)
  • Ответить на вопросы:

1. Какие два подхода выделяют в решении проблемы происхождения религии? В чем они заключаются?

2. На какие виды подразделяются современные религии ?

3. Какие элементы религии являются общеобязательными?

4. Что относится к ранним формам религии?

5. Что такое религиозное сознание?

6. Какие основные религиозные организации выделяют в современных религиях?

Какие религии относятся к мировым?        Каковы признаки мировых религий?  ?

Какие религии относятся к мировым?

Каковы признаки мировых религий?

?

Задание 5 Продолжить составлять и заполнять схему «Классификация современных религий» Религии МИРОВЫЕ …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… .. Признаки ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 5

  • Продолжить составлять и заполнять схему «Классификация современных религий»

Религии

МИРОВЫЕ

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ..

Признаки

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ГПОАУ ЯО Ярославский колледж сервиса и дизайна КЛАССИФИКАЦИЯ  РЕЛИГИЙ Выполнила: студентка 2 курса группы 132-133 «Парикмахер» Борисова Алена Ярославль, 2015

ГПОАУ ЯО

Ярославский колледж сервиса и дизайна

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 132-133 «Парикмахер»

Борисова Алена

Ярославль, 2015

Виды религий Ранние формы Мировые Национальные Иудаизм Анимизм Буддизм Синтоизм Конфуцианство Тотемизм Христианство Индуизм Фетишизм Даосизм Зороастризм Ислам Магия и другие…

Виды религий

Ранние формы

Мировые

Национальные

Иудаизм

Анимизм

Буддизм

Синтоизм

Конфуцианство

Тотемизм

Христианство

Индуизм

Фетишизм

Даосизм

Зороастризм

Ислам

Магия

и другие…

Огромное Эгалитарность число последователей (проповедь равенства всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп) во всем мире Признаки мировых религий Прозелитизм (пропагандистская активность, преданность вере, стремление обратить в свою веру других людей) Космополитичность (межэтнический и надэтнический характер, выход за пределы наций и государств)

Огромное

Эгалитарность

число последователей

(проповедь равенства всех людей, обращенность к представителям всех социальных групп)

во всем мире

Признаки

мировых религий

Прозелитизм (пропагандистская активность, преданность вере, стремление обратить в свою веру других людей)

Космополитичность (межэтнический и надэтнический характер, выход за пределы наций и государств)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Задание 6 Продолжить заполнять сравнительную таблицу религий, используя текст учебника и дополнительные источники информации (ниже) (работа по группам) Линии сравнения Мировые религии 1. ………………………… . 2. ………………………… 3. ………………………… 4. ? ? ? ?

Задание 6

  • Продолжить заполнять сравнительную таблицу религий, используя текст учебника и дополнительные источники информации (ниже) (работа по группам)

Линии сравнения

Мировые религии

1.

………………………… .

2.

…………………………

3.

…………………………

4.

?

?

?

?

 Происхождение термина «иудаизм» связано с ис-торией еврейского народа и восходит к еврейскому слову «иехуда», что означает « призванный восхва-лять Бога ».  Иудаизм возник в I тысячелетии до н. э. в Палес-тине (на Ближнем Востоке) .  Иудаизм распространен в основном среди евреев, которые проживают большей частью в Израиле и США, а также в других странах, в том числе в России .  Основными источниками вероучения являются Священные книги Танах  и Талмуд .   Иудаизм подразумевает веру в Единого Бога (Яхве), в бессмертие души, загробную жизнь, гряду-щий приход Спасителя, богоизбранность еврейско-го народа .  Количество последователей иудаизма составля-ет около 14 млн. человек .

Происхождение термина «иудаизм» связано с ис-торией еврейского народа и восходит к еврейскому слову «иехуда», что означает « призванный восхва-лять Бога ».

Иудаизм возник в I тысячелетии до н. э. в Палес-тине (на Ближнем Востоке) .

Иудаизм распространен в основном среди евреев, которые проживают большей частью в Израиле и США, а также в других странах, в том числе в России .

Основными источниками вероучения являются Священные книги Танах и Талмуд .

Иудаизм подразумевает веру в Единого Бога (Яхве), в бессмертие души, загробную жизнь, гряду-щий приход Спасителя, богоизбранность еврейско-го народа .

Количество последователей иудаизма составля-ет около 14 млн. человек .

Линии сравнения Мировые религии 1.  …………… 2. 3.  ………………… …………  4. 5.  6. Основы вероучения  7.   Линии сравнения ?

Линии сравнения

Мировые религии

1.

……………

2.

3.

…………………

…………

4.

5.

6. Основы вероучения

7.

Линии сравнения ?

Учебник: С. 163-164 (до слова «Хинаяна») Учебник: С. 169-171 (до слова «Суннизм») Учебник: С. 165 (до слова «Право-славие») Время работы – 5 мин.

Учебник:

С. 163-164

(до слова «Хинаяна»)

Учебник:

С. 169-171

(до слова «Суннизм»)

Учебник:

С. 165

(до слова «Право-славие»)

Время работы – 5 мин.

Этимология названий мировых религий «просветленный» Буддизм Будда «помазанник» Христианство Христос «покорность» Ислам

Этимология названий мировых религий

«просветленный»

Буддизм

Будда

«помазанник»

Христианство

Христос

«покорность»

Ислам

Количество верующих Буддисты ≈ 500 млн. Христиане ≈ 2 млрд. 350 млн. Мусульмане ≈ 1 млрд. 750 млн.

Количество верующих

Буддисты

500 млн.

Христиане

2 млрд. 350 млн.

Мусульмане

1 млрд. 750 млн.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ  основы вероучения

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ основы вероучения

БУДДИЗМ « Четыре благородные истины» : Ж изнь есть страдание Причина страдания –  жажда жизни 3) Прекратить страдание возможно через отказ  от земных желаний и достижение нирваны – состояния небытия и  покоя 4) К нирване ведет «вось-меричный благородный путь» , состоящий в следовании этическим нормам

БУДДИЗМ

« Четыре благородные истины» :

  • Ж изнь есть страдание
  • Причина страдания –

жажда жизни

3) Прекратить страдание возможно через отказ

от земных желаний и достижение нирваны – состояния небытия и

покоя

4) К нирване ведет «вось-меричный благородный путь» , состоящий в следовании этическим нормам

ХРИСТИАНСТВО Учение о Троице (Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Дух Святой) Вера в Спасителя – Иисуса Христа Идея греховности как причины всех несчастий Учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния Проповедь терпения, смирения, прощения, любви к ближнему Идея свободы от греха

ХРИСТИАНСТВО

Учение о Троице

(Бог - Отец, Бог - Сын,

Бог - Дух Святой)

Вера в Спасителя

Иисуса Христа

Идея греховности

как причины всех

несчастий

Учение об избавлении

от грехов путем

молитвы и покаяния

Проповедь терпения, смирения, прощения,

любви к ближнему

Идея свободы от греха

ИСЛАМ  Пять столпов веры: Шахада (Символ веры): «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его» Намаз (салят ) – ежедневная пятикратная молитва Закят – налог в пользу бедных 4) Ураза – пост в священный месяц рамадан 5) Хадж – паломничество в Мекку  Покорность Аллаху и земным властям

ИСЛАМ

Пять столпов веры:

  • Шахада (Символ веры): «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – пророк его»
  • Намаз (салят ) – ежедневная пятикратная молитва
  • Закят – налог в пользу бедных

4) Ураза – пост в священный месяц рамадан

5) Хадж – паломничество в Мекку

Покорность Аллаху и земным властям

Задание 7 Выполнить задания Практикума §3.4.Задания 1, 2 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5)) (письменно, форма прилагается) Выполняем Задание 2:  Практикум, С. 66 Задание 2 № п/п 1 Недостающее понятие 2 № п/п 3 Недостающее понятие 6 7 4 8 5 9 10

Задание 7

  • Выполнить задания Практикума §3.4.Задания 1, 2 (вопросы 1-6), 3 (вопросы 1-5)) (письменно, форма прилагается)

Выполняем Задание 2:

Практикум, С. 66

Задание 2

п/п

1

Недостающее понятие

2

п/п

3

Недостающее понятие

6

7

4

8

5

9

10

Какую роль играет религия в современном мире?       Каковы функции религии?  Зачем она нужна человеку? ?
  • Какую роль играет религия в современном мире?

  • Каковы функции религии? Зачем она нужна человеку?

?

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ: — Коммуникативная  — — Регулятивная —  — Культуротранслирующая —  — Компенсаторная —  — Мировоззренческая  —

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ:

Коммуникативная

Регулятивная

Культуротранслирующая

Компенсаторная

Мировоззренческая

Функции религии Функция Содержание ………………………… .. Задает критерии осмысления мира ………………………… .. Восполняет бессилие, ограниченность, зависимость людей от условий существования, снимает стресс Обеспечивает два плана общения: ………………………… .. ………………………… . Упорядочивает мысли, стремления, деятельность людей Интегрирующе-дезинтегрирующая …………………………………………………………………………… ………………………………………………………………………… .… ……………………………………………………………………………… . Легитимирующе-разлегитимирующая Обеспечивает сохранение, развитие, передачу культурного наследия от поколения к поколению ………………………… .. ……………………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………………… .. ……………………………………………………………………………… . ……………………………………………………………………………… .. ……………………………………………………………………………… ..

Функции религии

Функция

Содержание

………………………… ..

Задает критерии осмысления мира

………………………… ..

Восполняет бессилие, ограниченность, зависимость людей от условий существования, снимает стресс

Обеспечивает два плана общения:

………………………… ..

………………………… .

Упорядочивает мысли, стремления, деятельность людей

Интегрирующе-дезинтегрирующая

……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………… .…

……………………………………………………………………………… .

Легитимирующе-разлегитимирующая

Обеспечивает сохранение, развитие, передачу культурного наследия от поколения к поколению

………………………… ..

……………………………………………………………………………… .

……………………………………………………………………………… ..

……………………………………………………………………………… .

……………………………………………………………………………… ..

……………………………………………………………………………… ..

 Верят люди  Без веры нельзя им жить   Религия Все превозмогут   Истинная, непонятная  Объединяет, спасает, убивает  Без религии нет человека Вера и разум С Богом наука спорит Спасение Бог ей мешает   Все-таки к миру придут Без Бога может не все     Задание 9 Составить синквейн (танка, хокку) по теме «Религия»

Верят люди

Без веры нельзя им жить

Религия

Все превозмогут

Истинная, непонятная

Объединяет, спасает, убивает

Без религии нет человека

Вера и разум

С Богом наука спорит

Спасение

Бог ей мешает

Все-таки к миру придут

Без Бога может не все

Задание 9

  • Составить синквейн (танка, хокку) по теме «Религия»
Вывод урока:  Религия обеспечивает нравственное регулирование поведения людей, тесно связана с нормами морали, представлениями о добре и зле. В основе религии лежат универсальные общечеловеческие ценности : любовь, мир, надежда, сострадание, справедливость. Религия – это нравственная сила, духовная основа общества.

Вывод урока:

Религия обеспечивает нравственное регулирование поведения людей, тесно связана с нормами морали, представлениями о добре и зле. В основе религии лежат универсальные общечеловеческие ценности : любовь, мир, надежда, сострадание, справедливость. Религия – это нравственная сила, духовная основа общества.

 Задания для Дополнить записи в сравнительной таблице «Мировые религии» Выполнить задание по контурной карте Выполнить задание на установление связей (визуальный ряд «Религии: культовые сооружения – символы - внутреннее убранство храма»; подписать названия религий) Заполнить сравнительные таблицы «Основные направления буддизма», «Основные направления христианства», «Основные направления ислама» ( задание по группам ) Сделать кластер по теме «Религия», исправив и переработав «Кластер предположений», составленный в начале урока Пополнить «Терминологический словарь» внеаудиторной самостоятельной работы

Задания для

  • Дополнить записи в сравнительной таблице «Мировые религии»
  • Выполнить задание по контурной карте
  • Выполнить задание на установление связей (визуальный ряд «Религии: культовые сооружения – символы - внутреннее убранство храма»; подписать названия религий)
  • Заполнить сравнительные таблицы «Основные направления буддизма», «Основные направления христианства», «Основные направления ислама» ( задание по группам )
  • Сделать кластер по теме «Религия», исправив и переработав «Кластер предположений», составленный в начале урока
  • Пополнить «Терминологический словарь»

внеаудиторной самостоятельной работы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!