СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации к работе над итоговым сочинением.11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе. Содержит рекомендации по структуре сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к работе над итоговым сочинением.11 класс.»

Структура экзаменационного сочинения по литературе.

1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.





Обратите внимание

  • Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.

  • Сочинение будет не­пол­ным, если подобрать мало материала.

  • Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).



Алгоритм работы над сочинением

  • Выбор и обдумывание темы сочинения.

  • Выявление ключевых слов темы сочинения.

  • Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

  • Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

  • Подбор литературного материала.

  • Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.

  • Написание текста сочинения на черновике.

  • Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

  • Работа с орфографическим словарём.



Аргументы к сочинению

  1. Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;

  2. факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;

  3. общеизвестные исторические факты;

  4. результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!