| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Правовое регулирование педагогических отношений»
Выполнила:
cтудентка Ш-41 группы
Филипьева Лина
Ейск, 2024г.
Образовательные отношения составляют отношения между субъектами процесса воспитания и обучения. Каждая из двух составляющих образования также раскрывается в понятийном аппарате Закона об образовании.
Воспитание представляет собой деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение является целенаправленным процессом организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Особенностью образовательных отношений является необходимость организации деятельности обучающихся, требующей от них не пассивного восприятия действий педагога, а активной работы по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и т.д. Степень и значение активности обучающихся отличается в зависимости от вида и уровня получаемого образования, а также от возраста обучающихся. Ведь участником образовательных отношений обучающийся может стать в самом раннем возрасте (получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев).
В образовании складывается два типа общественных отношений:
преципионные (первичные) – образовательные отношения, которые возникают из норм образовательного права, их субъектами являются обучающиеся (их представители), и образовательные учреждения вместе с педагогическими работниками;
комиторные (вторичные) - правоотношения в сфере образования, не входящие в первую группа, которые складываются на основе административного, гражданского или трудового права и опосредованно обеспечивают образовательную деятельность.
Объектами в образовательных правоотношениях могут выступать:
знания, умения, навыки, компетенции, передаваемые педагогами обучающимся в соответствии с требованиям образовательных стандартов и образовательных программ конкретного вида образования;
условия для эффективного образовательного процесса, то есть учебной работы как обучающегося, так и педагога;
качество образования, которое выражается в соответствии процесса и результата учебной работы учителей и воспитанников установленным нормативным требованиям;
качество воспитательной работы - соответствие содержания и характера черт личности учащихся, их социально-ценностных ориентаций, соответствующих позитивным моральным ценностям в обществе.
Субъекты отношений
Субъект правового отношения — это социально-правовая единица, вступающая в отношение с равным себе лицом. То есть это физические и юридические лица, а также государство и его органы, наделённые равными правами и обязанностями.
Субъекты в образовательных правоотношениях – это участники образовательного процесса. Например, учитель, который ведет урок – это субъект образовательного отношения, так как осуществление им педагогической деятельности опосредовано соответствующими правовыми актами (он принят на работу в соответствии с приказом или контрактом, получает зарплату согласно своей квалификации и др).
Субъекты в образовательных отношениях могут объединяться в группы, например:
индивидуальные (ученики, учителя, студенты);
институциональные (образовательное учреждение, его подразделения, органы управления и др.).
В большинстве отраслей индивид обладает правоспособностью и дееспособностью одновременно. Но в гражданском праве возможна ситуация, когда правоспособность и дееспособность могут «сосуществовать» не одновременно. Например, несовершеннолетние от четырнадцати до восемнадцати лет, а также малолетние (до четырнадцати лет) наделены ограниченной дееспособностью.
В образовательных отношениях ученик является полностью дееспособным в смысле возможности им получать образование, отвечать за прогулы занятий, нести обязанность по выполнению учебного плана. На законного представителя несовершеннолетнего ответственность может быть наложена лишь в исключительных случаях, например, если ученик причиняет вред другому лицу или имуществу образовательного заведения
Основными видами правовых статусов у субъектов в образовательных отношений являются:
обучающийся;
родители;
образовательное учреждение;
учредитель образовательного учреждения;
орган управления образованием;
орган управления в образовательном учреждении;
работник в образовательном учреждении (педагогический, административный и др);
трудовой коллектив;
общественная организация в образовательной сфере;
государство.