СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дивергентные педагогические задачи и ситуации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены педагогические задачи в помощь преподавателю педагогики и классному руководителю.Показаны алгоритмы действий педагогов и описаны подходы к определению содержания воспитательной деятельности.Именно они обеспечивают успешность регулирования межличностных отношений между обучающимися и педагогами, развивают  коммуникативные умения.

Просмотр содержимого документа
«Дивергентные педагогические задачи и ситуации.»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 1


ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ОТБОРА СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.

Учитель литературы планирует урок по теме: «(Особенный человек) Рахметов в романе Чернышевского «Что делать?»».

Как провести урок?

В форме беседы? Нет. Это в какой-то степени распылит материал, и вряд ли каждый постигнет образ Рахметова во всем объеме и глубине.

А если лекция? Нет, ведь в лучшем случае ученики будут заинтересованными слушателями...

Может быть, доклад сильного ученика? Доклад? Нет, вряд ли он окажется результативнее лекции учителя. И все-таки необходим доклад, это точно. Только в новой форме: ученики должны встать в позицию исследователей. И это получится, если докладчиком будет не один ученик, которого я назначу, а все, весь класс.

Да, они получат задание: каждому приготовить доклад на тему: «Особенный человек Рахметов как воплощение идеала автора».

Пройду по рядам, бегло просмотрю материалы (план, конспекты, тезисы, подбор аргументов, цитат и пр.), выберу одного докладчика. Кого? Лучше не самого сильного: он может так исчерпывающе и убедительно изложить материал, что конференция по докладу не состоится. Значит, слабого, который схематично раскроет образ Рахметова? Это убьет урок. Надо выбрать такого докладчика, у которого добросовестно сделана работа, но, как правило, есть «белые пятна», спорные мысли, словом, все, дает пищу и для познания, и для дискуссий в классе.

- Итак, доклад. А чтобы ребята были не пассивными слушателями, нужно предложить им по ходу доклада набросать его план и потом сравнить со своим. Готовясь к дискуссии, ребята составят рецензию на доклад.

Стоп! Рецензии... Представляют, как начнут «раскачиваться» ребята. Уйдет много времени. Нельзя! Значит, надо раздать каждому карточки с планом рецензии: 1)раскрыта ли тема? 2)достаточно ли доказательств? 3)последовательно ли расположен материал? 4)что вызывает возражения, что можно дополнить? 5)каков язык докладчика? б) какую оценку заслужил докладчик?

Так, хорошо. После доклада надо организовать дискуссию, а в заключение подвести итог урока, оценить работу учеников и предложить на дом сочинение «Уроки Рахметова».


Вопросы и задания.

1. Что вы можете сказать о организации урока?

2.Какие у вас будут предложения по поводу такого урока?

3.Дайте оценку применяемым методам обучения.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 2


«Девять минут»

Когда прозвенел звонок на второй урок, в кабинете сиде­ло только 6 человек из 30. «Где остальные?» — спросила Вера Николаевна. «Они не успели написать работу по лите­ратуре», — последовал ответ. Прошло 3 минуты, ученики тя­нулись один за другим. Учительница не выдержала и пошла в кабинет литературы. Шла 5-я минута урока. Объясниться с учителем литературы не удалось из-за ее отсутствия в ка­бинете. Вера Николаевна сказала, что если ученики не при­дут сейчас же в ее кабинет, она закроет его, и будет работать с частью класса. Опадавшие не извинились (как будто так и надо) и направились на урок.

Вера Николаевна сказала: «Ребята, прошло 9 минут, план урока срывается, придется задержать класс на перемене на 9 минут». «Мы не хотим сидеть на перемене, нам наш в столовую», — зашумели те, кто пришел вовремя. «Ребята , — заволновалась учительница, — где же ваш здравый ум, ведь вы взрослые люди и должны поступать по совести». Но шумок поддержали и другие. Назревала кризисная ситуация.


ВОПРОС:

Справедливы ли требования учителя, оцените позицию учеников. Школьная практика показывает, что даже вполне правильный поступок учителя может быть превратно 'истол­кован учащимися.











ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 3


«Портрет»

Я побаивалась семиклассников. Особенно мальчиков. Вы­сокие, широкоплечие акселераты, они казались могучими рядом со мной. Среди ребят особым авторитетом пользовался Вася М, весельчак, острослов, забияка.

Однажды я дала письменную работу по стилистике: опи­сать, не называя имени, портрет всему классу известного человека так, чтобы все узнали, кто именно описан. Когда ребята кончили писать, сосед Васи, заговорщически блеснув глазами, предложил:

- Пусть Васька читает.

- Пусть, — согласилась я.

Вася встал и серьезно начал читать. В некрасивом облике человека с испуганными глазами, с копной вихрастых волос, с красными пятнами на шее я узнала... себя! Ничего не упу­стил внимательный взгляд Васи: ни выпяченного подбородка, ни родимого пятна на мочке уха, ни чуть приподнятой тре­угольником левой брови... И хотя я, не отрываясь, смотрела на Васю, я чувствовала, как все впились в меня взглядами, слышала нарастающее оживление класса, узнавала шепот одобрения в Васин адрес. Хотелось закричать: «Замолчи!», затопать ногами, выгнать вон из класса злого мальчишку и его восторженных товарищей, хотелось головой упасть на учительский стол, спрятать лицо от всех всевидящих глаз, убежать... «Если бы учительницей была не я, а другой, муд­рый и бесстрашный человек...» — подумала я.

Вася кончил.

Я сказала, медленно бросая слова в заинтересованную напряженность класса:

- Что же, Вася, ты создал правдивый портрет человека с отталкивающей внешностью, точно подметил все его черты, в которых без особого труда узнали вы знакомую вам лич­ность. За работу ты, Вася, заслужил оценку «пять». Садись,— и я четко вывела в журнале отметку «пять», потом добавила:

- Только я, видимо, опрометчиво поступила, дав вашему классу такое задание...

ВОПРОСЫ:


1. Как вы считаете, правильно ли поступил учитель?

2. Как быть учителю в случаях проявления детской несправедливости и бездушия, где найти силы, чтобы заставить себя уважать детей, заботиться о справедливости, тактичном' разрешении больших и малых противоречий, постоянно воз­никающих в ходе многосложного общения с детьми?

3. К чему может привести неспособность учителя преодоле­вать неприязненное чувство к отдельным детям?

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 4


Учительница « в ударе». Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое свое состояние называет «звенящая струна». Класс слушает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки - Сережа, духовная конституция которого не дотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение ему не передалось. Сереже не интересно , и он пытается разговаривать с соседями.

Не прерываясь, учительница ловит взгляд Сережи. Он на минуту замолкает. Потом – снова: бу - бу- бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять: невыносимое: бу-бу-бу. «Сережа, помолчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и все сначала.

Учительница, сорвавшись, кричит: «Сколько можно издеваться? Вый­ди немедленно из класса! Смотрела, просила — бесполезно. Кирпич вместо сердца. Я сказала: выметайся из класса». В ответ ученик бубнит, что он «ничего такого не делал, по­думаешь, слово сказал». «Не выйду, — говорит ученик, — за что выгоняете?» И — дело до конца урока — пререкания, вза­имные обвинения и оскорбления. «Струна» прервана, урок - насмарку.

Вот теперь – точка. И ваше мнение.

















ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 5


Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

  1. спокойствие, по крайне мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

  2. Прямота в словах и поступках.

  3. Обдуманность действия.

  4. Решительность с правом ответственности за поступок.

  5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

  6. Делать то, что хочется, а не то, что случиться.

  7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

  8. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках.

  9. Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Вопросы и задания


  1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

  2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?

  3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?












ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 6

Девятилетний Валера любит рисовать. Но родители безразличны к увлечению мальчика. Приходя, домой, Валера с радостью сообщает, что было рисование, как он нарисовал, как его хвалила учительница и дети. Оценка — «5». «А что ты получил по математике и русскому языку? Нас не инте­ресует твоя мазня!» — отвечают родители. Мальчик огорчен их словами, ведь на самом деле у него хуже успехи по рус­скому языку и математике.


ВОПРОС:

Какой совет должна дать родителям Валеры учительница, чтобы стимулировать учебу мальчика по русскому языку и математике?



























ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 7


Учительница организовала прогулку в парк. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины. Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

— Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа Кто из Bat-выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз - книгу о русской живописи.

- А где эти картины? — спросил кто-то из учащихся.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что же за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, припасите всех нас посмотреть.

Ученики начали искать живописные уголки парка, наводили свои рамка, выражали восторг, приглашали всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.


Вопросы:

  1. Каков стиль деятельности и поведения учителя?

  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной классно-урочной формы организации обучения?





ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 8


«Что делает нас людьми»

Выберите из предлагаемого списка те свойства, которые характерны для человека, и запишите их в левый столбец, а те, что присущи животным, — в правый

1. Может жертвовать собой для других.

2. Действует согласно инстинкту.

3. Обладает чувством времени.

4. Никогда не пожертвует пищей.

5 Способен на глубокую привязанность.

6. Ищет высшее понимание истины.

7. Его отличает чувство ответственности.

8. Сам решает, как себя вести.

9. Нанося другому вред, не чувствует вину или стыд.

10. Может отложить исполнение своих желаний, если это мешает другому.

11. Способен выражать себя через искусство.

12. Чувствует потребность в свежем воздухе, тепле.

13. Может плавать, бегать, лазать.

14. Может мечтать и оценивать красоту.











ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 9


Учительница математики что-то объясняла, а Витя впечатлительный мальчик, только что получивший тройку по любимому предмету истории, сидел и раскладывал какую-то бумажку на столе, думая о своей неудаче.

"Что ты там делаешь? Почему не слушаешь?"– обрушилась на него

Ксения Витальевна - "Ты стал плохо себя вести".

"Ну и что ж!" - вызывающе буркнул Витя.

"Как ты разговариваешь с учителем? Встань!"

"А чего мне вставать? Я ничего не сделал"

"Ах, так? Ну тогда выходи отсюда!" - "А я не пойду"

"Нет, пойдешь"

Учительница, взяв мальчика за руку, выгнала его силой из класса под неодобрительный шепот всех остальных школьников.


Вопросы:

1. Почему произошел срыв в поведении мальчика?

2. Проанализируйте педагогического воздействия учителя на Витю. Дайте психологическое объяснение, инструментовку методам, выбранным учителем.

3. В чем состоял педагогический просчет учителя?















ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 10


Урок в 3 классе. Учебный год кончается, чувствуется, что дети устали. Но атмосфера на уроке русского языка была деловитой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бурный и короткий, на несколько минут завладел вниманием класса.

- Анна Ильинична, дождик! – ликовали, вскакивая со свих мест, ребята. Учительница открыла форточку, и со двора ударил запах свежести.

- Я вижу, как вы празднично настроились, - сказала она с улыбкой. – Давайте не отпустим эту нечаянную радость, пусть она еще немножко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем мы написать маленькое сочинение «Майский дождик»

- А можно я назову «О чем шумит дождь»?

- Можно…

- Можно, - сказала учительница.

- Сейчас все можно. Как думаете, как чувствуете, так и пишите.

Вопросы:

  1. Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока?

  2. Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации?

  3. А как бы поступили вы?











ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 11


Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать». Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.

- Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:

- Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?


Вопросы:

1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.

2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оцепить действия учителя как антипедагогические?














ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА № 12


Нa выявление характера взаимоотношении среди ребят классного коллектива и их нравственной готовности к принятию справедливых и самостоятельных решений.

Классу предложили помочь в подготовке первого этажа школы к школьному празднику. При этом было выделено 4 основных задания: 1) вымыть пол, 2) аккуратно расставить столы и стулья, 3) стереть пыль с мебели и полить цветы, 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса.

Разъяснив все моменты работы, воспитатель кладет на стол четыре листка бумаги (по количеству заданий) и просит класс разделиться на бригады и выбрать вид работы самим. Затем он отвлекается, делая вид, что занят своим делом, и наблюдает за ходом распределения участков работы и за делением на бригады.


Вопросы:

1. В чем ценность данного приема организации деятельности?

2. Какие аспекты воспитания решались в данной ситуации?

3. Каково место педагога в ситуации? Проанализируйте его позицию.

4. Для какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?




Педагогическая задача № 13

Восьмиклассница из состоятельной семьи постоянно приносит в школу дорогую косметику на зависть одноклассницам. Классный руководитель делает замечания, но в от­вет слышит: "Вас это не касается. Мне разрешают родители!" Как поступить кл. руководителю?

а) объяснить девочке, что макияж в ее возрасте смешон и неуместен для школы;

б) проникновенно сказать: "Посмотри на наших мальчиков... Для кого ты стараешь­ся?!"

в) «конфисковать» косметику и отдать родителям;

г) серьезно поговорить с родителями девочки и убедить их не разрешать "боевой раскраски";

д) высмеять девочку на родительском собрании.

«Сформулируйте проблему, связанную с возрастными и индивидуальными особен­ностями этой девочки. Можно ли такую проблему обсуждать на родительском собрании?
















Педагогическая задача № 14

Бенджамин Франклин (1706-1790) —-выдающийся американский просветитель и государственный деятель, один из авторов декларации независимости США, опираясь на нравственные ценности своего времени, в молодости составил для себя «комплекс добродетелей» с соответствующими наставлениями и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения. Вот этот комплекс:

  1. Воздержание. Нужно есть не до пресыщения, и пить не до опьянения.

  2. Молчание. Нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок. Следует держать все свои вещи па своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

  1. Решительность. Нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено

  2. Трудолюбие. Нельзя терять время попусту; нужно быть всегда занятым чем-то полетным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

  3. Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

  4. Справедливость. Нельзя причинять, кому бы то ни было вред, нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

  5. Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

  6. Чистота. Нужно не допускать телесной грязи, соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

  7. Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам

  8. Скромность и т.д.

«Но в целом. — гак Франклин подводил итог к концу жизни, —хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без опыта» (Франклин Б Избр. произв. М.. 1956. С. 482-483).


Вопросы и задания.

1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного.

2.Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный образ.



Педагогическая задача № 15

В классе появился новенький - Виталий. Первые дни мальчик посещал занятия и вел себя хорошо. Но спустя несколько дней он перестал появляться в школе. От милиционера педагоги узнали, что Виталий вместе с группой ребят украл аудиотехнику. Классная руководительница отправилась домой к Виталию. Нечего радостного она не узнала и никакой помощи не ждала, так как узнала, что отца нет, а мать ведет аморальный образ жизни. И вдруг педагог вспомнила о разговоре с Виталием и его друзьями. Это была встреча на улице, где Виталий что-то рисовал на асфальте. Один из друзей сказал о больших способностях Виталия к рисованию. Узнав, где живет этот друг Виталия, классная руководительница нашла там и Виталия. Неприветливо встретив учителя, Виталий был удивлен неожиданным предложением Татьяны Викторовны - помочь в оформлении наглядных пособий к ее урокам. Для этого она дола ему деньги на покупку бумаги, красок и других необходимых материалов.

На следующий день дома у педагога Виталий мастерил и готовил наглядные пособия. В результате он стал приходить к ней домой каждый вечер с готовыми рисунками, таблицами. Лишь к началу следующего года Виталий попросил учительницу помочь вернуться в школу, но только в ее класс.

Хорошо, что администрация школы поддержала такой интерес, организовав для Виталия обучения по индивидуальной программе, чтобы совсем его не потерять. И так, Виталий стал регулярно посещать школу и усердно учиться.

Вопрос и задание.

  1. Какие приемы педагогического воздействия использовал учитель?

  2. Чем можно объяснить расположение мальчика к учителю?

  3. Какая сторона человеческих отношений отразилась в истории с Виталием?


Педагогическая задача № 16

Тимур сильно отставал по английскому языку. За партой впереди него сидела Таня круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной.

К концу года, перед выпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь её развлечь, рассказывал смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания, поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по – настоящему нравиться. На экзамене Тимур полностью переписал её работу и получил по английскому языку «отлично».

Вопрос и задание.

  1. Может ли существовать добро без зла?

  2. Почему так важна мотивировка поступка?

  3. Если бы об этом узнал учитель английского языка, что мог он сделать?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!