СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реформы Петра 1

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Итоги Северной войны.

Тема урока: «Реформы Петра 1».

Осознание отставания России от передовых европейских стран убедило Петра в необходимости реформ в России с учетом европейского опыта. Одним из важнейших направлений реформаторской деятельности Петра I стала перестройка государственного аппарата.            

1. Реформа центрального и местного управления. Еще с начала XVIII века Петр I перестал созывать боярскую думу и все важнейшие дела и законы обсуждал в своем «кабинете» (то есть в собственной канцелярии) с доверенными лицами и любимцами. Только в 1711 г. Петр, отбывая в Прутский поход, учредил Сенат, получивший название Правительствующего. Сенат стал высшим законосовещательным, распорядительным и судебным органом при государе. Он включал 9 персон — назначенных Петром особо доверенных лиц. Наряду со знатными людьми сенаторами были неродовитые сподвижники царя. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора с соответствующим штатом чиновников. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Царь называл генерал-прокурора «оком государевым», поскольку тот был обязан следить за исполнением законов.

Просмотр содержимого документа
«Реформы Петра 1»

  1. Итоги Северной войны.

Тема урока: «Реформы Петра 1».

Осознание отставания России от передовых европейских стран убедило Петра в необходимости реформ в России с учетом европейского опыта. Одним из важнейших направлений реформаторской деятельности Петра I стала перестройка государственного аппарата.

1. Реформа центрального и местного управления. Еще с начала XVIII века Петр I перестал созывать боярскую думу и все важнейшие дела и законы обсуждал в своем «кабинете» (то есть в собственной канцелярии) с доверенными лицами и любимцами. Только в 1711 г. Петр, отбывая в Прутский поход, учредил Сенат, получивший название Правительствующего. Сенат стал высшим законосовещательным, распорядительным и судебным органом при государе. Он включал 9 персон — назначенных Петром особо доверенных лиц. Наряду со знатными людьми сенаторами были неродовитые сподвижники царя. В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора с соответствующим штатом чиновников. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Царь называл генерал-прокурора «оком государевым», поскольку тот был обязан следить за исполнением законов.

Петр I основательно изменил центральные и местные органы управления. Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. Сложная и запутанная система приказов была заменена в 1717—1720 годах новыми учреждениями — коллегиями. В отличие от приказов, коллегии занимались отдельными строго определенными вопросами государственного управления в пределах всей страны. Во главе коллегии стоял президент, при нем находились советники и другие должностные лица. Государь обращал особое внимание на необходимость принимать решения коллегиально (делать все «с совету»).

Первоначально было учреждено 11 коллегий. Например, Воинская коллегия ведала вооруженными силами страны, Адмиралтейств-коллегия — делами флота, Коллегия иностранных дел — внешней политикой, Камер-коллегия и Штатс-коллегия — соответственно доходами и расходами казны, Ревизион-коллегия осуществляла контроль за финансовой деятельностью государственного аппарата, Мануфактур-коллегия заведовала промышленностью, кроме горной, для которой учреждалась специальная Берг-коллегия.

Несколько позже возникла Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными делами дворянства.

Особое место в системе государственных учреждений занимали ведомства политического сыска. Сначала это был Преображенский приказ, позже — Тайная канцелярия (ее первый глава — Петр Толстой).

«Генеральный регламент» строго определял сферы деятельности коллегий и других правительственных учреждений.

Реформы были проведены и в местном управлении. В 1708 г. Россию разделили на восемь губерний: Архангелогородскую, Ингерманландскую (Прибалтика, Карелия, Петербург), Казанскую, Московскую, Киевскую, Азовскую, Смоленскую и Сибирскую. Позже число губерний было увеличено. Губернаторы подчинялись царю и обладали большой властью, но и спрос с них был строгий. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

Украина – особый режим местного управления. Власть принадлежала гетману. Но в 1722 года гетман стал назначаться царем.

Города были выделены в особую территориальную единицу. Центральным органом управления городами стал Главный магистрат (в Петербурге), на местах учредили городовые магистраты. Это были выборные учреждения. В них попадали состоятельные посадские люди и купцы. Малоимущие горожане («подлые») практически не участвовали в деятельности магистратов.

2. Изменение в положении дворянства. В 1714 г. вышел указ о единонаследии. Поместье разрешалось передавать по наследству, но только одному наследнику, остальные должны были жить на жалованье за службу. Петр хотел заставить дворян служить. Этот указ приравнивал поместье к вотчине. Боярство и дворянство слились в одно сословие.

Петр хотел, чтобы государственные должности занимали не по родовитости или связям, а по способностям и заслугам. В 1722 г. была обнародована Табель о рангах. В этом документе определялись новые чины и порядок продвижения по службе — военной (сухопутной и морской), гражданской и придворной.

Табель устанавливала 14 рангов классных чинов, своего рода служебную лестницу. Получение очередного ранга зависело от служебных заслуг и выслуги лет. Родовитость не имела прежнего значения. Дослужившись до классных чинов, выходцы из любых сословий получали дворянство (но в гражданской службе потомственное дворянство давалось лишь чинам 8 класса и выше). Тем самым личные качества открывали некоторые возможности для продвижения по службе и людям недворянского происхождения. За время правления Петра несколько человек низкого происхождения стали крупными чиновниками, например Меншиков. Это был очень смелый шаг Петра. Минусы – бюрократия, погоня за чинами.

3. Церковная реформа. Изменения произошли в положении Русской православной церкви, относившейся, как правило, весьма критически к попыткам царя переиначить жизнь России на европейский лад. Опасаясь возникновения в лице патриарха центра оппозиции реформам, Петр I после смерти патриарха Адриана запретил выборы нового патриарха. Был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола. Петр стремился сделать церковь орудием просвещения русского народа и подчинить ее своей власти.

Дальнейшее ограничение самостоятельности и влияния церкви произошло в 1721 г., когда был издан указ о создании Духовной коллегии — Святейшего правительствующего Синода — для управления религиозными делами. Синод состоял из высшего духовенства, но возглавлял его назначенный Петром чиновник – обер-прокурор (светское лицо). С этого времени церковь в известной мере превратилась в часть государственного аппарата.

Начиная с Петра I в России окончательно утвердилась абсолютная власть монарха. Абсолютизм – неограниченная власть, монарх олицетворяет высшую судебную, законодательную и исполнительную власть. Исчезли многие следы средневековой раздробленности: все сословия, церковь, аппарат управления безоговорочно служили государству. Есть регулярная армия и полицейский аппарат, местные органы власти подчинены центральным. Работу государственных органов обеспечивают чиновники. Петр впервые в истории России создал облик царя — отца Отечества, правителя, для которого долг перед Родиной, интересы государства являются высшим смыслом жизни. Он был царем-тружеником, царем-подвижником, посвятившим жизнь службе Отечеству.

Реформы Петра:

  1. Укрепили Российское государство.

  2. Россия стала одной из великих держав.

  3. Боярство и дворянство слились в одно сословие.

  4. Церковь превратилась в государственный орган власти.

  5. Усовершенствована система местного управления.

  6. Многочисленное население России оставалось бесправным.


Д.з. § 15. Р.т. § 15 № 1, 2, 3, 4, 5.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!