СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие волевых качеств в подростковом возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Развитие волевых качеств в подростковом возрасте

(сообщение по МДК 03.01)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент: 312 группы

Чечегов  Даниил

Проверила:

Юсова Валентина Ивановна

 

 

 

Балей

2023

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Воля — способность человека осознанно регулировать свою деятельность и достигать поставленных целей, системная по своему строению; та сторона психической жизни, которая получает выражение в сознательных целенаправленных действиях человека. Л.С. Выготский определял волю как физическую и личностную независимость, синоним свободы.

Формирование волевых качеств, как условий, обеспечивающих достижение жизненного успеха, происходит в раннем возрасте, и в разных возрастных периодах волевые качества имеются свои особенности. Воля в подростковом возрасте формируется вместе с развитием познавательного процесса, способностей ребенка и интеллекта. Волевые качества подростка формируются в процессе физической и духовной перестройке личности ребенка. Учебная деятельность в подростковом возрасте требует усилий, проявление самостоятельности и ответственности. В процессе бурной физиологической перестройки организма, формирования различных новообразований в подростковом возрасте, проявление воли может выступать в тандеме, который базируется на смелости или же на страхе, когда ребёнок готов рискнуть лишь для того чтобы не потерять авторитетность в глазах сверстников. Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества''.

Так же вместе с волей можем рассмотреть волевые качества. Специалисты в сфере психологии человека большое внимание уделяют изучению и диагностике характеров личности, в том числе дают подробную характеристику такому качеству индивида, как воля. Волевые качества личности – это совокупность множества разнообразных характерных черт, которые определяют человека как эмоционально, морально и духовно сильного. 

Если такие качества характера в человеке отсутствуют или же присутствуют их противоположности, то это говорит о слабо развитой волевой стороне личности и об отрицательном характере. Волевые качества чаще всего приобретаются и развиваются в процессе получения жизненного опыта. Безусловно, основа для развития личности закладывается в психику человека генетически, но тот или иной облик характера взращивается в ходе воспитания человека в детстве и юности. С годами к определенному возрасту уже можно судить и давать оценку сложившемуся личностному образу.

Если процесс становления личности имел благоприятные условия для развития волевых качеств, то в течение жизни они будут стабильными и устойчивыми, и их проявление не будет зависеть от какой-то конкретно сложившейся ситуации. То есть люди, обладающие сильной и стойкой волей, обладают ей всегда при любых обстоятельствах, а не от случая к случаю. В человеке могут присутствовать как отдельные волевые качества, так и их совокупность. В последнем случае речь идет об особой крепости характера и присутствии полной власти над своей личностью.[3]

Представители разных психологических направлений в своих работах освещали проблему воли и развития волевых качеств. Среди отечественных исследователей, изучающих проблему воли, можно отметить таких как Л.С. Выготский, А.И. Высоцкий, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, В.К. Калинин, А.Ф. Лазурский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Селиванов и другие. Изучением проблемы развития волевых качеств подростков занимались такие исследователи как Е.П. Ильин, Б.Г. Ананьев, А.И. Высоцкий, К.К. Платонов, П.А. Рудик, С.Л. Рубинштейн.[1]

Волевые качества чаще всего приобретаются и развиваются в процессе получения жизненного опыта. Безусловно, основа для развития личности закладывается в психику человека генетически, но тот или иной облик характера взращивается в ходе воспитания человека в детстве и юности. С годами к определенному возрасту уже можно судить и давать оценку сложившемуся личностному образу. В психологии всегда была актуальной проблема воли и развития волевых качеств, что определяется потребностью различных социальных институтов. Социум, школа, семья повышают свои требования к подрастающему поколению. На фоне чего важным условием гармоничного развития личности выступает развитие волевых качеств в подростковом возрасте.

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

Волевые качества формируются так же в процессе физического воспитания. Про физическое воспитание можно сказать, что оно представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучением движением, воспитание физических качеств, овладения специальными физкультурными знаниями и формирования осознанной потребности физкультурных занятий. Таким образом, физическое воспитания - это наука об общих законах управления процессом физического совершенствования человека. [2]

   Круглик И.И., Круглик К.П. в кратком словаре терминов по теории и методике физического воспитания дают следующие определение: физическое воспитание – специализированный педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, совершенствования физиологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения, основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обуславливает количественные изменения его функциональных возможностей. Физическое воспитание в подростковом возрасте имеет свои особенности из-за возрастных особенностей подросткового возраста.

Подростковый возраст (приблизительно от 11–12 до 15–16 лет) — период интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, принципов. В это время резко возрастает ценность для подростка коллектива сверстников, развивается устойчивая потребность в общении с ними.[4]

Многие ученые, исследующие психологию подросткового возраста, обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности. Поскольку жизненный опыт подростков недостаточен, то им свойственно стремление к самоутверждению, к показу своей самостоятельности. В кругу своих сверстников они часто стремятся утвердить свое положение, показать себя людьми, знающими жизнь. Такое утверждение связано зачастую с подражанием асоциальным формам поведения (неприятие воспитательных мероприятий).

Для подростка воля как черта характера стоит на одном из первых мест. Волевые люди становятся для него идеалом, на который он хотел бы походить. Однако как раз про подростков принято говорить, что воля у них слабая. У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.[2]

Список используемых источников

1.Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре: учебное пособие / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Карякина. - Москва, 2019 – 256 c. - ISBN 978-5-4468-0768-0 - Текст: непосредственный.

2.Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Москва: 1980. – ISBN 978-5-5340-0671-1- Текст: непосредственный.

3.Кузнецов, В.С., Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник. - Москва : Академия, 2016. -13 изд. - 210 с. - ISBN 978-5-4468-0343-9 - Текст: непосредственный.

4.Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и 5.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Физкультура и СпортАкадемПресс, 2018. - 543 с. - ISBN 786-5-5750-0543-3 - Текст: непосредственный.

Просмотр содержимого документа
«Развитие волевых качеств в подростковом возрасте»

Эссе «Мой путь в педагогическую профессию»

Когда я стал задумываться о профессии педагога? С тех пор, как я стал ходить на секции по футболу. Мой учитель физической культуры меня всегда подбадривал. Мне безумно нравилось заниматься спортом, я хотел стать лучшим в этом виде спорта. По началу, у меня мало что получалось, были неудачи, но я не сдавался, как бы мне не было тяжело. После упорных тренировок я понял, что добиваюсь поставленной цели.

На районных соревнованиях, мы часто занимали призовые места, и тогда я понял, что это все не зря. Время шло, и передо мной встал выбор «Кем я хочу стать», мой ответ был однозначным – учителем физической культуры. Человеком, который заряжает энергией, знаниями, на кого можно равняться, В 2022 году я поступил в Балейский педагогический колледж, на педагога дополнительного образования в области физической культуры. За все время обучения я участвовал во многих спортивных соревнованиях, где получил грамоты, награды, сертификаты. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что я не зря выбрал эту профессию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!