«ТАКОЙ ВОТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ …»
Подростничество — это период становления личности. В данном возрасте формируются черты характера и основные формы поведения, складываются основы нравственности.
МОТИВАЦИОННЫЕ ЛИНИИ ПОДРОСТНИЧЕСТВА
Само-познание
Само-утверждение
Самовыражение
Для подросткового возраста характерно стремление быть похожим на старших
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится человек, который ведет себя «как настоящий мужчина » и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина».
Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием и саморазвитием.
Для мальчиков характерно подражание мужественным, смелым, обладающими характером и силой воли героям в жизни; участие в делах, требующих проявления воли.
Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у мальчиков.
Стремление к выработке у себя полезных качеств личности свойственно и девочкам-подросткам. Качества, аналогичные волевым, вырабатываются в процессе следующих занятий.
Описанные различия между мальчиками и девочками способствуют тому, что у них вырабатываются настойчивость и работоспособность как раз в таких видах деятельности, которыми им придется заниматься, став взрослыми.
РАЗВИТИЕ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
- Подростков отличает повышенная познавательная творческая активность . Желание узнать что-то новое, чему-либо научиться стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы. На основе таких интересов в подростковом возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.
- Подростки заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития.
- Появляются новые мотивы учения , связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом.
- Происходит формирование системы личностных ценностей , которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки эти людей и самооценку.
- Создаются условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, умения налаживать деловые контакты.
ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
- Наличие противоречий и конфликтов. Например, интеллектуальная развитость подростков в учебной деятельности и инфантильность при обсуждении различного рода проблем.
- Главная новая черта — это более высокий уровень самосознания .
- Происходит становление индивидуальности , самостоятельности в учении и в труде.
- Формируются новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей.
- Появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА
НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ
ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ
ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА
ПОЛОЖЕНИЕ В КОЛЛЕКТИВЕ
Подростковый возраст
критический
переломный
трудный
переходный
возраст полового созревания
Подросток
– … «уже не ребёнок, но ещё не взрослый !!!»
Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным
Три ступени подросткового возраста
Старший подростковый возраст
15-18 лет
Средний подростковый возраст
13-15 лет
14 лет – наиболее опасный
Младший подростковый возраст
10-13 лет
Дети
Родители
Самоутвердиться любыми способами
Как себя вести: запрещать или разрешать
Этот период психологи называют самым конфликтным
Что лежит в основе
конфликтов отцов и детей?
Потребность в общении с родителями в
подростковом возрасте снижается , уступая место
потребности в общении со сверстниками . Почему?
Общением с матерью подростки удовлетворены
только на 30% , а с отцом – 12%.
Причиной такого психологического барьера,
возникающего между подростками и родителями,
психологи называют неумение и нежелание
родителей выслушать, понять, принять).
Основной закон, на котором
строится поведение подростка
- Любое поведение подчинено общей цели –
чувствовать себя востребованным
- ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере (учении);
- чувствовать свою значимость в семье и коллективе, в котором подросток находится;
- вносить свой особый вклад в жизнь семьи , класса
(реализация творческого потенциала).
Данные статистики
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
- Подростковый период характеризуется
высоким уровнем тревожности, озабоченности
и неудовлетворённости своей внешностью.
- В этот период жизни к нелюбимым чертам
характера ребята относят физические
характеристики.
- 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12
лет испытывают беспокойство по поводу
своего роста.
Физиология подростка
В организме ребёнка происходят гормональные изменения
График изменений роста см/год
юноши
девушки
15 лет
13 лет
Интенсивность роста скелета опережает развитие мускулатуры ( непропорциональность тела, подростковая угловатость, неуклюжесть )
Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей
неуравновешенности
Резкие перепады
настроения
Повышенная
утомляемость
Изменение
артериального
давление
Раздражительность
Подросток: «В 14 лет моё тело будто взбесилось»
Растущему организму требуется нормальное питание!
Вредна ли свобода для подростка?
В отношении с детьми, особенно в подростковом возрасте,
необходимо придерживаться умеренности во всём – не лишать
детей того, что им необходимо, но не потакать всем их
желаниям.
Необходимо интересоваться с кем общается Ваш ребёнок,
знать имена и интересы друзей. Вести беседы о вредных
последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в
людях и их поступках.
Каково влияние улицы на поведение детей?
Если подросток проводит много времени на улице, в компании
случайных людей, они привыкают к такому времяпрепровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и «общения».
Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своём будущем.
В дальнейшем дети будут следовать только своим желаниям,
избегая родительского воспитания и указаний учителя.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Выберите наиболее предпочитаемый для вас пункт
- Выполнять домашнее задание или 1. Пообщаться с друзьями
2. Поговорить о какой -либо проблеме с мамой, или 2. Поделиться проблемой, возникшей папой или кл. руководителем трудностью с подругой, другом
3. Почитать книгу, ухаживать за животными или 3. Послушать музыку, сходить на дискотеку
4. Пойти с родителями в гости или 4. Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга,
подругу домой
5. Ты согласишься с мнением родителей, или 5. Ты стараешься высказать свое мнение, т.к учителей, если даже у тебя совсем ты уже достаточно взрослый
другое мнение
Результаты анкетирования
1
55 %
45 %
Главным для многих подростков становится не учёба, а возможность общаться с друзьями.
П роисходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок , но может быть и другое место , где собираются подростки, общаются, курят, выпивают .
2
48 %
52 %
- На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей.
- Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников.
- Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых.
3
71%
29%
- Для подростков характерна разбросанность интересов.
- В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов в другую среду вне школьной деятельности. Активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные.
- Интерес к урокам снижается, успеваемость падает.
В свободное от уроков время подростки любят:
- проводить с друзьями на улице – 52 %,
- участвовать в вечерах и дискотеках — 13 %,
- заниматься в спортивных секциях и кружках — 34 %.
Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
- Следует отметить, что только у третьей части подростков досуг организован.
4
21%
79%
Главным для многих подростков становится не семейные традиции, а возможность общения с друзьями.
5
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Соглашусь с мнением взрослых, даже если у меня другое мнение
Выскажу своё мнение, так как я уже достаточно взрослый
48%
52%
Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку.
Основной закон, на котором строится поведение подростка
- Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным , быть значимым:
- Ощущать свою состоятельность в учёбе , Чувствовать свою значимость в семье , Строить отношения со сверстниками , Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
- Ощущать свою состоятельность в учёбе , Чувствовать свою значимость в семье , Строить отношения со сверстниками , Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
- Ощущать свою состоятельность в учёбе ,
- Чувствовать свою значимость в семье ,
- Строить отношения со сверстниками ,
- Вносить свой вклад в жизнь семьи, класса ( реализовать свой творческий потенциал )
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
1 .Старайтесь, говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
3 .Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
4 .Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
5 .В период полового созревания мальчикам важно получить поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
6 .Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
7 .Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
Тема педагогической запущенности приобретает в настоящее время всё большую актуальность.
Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложнённые требования к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребёнка и к его личности.
Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость , трудновоспитуемость , т.е. собственно педагогическую трудность ребёнка и низкий уровень его субъектности в учебно-познавательном процессе.
У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре.
У школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-познавательная активность.
Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям , дерзостью с учителями , негативным отношением к учёбе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями ( сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).
Проблемы "трудных" подростков, пути их предупреждения и решения
Для каждого ребёнка встреча с учителем - это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком.
Учитель воплощает в себе всё, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим учеником, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
Речь пойдёт о запущенных детях. Это те дети, которым не хватает заботы, внимания. На современном этапе, когда речь идёт о гуманистической педагогике, работа с такими детьми становится во главу угла.
Поэтому тема нашей беседы очень актуальна сегодня. На мой взгляд, запущенные дети - это социально неадаптированные дети, т. к. требуют больше внимания, заботы, такта общения с ними.
Характеристика запущенных детей
Педагогическая запущенность обусловлена прежде всего недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребёнка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Её проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребёнка и слабовыраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.
У школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита.
Педагогическая запущенность - это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приёмами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.
Ребёнок проходит через три стабильные воспитательные среды: семью, детский сад и школу .
И каждая среда создаёт массу социально-педагогических ситуаций для его развития, которые по-разному отражаются на результатах последнего. Однако в каждой воспитательной среде можно выделить множество социально-педагогических ситуаций, которые по-разному влияют на состояние запущенности . Остановимся на самых важных из них.
Условно обозначим их как ситуации «взаимного безразличия, «односторонней симпатии», «взаимной агрессии», «подавления активности ребёнка».
Взаимное безразличие и взаимная агрессия взрослого и ребёнка, как - правило, порождают глубокую социально-педагогическую запущенность .
Ситуация т. е. позитивное, заинтересованное (или неустойчивое) отношение воспитателей к ребёнку, их стремление учесть его индивидуально-личностные особенности, преодолеть дисгармонии в его развитии при сильном сопротивлении ребёнка, приводит к так называемой количественной динамике запущенности.
В поведении ребёнка продолжают накапливаться негативные привычки, его поступки всё больше не соответствуют социальным ожиданиям.
Подавление активности ребёнка, его инфантилизация приводят к качественным изменениям в формировании ребёнка как субъекта познания, деятельности, общения и самосознания.
Это можно назвать качественной динамикой социально-педагогической запущенности .
При неблагоприятной ситуации развития признаки и проявления запущенности накапливаются и переходят в качественное образование симптомо - комплексы.
Проявляются они сначала в поведении ребёнка, не затрагивая его личность, находящуюся в стадии становления (дошкольное детство). В дальнейшем запущенность распространяется на личностный уровень.
В школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и др.
Возникает дидактическая запущенность . В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье и школе затрагиваются все личностные структуры ребёнка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребёнка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие её субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптированным.
Запущенные школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).
Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности - учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя
(«Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»).
Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой - сдержанность и высокий самоконтроль.
Запущенный ребёнок ощущает себя неумным, плохим учеником, непринятым, нелюбимым окружающими. Эти ощущения повышают тревожность детей, делают их социально робкими, снижают их уровень притязаний на успех.
У запущенных школьников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребёнка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряжённость, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность.
Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.
В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.
Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.
В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями.
Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.
В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного»? Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется всё с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.
Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте.
Так как этот период в жизни ребёнка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребёнка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребёнка уже трудно перевоспитывать.
Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.
Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными.
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.
Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребёнка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания.
Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.
Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений .
Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка.
Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д.
Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации .
Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии.
Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днём, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка.
Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.
Желаю удачи, терпения
и творческого вдохновения
в воспитании подростка !
Составитель презентации к родительскому лекторию
Коломиец А.К.
кл.руков. 5 класса