СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие технического мышления учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мышления на уроках

Просмотр содержимого документа
«Развитие технического мышления учащихся на уроках технологии»

Развитие технического мышления учащихся на уроках технологии

Развитие человеческой цивилизации в настоящее время осуществляется технологическим путем, т.е. путем создания и совершенствования различных технических устройств и технологических процессов. В основе этой деятельности находится человеческое мышление. Для формирования активных, всесторонне развитых членов нашего общества требуется сложный, многогранный процесс. Неотъемлемыми составными частями этого процесса в учебное время являются не только эстетическое, культурное, трудовое воспитание, но и техническое развитие.

Проблемы формирования и развития технического мышления всегда являлись актуальными для решения вопросов, связанных с обучением и воспитанием школьников хотя бы потому, что образующиеся на определенном этапе развития науки представления о закономерностях формирования и функционирования технического мышления во многом предопределяют особенности организации процесса трудового обучения.

В настоящее время возрастает значение проблемы формирования технической деятельности учащихся, так как это одно из мощных средств приобщения к производительному труду и развитию личности.

Данной проблеме посвящены фундаментальные психологические исследования, в которых особое значение придается обучению именно технической деятельности. В результате такого обучения происходит формирование способностей к изобретательству и конструированию, развитие технического мышления и творчества к труду. Вместе с тем проблема творческой технической деятельности учащихся включает в себя целый ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического и практического разрешения. Так как формирование технического мышления у учащихся представляет длительный и сложный процесс, значит, начинать его следует задолго до начала профессиональной деятельности. Исследование этого вопроса может способствовать совершенствованию всего учебного процесса в школе.

В данном аспекте особое внимание предполагается уделить совершенствованию психолого-педагогических условий обучения, способствующих качественному росту технического потенциала обучающихся. Без этого невозможно успешно вести работу по развитию технического потенциала личности учащегося, невозможно подготовить его к самостоятельной жизни в условиях постоянного изменения технологического процесса.

Современный технологический прогресс требует от личности проявления новых качеств, как инициативность, гражданственность, вовлеченность в трудовые контакты, гибкость мышления, умение адаптироваться в изменяющихся условиях и др.

Учителями трудового обучение накоплен не малый опыт, который помогает формированию и развитию именно технического мышления у учащихся на уроках технологии. Изучение и обобщение этого опыта, результатов экспериментальных исследований и положены в основу написания данной курсовой работы.

Объектом курсовой работы является изучение факторов развития технического мышления учащихся на уроках технологии.

Предметом курсовой работы является условия развития и формирования технического мышления, учащихся в процессе трудового обучения. психология педагогика образование

Цель курсовой работы заключается в изучении понятия технического мышления, его особенностей развития, видов, процессов влияния и формирования на учащихся, в процессе трудового обучения.

В соответствии с целью и предметом исследования были поставленные следующие задачи:

. Систематизировать знания о техническом мышлении, его видах , факторов развития, методах формирования.

. Выявить методологические основы учебной работы для развития технического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

. Изучить эксперимент, доказывающий влияние психологической инерции действия на техническое мышление учащихся.

. Уточнить влияние на развитие технического мышления учащихся разных форм работы на уроках трудового обучения на примерах разработанных конкретных планов-конспектов уроков.





Под техническим мышлением понимается комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности. Поскольку, техническое мышление проявляется в способности успешно решать технические задачи, то наиболее логично в качестве критерия сформированности технического мышления выделить умение решать комплексные технические задачи различных уровней сложности.

Под комплексными задачами, мы понимаем техническую задачу, для решения которой требуется владение всеми компонентами, составляющими техническое мышление. По успешности решения комплексных технических задач различной трудности, можно судить об уровне развития технического мышления. Определить же этот уровень возможно благодаря определенным показателям. Такие показатели были разработаны преподавателем специальных дисциплин Уральского технологического колледжа (г. Заречный) - Сенченко В.А.

Под показателем в словарях и энциклопедиях понимается то, по чему можно судить о развитии чего-нибудь. Поэтому в качестве показателей сформированности технического мышления выделяются уровни и их характеристики, позволяющие судить о развитии технического мышления. Они также определяют успешность решения системы комплексных заданий и оцениваются баллами.

Для разработки показателей была использована широко известная таксономия категорий усвоения, выявленная коллективом американских ученых под руководством Б.Блума. Она ориентирована на оценку познавательной (когнитивной) области и эмоциональной сферы личности учащихся.

При анализе познавательной области личности учащихся авторы выделяют следующие шесть категорий, которые расположенные по степени усложнения характера познавательной деятельности:категория - знание;категория - понимание;категория - применение;категория - анализ;категория - синтез;категория - оценка.

Опираясь на таксономию Блума можно разработать содержание каждой из категорий в познавательной области техники, по которым можно оценивать успешность решения комплексных технических задач и сформированность технического мышления.

Знание:

знает роль техники в развитии производства;

имеет представление о современных достижениях техники;

знает основные технические термины, понятия;

знает устройство и принцип действия основных механизмов;

знает закономерности функционирования различных механизмов;

знает основные условные изображения, применяемые в технике;

знает основные орудия труда, материалы.

знает основы проектирования и конструирования;

знает технологию обработки различных материалов;

имеет представление о современных методах поиска и обработки информации;

Понимание:

понимает роль техники в развитии производства;

владеет техническими понятиями, терминами;

умеет раскрыть сущность задачи;

понимает назначение и принцип действия технических устройств, механизмов;

умеет интерпретировать полученную информацию;

понимает последствия какого-либо действия.

Применение:

умеет применять технические знания в конкретных условиях и новых условиях;

умеет использовать детали и орудия труда, пользоваться техническими устройствами;

умеет мысленно преобразовывать и воспроизводить материал;

умеет собрать механизм, конструкцию, схему, которые изображены условными знаками;

умеет актуализировать образы по памяти, удерживать их в уме, видеть умственным взором;

умеет технически грамотно оформлять проекты;

умеет рассчитывать основные показатели по техническим предметам;

умеет быстро и качественно обработать техническую литературу;

умеет осуществлять рациональный поиск информации.

Анализ:

умеет систематизировать и классифицировать технические объекты, понятия, выделять существенное и второстепенное;

умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технического объекта;

умеет делать выводы по заданию;

умеет ориентироваться в технической документации;

умеет определить назначение технической конструкции;

умеет соотнести результаты отдельных действий с представлением о конечном результате;

выделяет избыточные и недостающие данные в технических задачах;

умеет аргументировать ответ и действия;

определяет новизну в задаче, умеет сопоставлять с известными классами задач;

Синтез:

умеет генерировать технические идеи;

умеет решать технические задачи на преобразование технических конструкций;

переосмысливает объекты, рассматривает его под иным углом зрения, видит в нем другие свойства, другое назначение;

умеет создавать новые образы и изменять их;

умеет оперировать динамическими пространственными образами;

умеет видоизменять, трансформировать образы.

Оценка:

умеет оценить знание, понимание, применение, анализ, синтез в познавательной области техники;

умеет оценить оптимальность решения технических задач;

умеет оценить аргументацию ответа;

умеет оценить новые идеи;

умеет оценить грамотность оформления технической идеи;

умеет оценить полученный результат.

В рамках данной системы комплексных заданий нет возможности в полной мере оценить все содержание выделенных категорий. Они рассчитаны на более широкое использование: во всей познавательной области технического знания.

Эти категории явились основой для разработки показателей выделенного критерия в рамках технологии, которые реально можно оценить при анализе решения учащимися комплексных технических задач.



1.2 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ



Исходя из разработанных показателей, определим три уровня развития технического мышления: низкий, средний, высокий. Ниже в таблице приведены критерии и показатели (уровни и их характеристика) для оценки сформированности технического мышления.



Таблица 1. Критерии и показатели уровней развития технического мышления

ПоказателиКритерийУровни развитияХарактеристикаУмение решать комплексные технические задачи1. НизкийУчащийся показывает знание лишь единичных понятий, условных знаков; испытывает большие трудности при выполнении практических заданий, решение осуществляет лишь на эмпирическом уровне; с трудом объясняет принцип действия простейших механизмов; не способен объединять разрозненные сведения в систему и вычленять ее составляющие2. СреднийДемонстрирует хорошие знания устройств и принципов действий основных механизмов, основных технических терминов, понятий, основных условных изображений; понимает принцип функционирования основных технических объектов; понимает основные элементы языка техники; умеет применять знания и умения в конкретных ситуациях; в новых ситуациях применение знаний и умений вызывает значительные затруднения; умеет достаточно быстро находить решение задачи3.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!